Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 06:40, курсовая работа
Тема данной курсовой работы «Форма государства». Форма государства выражает способ организации и осуществления государственной власти и ее взаимодействие с населением. На протяжении многих столетий политико-правовая мысль пыталась объяснить устройство тех или иных государств, выделяя самое основное в формах государства. Форма государства состоит из трех элементов: форма правления, политический режим, форма государственного устройства. Тема данной работы является чрезвычайно интересной. Актуальность данной темы определяется практическими потребностями государства, так как форма государства во многом влияет на его содержание и функции, так же от того, как организована и реализуется государственная власть, зависит эффективность проводимой политики, законность, благополучие и правопорядок в стране.
Введение___________________________________________________________________3
Глава 1. Форма правления. Понятие и виды.______________________________________4
1.1. Монархия_______________________________________________________________5
1.2. Республика______________________________________________________________7
1.3. Нетипичные формы правления_____________________________________________8
Глава 2. Политический режим. Понятие и признаки.______________________________10
2.1. Демократический политический режим_____________________________________11
2.2. Антидемократические режимы_____________________________________________12
Глава 3. Форма государственного устройства____________________________________15
3.1. Унитарное государство___________________________________________________17
3.2. Федерация______________________________________________________________19
3.3. Конфедерация___________________________________________________________21
Заключение________________________________________________________________24
Библиографический список __________________________________________________26
Смешанная республика сочетает в себе черты президентской и парламентарной республик:
Вывод:
Форма правления – элемент формы государства, подразумевающий организацию верховной государственной власти, в особенности высших и центральных ее органов, структуру, компетенцию, порядок образования этих органов, длительность их полномочий, их взаимоотношений с населением, степень участия последнего в их формировании.
Существует ряд критериев, по которым разделяют виды форм правления, но в основном деление идет в зависимости от источника государственной власти и режима ответственности главы государства. Основными формами правления являются монархия и республика, но также встречаются формы не относящиеся в двум перечисленным, их называют нетипичными формами правления.
Монархия - это форма правления, при которой глава государства получает свой государственный статус и особый почетный титул по наследству и пожизненно.
Традиционно монархию разделяют на неограниченную (абсолютную) и ограниченную (конституционную), последняя делится на парламентарную и дуалистическую.
Республика – это форма правления, характеризующаяся выборностью главы государства, именуемого обычно президентом.
Традиционно республику делят на парламентарную и президентскую.
К нетипичным формам правления обычно
относят республиканскую
Глава 2. Политический режим. Понятие и признаки
Термин «политический режим» появился в западной литературе еще в XIX веке, а в широкий научный оборот вошел во второй половине XX века. В широком смысле слова политический режим – это реальное распределение политической власти. В этом значении он представляет собой определенный способ функционирования политической системы общества, который позволяет отличать одно государство от другого. Политический режим складывается в результате взаимодействия всех элементов политической системы: политических институтов, отношений, норм и культуры. В более узком значении слова политический - это совокупность способов и методов осуществления государственной власти. Таким образом, политический режим характеризуется:
Понятие политического режима является ключевым для формирования представлений об основных системах власти. По нему судят о подлинной картине принципов организации политического устройства общества. Политический режим характеризует определенный политический климат, существующий в той или иной стране в конкретный период ее исторического развития.
Факторы, влияющие на политический режим:
Исследователи насчитывают в современном мире огромное количество различных политических режимов, многие из которых отличаются друг от друга крайне незначительно, фактически каждая страна имеет свой неповторимый государственный режим. Это определяет большое разнообразие подходов к классификации политических режимов. Античный философ Аристотель (384 – 322 г до н. э.) дает два критерия, по которым можно провести классификацию:
Одна из достаточно простых, широко распространенных, классификаций политических режимов, основанная на этих критериях, и широко применяемая сегодня - деление их на демократические и антидемократические.
2.1. Демократический политический режим
Демократия – (от древнегреч. demos- народ и crutos- власть ) - народовластие - это одна из основных форм устройства любой организации, основанной на равноправном участии ее членов в управлении и принятии в ней решений по большинству. Демократический режим характеризуется высокой степенью политической свободы человека, реальным осуществлением его прав, позволяющим ему оказывать влияние на государственное управление обществом.
Демократический режим обладает рядом специфических черт:
государстве. В зависимости от того,
как народ участвует в
При прямой демократии все граждане сами непосредственно участвуют в подготовке, обсуждении и принятии решений. Такая система может иметь практический смысл только при относительно небольшом числе людей, например, в общинных или племенных советах или в местных органах профсоюзов.11 При представительной демократии основным источником власти признается народ, но управление государством делегируется различным представительным органам, члены которых избираются гражданами. Её суть заключается в опосредованном участии граждан в принятии решений, в выборе ими в органы власти своих представителей, призванных выражать их интересы, принимать законы и отдавать распоряжения. Представительная демократия необходима особенно тогда, когда из-за больших территорий или вследствие других причин затруднено регулярное непосредственное участие граждан в голосованиях, а также когда принимаются сложные решения, труднодоступные для понимания неспециалистов. Принципиальным недостатком представительной демократии является формирование властных органов посредством выборов, во время которых избиратели вынуждены голосовать за малознакомых им кандидатов, не представляющих интересы всех слоёв населения.12
2.2 Антидемократические режимы
Антидемократические режимы традиционно делят на тоталитарный и авторитарный.
Понятие тоталитаризма происходит от лат. "totalis" - весь, полный, целый. Тоталитаризм (от лат. "totalis" - весь, полный, целый)- это политический режим, основанный на стремлении руководства страны установить полный контроль над личностью и подчинить уклад ее жизни одной, безраздельно господствующей идее.13
Тоталитарными являются режимы, при которых:
Авторитаризм по своим характерным чертам он занимает как бы промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией. С тоталитаризмом его роднит обычно автократический, не ограниченный законами характер власти, с демократией - наличие автономных, не регулируемых государством общественных сфер, особенно экономики и частной жизни, сохранение элементов гражданского общества.
Авторитарной политической системе присущи следующие черты:
Власть занимается главным образом
вопросами обеспечения
Введение в состав выборного органа новых членов без проведения дополнительных выборов, путем назначения сверху, а не конкурентной электоральной борьбы.
Таким образом, авторитаризм - политический режим, при котором неограниченная власть сконцентрирована в руках одного человека или группы лиц, не допускающих политическую оппозицию, но сохраняющую автономию личности и общества во вне
политических сферах. Авторитаризм вполне совместим с уважением всех других, кроме политических, прав личности.15
Вывод:
Понятие политического режима является
ключевым для формирования представлений
об основных системах власти. По нему судят
о подлинной картине принципов
организации политического устр
Одна из достаточно простых, широко распространенных, классификаций политических режимов, основанная на этих критериях, и широко применяемая сегодня - деление их на демократические и антидемократические.
Демократия – народовластие - это одна из основных форм устройства любой организации, основанной на равноправном участии ее членов в управлении и принятии в ней решений по большинству. Демократический режим характеризуется высокой степенью политической свободы человека, реальным осуществлением его прав, позволяющим ему оказывать влияние на государственное управление обществом.
Выделяют прямую демократию и представительную.
Антидемократические режимы традиционно делят на тоталитарный и авторитарный.
Тоталитаризм - это политический режим, основанный на стремлении руководства страны установить полный контроль над личностью и подчинить уклад ее жизни одной, безраздельно господствующей идее.
Авторитаризм по своим характерным чертам он занимает как бы промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией. С тоталитаризмом его роднит обычно автократический, не ограниченный законами характер власти, с демократией - наличие автономных, не регулируемых государством общественных сфер, особенно экономики и частной жизни, сохранение элементов гражданского общества.
Глава 3. Форма государственного устройства
Вопрос о форме