Форма государтсва

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 06:40, курсовая работа

Краткое описание

Тема данной курсовой работы «Форма государства». Форма государства выражает способ организации и осуществления государственной власти и ее взаимодействие с населением. На протяжении многих столетий политико-правовая мысль пыталась объяснить устройство тех или иных государств, выделяя самое основное в формах государства. Форма государства состоит из трех элементов: форма правления, политический режим, форма государственного устройства. Тема данной работы является чрезвычайно интересной. Актуальность данной темы определяется практическими потребностями государства, так как форма государства во многом влияет на его содержание и функции, так же от того, как организована и реализуется государственная власть, зависит эффективность проводимой политики, законность, благополучие и правопорядок в стране.

Содержание

Введение___________________________________________________________________3
Глава 1. Форма правления. Понятие и виды.______________________________________4
1.1. Монархия_______________________________________________________________5
1.2. Республика______________________________________________________________7
1.3. Нетипичные формы правления_____________________________________________8
Глава 2. Политический режим. Понятие и признаки.______________________________10
2.1. Демократический политический режим_____________________________________11
2.2. Антидемократические режимы_____________________________________________12
Глава 3. Форма государственного устройства____________________________________15
3.1. Унитарное государство___________________________________________________17
3.2. Федерация______________________________________________________________19
3.3. Конфедерация___________________________________________________________21
Заключение________________________________________________________________24
Библиографический список __________________________________________________26

Вложенные файлы: 1 файл

мой вариант.doc

— 182.50 Кб (Скачать файл)

Федерация может быть договорной (в основу федерации положен договор субъектов) и конституционной (правовым основанием федерации является закрепление факта ее образования в Основном Законе страны).26

3.3. Конфедерация

Если федерация - это союзное  государство, то конфедерация - это "государственный союз государств". То есть при всей ее неустойчивости, конфедерация является все-таки формой государственного устройства, а не формой международно-правового союза. Такие объединения находятся как бы в промежуточном состоянии – это уже не международные организации, но еще и не государства, то есть это международно-правовые объединения, в которых появляются зачатки государственно-правовой природы. Как международно-правовое объединение, объединение государств характеризуются тем, что создано и действует на основании международного договора, государства сохраняют независимый статус, суверенитет. Международно-правовой характер объединения обусловлен так же тем, что решения общих органов проводятся в жизнь решениями и действиями органов государств, входящих в объединение, хотя это не обязательно, если объединение обладает признаками наднациональности. В общие войсковые формирования государство добровольно направляет свой контингент и сохраняет право на его отзыв, а само воинское подразделение не теряет государственной принадлежности. У объединения государств в строгом смысле слова нет своей территории, поскольку таковой считается сумма территорий государств-участников.

 

 

Однако при этом просматриваются  контуры будущего государства:

  • создание единых руководящих органов, принятие ими решений, действующих на территории объединения;
  • образование общих войсковых формирований, таможенных и пограничных структур;
  • отчисления денежных средств на содержание органов и указанных подразделений;
  • возможное хождение единой валюты либо валюты на всей территории объединения; вынесение принципиального решения о равной защите интересов граждан на территории государств-членов, а также введение института гражданства.27

Конфедерации свойственны следующие черты:

  • создается для достижения определенных целей, отвечающих интересам государств, образовавших конфедерацию (целей политических, военных, экономических);
  • создание конфедерации закрепляется, как правило, договором;
  • каждый субъект конфедерации полностью сохраняет свой суверенитет. На конфедерацию в целом суверенитет не распространяется;
  • члены конфедерации обладают правом выхода из конфедерации на основе юридически обоснованного одностороннего волеизъявления и правом нуллификации, то есть отмены действия актов органов конфедерации на своей территории;
  • неустойчивость, переходный характер: конфедерации либо распадаются после достижения целей, ради которых они создавались, либо превращаются в суверенное государство - унитарное или федеративное;
  • у конфедерации есть свои органы управления (один или несколько), но она не имеет общей конституции, у нее нет единых законодательных органов, единой судебной системы, единого гражданства, единой армии, единой системы налогов, бюджета, денежной единицы. А конфедеративные органы лишь координируют действия членов конфедерации.28

Конфедерация – достаточно  редкое образование. Конфедерацией  были штаты Северной Америки, которые  в 1787 г. создали федеративное государство - США. В 1952 г. в конфедерацию объединились Египет и Сирия и образовали Объединенную Арабскую Республику, которая в дальнейшем распалась. До 1848 г. существовала такая конфедерация, как Швейцарский союз (1815-1848 гг.), которая затем превратилась в федерацию.29

В последние годы само понятие «форма государственного устройства» подвергается критике, намечается тенденция к исключению его из научного оборота, замене более адекватным термином. Поэтому в последние годы этот термин стремятся заменить

формулировкой «политико-территориальное», «территориально-политическое устройство» государства. Однако отмечается, что для обозначения системы взаимоотношений между центральной государственной властью и действующими в территориальных составных частях органами публичной власти полностью адекватный обобщающий термин еще не найден.

Вывод:

Форма государственного устройства - это национальное и административно-территориальное  строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между  его составными частями, между центральными местными органами государственного управления, власти.

По форме государственного устройства все государства можно подразделить на три основных группы:  унитарное; федеративное; конфедеративное.

Государственное устройство может  быть простым и сложным.

Простым является унитарное государственное  устройство. Унитарное государство - это одно, единое государство, которое подразделяется лишь на административно-территориальные единицы, не включая в себя никаких государственных образований.

Федерация — форма государственного устройства, при которой несколько государственных образований, юридически обладающих определенной политической самостоятельностью, обра­зуют одно союзное государство.

Конфедерация - это временный юридический  союз суверенных государств, созданный  для обеспечения общих интересов. При конфедеративном устройстве государства члены конфедерации сохраняют свои суверенные права как во внутренних, так и во внешних делах.

 

Заключение

Формой государства называется совокупность основных способов организации, устройства и осуществления государственной власти, выражающих его сущность. Форма государства – это сложное понятие, включающее три элемента: форму правления, государственное устройство и политический режим.

Форма правления – элемент формы  государства, подразумевающий организацию  верховной государственной власти, в особенности высших и центральных ее органов, структуру, компетенцию, порядок образования этих органов, длительность их полномочий, их взаимоотношений с населением, степень участия последнего в их формировании.

Основными формами правления являются монархия и республика, но также выделяют нетипичные формы правления.

Монархия - это форма правления, при которой глава государства  получает свой государственный статус и особый почетный титул по наследству и пожизненно. Традиционно монархию разделяют на неограниченную (абсолютную) и ограниченную (конституционную), последняя делится на парламентарную и дуалистическую.

Республика – это  форма правления, характеризующаяся выборностью  главы государства, именуемого обычно президентом. Обычно республику делят на парламентарную и президентскую.

К нетипичным формам правления обычно относят республиканскую монархию, монархическую республику, смешанную  республику.

Политический режим — совокупность методов, приёмов и форм осуществления  политических отношений в обществе, то есть способ функционирования его политической системы. Широко применяемая классификация политических режимов – это их деление на демократические и антидемократические. Антидемократические в свою очередь делятся на тоталитарный и авторитарный.

Демократия –  народовластие - это  одна из основных форм  устройства любой  организации, основанной на равноправном участии ее членов в управлении и  принятии в ней решений по большинству.

Тоталитаризм - это политический режим, основанный на стремлении руководства страны установить полный контроль над личностью и подчинить уклад ее жизни одной, безраздельно господствующей идее.

Авторитаризм по своим характерным  чертам он занимает как бы промежуточное  положение между тоталитаризмом и демократией.

Форма государственного устройства - это национальное и административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными местными органами государственного управления, власти.

По форме государственного устройства все государства можно подразделить на три основных группы:  унитарное; федеративное; конфедеративное.

Унитарное государство - это одно, единое государство, которое подразделяется лишь на административно-территориальные  единицы, не включая в себя никаких государственных образований.

Федерация — форма государственного устройства, при которой несколько  государственных образований, юридически обладающих определенной политической самостоятельностью, образуют одно союзное государство.

Конфедерация - это временный юридический  союз суверенных государств, созданный  для обеспечения общих интересов. При конфедеративном устройстве государства члены конфедерации сохраняют свои суверенные права  как во внутренних, так и во внешних  делах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

  1. Бабаева В.К.  Теория государства и права: Учебник. – М.: Юристъ, 2004.-  592с.
  2. Енгибарян Р.В., Краснов Ю.К. Теория государства и права: учебное пособие. М., 2003
  3. Замкова В.И. Тоталитаризм: сущность и концепции. М., 1999
  4. Корельского В.М. и Превалова В.Д.. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов – 2-е изд., изм. и дополн. – М.: Изд. группа Норма – Инфра-М. – 2001.
  5. Лазарев. В. В. Общая теория государства и права. М., "Юрист" 2002
  6. Марченко М.Н.  Проблемы теории государства и права. Учебник. – М.: Проспект, 2001. – 760с.
  7. Марченко М.Н., Дерябина Е.М.. Основы государства и права: учеб. М.: ТК Велби, Изд-во проспект. – 360с.
  8. Матузова Н.И., Малько А.В.. Теория государства и права: Курс лекций – 2-е изд., перераб. и дополн. – М.: Юристъ. – 2001. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. – 3-е изд./ Венгеров А.В. – М.: Юриспруденция. – 2000.
  9. Мигранян А. История теории демократии. Таллин, 1998
  10. Морозова Л.А.. Теория государства и права: учебник. М., 2007
  11. Правоведение: учебник / кол. авторов; под ред. М.Б. Смоленского. – М.: КНОРУС, 2010.- 392с.
  12. Правоведение: Учебник для  вузов/ Под ред. Д.ю.н., проф. С.Н.Бабурина. – М.: Издательство НОРМА, 2003. – 592с.
  13. Петрова В.С. Типы и формы государства. Учебник. 2001
  14. Петрова В.С.  Сущность содержание и форма государства. 2001
  15. Рассолов М. М. Проблемы теории государства и права. М. 2007
  16. Сорокин. Государство переходного периода: теоретические вопросы. Алтайская академия экономики и права. Барнаул. 2000.
  17. Страшун Е.Г. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. - в 2х томах: Т. 2. – 1999. - С. 352-353;
  18. Червонюк В. И. Теория государства и права: учебник. М. 2006
  19. Чиркин В.Е. Современное федеративное государство. М.: Издательство МНИМП. 1997.
  20. Чиркин В.Е. Государствоведение. М.: Издательство МНИМП. 1999.
  21. Чиркин В. Е. Конституционное право зарубежных стран. М. 2002
  22. Монархия. Республика. Диктатура // Башилов Б. Политический справочник. М.1998. № 8.
  23. Смешанные формы правления в современных государствах/ Казанник А. И.  Вестник Омского университета. серия право. Ом. 2005. №4
  24. Чиркин  В. Е. Нетипичные формы правления // Государство и право . 1994. № 1.С.109

1 Чиркин  В. Е. Нетипичные формы правления // Государство и право . 1994. № 1.С.100

2  Там же. С.109

3 Корельского В.М. и Превалова В.Д.. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов – 2-е изд., изм. и дополн. – М.: Изд. группа Норма – Инфра-М. – 2001. С 358

4 Матузова Н.И., Малько А.В.. Теория государства и права: Курс лекций – 2-е изд., перераб. и дополн. – М.: Юристъ. – 2001. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. – 3-е изд./ Венгеров А.В. – М.: Юриспруденция. – 2000. С 468

5 Бабаева В.К.  Теория государства и права: Учебник. – М.: Юристъ, 2004.-  592с. С 86

6 Марченко М.Н.  Проблемы теории государства и права. Учебник. – М.: Проспект, 2001. – 760с. С 104-110

7 Матузова Н.И., Малько А.В.. Теория государства и права: Курс лекций – 2-е изд., перераб. и дополн. – М.: Юристъ. – 2001. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. – 3-е изд./ Венгеров А.В. – М.: Юриспруденция. – 2000. С 187

8 Марченко М.Н.  Проблемы теории государства и права. Учебник. – М.: Проспект, 2001. – 760с. С 153

9 Чиркин В.Е. Современное федеративное государство. М.: Издательство МНИМП. 1997. С 15

10  Чиркин В.Е. Современное федеративное государство. М.: Издательство МНИМП. 1997. С 72

11  Правоведение: учебник / кол. авторов; под ред. М.Б. Смоленского. – М.: КНОРУС, 2010.- 392с. С 90

12 Правоведение: учебник / кол. авторов; под ред. М.Б. Смоленского. – М.: КНОРУС, 2010.- 392с. С98-105

13 Матузова Н.И., Малько А.В.. Теория государства и права: Курс лекций – 2-е изд., перераб. и дополн. – М.: Юристъ. – 2001. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. – 3-е изд./ Венгеров А.В. – М.: Юриспруденция. – 2000. С 201

14 Сорокин. Государство переходного периода: теоретические вопросы. Алтайская академия экономики и права. Барнаул. 2000. С56

15 Чиркин В.Е. Государствоведение. М.: Издательство МНИМП. 1999. С 34

16  Замкова В.И. Тоталитаризм: сущность и концепции. М., 1999. С 132

17 Марченко М.Н.  Проблемы теории государства и права. Учебник. – М.: Проспект, 2001. – 760с. С 528

18 Правоведение: учебник / кол. авторов; под ред. М.Б. Смоленского. – М.: КНОРУС, 2010.- 392с. С 72

19 Страшун Е.Г. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. - в 2х томах: Т. 2. – 1999. -353с. С143

20 Енгибарян Р.В., Краснов Ю.К. Теория государства и права: учебное пособие. М., 2003 С 233

21 Петрова В.С.  Сущность содержание и форма государства. 2001. С98

Информация о работе Форма государтсва