Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 18:44, контрольная работа
Один древний мудрец сказал: для человека нет более интересного объекта, чем сам человек. Д. Дидро считал человека высшей ценностью, единственным создателем всех достижений культуры на земле, разумным центром вселенной, тем пунктом, от которого все должно исходить и к которому все должно возвращаться.
Личность есть совокупность трех ее основных составляющих: биогенетических задатков, воздействия социальных факторов (среда, условия, нормы, регулятивы) и ее психосоциального ядра — «я». Оно Представляет собой как бы внутреннее социальное личности, ставшее феноменом психики, определяющее ее характер, сферу мотивации, проявляющуюся в определенной направленности, способ соотнесения своих интересов с общественными, уровень притязаний, основу формирования убеждений, ценностных ориентаций, мировоззрения. Оно же является основой формирования социальных чувств человека: чувства собственного достоинства, долга, ответственности, совести, нравственно-эстетических принципов и т. д. Таким образом, «я» есть сущностный элемент структуры личности, это высший, регулятивно-прогнозирующий духовно-смысловой ее центр. Субъективно, для индивида, личность выступает как образ его «я» — он-то и служит основой внутренней самооценки и представляет собою то, каким индивид видит себя в настоящем, будущем, каким он хотел бы быть, каким мог бы быть, если бы хотел. Процесс соотнесения образа «я» с реальными жизненными обстоятельствами, результирующийся в мотивациях и направленности личности, служит базой для самовоспитания, то есть для постоянного процесса совершенствования, развития собственной личности. Человек как личность не есть некая законченная данность. Он — процесс, требующий неустанной душевной работы.
Главным результирующим свойством личности выступает мировоззрение. Оно являет собой привилегию человека, поднявшегося до высокого уровня духовности. Человек вопрошает себя: кто я? зачем я явился в этот мир? в чем смысл моей жизни, мое предназначение? живу ли я согласно велениям бытия или нет? Только выработав то или иное мировоззрение, личность, самоопределяясь в жизни, получает возможность осознанно, целенаправленно действовать, реализуя свою сущность. Мировоззрение — это как бы мост, связывающий личность и весь окружающий ее мир.
Одновременно с формированием мировоззрения складывается и характер личности — психологический стержень человека, стабилизирующий его социальные формы активности. «Только в характере индивидуум приобретает свою постоянную определенность».
Слово «характер», употребленное в качестве синонима слову «личность», означает, как правило, меру личностной силы, то есть силу воли, которая тоже есть результирующий показатель личности. Сила воли делает мировоззрение цельным, устойчивым и придает ему действенную силу. Люди с сильной волей обладают и сильным характером. Таких людей обычно уважают и справедливо воспринимают как лидеров, зная, чего можно ожидать от такого человека. Признается, что великим характером обладает тот, кто своими поступками добивается великих целей, соответствуя требованиям объективных, разумно обоснованных и социально значимых идеалов, служа маяком для других. Он стремится к осуществлению не только объективно, но и субъективно оправданных целей, а энергия воли имеет достойное себя содержание. Если же характер человека теряет свою объективность, размельчаясь в случайных, мелких, пустых целях, то он переходит в упрямство, становится деформированно субъективным. Упрямство — это уже не характер, а пародия на него. Препятствуя общению человека с другими, оно обладает отталкивающей силой.
Без воли невозможны ни нравственность, ни гражданственность, невозможно вообще общественное самоутверждение человеческого индивида как личности.
Особым компонентом личности является ее нравственность. Нравственная сущность личности «проверяется» на многое. Социальные обстоятельства нередко приводят к тому, что человек, поставленный перед выбором, не всегда следует самому себе, этическому императиву своей личности. В такие моменты он превращается в марионетку социальных сил, и это наносит непоправимый ущерб цельности его личности. Люди по-разному реагируют на испытания: одна личность может «сплющиться» под ударами молота социального насилия, а другая — закалиться. Только высоконравственные и глубоко интеллектуальные личности испытывают острое чувство трагизма от сознания своей «не-личности», то есть неспособности совершать то, что диктует сокровенный смысл «я». Только свободно проявляющаяся личность может сохранить чувство собственного достоинства. Мера субъективной свободы личности определяется ее нравственным императивом и является показателем степени развитости самой личности.
В личности
важно видеть не только единое и
общее, но и уникальное, своеобразное.
Углубленное постижение сущности личности
предполагает рассмотрение ее не только
как социального, но и индивидуально-самобытного
существа. Уникальность человека проявляется
уже на биологическом уровне. Сама
природа зорко бережет в
Индивидуальность не есть, конечно, некий абсолют, она не обладает полной и окончательной завершенностью, что является условием ее постоянного движения, изменения, развития, но в то же время индивидуальность — это самый устойчивый инвариант личностной структуры человека, изменяющийся и одновременно неизменный на протяжении всей жизни человека, скрывающаяся под множеством оболочек самая нежная часть его — душа .
Какова
же значимость уникальных особенностей
личности в жизни общества? Каким
было бы общество, случись вдруг, что
в силу каких-то причин все люди в
нем оказались бы на одно лицо, со
штампованными мозгами, мыслями, чувствами,
способностями? Представим себе такой
мысленный эксперимент: все люди
данного общества оказались каким-то
искусственным образом
Разнообразие
индивидуальностей —
Человек, коллектив и общество. Формирование и развитие
Проблему личности нельзя решать всерьез без четкой философской постановки вопроса о взаимосвязи личности и общества. В каких же формах она проявляется?
Связь
личности и общества опосредствована
прежде всего первичным коллективом:
семейным, учебным, трудовым. Только через
коллектив каждый его член входит
в общество. Отсюда понятна его
решающая роль — роль исключительно
важной «клеточки» целостного социального
организма, где личность складывается
духовно и физически, где путем
усвоения языка и овладения общественно
выработанными формами
Если коллектив, вбирая в себя личность, сам формируется своими членами, то цели этого формирования задаются ему обществом в целом. Здесь надо различать коллективы формальные (официальные) и так называемые неформальные (неофициальные). Последние объединяются, как правило, по интересам — это клубы, общества, секции, здесь связи между их членами характеризуются большей свободой личностных проявлений, отношениями дружбы, симпатии, в этих коллективах, как правило, выше творческое проявление сил.
Ныне при достаточно широко развитой социально-психологической службе на предприятиях проводится политика создания трудовых коллективов, где все их члены были бы объединены также по неформальным признакам: в данном случае речь идет о способностях людей, их собственной оценке своих возможностей и понимании каждым, что он действительно на своем месте и что он — необходимый, равноправный, равноуважаемый член коллектива. Но и в каждом формальном коллективе функции человека не исчерпываются лишь его общественно заданной ролью, люди объединяются не только чисто производственными отношениями, а и другими интересами: политическими, нравственными, эстетическими, научными взглядами и мыслями, чаще же всего особенно близкими им житейскими проблемами.
Поскольку, как уже сказано, каждый член коллектива — личность, индивидуальность со своим особым пониманием, опытом, складом ума и характера, постольку даже в самом тесно спаянном коллективе возможны разногласия и даже противоречия. В условиях наличия последних как раз и «проверяется на прочность» и коллектив, и каждая отдельная личность — дойдет ли противоречие до антагонизма, или оно будет преодолено общими усилиями ко всеобщему благу.
ЧЕЛОВЕК В ПОТОКЕ ИСТОРИИ
Конкретно-историческое понимание личности
Взаимоотношения человека и общества существенным образом видоизменялись в ходе истории. Изменялось вместе с этим и конкретное наполнение, конкретное содержание и собственно личности. Ретроспективный взгляд на историю раскрывает перед нами богатство и разнообразие типов личностей, характерных для определенных типов культур и мировоззрений: античности. средневековья, эпохи Возрождения, нового времени и т. д.
Личность
XX столетия резко отличается, например,
от личности даже не столь отдаленного
исторического прошлого, скажем. личности
XVIII—XIX вв. Это связано не только
с культурными эпохами в
При
родовом строе личные интересы были
подавляемы интересами выживания рода
в целом (а значит, и каждого
отдельного индивида, принадлежащего
к этому роду), каждая взрослая особь
выполняла жестко предписанную ей родом
и силой традиций роль. Общество
в целом в своей
С возникновением
рабовладельческой и феодальной
формаций, античной II средневековой
культур возникает и новый
тип отношений индивида и общества.
В этих обществах, в которых образовались
классы с разными и противоположными
интересами, а вследствие этого сформировалось
и государство вместе с официально
оформленными правовыми отношениями
граждан в нем, индивиды (свободные
граждане в рабовладельческом обществе
и граждане феодального общества)
стали выступать субъектами права
и обязанностей. Это означало признание
определенной самостоятельности действий
за отдельным индивидом, и соответственно
предусматривалась способность
индивида отвечать за свои действия. Здесь
уже шел бурный процесс становления
личности, которая несла на себе
печать, с одной стороны, сословного
коллективизма, а с другой — классовой
ограниченности, чем и обусловливалось
в конечном счете ее содержание,
формы социальной активности или
пассивности, образ жизни и ее
мировоззрение. Однако, несмотря на общую
эксплуататорскую сущность обеих формаций,
личность эпохи античности резко
отличалась от личности феодального
общества: они жили в условиях разных
типов культур. Античное общество —
это общество языческое. Сам человек
и вообще весь социум воспринимались
по образу и подобию космоса, откуда
и понимание предзаданности судьбы
человека. Человек мог быть, безусловно,
самостоятельным в решении
В период
средневековья в христианской религии
личность была осознана как целостное
автономное образование. Усложнился и
уточнился ее духовный мир: она вошла
в интимный контакт с персонифицированным
богом. Мировоззрение