Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 18:44, контрольная работа
Один древний мудрец сказал: для человека нет более интересного объекта, чем сам человек. Д. Дидро считал человека высшей ценностью, единственным создателем всех достижений культуры на земле, разумным центром вселенной, тем пунктом, от которого все должно исходить и к которому все должно возвращаться.
Среди западных ученых весьма распространена тенденция абсолютизировать роль биологического фактора в структуре человека. Логика их рассуждений такова: поскольку природа человека имеет биологический характер, ее нельзя изменить, и, следовательно, любые социальные программы, направленные на формирование и воспитание нового человека, бесполезны.
В последние
годы под влиянием достижений молекулярной
и общей генетики стали появляться
различного рода евгенические утопии,
которые считают возможным и
необходимым генетическими
Сама
по себе постановка вопроса о возможности
вмешательства в механизм наследственности
человека с целью изменения его
генетической структуры знаменует
собой новый подход к исследованию
организма человека и, в частности,
открывает возможность лечения
различного рода наследственных болезней
и защиты наследственности от вредоносного
влияния на нее радиации, некоторых
химических соединений и других внешних
факторов. Однако многие ученые справедливо
подчеркивают недопустимость невежественного
вмешательства в
Человек представляет собой сложную биосоциальную структуру, охватывающую широкую гамму сторон жизнедеятельности человека — от физиологической до социальной. Биологическое и социальное — это два класса устойчивых компонентов (подструктур), составляющих структуру человека как целостной системы. При этом соотношение биологического и социального следует понимать не как рядоположение, а как соподчинение. В этом соотношении социальное сохраняет приоритетную, а именно интегративно-преобразующую роль. Хотя природную основу человека составляют его биологические особенности, все же определяющими факторами человека (его сущностью) являются не его природные качества (например, тот или иной тип высшей нервной деятельности, системы кровообращения и дыхания, цвет кожи и волос и т. д. ), а социально значимые качества. Совокупность этих качеств образует понятие личности.
Сущность и существование. Реальный образ человека (его действительность) не сводится к категории сущности, так как включает в себя не только саму родовую сущность человека, но и его конкретно-историческое существование. Понятие существования богаче сущности, ибо оно включает в себя не только проявления сущностных сил человека, но и многообразие его конкретных социальных, биологических, нравственных, психологических качеств, особенности его повседневной жизнедеятельности. Существование человека представляет собой форму проявления его сущности.
В немарксистской
литературе неправомерно утверждается,
будто марксово определение сущности
человека сводит все богатство бытия
человека к одним общественным отношениям
и оставляет в тени многообразные
аспекты существования человека
как неповторимого
Анализируя диалектику сущности и существования, К. Маркс подчеркивал, что «мы должны знать, какова человеческая природа вообще и как она модифицируется в каждую исторически данную эпоху». Иными словами, человек—это диалектическое единство общего (общечеловеческого, родового), особенного (формационного, классового) и единичного (индивидуального способа существования).
Развитие
социальности человека, присвоение им
своей социальной сущности идет не
прямолинейно, а противоречиво в
силу многоплановости развития человека
как личности и неоднозначного влияния
на него общественных институтов в
различных социально-
Заслуга
основоположников марксизма заключается
в том, что они не только раскрыли
источник отчуждения в сфере материальной
деятельности, но и сделали важный
вывод о возможности и
Соотношение понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность». Длительное время в марксистской литературе указанные понятия почти не различались и употреблялись как нечто взаимозаменяемое. Постепенно этот подход был преодолен. Названные понятия однопорядковые, но не идентичные. Вместе с тем различение этих понятий не должно приводить к другой крайности — их резкому разграничению и противопоставлению.
Наиболее
общим, родовым понятием является человек.
Человек — это субъект
Индивид — это единичный представитель человеческого рода, частное от общего, отдельно взятый человек — безотносительно к его реальным антропологическим и социальным особенностям. Родившийся ребенок — индивид, но он не есть еще человеческая индивидуальность. Индивид становится индивидуальностью по мере того, как он перестает быть только «единицей» человеческого рода и приобретает относительную самостоятельность своего бытия в обществе, становится личностью.
Личность
— это человеческий индивид, взятый
в аспекте его социальных качеств
(взгляды, способности, потребности, интересы,
моральные убеждения и т. д. ). Она
представляет собой динамичную, относительно
устойчивую целостную систему
Внутреннее
содержание личности не есть результат
механического внедрения в ее
сознание многообразных внешних
воздействий, а итог той внутренней
ее работы, в процессе которой внешнее,
пройдя через субъективность личности,
перерабатывается, осваивается и
применяется ею в практической деятельности.
Сложившаяся таким образом
Если по своей сущности личность социальна, то по способу своего существования она индивидуальна. Индивидуальность — это неповторимый, самобытный способ бытия конкретной личности в качестве субъекта самостоятельной деятельности, индивидуальная форма общественной жизни человека. Она выражает собственный мир индивида, его особый жизненный путь, который по своему содержанию определяется социальными условиями, а по происхождению, структуре и форме носит индивидуальный характер. Сущность индивидуальности раскрывается в самобытности конкретного индивида, его способности быть самим собой. Важная роль природных задатков, врожденных особенностей в ее развитии опосредствована социальными факторами. Индивидуальность — это единство уникальных и универсальных свойств человека, целостная система, формирующаяся в процессе диалектического взаимодействия его качеств — общих, типических (общечеловеческих природно-антропологических и социальных признаков), особенных (конкретно-исторических, формационных) и единичных (неповторимых телесных и духовно-психических характеристик). По мере исторического развития трудовой деятельности человека происходит все большая дифференциация человеческих отношений и индивидов, развивается индивидуализация человека и его отношений в различных областях жизнедеятельности. Марксизм-ленинизм подчеркивает величайшую ценность индивидуальности, развитие которой играет важную роль в истории человечества как одно из необходимых условий его прогресса.
2. Проблема свободы
История развития человечества — это в известном смысле история развития его свободы и культуры. «. . . Каждый шаг вперед на пути культуры был шагом к свободе». В ряду человеческих сущностных сил свобода занимает особое место, ибо без нее человек не может практически реализовать намеченные цели, развиваться как личность. Потребность в свободе глубоко заложена в человеке, она связана с самой сутью его природы.
Законы общественного развития в итоге пробивают себе дорогу, но не в каждом отдельном случае, а через множество индивидуальных решений. При этом люди далеко не всегда стихийно следуют внешней необходимости, они поддерживают ее или сопротивляются ей, проявляя тем самым свою свободу воли и сознание. Это означает, что всегда существует известный простор для индивидуального выбора и решения. Люди сами делают историю, хотя и не по своему произволу.
Свобода
есть продукт общественного
В процессе
целеполагающей практической деятельности
свобода индивида развертывается в
различных аспектах, проходит различные
фазы — от субъективного (внутреннего)
осознания индивидом своей
Индивид ощущает свою свободу прежде всего как личное чувство, заключающееся в возможности делать выбор, возможности поступать так или иначе. Однако природа свободы не ограничивается этим субъективным аспектом. Поскольку человек — деятельное существо, свобода выбора переходит на следующих высших ступенях в свободу решения, а затем в свободу действия, то есть в объективную свободу.
Анализируя
диалектику внутреннего и внешнего,
основоположники марксизма-
Этот аспект получил название внутренней духовной свободы. Внутренняя свобода — это специфически человеческая избирательная и согласованная активность сознания, воли и нравственных сил человека в процессе его целенаправленной и целесообразной деятельности, это возможность самостоятельно осуществить выбор, принять решение и воплотить его в жизнь.
К числу
важнейших компонентов