42. Система отраслей Российского
права.
Право представляет сложное целостное
образование, включающее множество компонентов,
то есть является определённой системой.
На сегодняшний день наиболее оптимальной
и распространённой является структура,
включающая нормы, институты и отрасли
права. Этот подход базируется на нормативном
подходе к праву, включающем также обязательное
санкционирование норм права государством,
что бы ни понималось при этом под источником
права. Система права - это внутренняя
структура права, выражаю¬щаяся в объединении
всех действующих в стране юридических
норм в субинституты, институты, подотрасли
и отрасли права. Развитие и строение права
определяются, в конечном счёте, системой
общественных отношений, складывающихся
на соответствующем этапе развития общества,
то есть система права объективное явление,
обуслов¬ленное системой конкретно-исторических
общественных отношений. Наиболее крупным
основным элементом системы права является
отрасль права. Отрасль права — это совокупность
юридических норм, регули¬рующих относительно
обособленную и качественно однородную
об¬ширную сферу общественных отношений.
(Существуют следующие отрасли права:
конституционное (государственное) право;
гражданское; административное; уголовное;
земельное; трудовое; уголовно-исполнительное;
и т.д.) Каждая отрасль регулирует определённый
комплекс общественных отношений. Данные
отношения образуют предмет правового
регулирова¬ния отрасли. Так специфическим
предметом гражданского права высту¬пают
имущественные и связанные с ними личные
неимущественные от¬ношения. Предметом
трудового права являются отношения, складываю¬щиеся
между рабочими, служащими, работодателями
в процессе осуще-ствления трудовой деятельности.
Но предмет регулирования недостаточен
в качестве критерия деления системы права
на отрасли, так как тогда пришлось бы
признать отраслью права каждую более
или менее обособленную совокупность
юридических норм. В теории права выделяют
базовые и производные отрасли. К базовым
отраслям относят конституционное, гражданское,
административное и уголовное право. Данные
отрасли регулируют наиболее общие и важ¬ные
отношения в различных сферах общественной
жизни. К производным отраслям относятся
семейное, трудовое, земельное, налоговое
и др. отрасли права. Они выделились из
базовых отраслей права и регулируют более
узкие, специальные сферы общественных
отношений. Для романо-германской системы
права, в том числе и для россий¬ской характерно
деление права на частное и публичное.
К публичному праву относят отрасли, регулирующие
отношения непосредственно связанные
с государством и его органами (конституционное,
административное, уголовное, финансовое
и др. отрасли). К частному праву относят
отрасли регулирующие сферу частного
интересы, в которой действуют равные
субъекты (гражданское, семейное, трудовое
право). Отрасли права делятся также на
материальные и процессуальные отрасли.
Материальное отрасли права - это отрасли,
которые прямо регулируют общественные
отношения; закрепляют государственный
и общественный строй, формы собственности,
структуру и компетенцию государственных
органов; устанавливают права и обязанности
граждан и органи¬заций. Процессуальные
отрасли права имеют организационно-процедурный
характер, регулируют порядок разрешения
юридических дел. Они определяют процедуру
реализации материального права и производны
от него (гражданский процесс, уголовный
процесс, администра¬тивный процесс)
43. Соотношение системы права
и системы законодательства. Система права
- это совокупность всех действующих в
стране юридических норм, а система законодатель-ства
- это совокупность принятых в стране нормативно-правовых
актов. Система права — это его структура,
состоящая из взаимосогласованных норм,
субинститу¬тов, институтов, подотраслей
и отраслей права. Законодательство, как
и право, тоже имеет свою систему, под которой
понимается его внутреннее строение, состоящее
из взаимосвязанных нормативных актов
в той или иной области общест¬венной
жизни. Между системой права и системой
законодательства существу¬ет тесная
связь. Так, система права требует, чтобы
источники права систематизировались
по отраслевому признаку, нормы одной
отрасли права или института объединялись
в единый коди-фицированный акт или сборник
законодательства. Следовательно, система
права служит основой систематизации
нормативных актов. Кодификация является
высшей формой систематизации, в частности,
потому что учитывает требования системы
права, осу-ществляется обычно по отраслевому
основанию. Подавляющее большинство кодифи-цированных
актов (кодексы, уставы, поло¬жения и т.п.)
содержат нормы одной отрасли права. Часть
отраслей права имеет совпадающие с ними
отрасли зако¬нодательства (например,
уголовное право и соответствующее уго¬ловное
законодательство). Другие — еще не имеют
строго опреде¬ленной отрасли законодательства
(например, аграрное право). На¬конец, в
системе законодательства существуют
отрасли, которые имеют комплексный характер
и не совпадают с какими-либо от¬раслями
права (например, транспортное, хозяйственное,
военное законодательство, законодательство
об образовании, здравоохра¬нении и т.п.)
Систему права и систему законодательства
необхо-димо разли¬чать по следующим основаниям:
1) если первичным элементом системы права является норма,
то первичным элементом системы законодательства
— норматив¬ный акт;
2) если
система права выступает в
качестве содержания, то сис¬тема
законодательства — в качестве
формы; 3) если система права складывается
объективно в соответствии с
существующими общественными отношениями,
то система зако¬нодательства
преимущественно субъективна, ибо
зависит от зако¬нодателя; 4) если
система права имеет первичный
характер, то система законодательства
— производный (первая служит
исходной базой для второй); 5)
если система права имеет только горизонтальное
(отраслевое) строение, то система законодательства
— еще и вертикальное (федеративное, иерархическое);
6) если в системе права не может быть комплексных
структурных образований, поскольку классификационным
основанием служат специфические для
каждой отрасли предмет и метод пра¬вового
регулирования, то в системе законодательства
встречаются различные комплексные структуры,
построенные по признаку функционального
назначения либо применительно к сферам
госу¬дарственного управления (например,
комплексным являются сельскохозяйственное,
торговое законодательство). Система права
и система законодательства различаются
и по объему: законодательство, с одной
стороны, не охватывает всего разнообразия
нормативности (ведь кроме законодательства
право оформляется и в юридических обычаях,
и в нормативных догово¬рах, и в юридических
прецедентах); с другой стороны, включает
в себя кроме формулировок норм и иные
элементы — преамбулы, названия разделов,
глав, статей и т.п.
44. Кодификация и инкорпорация
как способы систематизации права. Инкорпорация
- это способ систематизации НПА без изменения
формы и содержания, при котором происходит
их объединение в сборники. Результатом
инкорпорации являются сборники НПА. При
инкорпорации не вносятся изменения в
правовое ре-гулирования, то есть не принимаются,
не изменяются и не отменяются нормы права.
НПА подвергаются лишь внешней обработке
- из них удаляются отменённые статьи и
включаются принятые ранее изменения
и дополнения с соответствующими указаниями.
Инкорпорация бывает хронологической,
когда нормативные акты располагаются
в сборнике в соответствии со временем
их принятия, и предметной, когда в сборник
объединяются НПА, имеющие общий предмет
правового регулирования. По субъекту
осуществления инкорпорация бывает официальной
и неофициальной. Официальная инкорпорация
осуществляется компе¬тентными органами.
На официальные сборники (своды, собрания)
воз¬можны ссылки в процессе правоприменительной
деятельности. Неофициальная инкорпорация
может проводиться государствен¬ными
и негосударствен-ными организациями
для удобства использования нормативного
материала в собственной правореализующей
деятельности либо с коммерческими целями.
В этом случае на сборники нельзя ссы¬латься
при решении конкретных юридических дел.
Инкорпорация не решает всех проблем систематизации,
с его по¬мощь нельзя, например, устранить
множественность НПА, регулирующих близкие
общественные отношения. Такая проблема
преодолевается с помощью консолидации.
Консолидация - это систематизация НПА
без изменения содержания путём объединения
их в единый акт. Результатом консолидации
является не сборник, а новый НПА, полностью
заменяющий вошедшие в него акты. Но при
этом не вносятся изменения в правовое регулирование,
новые нормы права не принимаются, может
лишь осуществляться редак-ционная правка,
например, устраняться повторы. Субъектам
консолидации выступают официальные правотворческие
органы. Т.о., это всегда право¬творческая
деятельность, но правотворчество в этом
случае выступает ме¬тодом, а суть консолидации
заключается именно в систематизации
НПА. Кодификация – особая форма систематизации
НПА. Кодификация - это систематизация
и коренная переработка НПА путём объединения
их в единый обоб¬щающий акт. Результатом
кодификации, как и при консолидации, является
новый НПА. Однако, кодификация не ограничивается
внешним объединением актов в один акт,
она включает качественную пе¬реработку
правового материала путём изменения,
отмены прежних и при¬нятия новых норм
права. Поэтому кодификацию можно считать
разно¬видностью и систематизации, и правотворчества.
Таким образом, к признакам кодификации
можно отнести: осуществление только компетентным
правотворческим субъектом; внесение
существенных изменений в правовое регулирова-ние;
результатом является новый НПА, обоб¬щающего
характера (кодекс, основы законодательства,
устав, по¬ложение, правила). Кодификация
часто направлена на создание в отрасли
законода¬тельства своеобразного нормативного
ядра, вокруг которого группиру¬ются иные
нормативные акты. Это упорядочивает отрасль
в целом, при¬водит к её устойчивости.
НПА в современном государстве принима¬ются
большим количеством самых различных
гос. органов. При этом каждый орган может
принимать множество НПА. Система законодательства
посто¬янно меняется, вновь принятые акты
отменяют, изменяют уже действую¬щие акты,
устанавливают новые нормы права. Систематизация
нормативно-правовых актов - это упорядоче¬ние
нормативно-правовых актов, придающее
им характер системы
45. Механизм правового регулирования:
основные стадии и элементы. Механизм правового
регулирования (механизм действия юридиче¬ских
норм) — процесс поэтапного осуществления
юридических норм, содержащихся в нормативных
актах, в правомерном поведе¬нии субъектов
через систему специальных юридических
средств. Процесс правового регулирования,
начинаясь с создания правовых норм и
завершаясь формированием правопорядка,
содержит внутренние структурные элементы,
которые выражаются категорией механизма
правового регулирования (механизма действия
юридических норм). Исходным элементом
механизма правового регулирования являются
субъекты права — отдельные лица и организации,
наделенные возмож¬ностью совершать юридические
действия. Итогом механизма действия юридических
норм является их правомерное поведение.
Основными стадиями (этапами) механизма
правового регулирования и используемыми
на каждой их них специальными юридическими
сред-ствами являются: 1) стадия общей регламентации
правового положения (стату¬са) субъектов
права, на которой индивидуальные и коллективные
уча¬стники социальных процессов наделяются
юридическими нормами пра¬воспособностью
и дееспособностью; 2) стадия индивидуализации
юридических норм, на которой при возникновении
юридических фактов субъекты права вступают
в правоотношения, приобретают взаимные
субъективные права и субъ¬ективные юридические
обязанности; 3) стадия реализации права
(реализации правоотношений), на которой
вступившие в правоотношения субъекты
путем собственных действий или посредством
применения права осуществляют субъектив¬ные
права и обязанности, достигая цели механизма
действия юридиче¬ских норм — правомерного
поведения. 4) В качестве дополнительного
элемента правового регулирования можно
выделить механизм обеспечения права, который
основывается на охранительных нормах
различных отраслей права и деликтоспособности
субъектов права, "запускается" в
действие вследствие совершения правонарушения
и включает в себя также стадии юридической
ответст¬венности и ее реализации. Малько.
Для деления норм права на отрасли используют
два критерия: предмет и метод правового
регулирования. Предмет правового регулирования
— это те общественные отно¬шения, которые
право регулирует. Он является основным
крите¬рием, ибо общественные отношения
объективно существуют, их определенный
характер требует и соответствующих правовых
форм. Так, трудовые отношения выступают
предметом регулиро¬вания трудового права,
семейные отношения — семейно-брачного
права. Метод правового регулирования
— это совокупность юридичес¬ких средств,
при помощи которых осуществляется правовое
регу¬лирование качественно однородных
общественных отношений. Воротилина.
Структура МПР выражается в том, что он
состоит из ряда юридических средств (явлений),
которые объединены между собой в логическую
взаимосвязь путем их последовательного
функционирования на ряде этапов на пути
от правовой нормы к правомерному поведению.
46. Субъекты права, их правоспособность
и дееспособность. Правоотношение — это урегулированное
нормами права и охра¬няемое государством
общественное отношение, участники которого
имеют соответствующие субъективные права
и юридические обязан¬ности. Субъекты
правоотношений - это участники правоотношений,
обладающие соответствующими субъективными
правами и юридиче¬скими обязанностями.
Обычно в юридической литературе называют
два вида субъектов правоотношений: индивидуальные
и коллективные. К индивидам относятся
граждане, иностранцы, лица без гражданст¬ва,
лица с двойным гражданством. Теория права
определяет коллективного субъекта тоже
как единое лицо, то есть лицо способное
иметь единые цели, обеспечивать взаимо¬действие
при их достижении, выражать единую волю,
принимать на этой основе решения. Исходя
из этого, к коллективным субъектам можно
отне¬сти, в первую очередь, организации.
Организации можно разделить на государственные
и негосударст¬венные. К государственным
относятся гос. органы, гос. учреждения
и гос. предприятия. Государственные органы
выступают субъектами права, главным образом,
реализуя свои властные полномочия. Негосударственные
организации можно разделить на коммерческие
и некоммерческие. Коммерческие выступают
субъектами права, участвуя в хозяйственной
деятельности, а некоммерческие - в сфере
политической, идеологической, социальной
и др. Все органи-зации, в том числе и гос.
в гражданско-правовой сфере выступают
как юр. лица. В соответствии с ГК «юр. лицом
признаётся организация, которая имеет
в. собственности, хозяйственном ведении
или оперативном управлении обо¬собленное
имущество и отвечает по своим обязательствам
этим имущест¬вом». Правосубъектность
— признаваемая нормами права способность
лица быть участником правоотношений.
Применительно к коллектив ным субъектам правосубъектность не
делится на составные части и выражается
в их компетенции. Компетенция — это совокупность
закреплённых в нормативных актах прав
и обязанностей, полномочий, которыми
наделяются кон¬кретные органы или должностные
лица. Применительно к индивидуальным
субъектам правосубъектность делится
на правоспособность и дееспособность.
Правоспособность — это закреплённая
в правовых нормах спо¬собность индивида
иметь субъективные права и юр. обязан¬ности.
Дееспособность — это закреплённая в
правовых нормах способ¬ность индивида
своими действиями осуществлять (приобретать,
ис¬пользовать, изменять и прекращать)
субъективные права и юр. обязанности.
Правоспособность индивидов наступает
с рождения и заканчивается со смертью.
Дееспособность индивида возникает с
установленного в отраслях права возраста.
(ГП - с 18 лет; АП - с 16 лет; УП - с 16 лет, по
нек. преступлениям - с 14 лет). Общая правоспособность
- это принципиальная возможность лица
иметь права. Ею обладают все люди с момента
рождения и до их смерти. Отраслевая правоспособность
— возможность приобретать права в тех
или иных отраслях права (брачная, трудовая).
Специальная правоспособность — возможность
приобретать права при наличии дополнительных
специальных познаний или профессио¬нально-должностных
условий (судья, врач). Разновидностью
дееспособности является деликтоспособность.
Деликтоспособностъ — это способность
лица нести юридическую ответственность
за совершённое правонарушение.