Форма государтсва

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 06:40, курсовая работа

Краткое описание

Тема данной курсовой работы «Форма государства». Форма государства выражает способ организации и осуществления государственной власти и ее взаимодействие с населением. На протяжении многих столетий политико-правовая мысль пыталась объяснить устройство тех или иных государств, выделяя самое основное в формах государства. Форма государства состоит из трех элементов: форма правления, политический режим, форма государственного устройства. Тема данной работы является чрезвычайно интересной. Актуальность данной темы определяется практическими потребностями государства, так как форма государства во многом влияет на его содержание и функции, так же от того, как организована и реализуется государственная власть, зависит эффективность проводимой политики, законность, благополучие и правопорядок в стране.

Содержание

Введение___________________________________________________________________3
Глава 1. Форма правления. Понятие и виды.______________________________________4
1.1. Монархия_______________________________________________________________5
1.2. Республика______________________________________________________________7
1.3. Нетипичные формы правления_____________________________________________8
Глава 2. Политический режим. Понятие и признаки.______________________________10
2.1. Демократический политический режим_____________________________________11
2.2. Антидемократические режимы_____________________________________________12
Глава 3. Форма государственного устройства____________________________________15
3.1. Унитарное государство___________________________________________________17
3.2. Федерация______________________________________________________________19
3.3. Конфедерация___________________________________________________________21
Заключение________________________________________________________________24
Библиографический список __________________________________________________26

Вложенные файлы: 1 файл

мой вариант.doc

— 182.50 Кб (Скачать файл)

В юридической литературе данный вопрос всегда рассматривался через призму формы государства вообще. Вообще проблема территориальной организации власти характерна именно для государственно-организованного общества, поскольку в нем люди управляются не непосредственно (как это было в первобытном обществе, где они обособлялись и объединялись по кровнородственному признаку), а опосредствованно – через  организацию государством социально-производственного процесса на определенной территории: люди управляются постольку, поскольку они на этой территории находятся. Государственная власть и государственное управление строятся по территориальному принципу.16

Говоря о государственном устройстве, следует обратить внимание на многозначность этого понятия. В литературе говориться об устройстве государства как о  форме государства в целом, об устройстве как о форме правления, об устройстве как территориальной организации. А.Б. Венгеров и Т.В. Кашанина считают, что действительно, во всех этих случаях речь идёт именно об устройстве (строении, организации) государства, только в разных аспектах: политическом, структурном, территориальном.17 Очевидно поэтому, говоря о форме государства и всех её элементах, при определении понятий Венгеров использует термин «устройство», причём каждый раз применяя разные смысловые оттенки, что может привести к смешению традиционно выделяемых и определенный категорий.

Поэтому в последние годы само понятие  «форма государственного устройства»  подвергается критике, намечается тенденция  к исключению его из научного оборота, замене более адекватным термином. Чиркин В.Е. указывает, что в политической литературе понятию «государственное устройство» придавалось излишне широкое содержание: нередко имелся в виду государственный строй в целом, а иногда включались и некоторые важнейшие элементы

общественного строя (например, партии). Поэтому в последние годы этот термин стремятся заменить формулировкой «политико-территориальное», «территориально-политическое устройство» государства.18 Также взамен предложены понятия «территориальная организация публичной власти», «территориально-политическая организация государства», однако отмечается, что для обозначения системы взаимоотношений между центральной государственной властью и действующими в территориальных составных частях органами публичной власти полностью адекватный обобщающий термин еще не найден.

Форма государственного устройства - это национальное и административно-территориальное  строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между  его составными частями, между центральными местными органами государственного управления, власти.

На форму государства влияют разнообразные факторы:

  • тип государства
  • экономический строй обществ
  • национальный состав населения
  • исторические традиции
  • территориальные размеры государства и др.19

Исторически сложилось три "классических" формы государственного устройства: унитарное государство, федеративное государство (федерация), конфедерация. Впрочем, в последнее время взгляд на конфедерацию как на один из видов формы государственного устройства начал меняться. Многие авторы полагают, что конфедерация не является самостоятельным государством, а всего лишь содружеством, союзом абсолютно независимых государств, созданным для достижения каких-либо конкретных целей (оборона от общего врага, экономическое развитие, политическое объединение и т. д.).

В отличие от форм правления организация  государства рассматривается с  точки зрения распределения государственной  власти и государственного суверенитета в центре и на местах, их разделение между составными частями государства.20

Форма государственного устройства показывает:

  • из каких частей состоит внутренняя структура государства;
  • каково правовое положение этих частей и каковы взаимоотношения этих органов;
  • как строятся отношения между центральными и местными государственными органами;
  • в какой государственной форме выражаются интересы каждой нации, проживающей на этой территории.

По форме государственного устройства все государства можно подразделить на три основных группы:

    • унитарное;
    • федеративное;
    • конфедеративное.

3.1. Унитарное государство

Унитарное государство (от лат. unus, unitas — один, единство) — это одна из основных форм политико-территориальной  организации государства, при которой  его единая территория подразделяется обычно не на отдельные государства  и/или государственные образования (республики, штаты, земли и др.), а на административно-территориальные единицы (области, департаменты, губернии, провинции, районы, округа, общины и др.) со сравнительно ограниченной самостоятельностью. А само государство имеет одну конституцию, одно законодательство, одно гражданство, единую систему органов государственной власти и управления, одну судебную систему, единый бюджет и налоговую систему и.21 Поэтому унитарное государство нередко называют единым, слитным, простым по своей структуре государством.

В ходе исторического развития унитарная  форма государственного устройства сложилась самой первой, вместе с  самим государством. Все без исключения государственные образования древности  и средних веков обладали этой формой государственного устройства. Примером тому могут служить Римская империя, императорские Китай и Япония, средневековые европейские королевства. Позднее, с развитием идей просвещения и гуманизма, появилось немало прогрессивных идей, что и привело к появлению в области государственного

строительства многих стран иных форм государственного устройства - федераций  и конфедеративных государственных  союзов.22

Унитарные государства по своей  территориальной структуре делятся  на простые и сложные. Простые унитарные государства включают в себя только обычные административно-территориальные единицы. Если же унитарное государство имеет на своей территории еще и особые, автономные образования, то оно рассматривается как сложное. Административно-территориальное деление имеют практически все государства, и лишь в крайне редких случаях (например, Мальта, Бахрейн, Науру или Тувалу в Океании) из-за особой малочисленности населения и очень небольшой территории такое деление отсутствует. Административно-территориальное деление унитарного государства может быть двухзвенным (например, провинции — муниципалитеты в Нидерландах или области — общины в Армении и Болгарии), трехзвенным (например, область — провинция — коммуна в Италии) и даже четырехзвенным (например, регион — департамент — район — община во Франции).23

По характеру взаимоотношений  между государством в целом, высшими органами государственной власти и управления и его структурными частями, их органами власти, управления и самоуправления унитарные государства подразделяются на централизованные и децентрализованные. В свою очередь централизованные государства по степени своей централизации могут разграничиваться на крайне централизованные или сверх централизованные, характерные для недемократических стран, и умеренно-централизованные или демократически централизованные. Точно так же децентрализованность унитарных государств может быть достаточно высокой и относительно слабой. В сверх централизованных и централизованных унитарных государствах обеспечивается вертикаль жесткого и полного подчинения среднего и нижнего территориального звена управления центру. Зачастую для централизованного характерно то, что местное самоуправление отсутствует, а во главе местных органов стоят назначенные из центра чиновники (Индонезия, Таиланд, Польша, Болгария и др.). Для децентрализованных унитарных государств характерны более или менее широкая самостоятельность регионов и мест в отношении центра, который либо вообще не имеет назначаемых им представителей в областях (регионах) и на местах. (Франция, Великобритания и др.).

 

Итак, унитарное государство можно  характеризовать следующими признаками:

  • предполагает единые, общие для всей страны высшие исполнительные, представительные и судебные органы, которые осуществляют верховное руководство соответствующими органами;
  • на территории действует одна конституция, единая система законодательства, одно гражданство;
  • составные части унитарного государства (области, департаменты, округа, провинции, графства) государственным суверенитетом не обладают;
  • унитарное государство, на территории которого проживают небольшие по численности национальности, широко допускает национальную и законодательную автономию;
  • все внешние межгосударственные отношения осуществляют центральные органы, которые официально представляют страну на международной арене;
  • единые вооруженные силы, руководство которыми осуществляются центральными органами государственной власти.
  • единая денежная система, одноканальная система налогов.24

3.2. Федерация

В отличие от унитарной, федеративную форму государственного устройства называют «сложной», поскольку федерация представляет собой союзное государство, части которого обладают признаками государственности. Как отмечается в литературе, федеративное государственное устройство является уникальным, так как, во-первых, оно неоднородно, во-вторых, разнообразно. Это определяется многими факторами: различием в национально-этническом составе населения, историческими процессами, географическим положением и др.

Федерация представляет собой добровольное объединение ранее самостоятельных  государственных образований в одно союзное государство.

Следует помнить, что само понятие  федерализма возникло с потребностью устройства государства в такой  форме, которая, обеспечивая единство и согласованное функционирование крупного состава как целостной  организации политической власти, допускает существование и

 развитие в его пределах  структурных единиц, выступающих,  в свою очередь, как относительно  самостоятельное государство или  государственное образование.25

Федеративное государственное  устройство неоднородно. В различных странах оно имеет свои уникальные особенности, которые определяются историческими условиями образования конкретной федерации и национальным составом населения страны, своеобразием быта и культуры народов, входящих в союзное государство.

Вместе с тем можно выделить наиболее общие черты, которые характерны для большинства федеративных государств:

  • двухуровневая система органов государственной власти
  • субъекты федерации имеют свои законодательные, исполнительные и судебные органы, обладают правом принятия собственной конституции;
  • верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам;
  • компетенция между федерацией и ее субъектами разграничивается союзной (федеральной) конституцией или федеральным договором;
  • существование федеральной системы законодательства и законодательных систем субъектов федерации при наличии принципа верховенства общефедерального закона;
  • двухпалатное строение парламента, при котором одна из палат (как правило, верхняя) представляет интересы субъектов федерации;
  • наличие в большинстве федераций двойного гражданства;
  • двухканальная система налогов;
  • суверенитет федерации произведен от суверенитета входящих в нее государственных единиц;
  • после вхождения в федерацию ее субъекты суверенитетом практически не обладают. Хотя степень суверенности субъектов в разных федерациях (или в одной и той же федерации, но разных субъектов) может быть различной;
  • у субъектов отсутствует право выхода из федерации (его не предусматривает ни одна из конституций федеративных государств). Такое право признавалось Конституцией СССР, но ввиду отсутствия механизма его воплощения в жизнь оно так ни разу и не было реализовано за все время существования Советского государства.

Федерации делятся на виды. Федерация может быть административно-территориальной (образованной на основе территориального принципа) и национально-государственной (образованной по национальному принципу).

Административная федерация (например, США, ФРГ) является достаточно эффективным  способом децентрализации, "дробления" власти и на этой основе - демократизации общества.

Выделяют также симметричную федерацию (члены федерации имеют одинаковый правовой статус) и асимметричную, для  которой характерно неравенство  правового положения субъектов.

Информация о работе Форма государтсва