Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 21:15, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Истории отечественного государства и права"
вопросы по ист
ории от
чест
веой
Наследство по завещанию. Владелец имущества указывал в завещании кому и какую долю своего имущества он оставлял после смерти. Умирающий мог и без завещания передать свое движимое имущество ина земли ("вотчины") кому хотел еще при жизни, закон требовал лишь, чтобы это делалось при священнике и посторонних свидетелях. ПСГ дает права на всех родственников. Псковский закон не различает наследников по состоянию.
По ПСГ сыновья, как и дочери, признавались полными наследниками у бояр и крестьян. Псковский закон, оставил одно лишь различие по близости степени родства. Все родственники одной степени имели одинаковые права на наследство. В ПСГ были расширены наследственные права супругов: переживший супруг наследовал отчину умершего супруга, не оставившего завещания. При вступлении в новый брак он лишался права пользоваться вотчиной. Пожизненное владение пережившим супругом собственностью именовалось кормлей.
сын, отделившийся при жизни отца и не кормивший отца и мать до их смерти, лишался отцовского наследства.
Отказ от всех прав на наследство закон допускал только в случае, если наследник жил не в одной семье с покойным и "не в одном капитале". ПСГ указывает на права и обязанности, которые принимал на себя наследник:
1.имел право начинать иск по всем долгам других лиц к покойному 2. обязывался отвечать по всем долговым искам на покойного.
15. Судебная система по Псковской судной грамоте.
виды суда: 1. Суд князя и посадника. Ни князь не мог судить без посадника, ни посадник без князя. Они представляли два начала – государственное и земское. Производился этот вид суда у князя в сенях и рассматривал дела о головщине, татьбе, грабеже, разбое2. Суд выборных псковских, а по пригородам суд пригородских посадников и старост рассматривал дела гражданские по займам, наймам, покупкам, наследствам, земельные споры. 3. Суд владычного или епископского наместника. Псков не имел своего епископа, поэтому тут был наместник новгородского епископа – т.е. речь идет о церковном суде. Суд производился по делам церковным и гражданским, если они касались лиц духовных или принадлежавших церковному ведомству. При этом суде состояли два судебных пристава, назначаемых от общества. 4. Суд братчины (братчина-артель) (т.н. товарищеский суд)рассматривал все дела и споры, возникшие на братчинном пиру. Он производился выборным братчинным князем пира и судьями, которые судили на основании старинных обычаев, а не законов. Приговор братчинного суда приводила в исполнение сама братчина. Однако ПСГ ввела ограничения на братчинный суд – недовольные его решением могли переносить свой иск в общие суды, в то время как на решения других судов в Пскове нельзя было делать апелляцию. 5. Суд веча описан в сохранившемся списке не полно. На этом суде не могли присутствовать ни князь, ни посадник. Приговоры этого суда решались волею народа.По ПСГ суд пользовался таким большим уважением, что каждое дело, решенное им, не подлежало апелляции и всякий приговор был окончательный. Каждый судья, включая князя, при вступлении в свою должность приносил присягу – целовал крест в том, что будет судить в правду, виновного не оправдает, а правого не обвинит и не погубит. Судья пользовался неприкосновенностью. Судебный Процесс по ПСГ носил обвинительный (состязательный) характер.Суд по ПСГ начинался с жалобы или челобитья истца, а также с иска самого общества, по преступлениям, где не было частных исков. По иску суд вызывал ответчика через особых служителей – позовников или приставов, которые были двух родов: княжеские и земские. Позовникам назначалась особая пошлина – езд или хоженное. Размер этой пошлины зависел от расстояния до ответчика.
Впрочем, закон разрешал истцу нанять постороннего человека для вызова ответчика и дать ему позовницу, грамоту подтверждающую вызов в суд. Получив позывницу, позовник отправлялся в то место где жил ответчик и там, у церкви перед священником и народом зачитывал ее. Если ответчик по первому вызову не являлся в суд, выдавалась новая позывная грамота "на виновного". С этой грамотой позовники отправлялись к ответчику, зачитывали ее и вели его прямо в суд. При этом позовники не должны были бить или мучить ответчика, а ответчик сопротивляться им. Если вызываемый сопротивлялся им и бил их, он подвергался уголовному суду. Если ответчик после первого вызова скрывался, то истцу выдавалась бессудная правовая грамота, в которой ответчик признавался виноватым, а истец правым. По ПСГ при истце и ответчике допускались в суд адвокаты - "пособники или стряпчие". Однако этот институт не пользовался в Пскове большим доверием и допускался в случаях, когда истцом или ответчиком была женщина, малолетний, чернец, черница, больной, старый или глухой. Стряпчий не мог участвовать более чем в одном деле в один день. Судебные доказательства были различные: 1) По земельным спорам: показания старожилов и окольных людей; межевые знаки; грамоты на право владения; крестное целование; судебные поединки или поле, если свидетели истца и ответчика говорили противоположное и стояли упорно на своем. По псковскому закону поле между самими тяжущимися не разрешалось. 2) По делам о займах и поклаже: "доски" (счетные книги); "рядницы" и другие записи относительно займа и поклажи; крестное целование и поле (за исключением дел о закладе). Записи имели законную силу только в случае, если они писались при церкви Святой Троицы и копия была оставлена "в ларе Святой Троицы".
3) В делах между господином и закупом: записи или контракты, а также показания свидетелей. 4) В делах по татьбе, грабежам и разбою: показания свидетелей; крестное целование и поле.
Истец и ответчик имели право отвода свидетелей противной стороны ("заявлять подозрение"). Суду предоставлялось право прислушиваться к такому свидетелю или нет. Судебные поединки. По псковскому закону истцу или ответчику, если он был малолетний, больной, увечный, престарелый, а также попу, черницу, чернице и т.п., предоставлялось право выставлять на судный поединок наемных бойцов. При судебных поединках в Пскове соблюдался следующий порядок: - поединок мог происходить только в присутствии двух приставов – княжеского и городского; - побежденный на поединке платил пеню или продажу князю; - если один их тяжущихся выставлял наемного бойца, другой мог сам идти на бой или также выставить наемного бойца; - тяжущиеся, независимо от того бились они сами или нет, до поединка должны были целовать крест, в своей правде; - победивший на поединке, признавался оправданным "по божьему суду" и как победитель брал с побежденного все то, в чем он вышел на бой; - в споре между двумя женщинами, ни одна из них не могла выставлять наемного бойца, а должны были сами выходить на бой. Устанавливалисьразличные судебные пошлины в зависимости от лиц, участвовавших в суде, и по роду самих дел.
16. Нормы уголовного и процессуального права по Псковской судной грамоте.
Сопоставляя понятие о преступлении по ПСГ с Русской правдой подчеркнем, что в Пскове под преступлением понималось не только нанесение материального или морального ущерба отдельными лицами, но и причинение ущерба государству и госорганам. ПСГ содержит постановление о государственной измене, именовавшейся ПЕРЕВЕТОМ. За данное преступление назначалась смертная казнь. В ПСГ содержится упоминание об оскорблении в присутствии суда, за что полагался штраф в размере рубля, а в случае неуплаты этого штрафа виновный «выдавался головой» оскорбленному. Особенно серьезным оскорблением считалось врывание бороды, за которое взыскивалось два рубля. Среди преступлений упоминается тайный посул судье, насильственное вторжение в помещение суда (судницу), побои привратника, за что взыскивался штраф. Преступления против половой нравственности и против супружеского союза относились к компетенции церковных судов, почему Псковская судная грамота и не содержит постановлений об этих преступлениях. Законы о татьбе, разбое и грабеже.Дальнейшее развитие феодальных отношений и необходимость усиления охраны собственности феодалов и купцов обусловили усиление уголовной репрессии за имущественные преступления. Так, ПСГ знает уже более развитую систему имущественных преступлений, чем Русская правда. Среди них – татьба. Татьба подразделялась на простую и квалифицированную. Под последней понималась кража церковного имущества, конокрадство и кража в третий раз – наказывались смертной казнью.Предусматривался особый порядок поиска по воровским делам. О пропаже хозяин был обязан заявить старосте, соседям, судьям или членам братчины. Если хозяин имел на кого-то подозрение, то заявлял об этом и суд вызывал подозреваемого. Если подозреваемый хотел оправдаться, от него требовалась присяга на месте кражи. Если у кого-то находилась краденая вещь, то, как и везде на Руси требовался свод, т.е. указание на законный способ приобретения вещи, с указанием у кого вещь была приобретена. Если хозяин краденой вещи указывал, что приобрел ее на торгу и не знает, у кого именно, он был обязан присягнуть в истинности своего показания, и если раннее не был заподозрен в краже, полностью оправдывался присягой и найденная вещь оставалась у него. Последнее не согласуется с Русской Правдой, по которой краденая вещь в любом случае возвращалась прежнему хозяину. Розыск по воровским делам производился путем обыска приставами в доме подозреваемого. Если подозреваемый не пускал их в дом или иным способом мешал обыску, то тем самым признавался виноватым и приговаривался к уплате судебных издержек, пени и возврату краденой вещи. По ПСГ назначались следующие наказания за кражу: обвиненный в первый раз платил с каждой украденной вещи судье. За вторую кражу денежное наказание увеличивалось. Обвиненный в третьей краже наказывался смертью. Законы об убийствах, боях и поджогах. Эти законы показывают, что псковитяне во многом отступили от Русской Правды. В ПСГ нет упоминания о "вирах", а говорится о "продаже". Среди преступлений против личности закон указывает на убийства, каравшееся штрафом в размере 1 рубля. Продажа взыскивается с самого убийцы, а не с общества.В делах по "боям и ранам" псковский закон обязательно требует от истца и ответчика свидетелей, не довольствуясь "боевыми знаками". Если драка была учинена на улице или в торгу, требовалось до 5 свидетелей. За побои назначалось денежное взыскание: продажа князю и рубль обиженному. Если в драке участвовали многие, то все они платили продажу князю и рубль обиженному. Поджигатели и изменники государству наказывались смертной казнью.
17. Предпосылки
образования Русского централиз
На рубеже 13-14 веков в результате долгой и изнурительной борьбы против величества Золотой Орды на Руси сформировались предпосылки для объединения разрозненных земель в централизованное государство.следует отметить идеологические предпосылки, которые созрели задолго до экономических. Представители русской политической мысли настойчиво проводили идею единства всех русских земель как основы государственного существования Руси. Повсюду, как в городах, так и в деревне росло недовольство населения, которое устало от бесконечных и бессмысленных феодальных войн, которые не прекращались даже в случаях, когда страну опустошал внешний враг. Но главной причиной централизации русских государств явился общий подъем производительных сил. В результате неустанного труда русских крестьян и ремесленников постепенно созрели условия для дальнейшего развития феодальной экономики. Ее основу составляли сельское хозяйство и ремесло.
Неотъемлемой частью экономики стало ремесло.В связи с развитием ремесел крепнут города. Политическое объединения русских земель требовало усиления экономических связей, территориальная разобщенность и раздоры между князьями существенно тормозили эту сферу экономики.Усилилось стремление феодалов юридически закрепить, т.е. закрепостить крестьян за своими вотчинами. Формы классовой борьбы были различные, в том числе: татьба и разбой, направленные против феодального имущества и феодалов, отказы крестьян, т.е. самовольные переходы от одного собственника к другому, бегство на север, восток и юг. Таким образом, закрепощение крестьянам можно было осуществлять только в мощном централизованном государстве, объединяющем всю территорию Руси. Причиной, ускорившей объединение Руси, была необходимость защиты от непрекращающегося иноземного нашествия.В числе указанных выше предпосылок ведущую роль играли социально-экономическое развитие и классовая борьба. Инициаторами решения общенародной задачи по объединению русских земель выступили великие московские князья. Особенностью образования русского централизованного государства было то, что оно складывалось как многонациональное. В состав России вошли татары, мари, удмурты, саами, коми, мари, ханты, мордва, карелы, чуваши, мещера и др. Под воздействием более развитой экономики и культуры русского народа ускорился их экономический и культурный рост, выросла сила сопротивления феодальному и иноземному гнету. Историческую роль в объединении Руси в централизованное государство сыграла Москва, которая со временем стала столицей державы. Существенным явлением стало деление не на самостоятельные княжества и даже не на уделы, а на простые административные единицы - уезды во главе с представителями центральной власти. Таким образом, образование централизованного русского государства явилось прогрессивным явлением в истории Русского государства. Ликвидация феодальной раздробленности создала возможность для дальнейшего развития производительных сил, экономического и культурного развития страны, международного авторитета Русского государства. По общественному строю русское централизованное государство можно характеризовать как феодальное, а по форме правления - раннефеодальную монархию. Общественный строй. В обществе феодального периода классовое различие населения фиксировалось установлением юридического места каждого разряда населения или делением на сословия. удельные князья стали служилыми князьями великого московского князя "княжатами". ослабло экономическое и политическое значение боярской знати, одновременно усиливается значение средних и мелких феодалов и возвышается формирующееся дворянство. Централизованное государство нуждалось в сильное армии и бюрократическом аппарате. Эту задачу могли выполнять дворяне, владеющие поместьями и зависимые от великого князя. По экономическому положению феодалы разделялись на бояр (владельцы вотчин), дворян (владельцы поместий). Само значение термина боярин стало неоднозначным. На верхней ступени находились "введенные бояре". Чин "введенного боярина" торжественно объявлялся и давался за службу или за особые заслуги именитым боярам. На второй ступени был чин "окольничего", носителем которых были мелкие удельные князь и знатные бояре, не вошедшие в состав "бояр введенных". Остальные бояре слились с "детьми боярскими" и дворянами. Одним из них получали чины думных дворян и думных дьяков, другие чины стольников дворян московских, дворян городовых. Служба в аппарате государства в Московском княжестве считается привилегией. Постепенно отмирает дворцово-вотчинная система управления. Дворецкий уже не занимается княжеским хозяйством, а вместе с казначеем и, опираясь на дьяков, контролирует администрацию на местах и осуществляет судебные функции по наиболее важным делам. Конюший становится главой Боярской думы. Кравчий занимается вопросами продовольствия и снабжения. Ловчие, сокольничьи, постельничьи занимаются государственными делами и могут оказывать влияние на решение важных вопросов. Произошли изменения в правовом положении крестьян, в 15в. крестьянин не был уже свободным, он платил подати или государству или феодалу. Государственные крестьяне назывались черными или чернотяглыми, или черносошными. У этой категории крестьян за поступление податей в казну отвечала вся община. Община ведала землями, защищала от посягательств, принимала новых поселенцев, оказывала судебную защиту членов распределяла размеры сборов и повинности. Форма феодальной зависимости позволяет делить частновладельческих крестьян на разряды:
а) старожильцы - крестьяне, исстари жившие на черных землях или в частных владениях, имевшие свое хозяйство и несшие государево тягло или повинность феодалу; б) ново подрядчики (новоприходцы ) - обедневшие, потерявшие возможность самостоятельно вести хозяйство и вынужденные брать наделы у феодалов и переходить в другие места (через 5-6 лет они превращались в старожильцев); в) серебряники - крестьяне, задолжавшие деньги (серебро) под проценты ("в рост") или под погашение долга работой у феодала ("под изделье"); г) должники-серебряники - давшие долговую записку ("кабальная запись") становились кабальными людьми; д) половники - обедневшие крестьяне, исполу (до 50% процентов) обрабатывающие на своих лошадях феодальную землю; е) бобыли - обедневшие люди (земледельцы и ремесленники), обязанные повинностями перед феодалом или денежным оброком перед государством; ж) страдники-холопы - холопы, посаженные на землю и несшие барщину. К феодально-зависимому населению относились монастырские крестьяне (монастырские детеныши, подсуседники и др.).
18. Судебник 1497 г.: источники, структура. Оценки в научной литературе.
Но самым значительным памятником права был Судебник 1497 г. Главной целью его было распространение юрисдикции великого князя на всю территорию Русского централизованного государства. Судебник внёс единообразие в судебную практику Русского государства. Он имел и другую цель - закрепить новые общественные порядки, в частности, постепенное выдвижение мелких и средних феодалов - дворян и детей боярских. В угоду этим социальным группам он внёс новые ограничения в судебную деятельность кормленщиков, а главное, положил начало всеобщему закрепощению, введя повсеместно т.н. Юрьев день. Судебник сформулировал экономические основы жизни России: был определен статус вотчин и поместий, принципы собственности и власти - не только как таковые, но и по отдельным группам. Немало места уделено системе уголовных наказаний за различные преступления. И, наконец, Судебник отрегулировал организационно-системные отношения судебной власти - раньше самым распространенным способом судебного разбирательства был поединок, и вводимые элементы расследования, а также сбора и учета свидетельских показаний (хотя бы и добытых в пытках) были серьезным нововведением. В Судебнике формулируется впервые чрезвычайно важное принципиальное постановление о том, что Судебник является не правом судебных и административных органов, не их доходной статьёй, а их обязанностью; решительным образом проводится взгляд о том, что частный интерес должен уступать уголовному требованию государства, а личный интерес судебного органа - интересу стороны в процессе. Фиксируются многочисленные злоупотребления судебных и административных должностных лиц и принимаются меры к их устранению. В Судебнике проводятся принципы классовой юстиции и в духе этих принципов усилены наказания для различных групп преступников и вместе с тем устанавливается новая форма процесса (розыск). Источниками Судебника явились Русская правда (РП), Псковская судная грамота (ПСГ), текущее законодательство московских князей. Но он не просто обобщил накопившийся правовой материал. Исследования Судебника 1497 г. Судебник был принят в сентябре 1497 г. Иваном III совместно с Боярской Думой. Рукопись Судебника 1497 г. была обнаружена в 1817 г. П.М. Строевым и опубликована им совместно с К.Ф. Калайдовичем в 1819 г. Она остаётся до сих пор единственным известным списком Судебника и хранится в фонде Государственного древлехранилища Центрального государственного архива древних актов в Москве.
Информация о работе Шпаргалка по "Истории отечественного государства и права"