Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 18:30, шпаргалка
1. Правоведение в системе современных наук. Структура правоведения. Государство и право для правоведения являются основным объектом. К особенностям правоведения можно также отнести и то, что государство и право исследуются в их властно-нормативных проявлениях. Юридические науки изучают и другие социальные явления, такие как экономика, политика, культура, религия и т.д., но только в той части, в которой они соприкасаются с государством и правом. Правоведение – отрасль спец. знаний в пределах и посредствам которых осуществляется теоретически-прикладное освоение государственно- правовой действительности. Правоведение - это целый комплекс юридических наук, которые по особенностям их предмета можно разделить на следующие блоки: 1) Теоретические и исторические юридические науки (теория государства и права, история государства и права, история политических и правовых учений и др.).
36. Подзаконные нормативные акты в России. Подзаконный нормативный акт - это разновидность нормативно-правовых актов, издаваемая в соответствии с законом и направленная на его исполнение. Подзаконные акты издаются на основе законов и конкретизируют их нормы. По юридической силе они уступают законам. Тем не менее, их роль в регулировании общественных отношений очень велика. Они более многочисленны и разнообразны чем законы, обладают разными названиями, их юридическая сила зависит от места и роли принявшего их органа. В РФ система подзаконных нормативных актов в общем виде закреплена в К. РФ. 1. Указы и распоряжения Президента РФ. Распоряжения в отличие от указов принимаются больше по процедурным текущим вопросам. Президент является главой государства, обладает очень широкими полномочиями в различных сферах управления. Для реализации своих властных полномочий он издаёт указы и распо-ряжения, которые обязательны для исполнения на всей территории РФ. Норматив-ные акты Президента не должны противоречить Кон¬ституции и законам РФ. 2. Постановления и распоряжения Правительства РФ. Акты Правительства принимаются на основании и во исполнение Конституции и законов РФ, нормативных указов Президента РФ. Они обязательны для исполнения в РФ. Президент РФ может отменить их. 3. Приказы, инструкции, положения, нормативные письма, уставы министерств и иных ФОИВ могут приниматься в случаях и пределах, предусмотренных законами РФ, указами Президента и постановлениями прави¬тельства. Если они затрагивают права, свободы и иные законные интере¬сы граждан или являются межведомственными, то подлежат государст¬венной регистрации в министерстве юстиции и публикуются не позднее десяти дней после регистрации. 4. Нормативно-правовые акты ОГВ СРФ. К ним относятся постановления, распоряжения и т.п. глав субъектов, администраций, правительств субъектов, подзаконные решения представительных органов субъектов. Данные акты распространяют своё действие на территорию соответствующего субъекта. Подзаконные нормативные акты субъектов РФ соотносятся с актами федерального уровня в соответствии со ст. 76 Конституции РФ. 5. Нормативно-правовые акты местных органов власти. Они распространяются на всех лиц находящихся на территории соответст¬вующего муниципального образования. 6. Локальные нормативные акты. Издаются учредителями и ины¬ми субъектами управления на предприятиях, учреждениях, организациях (уставы, приказы, положения). Во многих случаях данные акты должны быть зарегистрированы в муниципальном органе.
37. Действие нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц. Все НПА действуют во времени, в простран¬стве и по кругу лиц. Определяя действие НПА акта во времени, необходимо установить момент вступления его в силу и момент утраты им юридической силы. Действие нормативных актов во времени. Момент вступления НПА в силу: - устанавливается в самом акте или акте, его сопровождающем, путём указания на конкретную дату; - связывается с иными обстоятельствами, указанными в акте («с момента подписания», «с момента опубликования» и т.д.); - наступает по истечении определённого срока после их официального опубликования. Официальным в РФ считается опубликование актов федерального уровня в «Российской газете» и в «Собрании законодательства РФ». Законы вступают в силу по истечении 10 дней, указы Президента РФ - 7 дней. Момент утраты нормативно-правовым актом юридической силы: - наступает по истечении срока, на который акт был принят (например, бюджет принимаются на календарный год, последний день их действия 31 декабря соответствующего года); - указывается в специальном акте, принятом для его отмены; - связан со вступлением в силу другого акта равной или большей юридической силы, регулирующего те же отношения; - наступает с исчезновением обстоятельств, для регулирования которых он был принят (с распадом СССР утратили силу все акты, устанавливающие систему, полномочия союзных государственных органов, отношения между республиками и Союзом в целом и т.п.). Обратная сила — это распространение действия нормативно-правового акта на обстоятельства, имевшие место до его принятия. Закон, устанавливающий или отягчающий ответствен-ность, обратной силы не имеет. Действие НПА акта в пространстве зависит от того, на каком уровне акт был принят. Акты общегосударственные по общему правилу действуют на всей территории государства, если в них не указано иное. К территории государства относятся земное, водное, воздушное пространство в пределах государственных границ, недра, континентальный шельф и двенадцати мильная морская зона. Действие норматив-но-правового акта может распространяться и за пределами государства, например, на территории посольств, консульств, дипломатических представительств государства в других странах. Малько. Нормативные акты имеют временные, пространственные и субъективные пределы функционирования. Действие нормативного акта во времени обусловлено вступлением его в силу и утратой силы. Согласно ст. 6 ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу ФКЗ, ФЗ, актов палат Фе¬дерального Собрания» от 14 июня 1994 г. ФКЗ, ФЗ, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу.
Действие нормативного акта в пространстве определяется тер¬риторией, на которую распространяются властные полномочия ор¬гана, его издавшего. Под территорией РФ по-нимается ее сухопутное и водное пространство внутри государст¬венных границ, воздуш-ное пространство над ними, недра. К ней относятся также территория российских дипло-матических пред¬ставительств за рубежом, военные и торговые суда в открытом море, воздушные корабли, находящиеся в полете за пределами РФ. На территории РФ нормативные акты дей¬ствуют в отношении всех ее граждан, государственных органов, общественных организаций, иностранцев, лиц без гражданства. Вместе с тем существуют специальные нормативные акты, распро¬страняющиеся только на отдельные категории граждан и долж¬ностных лиц.
38. Юридическая норма: признаки и виды. Норма права - это общеобязательное формально-определённое правило поведения, установленное государством или иными субъектами с санкции государства, обеспеченное возможностью государственного принуждения и направленное на регулирование общественных отношений. Норма права является мельчайшей частицей права, поэтому имеет в большинстве те же признаки, что и право в целом. 1) Общеобязательность - носит общий характер, то есть действует одинаково в отношении всех участников определённых общественных отношений, и является обязательной для них. 2) Формальная определённость - имеет внешнюю форму закрепления в статье, части источника права, устанавливает, определяет права и обязанности участников общественных отношений. 3) Представительно-обязывающий характер - предоставляет одним участникам общественных отношений права и возлагает на других обязанности. Этот признак характерен для норм-правил поведения - основной массы правовых норм. 4) Связь с государством - создаются государством или иными субъектами с одобрения государства, обеспечиваются его принудительной силой. 5) Системность имеет две стороны - внутреннюю и внешнюю. С внутренней стороны - норма представляет собой совокупность нескольких взаимосвязанных элементов (гипотезы, диспозиции, санкции), образующих своеобразную микросистему. С внешней стороны - норма права занимает определённое место в системе права, в нормативном акте, будучи связана с другими нормами. По содержанию норма права представляет собой определённое правило поведение, которое обычно включает в себя условия, при которых норма действует, само правило поведения и санкции, применяемые при нарушении нормы. Виды юридических норм. В зависимости от характера рег. отношений нормы права делятся на материаль-ные и процессуальные. Материальные нормы права регулируют различные сферы общественной жизни: экономические, политические, социальные, идеологические и др. Процессуальные нормы регулируют процедуру реализации материальных норм, они не имеют экономического, политического, идеологического, социального содержания, их содержание сугубо юридическое. По отраслевому признаку нормы права бывают конституционными, уголовными, гражданскими, административными и т.д. По характеру содержащихся в них предписаний нормы права делятся на управомочивающие, обязывающие и запрещающие. Управомочивающими являются нормы права, которые наделяют участников правоотношений правами, т.е. возможностью действовать (бездействовать) определённым образом по собственному усмотрению. Обязывающие нормы права закрепляют обязанности стороны правоотношения действовать определённым образом. Запрещающие нормы устанавливают обязанность не совершать оп¬ределённые действия. Запрещающими являются все нормы особенной части УК. В зависимости от метода правового рег. выделяют импе¬ративные, диспозитивные, поощрительные и рекомендательные нормы права. Императивные нормы требуют неукоснительного соблюдения со¬держащегося в них правила поведения. (УП). Диспозитивные нормы предполагают некоторую свободу уч. правоотношения, возможность выбора ими иных вариантов поведе¬ния, помимо предусмотренных в нормах. (ГП). Поощрительные нормы закрепляют меры поощрения за определён¬ный вид поведения. (гос. награды). По функциям в механизме правового регулирования - исходные нормы и нормы - правила поведения. Исходные (отправные) нормы закрепляют основы правового рег., имеют наиболее общий характер. Нормы - правила поведения регулируют общ. отношения посредством закрепления конкретных правил поведения.
39. Структура юридической нормы. Н
40. Соотношение нормы права и
статья нормативного акта, способы
изложения норм права в
Существует три основных способа изложения норм права в статьях нормативных актов:
одна
статья содержит все элементы одной
нормы права; одна статья содержит несколько
норм права; элементы одной нормы
права содержаться в нескольких
статьях; в этом случае часто имеет
место ссылка, содержащаяся в одной
статье на другую статью, часть статьи
данного или другого нор¬
41. Отрасль и институт права как элементы системы права. Право представляет сложное целостное образование, включающее множество компонентов, то есть является определённой системой. На сегодняшний день наиболее оптимальной и распространённой является структура, включающая нормы, институты и отрасли права. Этот подход базируется на нормативном подходе к праву, включающем также обязательное санкционирование норм права государством, что бы ни понималось при этом под источником права.
Система права - это внутренняя структура права, выражаю¬щаяся в объединении всех действующих в стране юридических норм в субинституты, институты, подотрасли и отрасли права. Развитие и строение права определяются, в конечном счёте, системой общественных отношений, складывающихся на соответствующем этапе развития обще-ства, то есть система права объективное явление, обуслов¬ленное системой конкретно-исторических общественных отношений. Наиболее крупным основным элементом систе-мы права является отрасль права. Отрасль права — это совокупность юридических норм, регули¬рующих относительно обособленную и качественно однородную об¬ширную сферу общественных отношений. (Существуют следующие отрасли права: конституционное (государственное) право; гражданское; административное; уголовное; земельное; трудовое; уголовно-исполнительное; и т.д.) Каждая отрасль регулирует определённый комплекс общественных отношений. Данные отношения образуют предмет правового регулирова¬ния отрасли. Так специфическим предметом гражданского права высту¬пают имущественные и связанные с ними личные неимущественные от¬ношения. Предметом трудового права являются отношения, складываю¬щиеся между рабочими, служащими, работодателями в процессе осуще¬ствления трудовой деятельности. Но предмет регулирования недостаточен в качестве критерия деле¬ния системы права на отрасли, так как тогда пришлось бы признать отраслью права каждую более или менее обособленную совокупность юри-дических норм. Поэтому в качестве второго критерия отрасли права вы¬деляют метод правового регулирования, то есть совокупность приёмов и способов воздействия права на определённую группу общественных от¬ношений. Каждая отрасль характеризуется своим методом. По своим ос¬новным характеристикам выделяют два полярных методы: императив¬ный и диспозитивный. Институт права - это обособленная часть юридических норм, входящих в отрасль права и регулирующих относительно самостоя¬тельную совокупность общественных отношений внутри предмета отрасли права. Таким образом, отрасли права состоят из институтов. Так в отрасль трудового права входят институты трудового договора, институт времени труда и отдыха, институт дисциплинарной ответственности и др. Институты права могут быть отраслевыми (если все нормы инсти-тута находятся в рамках одной отрасли) и межотраслевыми (если нормы института находятся в нескольких отраслях). Развитые, крупные институ¬ты права могут состоять из нескольких субинститутов. Например, ин¬ститут собственности включает субинституты государственной собствен¬ности, муниципальной собственности, частной собственности. Кроме институтов некоторые отрасли права содержат такую право¬вую общность как подотрасль права. Подотрасль права — это часть отрасли права, регулирующая круп¬ный, относительно самостоятельный блок общественных отношений. Например, в гражданском праве содержаться такие подотрасли как авторское, жилищное, наследственное право, в земельном - горное, вод¬ное, лесное и т. д.