«Первая
предпосылка всякой человеческой истории
— это, конечно, существование живых
человеческих индивидов. Поэтому первый
конкретный факт, который подлежит
констатированию,— телесная организация
этих индивидов и обусловленное
ею отношение их к остальной природе»
'. Когда же мы рассматриваем социальную
природу человека или говорим
о человеке как о личности, мы
отвлекаемся не от биологического компонента
вообще, а только от антропологических
особенностей его, от изучения его телесной
организации и некоторых элементарных
психических процессов и свойств
(например, простейших инстинктов) в
их сугубо естественнонаучной специфике.
Мы отвлекаемся, например, от естественнонаучного
смысла химических реакций, протекающих
в функционирующем живом организме,—
это задача специальных наук. При
рассмотрении личности человека имеют
в виду такие ее свойства, которые
могут быть описаны в социальных
или социально-психологических терминах,
где психологическое берется
в его социальной обусловленности
и наполненности. И телесная организация
человека, рассматриваемая уже не
с абстрактно-научной стороны, а
как материальный субстрат личности,
безусловно, не может не влиять на психологические
особенности человека. Телесная организация
человека, его биология рассматриваются
поэтому уже как особый вид
материальной действительности, имеющий
тесную связь с социальным понятием
личности человека.
Переход
от «телесности» как объекта естественных
наук к «телесности» как субстрату
социально-психологических свойств
человека осуществляется только на личностном
уровне его изучения. Измерение человека
с двух сторон — биологической
и социальной — имеет в философии
отношение именно к его личности.
Биологическая сторона человека
детерминируется главным образом
наследственным (генетическим) механизмом.
Социальная же сторона человеческой
личности обусловлена процессом
вхождения человека в культурно-исторический
контекст социума. Ни то ни другое в
отдельности, а только их функционирующее
единство может приблизить нас к
пониманию тайны человека. Это, разумеется,
не исключает, что в разных познавательных
и практических целях акценты
на биологическое или социально-психологическое
в человеке могут несколько смещаться
в ту или другую сторону. Но в итоговом
осмыслении непременно должно осуществиться
совмещение этих сторон человека. Можно
и нужно исследовать, например, то,
как проявляется природная, биологическая
сущность общественно развитого
человека или, напротив, социально-психологическая
сущность природного начала в человеке,
но само понятие человека, его личности
и в том и в другом исследовании
должно основываться на понятии единства
социального, биологического и психического.
Иначе рассмотрение покинет область
собственно человеческой сферы и
примкнет либо к естественнонаучным
и биологическим исследованиям,
имеющим свою частную научную
цель, либо к культурологии, отвлекающейся
от непосредственно действующего человека.
Каким
же образом в человеке объединяются
его биологическое и социальное
начала? Для ответа на этот вопрос обратимся
к истории возникновения человека
как биологического вида.
Человек
появился на Земле в результате длительной
эволюции, приведшей к изменению
собственно животной морфологии, появлению
прямохождения, освобождению верхних
конечностей и связанному с этим
развитию артикуляционно-речевого аппарата,
что в совокупности повлекло за собой
и развитие головного мозга. Можно
сказать, что его морфология явилась
как бы материальной кристаллизацией
его общественного, точнее, коллективного
существования. Таким образом, на определенном
уровне антропогенез, движимый удачными
мутациями, трудовой деятельностью, общением
и формирующейся духовностью, как
бы «перевел стрелки» с биологического
развития на рельсы исторического становления
собственно социальных систем, в результате
чего и сформировался человек
как биосоциальное единство. Человек
и рождается как биосоциальное
единство. Это значит, что он появляется
на свет с неполностью сформированными
анатомо-физиологическими системами,
которые доформировываются в
условиях социума, то есть генетически
они заложены именно как человеческие.
Механизм наследственности, определяющий
биологическую сторону человека,
включает в себя и его социальную
сущность. Новорожденный — не «табула
раза», на которой среда «рисует»
свои причудливые узоры духа. Наследственность
снабжает ребенка не только сугубо
биологическими свойствами и инстинктами.
Он изначально оказывается обладателем
особой способности к подражанию
взрослым — их действиям, звукам и
т. п. Ему присуще любопытство, а
это уже социальное качество. Он
способен огорчаться, испытывать страх
и радость, его улыбка носит врожденный
характер. А улыбка — это привилегия
человека. Таким образом, ребенок
появляется на свет именно как человеческое
существо. И все-таки в момент рождения
он лишь кандидат в человека. Он никак
не может стать им в изоляции:
ему нужно научиться стать
человеком. Его вводит в мир людей
общество, именно оно регулирует и
наполняет его поведение социальным
содержанием.
Каждый
человек обладает послушными его
воле пальцами, он может взять кисть,
краски и начать рисовать. Но не это
сделает его настоящим живописцем.
Точно так же и с сознанием,
которое не является нашим природным
достоянием. Сознательные психические
явления формируются прижизненно
в результате воспитания, обучения,
активного овладения языком, миром
культуры. Таким образом, общественное
начало проникает через психическое
внутрь биологии индивида, которая
в таком преобразованном виде
выступает основой (или материальным
субстратом) его психической, сознательной
жизнедеятельности. »
3. Человек и среда
его обитания: от Земли до космоса
Человек,
как и любое другое живое существо,
имеет свою среду обитания, которая
своеобразно преломляется в нем
во взаимодействии всех его составляющих.
В последнее время в науках
о человеке все более начинает
осознаваться факт влияния среды
на состояние организма, психики, определяя
собой чувство его комфорта или
дискомфорта. Философское осмысление
человека поэтому было бы существенно
неполным без рассмотрения его в
системе «человек —среда». Абсолютно
ясно, что «среда» в данном случае
включает в себя прежде всего социальную
среду, то есть общество, но не сводится
только к ней, а является на самом
деле более широкой. В силу этого
она и неоднородна; поскольку
о социальной среде мы еще скажем
ниже, постольку здесь мы сконцентрируем
внимание на так называемой природной
среде.
Наша
жизнь в большей мере, чем мы
думаем, зависит от явлений природы.
Мы живем на планете, в глубинах которой
постоянно бурлит множество еще
неизвестных, но влияющих на нас процессов,
а сама она, как своего рода песчинка,
несется в своих круговых движениях
в космических безднах. Зависимость
состояния организма человека от
природных процессов — от разных
перепадов температуры, от колебаний
геомагнитных полей, солнечной радиации
и т. д. — выражается чаще всего
в его нервно-психическом состоянии
и вообще в состоянии организма.
Разные
места земли оказываются более
или менее благоприятными для
человека. Например, воздействие благодатных
для организма подземных излучении
может способствовать освобождению
от нервных стрессов или облегчению
некоторых недугов организма. Большинство
природных влияний на человеческий
организм до сих пор остается еще
неведомым, наука распознала лишь ничтожно
малую их часть. Так, известно, что, если
человека поместить в безмагнитную
среду, он немедленно погибнет.
Человек
существует в системе взаимодействия
всех сил природы и испытывает
от нее самые разные воздействия.
Душевное равновесие возможно только
при условии физиологической
и психологической адаптации
человека к природному миру а так
как человек — это прежде всего
существо социальное, то адаптироваться
к природе он может только через
общество. Общественный организм действует
в рамках природы, и забвение этого
жестоко карает человека. Если ценностные
ориентиры социума направлены не
на гармонию с природой, а, напротив,
изолируют его от нее, проповедуя
уродливо разросшийся урбанизм, то
человек, воспринявший эту ценностную
ориентацию, становится раньше или
позже жертвой своей собственной
ценностной установки. Кроме того, у
него образуется своеобразный средовой
вакуум, как бы недостаток сферы
деятельности, и никакие социальные
условия не могут возместить человеку
психологические потери, связанные
с «отчуждением» природы. Будучи
не только социальным существом, но и
существом биологическим, человек,
точно так же, как он погиб бы
без общества людей, погибнет и без
общения с природой. И социальные
и природные силы действуют в
этом смысле беспощадно.
Понятие
среды не ограничивается только сферой
Земли, по включает в себя и космос
в целом. Земля — не изолированное
от Вселенной космическое тело. В
современной науке считается
твердо установленным, что жизнь
на Земле возникла под влиянием космических
процессов. Поэтому вполне естественно,
что всякий живой организм каким-то
образом взаимодействует с космосом.
Ныне наукой установлено, что солнечные
бури и связанные с ними электромагнитные
возмущения влияют на клетки, нервную
и сосудистую системы организма,
на самочувствие человека, его психику.
Мы живем в унисон со всей космической
средой, и любое ее изменение отзывается
на нашем состоянии.
Проблема
«вписанности» живых организмов
в контекст энергоинформационных взаимодействий,
происходящих во Вселенной, в настоящее
время интенсивно разрабатывается.
Существует предположение, что не только
возникновение жизни на Земле, но
и ежесекундное функционирование живых
систем не может быть отделено от их
постоянного взаимодействия с различного
рода излучениями (известными и еще
не известными, но вполне допустимыми),
идущими из космоса.
Мы
воспитаны на довольно ограниченном
воззрении на жизнь как на результат
игры стихийных сил земного пребывания.
Но это далеко не так. И что это
не так, интуитивно понимали уже мыслители
далекого прошлого, рассматривавшие
человека в контексте всего мироздания
как микрокосм в составе макрокосма.
Эта «вписанность» человека и
всего живого в контекст мироздания, его
зависимость от всех происходящих в нем
событий всегда выражалась и в мифологии,
и в религии, и в астрологии, и в философии,
и в научных воззрениях, и вообще во всей
человеческой мудрости. Возможно, что
жизнь в гораздо большей степени зависит
от влияний сил космоса, чем нам думается.
И динамика этих сил заставляет все без
исключения клеточки живого организма,
а не только сердце биться в унисон с «космическим
сердцем» в бесконечной гармонии с небесными
телами и процессами, и, разумеется, прежде
всего с теми, которые к нам всего ближе,—
с планетами и Солнцем, Ритмы космоса оказывают
огромное влияние на динамику изменения
биополей растений, животных и человека.
Наше время характеризуется повышенным
вниманием не только к космическим проблемам.
но и в той же мере и к микромиру. Обнаруживается
удивительное ритмическое единообразие,
наводящее на мысль об универсальности
ритмических структур. Видимо, существует
относительно синхронное «биение пульса»
в макро- и микромире, в том числе и в энергосистемах
человеческого организма.
В этом
отношении нам представляются актуальными
и прозорливыми идеи К. Э. Циолковского,
В. И. Вернадского и А. Л. Чижевского.
Их идеи. находящие постепенное признание
в современной науке, заключались
в том. что мы со всех сторон окружены
потоками космической энергии, которые
идут к нам через огромные расстояния
от звезд, планет и Солнца. По мысли
Чижевского, солнечная энергия не
является единственным созидателем
сферы живого на Земле во всех ее
низших и высших уровнях структурной
организации и функционирования.
Энергия безмерно удаленных от нас
космических тел и их ассоциаций
имела большое значение в зарождении
и эволюции жизни на нашей планете.
Все космические тела, их системы
и все процессы, происходящие в
беспредельных далях мироздания,
так или иначе постоянно влияют
на все живое и неорганическое
на Земле, в том числе и на человека.
Вернадский ввел термин «ноосфера», обозначающий
сферу живого и разумного на нашей
планете. Ноосфера является естественной
средой человека, оказывающей на него
формирующее воздействие. Объединение
в этом понятии двух моментов —
биологического (живое) и социального
(разумное) — и является основой
расширенного понимания термина
«среда». Нет никаких оснований
считать ноосферу сугубо земным явлением,
она может обладать и общекосмическим
распространением. Жизнь и разум,
видимо, есть и в иных мирах, так
что человек, как частица ноосферы,—
это социально-планетарно-космическое
существо.
Коль
скоро среда оказывает решающее
воздействие на человека, само это
понятие должно подвергнуться тщательному
анализу, не упускающему из внимания
ни ее космический, ни ее природный, ни
ее социальный компоненты.
4. Человек как личность
Человек
как родовое существо конкретизируется
в реальных индивидах. Понятие индивида
указывает, во-первых, на отдельную
особь как представителя высшего
биологического вида Homo sapiens и, во-вторых.
на единичный, отдельный «атом» социальной
общности. Это понятие описывает
человека в аспекте его отдельности
и обособленности. Индивид в качестве
особой единичной цельности характеризуется
рядом свойств: целостностью морфологической
и психофизиологической организации,
устойчивостью во взаимодействии со
средой, активностью. Понятие индивида
есть лишь первое условие обозначения
предметной области исследования человека,
содержащее возможности дальнейшей
конкретизации с указанием его
качественной специфики в понятиях
личности и индивидуальности.
В настоящее
время существуют две основные концепции
личности: личность как функциональная
(ролевая) характеристика человека и
личность как его сущностная характеристика.
Первая
концепция опирается на понятие
социальной функции человека, а точнее
сказать, на понятие социальной роли.
При всей значимости этого аспекта
понимания личности (он имеет большое
значение в современной прикладной
социологии) он не позволяет нам
раскрыть внутренний, глубинный мир
человека, фиксируя только внешнее
поведение его, которое в этом
случае не всегда и не обязательно
выражает действительную сущность человека.
Более
глубокая интерпретация понятия
личности раскрывает последнюю уже
не в функциональном, а в сущностном
плане: она здесь — сгусток
ее регулятивно-духовных потенций. центр
самосознания, источник воли и ядро
характера, субъект свободных действий
и верховной власти во внутренней
жизни человека. Личность — индивидуальное
средоточие и выражение общественных
отношений и функций людей, субъект
познания и преобразования мира, прав
и обязанностей, этических, эстетических
и всех иных социальных норм. Личностные
качества человека в таком случае
есть производное от его социального
образа жизни и самосознающего разума.
Личность поэтому есть всегда общественно
развитый человек.
Личность
формируется в процессе деятельности,
общения. Иначе говоря, формирование
ее есть в сущности процесс социализации
индивида. Этот процесс происходит
путем внутреннего формирования
неповторимо-уникального его облика.
Процесс социализации требует от
индивида продуктивной активности. выражающейся
в постоянной корректировке своих
действий, поведения, поступков. Это. в
свою очередь, вызывает необходимость
развития способности самооценки, что
связано с развитием самосознания.
В этом процессе отрабатывается свойственный
именно личности механизм рефлексии. Самосознание
и самооценка в совокупности образуют
тот основной стержень личности, вокруг
которого складывается неповторимый по
богатству и разнообразию тончайших
оттенков «узор» личности, присущая только
ей специфика.