Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 21:15, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Истории отечественного государства и права"
вопросы по ист
ории от
чест
веой
Тюрьмы были земляные, деревянные и каменные; монастырские и опальные (для посягнувших на церковь и власть). Ссылка. Как наказание возникла из потока и разграбления, по "Русской Правде", часто это наказание являлось дополнительным к основному. Ссылка имела важное значение как колонизационное средство в период расширения Русского государства. Чтобы удержать ссыльных от побегов, их отправляли вместе с женами и детьми.Имущественные наказания. К ним относилась конфискация общая (за политические преступления, разбой и др.) и специальная (отбирание имущества за различные правонарушения) (ст. 5 гл. II).. Штрафы в пользу пострадавших. Лишение чести и прав, впервые предусматривалось Уложением; к ним относилась выдача с головою, опала, которая выражалась в том, что знатному запрещалось в царский двор въезжать, жить только в деревне, в лишении чина, заключении в тюрьму.Отстранение от должности за преступления на службе. Выговор в практике судебных приговоров иногда объявлялся виновным во взятках, злоупотреблениях но службе и других правонарушениях.Церковные наказания: отлучение от церкви, покаяние.
26. Судебная
система в Московском
Помимо царя и Боярской
думы судебно властью обладали в
сфере своей компетенции
Общая ссылка заключалась в обращении обеих спорящих сторон к одному и тому же свидетелю или нескольким свидетелям. Их показания становились решающими.Судоговорение в состязательном процессе было устным, но протоколировалось в "судебном списке". Каждая стадия оформлялась особой грамотой.По окончанию рассмотрения дела в суде выйгравшей стороне давалась правая грамота. Обжалование решений допускалось лишь в тех случаях, когда жалобщик указывал, что дело решено неправильно в силу того, что судья получил от другой стороны взятку. Если оказывалось, что судья действительно получил взятку (посул), то он должен был уплатить в пользу обиженного тройную цену иска и, кроме того, подвергался наказанию (думные люди лишались своего чина,а недумные подвергались торговой казни, т.е. публичному наказанию кнутом). Но если жалоба не подтверждалась, жалобщик в свою очередь наказывался кнутом. В целях обеспечения исполнения судебного решения ответчика могли поставить на «правеж». Он регулярно подвергался судом процедуре телесного наказания - его били розгами по обнаженным икрам. Число таких процедур должно было быть эквивалентным сумме задолженности (за долг в сто рублей пороли в течение месяца): здесь явно звучит архаический принцип замены имущественной ответственности личностной. Правежу могли подвергаться и поручители. Процесс начинался самими судебными органами. Суд сам вел дело.Уложение 1649 г. ввело некоторые ограничения к показанию свидетелей: "нельзя свидетельствовать по слуху" (ст. 172 гл. X), "нельзя свидетельствовать жене против мужа" (ст. 177 гл. X). Ценность свидетельских показаний определялась в зависимости от социального положения свидетеля. В делах о татьбе и разбое примирение сторон запрещалось законом и ст. 31 гл. 21 установила ответственность за примирение с татями и разбойниками. Вводился повальный обыск (ст. 162 гл. X) и число опрашиваемых не ограничивалось. Результаты повального обыска оценивались по формальным признакам, т. е. по показаниям опрошенных людей и по принципу большинства, по его результаты разрешалось оспаривать.
Кроме повального обыска предусматривался и опрос отдельных людей (ст. 33 гл.XVIII). Одним из главных элементов розыскного процесса были обыск и пытка (ст. 48, 51, 58 гл. XXI). Пытка как причинение физических страданий проводилась с целью полного признания в преступлении. Пытка и обыск как средства дознания тесно взаимодействовали и дополняли друг друга. Очная ставка была составной частью розыска по государственным делам (ст. 16 гл. II).Доказательство, за которым признавалась большая сила, являлось поличное, т.е. обнаружение у подозреваемого краденой вещи. Изымать поличное следовало с приставом и с понятыми (ст. 87 гл. XXI).
В суде был введен протокол или судебный список. Статья 21 гл. 10 запрещала обращаться в суд самого государя без разбора дела в соответствующем приказе, т. е. апелляция не получила широкого развития. Суд выносил приговор (вершение) (ст. 8- 10 гл. X), исполнение решения состояло в применении наказания.
27. Реорганизация
центрального и местного
Реформа центральных органов государственного управления
В начале XVIII в. вся полнота законодательной, исполнительной и судебной власти сосредоточилась в руках царя. В 1711 году Боярская дума была заменена высшим органом исполнительной и судебной власти - Сенатом. Члены Сената назначались царём по принципу служебной пригодности. В порядке осуществления исполнительной власти Сенат издавал постановления - указы, имевшие силу закона. В 1722 году во главу Сената был поставлен генерал-прокурор, на которого возлагался контроль за деятельностью всех правительственных учреждений, он должен был выполнять функции "ока и уха государева".
В начале XVIII в. органами центрального управления оставались приказы, которые бюрократизировались. Реформа центральных органов власти была проведена постепенно, в два этапа:
1) 1699 г. - начало XVIII в., когда
ряд приказов был объединен
под руководством одного лица
с сохранением аппарата
В ряде коллегий сложилась система отраслевых местных органов управления. Аппаратом местных органов располагали Берг-коллегия и Мануфактур-коллегия (имевшие комиссариатства); Юстиц-коллегия (надворные суды); Камер-коллегия (Камер - и земские комиссары); Военная коллегия (губернаторы); штатс-контора (рентмейстеры).
В отличие от приказов коллегии (за редким исключением) строились по функциональному принципу и наделялись компетенцией в соответствии с возложенными на них функциями. Каждая коллегия имела свой круг ведомств. Другим коллегиям запрещалось вмешиваться в дела, не подлежащие их ведению. Коллегиям подчинялись губернаторы, вице-губернаторы, воеводы, канцелярии. Нижестоящим учреждениям коллегии посылали указы, а в Сенат входили "доношениями". Коллегиям предоставлялось право доносить царю о том, в чем они "усматривали государственную пользу". При коллегии состоял фискал, а позже прокурор, контролирующий их деятельность Быстренко В.И. История государственного управления и самоуправления в России. Учебное пособие. М.: Норма, 1997. С. 37.
Количество коллегий
не было постоянным. В 1722 г., например, была
ликвидирована Ревизион-
Реформа местного управления и самоуправления
Годы правления Петра
I отличаются его постоянными попытками
вызвать к жизни
Крупнейшей административной реформой местного управления было создание губерний. Эта реформа совершенно изменила систему управления на местах. Ей был посвящен Указ "Об учреждении губерний и о росписи к ним городов" от 18 декабря 1708 г. Согласно этому указу вся территория России была разделена на 8 губерний (во главе с губернаторами): Московская, Ингерманландская - позднее С. - Петербургская, Киевская, Смоленская, Архангельгородская - позднее Архангельская, Казанская, Азовская, Сибирская. В 1711 г. губерний стало 9, а в 1714-м - 11 (Астраханская, Нижегородская, Рижская). Это была первая административная реформа Петра, причем носила она фискальный характер. Кроме того, губернская реформа укрепила власть помещиков на местах.
С 1719 г. Петр приступил ко второй административной реформе, т.к. первая, проводившаяся с 1708 г., в основном была завершена к 1719 г. В соответствии со второй реформой местного управления 11 губерний делились на 45 провинций, во главе которых были поставлены воеводы. Провинции делились на округа - дистрикты, куда камер-коллегия назначала таких руководителей, как земские комиссары. С 1724 г. с населения начинается взимание нового налога - подушной подати. Для сбора подушного налога учреждается институт выборных на 1 год местным дворянским обществом новых земских комиссаров. Однако институт выборных комиссаров просуществовал недолго, он столкнулся с ярко выраженным абсентеизмом местных дворян (их многие съезды не могли состояться из-за неявки дворян).
Земский комиссар, передававший подушный сбор полковнику, попал в полную зависимость от последнего. Господство в губернии гражданской бюрократии (губернатор, воевода, земский комиссар) осложнилось еще господством военного полкового начальства. Под двойным давлением того и другого быстро замирали зародыши самоуправления Игнатов В.Г. История государственного управления России. - М.: Юнити - Дана, 2002. С. 202. .
Преобразования
28. Формирование
в XVIII веке фискальных органов,
прокуратуры, полиции.
Фискалитет и прокуратура. Петр I впервые в России создал органы, специально предназназначенные для контроля и надзора за соблюдением законов. Прежде это был фискалитет, а затем – прокуратура. Появлению идей о создании органов надзора решающим образом способствовали два фактора — разрастание госаппарата (начались казнокрадства) и небывалая интенсификация законотворческого процесса. Нормативную базу деятельности фискальской службы в Петровское время составили, прежде всего,именные указы от 5 марта 1711 г. и от 17 марта 1714 г. Согласно этим указам, компетенция фискалов заключалась в выявлении любого нарушения закона. Особое внимание фискалам надлежало уделять обнаружению преступлений, по современной классификации, против государства, императора, интересов службы и правосудия (получение взятки, злоупотребление должностными полномочиями, вынесение заведомо неправосудного приговора); докладывать о возмущениях и бунтах о шпионах. Для установления факта нарушения закона фискалы получили право вести оперативно-розыскную деятельность («тайно надсматривать»), но однозначно не допускались до производства следствия и отправления правосудия. Вместо этого всю собранную информацию органы фискальского надзора обязывались направлять той инстанции, в подсудности которой находилось обличаемое лицо.Система фискалитета подчинялась Сенату.В более значительных городах (в первую очередь, губернских) размещались провинциал-фискалы, в остальных — подчиненные им городовые фискалы. Глава новой службы — обер-фискал — подчинялся напрямую Правительствующему Сенату. Расчет царя на создание эффективного надзорного органа на первых порах оправдался, хлынул поток разоблачительной информации. без содействия десятков и сотен явных и тайных помощников, было немыслимо собрать такой значительный объем сведений о нарушениях законности, как это удалось фискальской службе в 1710-е гг. В свою очередь, это содействие объяснялось тем, что фискалы в тот момент явились для «бедных и угнетенных» «отрадой и щитом против их притеснителей».
Тенденция год за годом оставалась прежней. В итоге, преступники заметали следы и еще более утверждались в ощущении своей безнаказанности, потерпевшие и необоснованно обвиненные вконец отчаивались, фискалы теряли рвение к отстаиванию «государственного интереса». Кредит доверия населения к фискальской службе исчерпывался, осведомители утрачивали мотивацию к продолжению сотрудничества. Кроме того, сами фискалы занимались фальсификацией дел, злоупотребляли своим исключительным положением в системе органов государственного управления. В обществе росло недовольство деятельностью фискалов, на что вынужден был отреагировать Петр I и в именном Указе 1714 г. остановить ответственность фискалов за ложные доносы в виде штрафа.
Информация о работе Шпаргалка по "Истории отечественного государства и права"