Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 18:44, контрольная работа
Один древний мудрец сказал: для человека нет более интересного объекта, чем сам человек. Д. Дидро считал человека высшей ценностью, единственным создателем всех достижений культуры на земле, разумным центром вселенной, тем пунктом, от которого все должно исходить и к которому все должно возвращаться.
Из этого видно, что проблема внутренней свободы — отнюдь не узкая проблема, замкнутая сама в себе, ограниченная сугубо внутренним миром индивида и не связанная с внешним миром и человеческой практикой, как это может показаться на первый взгляд.
Марксистское
понимание свободы нередко
Однако марксистское определение свободы, как было показано выше, отнюдь не ограничивается указанной формулой, поскольку она фиксирует не самую суть свободного деяния, а лишь его предпосылку, условие («осознание необходимости»). К определяющим моментам марксистского понимания сущности свободы относятся, во-первых, принцип практической деятельности, реализации познанной необходимости и, во-вторых, принцип соответствия сделанного выбора внутренним убеждениям человека, его личным интересам.
Познание
внешней необходимости является
одним из условий свободы, но далеко
не всегда достаточным. Возможны ситуации,
когда выбор, внешне кажущийся свободным
(даже если он совершен на основе познания
и учета объективной
Однако внутренний мир человека не изолирован от внешнего, он формируется под влиянием определенного социального окружения, и побуждения человека в конечном итоге обусловлены его мировоззрением и интересами. Поэтому при оценке того или иного выбора нужно учитывать социальную направленность этих побуждений, чему и кому объективно служат честность и искренность — социальному прогрессу или реакции.
Поскольку свобода индивида может служить основой не только положительных ценностей, но и всего того, что связано с несправедливостью, беспринципностью, аморализмом, постольку сам факт свободного, самостоятельного выбора не может служить единственным принципом моральной оценки поступка человека. Поэтому марксистское понимание связывает проблему внутренней свободы, свободы выбора с объективным содержанием тех ценностей (положительных или отрицательных), которые выбирает человек, с оценкой социальной значимости и направленности его побуждений. Только на этой основе возможна правильная оценка поступков человека.
В противоположность
экзистенциалистскому пониманию свободы,
которое проблему моральной ответственности
и долга сводит к ответственности
человека только по отношению к самому
себе, к своим личным побуждениям,
марксистское понимание исходит
из того, что при оценке того или
иного выбора необходимо учитывать
степень ответственности
Лишь в рамках практической деятельности, освобожденной от частнособственнических пут, открывается возможность для реализации истинной сущности человека, его сущностных сил, его свободы. Путь к свободе личности — это путь всестороннего развития его духовных и физических способностей.
3. О смысле жизни
Вопрос о смысле жизни человека теснейшим образом связан с пониманием специфики человека как родового существа, его природы и сущности.
Человеческий
род, понимаемый как исторически
сменяющие друг друга поколения
людей, обладает определенными специфическими
чертами, которые качественно отличают
его от других «сообществ» (например,
обезьяньих стад, муравьев, пчел и т.
п. ). К общечеловеческим, родовым
качествам относится стремление
к познанию, прекрасному, творческой
деятельности и всестороннему развитию,
наличие некоторых
Будучи индивидуальной формой проявления человеческого рода, отдельный человек не может осознавать смысл своей жизни без осознания себя в качестве личности. Осознание же своей личности происходит не по наитию и не даруется «свыше», а лишь в результате сравнения себя с себе подобными. Сама постановка человеком вопроса о смысле жизни возможна лишь тогда, когда в нем пробуждается осознание своего «я», чувство человеческого достоинства, когда он начинает задумываться над проблемой объективной значимости своей жизни.
В каждую
историческую эпоху перед обществом
встают определенные задачи, решение
которых непосредственным образом
влияет на понимание человеком смысла
своей жизни. Поскольку изменялись
материальные условия жизни людей,
их социальные и культурные запросы,
классовая структура общества, постольку
изменялись и представления людей
о смысле жизни. И все же нередко
предпринимались попытки
Однако
понятие смысла жизни не есть нечто
заранее уготованное человеку силами,
стоящими над человеком и миром,
как это считают философы объективно-идеалистического
толка и богословы. Творцом смысла
жизни является сам человек. Но это
не значит, что он формирует этот
смысл по своему произволу, следуя лишь
сугубо индивидуальным интересам или
бессознательным инстинктам, внутренней
интуиции и т. п. , как это считают
представители субъективного
Попытки определить формулу, пригодную для всех людей во все исторические эпохи, то есть некую «вечную формулу» смысла жизни, с самого начала были обречены на неудачу, ибо в различные исторические эпохи смысл жизни каждый раз выявляется по-новому и во многом зависит от мировоззренческой ориентации индивида. По мере развития человечества смысл жизни всегда означает нечто новое и другое, однако это не значит, что в каждую эпоху он совершенно новый и совершенно другой. В понимании смысла жизни, его наиболее общих принципов существует некоторая преемственность, вытекающая из определенной преемственности в развитии культуры человечества.
История
классовых обществ показывает, что
представители различных
Вместе
с тем история и современная
общественная практика богаты примерами
такого понимания смысла жизни, когда
люди не приспособляются пассивно к
стихийным закономерностям
Следует,
однако, сказать, что ни труд сам
по себе, ни занятия на досуге сами по
себе не достаточны, чтобы придать
жизни человека смысл, если в основе
его деятельности не лежат принципы
передовой морали, если он не воодушевлен
общественно значимыми
Из сказанного выше можно сделать вывод, что правильное понимание смысла жизни складывается тогда, когда человек способен различать подлинные и ложные ценности, сознает бесплодность позиций индивидуализма, бессмысленность жизни лишь для самого себя, то есть тогда, когда стремление добиться личных успехов идет в русле общественных интересов, а личное счастье обретается в процессе деятельности на общее благо. Наиболее глубокий смысл жизни человека в том, чтобы всесторонне развивать свои способности, реализуя их в деятельности на благо людей. Именно такая деятельность получает признание со стороны общества, коллектива и в то же время приносит человеку глубокое удовлетворение и личное счастье.
Но
какой смысл имеет жизнь
Религиозное миропонимание, используя естественное стремление человека к самосохранению и учитывая существование психологического барьера страха смерти, выступает с претензией на преодоление этого барьера путем указания на возможность воскресения и бессмертия. В действительности же это иллюзорная попытка решения проблемы.
Проблема
смертности, конечно, важная, но ее обсуждение
необходимо увязывать с жизнью. Жизнь
и смерть отрицают друг друга, но не
абсолютно, ибо смерть является необходимым
моментом и закономерным результатом
жизнедеятельности организма. «. . .
Отрицание жизни,— писал Ф. Энгельс,—
по существу содержится в самой жизни,
так что жизнь всегда мыслится
в соотношении со своим необходимым
результатом, заключающимся в ней
постоянно в зародыше,—
Осознание того, что человек живет только один раз, что смерть неизбежна, в известной мере стимулирует активность человека, постоянно возвращает его к вопросу о смысле жизни, о возможностях и способах осуществления своих способностей, своего призвания, о своей роли в усилиях людей построить жизнь, счастливую для всех. Определенные границы жизни человека заставляют его действовать, принимать решения уже сейчас, а не откладывать свои решения и действия до бесконечности или попусту растрачивать свои силы.
Однако человек действует отнюдь не потому, что предвидит неизбежную смерть. Движущая сила человеческих поступков коренится прежде всего в необходимости удовлетворять свои насущные потребности. Поэтому, хотя человек должен помнить о своей смертности, отсюда вовсе не следует, что перед лицом смерти жизнь его не имеет смысла. История развития человечества опровергает эту, по сути дела, патологическую точку зрения. Ведь мудрость человека не в том, чтобы быть во власти мыслей о смерти, а в размышлениях о жизни. Эпикур утверждал, что смерть для человека — ничто, «так как когда мы существуем, смерть еще не присутствует; а когда смерть присутствует, тогда мы не существуем», то есть когда мы живем — смерти нет, а когда она пришла — нас уже нет.
Эту
же мысль высказывал и Л. Н. Толстой
в ответ на вопрос, боится ли он смерти:
человеческая жизнь — это сознание,
пока у меня будет сознание, я
не умру, а когда у меня сознания
не будет, мне тогда будет все
равно. Из этого, однако, не вытекает, что
Толстой был безразличен к
вопросу о том, что будет «потом».
Все его творчество проникнуто мучительными
раздумьями о жизни и смерти, добре
и зле, о проблемах религии. Вопросы
о смысле жизни и смерти— одна
из важнейших тем его