Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 18:30, шпаргалка
1. Правоведение в системе современных наук. Структура правоведения. Государство и право для правоведения являются основным объектом. К особенностям правоведения можно также отнести и то, что государство и право исследуются в их властно-нормативных проявлениях. Юридические науки изучают и другие социальные явления, такие как экономика, политика, культура, религия и т.д., но только в той части, в которой они соприкасаются с государством и правом. Правоведение – отрасль спец. знаний в пределах и посредствам которых осуществляется теоретически-прикладное освоение государственно- правовой действительности. Правоведение - это целый комплекс юридических наук, которые по особенностям их предмета можно разделить на следующие блоки: 1) Теоретические и исторические юридические науки (теория государства и права, история государства и права, история политических и правовых учений и др.).
58. Виды толкования права по субъектам. Толкование права - это деятельность государственных органов, должностных лиц, граждан и их объединений, направленная на рас¬крытие истинного смысла юридических норм в соответствии с заключённой в них волей правотворческого субъекта. Толкование права является неотъемлемым элементом правоприменительной деятельности. Толкование права абсолютно необходимо в силу того, что все нормы права в большей или меньшей степени имеют общий, абстрактный характер; а также в силу наличия специальной терминологии, ошибок законодателя, не сумевшего достаточно чётко и ясно выразить свою мысль. Как особый вид деятельности толкование права складывается из двух частей: 1) уяснение смысла правовой нормы - процесс получения толкующим истинного знания о норме права «для себя»; 2) разъяснение смысла правовой нормы - процесс выработки толкующим пояснений и рекомендаций, содержащих точный смысл нормы права, установленный в процессе уяснения. Виды толкования права по субъектам. В зависимости от субъектов толкование права делится на два основных вида: официальное; неофициальное. Официальное толкование даётся специально уполномоченными на это государственными органами и является обязательным в процессе применения толкуемых норм права. В свою очередь оно делится на: а) нормативное; б) казуальное. Нормативное толкование является обязательным для всех случаев применения толкуемой нормы. Главная задача нормативного толкования - добиться единообразного понимания норм права и единства в практике их применения. Нормативное толкование также бывает двух видов: аутентичное - осуществляется тем же органом который из-дал нормативный акт; легальное - осуществляется специально уполномоченным органом, не издававшим нормативный акт; особое значение здесь имею акты толкования ВС, КС и ВАС РФ. Казуальное толкование даётся в процессе рассмотрения конкретного дела и является обязательным только по отношению к этому делу. Например, толкование судьи в судебном разбирательстве. Неофициальное толкование даётся негосударственными организациями и частными лицами и не имеет юридической силы. Выделяют три вида неофициального толкования. Обыденное толкование - осуществляется лицами, не имеющими специальных юридических знаний, в обыден¬ ной жизни, как правило, в связи с юридически значимой для них ситуации. Профессиональное - осуществляется специалистами в юри¬дической сфере (адвокатами, следователями, юрисконсуль¬тами), как правило, в связи с решением определённых дел. Доктринальное (научное) толкование - осуществляется юристами-учёными, имеет особую форму, как правило, в виде комментариев к действующему законодательству, а также научных статей, брошюр, монографий. Толкование права по объёму. В зависимости от соотношения текста нормы права, её буквального смысла и истинного содержания (в зависимости от объёма) различают три вида толкования. 1) Буквальное толкование – когда текст нормы права, её буквальный смысл полностью совпадает с истинным содер¬жанием. Это наиболее распространённый и приемлемый вид толкования. Он означает, что законодателю удалось чётко выразить свою волю. 2) Ограничительное толкование – когда истинный смысл нормы права уже её текстуального выражения, букваль¬ного смысла. (К. РФ говорится, что граждане РФ имеют право участвовать в отправлении правосудия. На самом деле, в отправлении правосудия участвуют не все гражда¬не, а только взрослые и дееспособные. 3) Расширительное толкование - когда истинный смысл нормы права шире её текстуального выражения, бук¬вального смысла.
59. Аналогия закона и аналогия права: условия применения. Пробелы в праве — это отсутствие необходимых для регулирования общественных отношений правовых норм или их неполнота. Пробелом в праве является ситуация, когда отсутствует норма для юридической квалификации установленных фактических обстоятельств. Пробелы возникают по двум основным причинам: 1) в результате постоянного появления новых общественных отношений, и объективного запаздывания принятия норм права для их регулирования; 2) в результате ошибок законодателя, который по субъективным причинам не смог учесть все возможные ситуации, требующие правового регулирования. Для признания наличия пробела в праве необходимо наличие двух условий: 1) установленные фактические обстоятельства должны находится в пределах правового поля; 2) должна отсутствовать конкретная правовая норма, необходи¬мая для регулирования данных фактических обстоятельств. Пробел в праве можно устранить с помощью создания новой нормы права, т.е. правотворчества. Но можно обойтись и без правотворчества. Выход из сложившейся ситуации возможен в силу того, что система права обладает некоторой гибкостью и способностью восполнять отсутствие конкретных норм дру¬гими элементами (близкими нормами, принципами права). В процессе правоприменительной деятельности пробел можно преодолеть посредст¬вом аналогии закона и аналогии права. С помощью аналогии правоприменитель пытается установить волю законодателя, которая не нашла закрепление в необходимой норме права, но имеет место в системе права. Аналогия закона — это решение юридического дела на основе нормы права, регулирующей сходные с рассматриваемыми обстоя¬тельства. Данная норма права может находиться как в отрасли, призванной ре¬гулировать рассматриваемые обстоятельства, так и в смежной отрасли пра¬ ва. Например, не урегулированная в УПК процедура отвода общественного обвинителя осуществляется по аналогии с процедурой отвода государствен¬ного обвинителя, нашед-шей должное законодательное закрепление. Аналогия права — это решение юридического дела на основе об¬щих начал и смысла права. При этом особую роль играют принципы права, в которых в кон¬центрированном виде и заключается дух, смысл права. Аналогия широко применяется, например, в имущественных отно¬шениях, но существуют сферы правового регулирования, в которых она запрещена. Прямой запрет на аналогию содержится в уголовном праве, не допускается она также в связи с административным правонарушением. Другое. В процессе толкования права в ряде случаев обнаруживается необхо¬димость прибегнуть к аналогии закона и права. Аналогия закона и права — допускаемые законодательством спо¬собы восполнения пробелов в нормативных актах в процессе применения права. Для осуществления аналогии закона и права правоприменительным органом должно быть установлено наличие пробела в нормативных актах, т. е. ситуации, когда рассматриваемое дело носит правовой харак-тер, затрагивает существенные интересы сторон общественного отно¬шения, но их права и обязанности прямо не определены юридическими нормами. При наличии пробела в нормативных актах, правоприменительный орган решает дело по аналогии закона, применяя к нему юридические нормы институтов и отраслей права, регулирующих сходные по предме¬ту общественные отношения. При отсутствии и таких норм, т. е. невозможности применить анало¬гию закона, применя-ется аналогия права и дело рассматривается на основе общего смысла и принципов той отрасли права, в предмет право¬вого регулирования которой включаются данные отноше-ния.
60. Коллизии юридических норм, способы
разрешения в процессе
61. Стадия принятия решения в процессе применения права. Реализация права - осуществление в поведении субъектов права предписаний правовых норм. В реализа-ции права выражается внешнее поведение людей. Моти¬вы, воля, цели здесь не имеют юридического значения. Применение — властная деятельность компетентных государственных органов по разрешению юридического дела, направленная на установление, изменение, прекращение правоотношений, определения точного объёма субъективных прав и юридических обязанностей их участников и их закрепление в специальных индивидуальных решениях. Стадии применения права. Процесс применения права представляет собой ряд последователь¬ных и взаимосвязанных этапов рассмотрения и разрешения компетентны¬ми органами конкретного дела. Чаще всего говорят о трёх основных этапах. 1) Установление фактических обстоятельств дела. На этой стадии с помощью системы доказательств устанавливаются и процессуально за¬крепляются фактические обстоятельства, имеющие юридическое значение для дела. К ним предъявляются требования необходимости и достаточности для объективного и законного рассмотрения дела. 2) Установление юридической основы дела. На этой стадии правоприменитель проводит: а) юридическую квалификацию, т.е. правовую оценку того или иного жизненного случая, а именно, выбирает отрасль, институт и норму права, регулирующие данное общественное отношение; б) проверку юридической нормы, т.е. выясняет подлинность юридической нормы, которая удостоверяется официальным из¬данием, проверяет её действие во времени, в пространстве и по кругу лиц; в) толкование нормы права - т.е. деятельность по уяснению и, в случае необходимости, разъяснению её истинного смысла. 3) Принятие решения - то есть фиксирование в необходимой про-цессуальной форме следствий, вытекающих из юридической квалифика¬ции установленных фактических обстоятельств, и определение порядка реализации субъективных прав и обязанностей сторон правоотношения. Другими словами, принимается обязательный для исполнения правопри¬менительный акт. Стадия принятия решения — заключительная стадия процесса при¬менения права. Она базируется на установленных фактических обстоя¬тельствах дела и его юридической квалификации. Главная задача этой стадии заключается в том, чтобы в соответствии с установленным смыс¬лом юридической нормы четко определить субъективные права и субъ¬ективные обязанности сторон правоотношения, а также необходимые формы и порядок их реализации. Основой принятия решения являются фактические и юридические основания. Само решение представляет собой логический процесс, в ходе которого фактические обстоятельства подводятся под соответствующую норму права и из их сопоставления делаются правовые выво¬ды. Процедура принятия решений в процессе применения права законо¬дательно регламентирована. Например, порядок вынесения приговора или решения судом определен соответственно уголовно-процессуальным и гражданско-процессуальным кодексами Российской Федерации. Необходимыми компонентами процедуры принятия решения явля-ются его обоснованность, законность, целесообразность и справедли¬вость. Принятие решение — это завершающий акт процесса применения права, в ходе которого проявляется его государственная властная при¬рода. Решение правоприменительного органа по данному делу является обязательным для участвующих в нем сторон. Стадия принятия решения находит свое формальное выражение в ак¬те применения права, содержание которого доводится до сведения лиц, участвующих в деле.
62. Акты применения права:
правонарушениями или для предотвращения возможных правонарушений, направлены на охрану правопорядка (постановление о привлечении в качестве обвиняемого). По юридиче-ской природе: а) основные - содержащие конечное решение дела (приговор суда); б) вспомо-гательные - подготавливающие принятие основных актов; По отраслевому признаку: а) административные акты, б) уголовно-правовые акты и т.д. По характеру, содержащегося в актах решения: а) обязывающие - устанавливающие обязанность стороны правоот¬