Шпаргалка по "Правоведение"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 18:30, шпаргалка

Краткое описание

1. Правоведение в системе современных наук. Структура правоведения. Государство и право для правоведения являются основным объектом. К особенностям правоведения можно также отнести и то, что государство и право исследуются в их властно-нормативных проявлениях. Юридические науки изучают и другие социальные явления, такие как экономика, политика, культура, религия и т.д., но только в той части, в которой они соприкасаются с государством и правом. Правоведение – отрасль спец. знаний в пределах и посредствам которых осуществляется теоретически-прикладное освоение государственно- правовой действительности. Правоведение - это целый комплекс юридических наук, которые по особенностям их предмета можно разделить на следующие блоки: 1) Теоретические и исторические юридические науки (теория государства и права, история государства и права, история политических и правовых учений и др.).

Вложенные файлы: 1 файл

тгп шпоры 2.docx

— 155.99 Кб (Скачать файл)

 

58. Виды толкования права по  субъектам. Толкование права - это деятельность государственных органов, должностных лиц, граждан и их объединений, направленная на рас¬крытие истинного смысла юридических норм в соответствии с заключённой в них волей правотворческого субъекта. Толкование права является неотъемлемым элементом правоприменительной деятельности. Толкование права абсолютно необходимо в силу того, что все нормы права в большей или меньшей степени имеют общий, абстрактный характер; а также в силу наличия специальной терминологии, ошибок законодателя, не сумевшего достаточно чётко и ясно выразить свою мысль. Как особый вид деятельности толкование права складывается из двух частей: 1) уяснение смысла правовой нормы - процесс получения толкующим истинного знания о норме права «для себя»; 2) разъяснение смысла правовой нормы - процесс выработки толкующим пояснений и рекомендаций, содержащих точный смысл нормы права, установленный в процессе уяснения. Виды толкования права по субъектам. В зависимости от субъектов толкование права делится на два основных вида: официальное; неофициальное. Официальное толкование даётся специально уполномоченными на это государственными органами и является обязательным в процессе применения толкуемых норм права. В свою очередь оно делится на: а) нормативное; б) казуальное. Нормативное толкование является обязательным для всех случаев применения толкуемой нормы. Главная задача нормативного толкования - добиться единообразного понимания норм права и единства в практике их применения. Нормативное толкование также бывает двух видов: аутентичное - осуществляется тем же органом который из-дал нормативный акт; легальное - осуществляется специально уполномоченным органом, не издававшим нормативный акт; особое значение здесь имею акты толкования  ВС, КС и ВАС РФ. Казуальное толкование даётся в процессе рассмотрения конкретного дела и является обязательным только по отношению к этому делу. Например, толкование судьи в судебном разбирательстве. Неофициальное толкование даётся негосударственными организациями и частными лицами и не имеет юридической силы. Выделяют три вида неофициального толкования. Обыденное   толкование   -   осуществляется   лицами,   не имеющими специальных юридических знаний, в обыден¬ ной жизни, как правило, в связи с юридически значимой для них ситуации. Профессиональное - осуществляется специалистами в юри¬дической сфере (адвокатами, следователями, юрисконсуль¬тами), как правило, в связи с решением определённых дел. Доктринальное   (научное)  толкование  -  осуществляется юристами-учёными, имеет особую форму, как правило, в виде комментариев к действующему законодательству, а также научных статей, брошюр, монографий. Толкование права по объёму.  В зависимости от соотношения текста нормы права, её буквального смысла и истинного содержания (в зависимости от объёма) различают три вида толкования. 1) Буквальное толкование – когда текст нормы права, её буквальный смысл полностью совпадает с истинным содер¬жанием. Это наиболее распространённый и приемлемый вид толкования. Он означает, что законодателю удалось чётко выразить свою волю. 2) Ограничительное толкование – когда истинный смысл нормы права уже её текстуального выражения, букваль¬ного смысла. (К. РФ говорится, что граждане РФ имеют право участвовать в отправлении правосудия. На самом деле, в отправлении правосудия участвуют не все гражда¬не, а только взрослые и дееспособные. 3) Расширительное толкование - когда истинный смысл нормы права шире её текстуального выражения, бук¬вального смысла.

 

59. Аналогия закона и аналогия  права: условия применения. Пробелы в праве — это отсутствие необходимых для регулирования общественных отношений правовых норм или их неполнота. Пробелом в праве является ситуация, когда отсутствует норма для юридической квалификации установленных фактических обстоятельств. Пробелы возникают по двум основным причинам: 1) в результате постоянного появления новых общественных отношений, и объективного запаздывания принятия норм права для их регулирования; 2) в результате ошибок законодателя, который по субъективным причинам не смог учесть все возможные ситуации, требующие правового регулирования. Для признания наличия пробела в праве необходимо наличие двух условий: 1) установленные фактические обстоятельства должны находится в пределах правового поля; 2) должна отсутствовать конкретная правовая норма, необходи¬мая для регулирования данных фактических обстоятельств. Пробел в праве можно устранить с помощью создания новой нормы права, т.е. правотворчества. Но можно обойтись и без правотворчества. Выход из сложившейся ситуации возможен в силу того, что система права обладает некоторой гибкостью и способностью восполнять отсутствие конкретных норм дру¬гими элементами (близкими нормами, принципами права). В процессе правоприменительной деятельности пробел можно преодолеть посредст¬вом аналогии закона и аналогии права. С помощью аналогии правоприменитель пытается установить волю законодателя, которая не нашла закрепление в необходимой норме права, но имеет место в системе права. Аналогия закона — это решение юридического дела на основе нормы права, регулирующей сходные с рассматриваемыми обстоя¬тельства. Данная норма права может находиться как в отрасли, призванной ре¬гулировать рассматриваемые обстоятельства, так и в смежной отрасли пра¬ ва. Например, не урегулированная в УПК процедура отвода общественного обвинителя осуществляется по аналогии с процедурой отвода государствен¬ного обвинителя, нашед-шей должное законодательное закрепление. Аналогия права — это решение юридического дела на основе об¬щих начал и смысла права. При этом особую роль играют принципы права, в которых в кон¬центрированном виде и заключается дух, смысл права. Аналогия широко применяется, например, в имущественных отно¬шениях, но существуют сферы правового регулирования, в которых она запрещена. Прямой запрет на аналогию содержится в уголовном праве, не допускается она также в связи с административным правонарушением. Другое. В процессе толкования права в ряде случаев обнаруживается необхо¬димость прибегнуть к аналогии закона и права.  Аналогия закона и права — допускаемые законодательством спо¬собы восполнения пробелов в нормативных актах в процессе применения права. Для осуществления аналогии закона и права правоприменительным органом должно быть установлено наличие пробела в нормативных актах, т. е. ситуации, когда рассматриваемое дело носит правовой харак-тер, затрагивает существенные интересы сторон общественного отно¬шения, но их права и обязанности прямо не определены юридическими нормами. При наличии пробела в нормативных актах, правоприменительный орган решает дело по аналогии закона, применяя к нему юридические нормы институтов и отраслей права, регулирующих сходные по предме¬ту общественные отношения. При отсутствии и таких норм, т. е. невозможности применить анало¬гию закона, применя-ется аналогия права и дело рассматривается на основе общего смысла и принципов той отрасли права, в предмет право¬вого регулирования которой включаются данные отноше-ния.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

60. Коллизии юридических норм, способы  разрешения в процессе применения  права. Реализация права - осуществление в поведении субъектов права предписаний правовых норм. В реализации права выражается внешнее поведение людей. Моти¬вы, воля, цели здесь не имеют юридического значения. Применение — властная деятельность компетентных государственных органов по разрешению юридического дела, направленная на установление, изменение, прекращение правоотношений, определения точного объёма субъективных прав и юридических обязанностей их участников и их закрепление в специальных индивидуальных решениях. Юридические коллизии - это противоречие между существую¬щими правовыми актами, правопорядком и притязаниями, действия¬ми по их изменению, признанию или отторжению. (Тихомиров Ю.А.). В данном понятии юридическая коллизия определяется как не толь¬ко противоречие между нормативно-правовыми актами, регулирующими одни и те же общественные отношения, но и шире - как конфликт между различными субъектами права по поводу их реализации. Причины возникновения юридических коллизий могут быть как объективными, так и субъективными: принятие нормативно-правовых актов для регулирования изменившихся, новых общественных отношений без отме¬ны прежних; ошибки в правотворческой деятельности, несвоевременная систематизация нормативных актов и т.д. К наиболее распространённым видам коллизий относятся: между конституцией и всеми иными актами - разрешается в пользу консти-туции как акта наивысшей юридической силы; между законами и подзаконными актами - разрешаются в пользу законов как актов высшей юридической силы; фе¬деральные конституционные законы, существующие в Рос¬сии, занимают следующее после Конституции место и по юридической силе выше, чем ФЗ; между общефедеральными актами и актами  СРФ - разрешаются в соответствии со ст. Конститу¬ции РФ; нормативный акт СРФ имеет приоритет, если принят в пределах ведения субъекта, иначе приоритет остаётся за общефедеральными актами; между актами одинаковой юридической силы, но приня¬тыми в разное время - применяется нормативный акт, принятый позднее; между актами, принятыми разными органами – действует акт, обладающий более высокой юридической силой; юридическая сила зависит от места и роли органа в системе го¬сударственной власти; К основным процедурам разрешения юридических коллизий относятся: 1) правотворчество: а) принятие нового акта; б) отмена старого акта; в) внесение изменений в действующие акты; систематизация нормативных актов; согласительные процедуры; толкование права и др

 

61. Стадия принятия решения в  процессе применения права. Реализация права - осуществление в поведении субъектов права предписаний правовых норм. В реализа-ции права выражается внешнее поведение людей. Моти¬вы, воля, цели здесь не имеют юридического значения. Применение — властная деятельность компетентных государственных органов по разрешению юридического дела, направленная на установление, изменение, прекращение правоотношений, определения точного объёма субъективных прав и юридических обязанностей их участников и их закрепление в специальных индивидуальных решениях. Стадии применения права. Процесс применения права представляет собой ряд последователь¬ных и взаимосвязанных этапов рассмотрения и разрешения компетентны¬ми органами конкретного дела. Чаще всего говорят о трёх основных этапах. 1) Установление фактических обстоятельств дела. На этой стадии с помощью системы доказательств устанавливаются и процессуально за¬крепляются фактические обстоятельства, имеющие юридическое значение для дела. К ним предъявляются требования необходимости и достаточности для объективного и законного рассмотрения дела. 2) Установление   юридической   основы   дела.   На   этой   стадии правоприменитель проводит: а) юридическую квалификацию, т.е. правовую оценку того или иного жизненного случая, а именно, выбирает отрасль, институт и норму права, регулирующие данное общественное отношение; б) проверку юридической нормы, т.е. выясняет подлинность юридической нормы, которая удостоверяется официальным из¬данием, проверяет её действие во времени, в пространстве и по кругу лиц; в) толкование нормы права - т.е. деятельность по уяснению и, в случае необходимости, разъяснению её истинного смысла. 3) Принятие решения - то есть фиксирование в необходимой про-цессуальной форме следствий, вытекающих из юридической квалифика¬ции установленных фактических обстоятельств, и определение порядка реализации субъективных прав и обязанностей сторон правоотношения. Другими словами, принимается обязательный для исполнения правопри¬менительный акт. Стадия принятия решения — заключительная стадия процесса при¬менения права. Она базируется на установленных фактических обстоя¬тельствах дела и его юридической квалификации. Главная задача этой стадии заключается в том, чтобы в соответствии с установленным смыс¬лом юридической нормы четко определить субъективные права и субъ¬ективные обязанности сторон правоотношения, а также необходимые формы и порядок их реализации. Основой принятия решения являются фактические и юридические основания. Само решение представляет собой логический процесс, в ходе которого фактические обстоятельства подводятся под соответствующую норму права и из их сопоставления делаются правовые выво¬ды. Процедура принятия решений в процессе применения права законо¬дательно регламентирована. Например, порядок вынесения приговора или решения судом определен соответственно уголовно-процессуальным и гражданско-процессуальным кодексами Российской Федерации. Необходимыми компонентами процедуры принятия решения явля-ются его обоснованность, законность, целесообразность и справедли¬вость. Принятие решение — это завершающий акт процесса применения права, в ходе которого проявляется его государственная властная при¬рода. Решение правоприменительного органа по данному делу является обязательным для участвующих в нем сторон. Стадия принятия решения находит свое формальное выражение в ак¬те применения права, содержание которого доводится до сведения лиц, участвующих в деле.

 

62. Акты применения права: содержание, форма, виды. Правоприменительные (индивидуальные) акты — это предписания государственных органов или должностных лиц, адресованные кон¬кретным лицам или организациям и обязательные для исполнения ими. Как и нормативные акты, индивидуальные акты являются правовы¬ми, поэтому имеет ряд схожих признаков: исходят от компетентных органов; носят государственно-властный характер; имеют определённую, установленную в нормах права форму; принимаются в соответствии с закреплённой в нормативных ак-тах процедурой. Главное отличие же заключается в том, что правоприменительные акты всегда носят индивидуальный (персонифицированный) характер, они всегда адресованы конкретным субъектам в конкретных обстоятель¬ствах, и содержат не норму права, а указание на то, кто в данной ситуации обладает субъективными правами и юридическими обязанностями. Кроме того, правоприменительные акты всегда непосредственно влекут юридические последствия, т.е. являются юридическими фактами (юридическими актами). В основном, для правоприме-нительных актов характерна пятиэлементная структура: вводная часть (содержит наименование акта и органа его принявшего,  время и место его принятия, указание на предмет дела); описательная часть (указывает на установленные фактиче¬ские обстоятельства, имеющие юр. значение для дела); мотивировочная часть (содержит анализ собранных доказа¬тельств, юридическую квалификацию дела, её мотивацию); резолютивная часть (содержит решение по делу, т.е. точ¬ный объём субъективных прав и юр. обязанностей сторон правоотношения); заключительная часть (содержит необходимые реквизиты дела – соотв. печать, подписи). В зависимости от критерия правоприменительные акты делятся на различные виды. По издающим их субъектам они подразделяются на:   а) акты государственных органов; 6) акты муниципальных органов; в) акты, издаваемые субъектами управления различных организаций. По функциям права: а) регулятивные - направлены на реализацию, содержащихся в нормах права предписаний в связи с нормальной реализацией субъектами правоот¬ношений своих прав и обязанностей (приказ о назначении на должность); б) охранительные - издаются, как правило, в связи с совершёнными

правонарушениями  или для предотвращения возможных  правонарушений, направлены на охрану правопорядка (постановление о привлечении  в качестве обвиняемого). По юридиче-ской природе: а) основные - содержащие конечное решение дела (приговор суда); б) вспомо-гательные - подготавливающие принятие основных актов; По отраслевому признаку: а) административные акты, б) уголовно-правовые акты и т.д. По характеру, содержащегося в актах решения: а) обязывающие - устанавливающие обязанность стороны правоот¬

Информация о работе Шпаргалка по "Правоведение"