26. Особенности формы российского
государства. Форма государства - это внешняя организация
государственной власти, выражающаяся
в форме правления, форме государ-ственного
устройства и политическом (государственном)
режиме. Современная наука считает форму
государства состоящей из трёх элементов:
формы правления, формы государственного
устройства и политического режима. Статья
1 К. РФ определяет Россию как республику.
Обычно выделяют три основных вида республики:
президентскую, парламентскую и смешанную.
Полномочия Президента РФ по формированию
Правительства и контролю за ним являются
решающими и позволяют считать Россию
президентской республикой. Некоторые
учёные считают, что Россия является смешанной
республикой, так как у Федерального собрания
(Гос. Думы) имеются важные пол¬номочия
в отношении правительства. Во-первых,
Гос. Дума даёт согласие П. на назначение
Председателя Правительства РФ (ст. 103,111).
Во-вторых, Гос. Дума утверждает разрабо¬танный
Правительством федеральный бюджет, а
также отчёт Правитель¬ства о его исполнении
(ст. 114). В-третьих, самое важное – Гос.
Дума может выразить недоверие Правительству,
в результате ко¬торого Правительство
может быть отправлено в отставку (ст.
117). Форма государственного устройства.
Статья 1 К. РФ закрепляет федеративную
форму её устройства. РФ состоит из 89 весьма
разнообразных субъектов. К. РФ устанавливает,
что во взаимоотношениях с ФОГВ и между
собой все субъекты равноправны. В то же
время нормы самой К. РФ закрепляет определённое
неравенство. Во-первых, республики имеют
статус государства, тогда как другие
субъекты - лишь государственные образования.
Во-вторых, в республиках прини¬маются
конституции, а в других субъектах - уставы.
В силу изложенного многие характеризуют
Россию как ассиметричную федерацию. Федерация
в России действует на основе ряда принципов:
государ¬ственная целостность РФ, разграничение
предме-тов ведения и полномочий между
ОГВ и ОГВ, равно¬правие и самоопределение
народов в РФ. Важнейшее значение имеет
принцип разграничения предметов ве¬дения.
В ведении РФ находятся наиболее важные
вопросы, которые обеспечивают единство,
целостность, суверенность Рос¬сии. Политический
режим. Политический режим современного
рос-сийского государства характеризуется
переходом от тоталитарного про¬шлого
к демокра-тическим институтам. На сегодняшний
день существует достаточно развитая
правовая основа, позволяющая характеризовать
Рос¬сию как демократическое государство.
В России, как и в других демократических
государствах, осуществляется разделение
государственной власти на законодательную,
исполнительную и судебную. Как демократическое
государство Россию характеризует отсутствие
официальной обязательной для всех идеологии.
Для демократического государства характерно
наличие в обществе множества создаваемых
населением организаций. Особую роль среди
общественных объединений играют политиче¬ские
партии. Они призваны выражать политические
интересы различных слоев и групп общества.
В условиях идеологического многообразия,
от¬сутствия государственного диктата
политические парии в России дейст-вительно
могут активно участвовать в политической
жизни страны: сво¬бодно разрабатывать
и пропагандировать свои программы экономическо¬го,
политического, социального развития
страны, бороться за их реализа¬цию на
практике. Государство — это политико-территориальная
суверенная орга¬низация всего общества,
имеющая характер публичного властного
управления и служащая главным орудием
обеспечения его интересов.
27. Нормативное регулирования, его
свойства и роль в жизни
общества. Разновидности нормативного регулирования.
Нормативное регулирование — особая форма
деятельности об¬щества, направленная
на создание, реализацию и обеспечение
раз¬личного рода общих правил (норм) поведения
людей, с целью упорядочения их отношений
и достижения стабильности в обществе.
Если объединение деятельности различных
людей и их общностей ради достижения
совместных целей осуществляется через
систему вла¬сти, то упорядочение отношений
— через систему нормативного регу¬лирования.
Власть и нормативное регулирование обеспечивают
выра¬жение и согласование общих интересов
различных субъектов общест¬венной жизни,
стабильность их отношений и создают необходимые
условия для прогрессивного развития.
Нормативное регулирование заключается
в выработке социальных норм (масштабов,
образцов поведения), отражающих типичные
формы общественных отношений, реализации
их в деятельности субъектов общественной
жизни и обеспечении принудительными
мерами в случае отклонения от установленного
нормой правила. В зависимости от характера
создаваемых общих правил поведения (норм),
механизма их реализации и средств обеспечения
выделяются несколько основных видов
нормативного регулирования: 1) традиционное,
которое осуществляется путем формирования
и реализации в обществе обычаев и традиций
— правил, складывающихся в результате
многократного повторения, отбора и исполнения
в силу привычки наиболее рациональных
форм поведения людей в их обыден¬ной
жизни; 2) моральное, которое осуществляется
путем выработки и реали¬зации главным
образом в сфере личностных отношений
системы нрав¬ственных принципов (представлений
общества, его социальных групп о добре
и зле, справедливости и несправедливости),
обеспечиваемых силой общест венного мнения; 3) корпоративное, которое
осуществляется путем создания и реа¬лизации
внутриорганизационных норм различного
рода общественных объединений, обеспечиваемых
их авторитетом; 4) правовое, которое осуществляется
путем создания и реализа¬ции — права,
системы особых правил поведения, регулирующих
наибо¬лее значимые для общества отношения
и обеспечиваемых авторитетом и силой
государственной власти. Различные виды
нормативного регулирования взаимосвязаны
и до¬полняют друг друга. В целом нормативное
регулирование, обеспечивая стабильность
отношений и возможность принуждения
в случае отклоне¬ния поведения людей
от нормы, создает необходимый для деятельности
всех субъектов социальной жизни общественный
порядок. Нормативное регулирование –
сложная разветвленная система, которая
подразделяется на несколько типов, в
зависимости от специфики соответствующих
регуляторов. Выделяют 5 типов нормативного
регулирования. 1) Обычное (традиционное).
Виды норм обычного регулирования: 1) обычаи,
складывающиеся исторически; 2) деловые
обычаи, складываются в сфере торговых,
коммерческих отношений; 3) традиции - правила
поведения ритуального, процедурного
характера, которым присущ субъективный
фактор; 4) нравы- обычаи, имеющие нравственное
содержание. 2) Религиозное. Основано на
специфической форме общественного сознания,
связанного с верой и принятием ценностей
определенной веры. 3) Регулирование с
помощью норм общественного мнения (мораль,
мода, нравственность, этика ).Наиболее
яркий вид - мораль или нравственность.
4) Корпоративное. Регулирование отношений
участников соц. групп. 5) Правовое. Вобрало
в себя все 4 типа.
28. Право и правовое регулирование. Право - это
система общеобязательных, формаль-но-определённых
правил поведения, выражающих государственную
волю общества, принятых или одобренных
государством, обеспеченных его принудительной
силой и направленных на регулирование
обществен¬ных отношений. Сущность права
— это воля всего общества, обусловленная
его основными интересами и потребностями,
т.е. экономическими, ду¬ховными, национальными,
религиозными, демографическими, геогра-фическими
и другими условиями его жизни. Правовое
регулирование – разновидность нормативного
регулирования, через которое общество
путем создания и реализации особых социальных
норм – права, формирует в наиболее значимых
отношениях правопо-рядок, обеспеченной
государственной властью. Правовое регулирование.
Оно осуществляется путём создания и реализации
права, то есть системы особых правил поведения,
регули¬рующих наиболее значимые для
общества отношения и обеспечиваемых
авторитетом и силой гос. власти. Правовое
регулирование возникает вместе с государством.
В условиях усложнения всех сфер жизни
общества прежние нормативные регуляторы
оказываются неспособными обеспечить
должный порядок. В отличие от традиционного,
морального, религиозного нормативного
регулирования правовое регулирование
под¬держивается принудительной силой
государства. Путём создания особых социальных
норм — норм права, государство регулирует
наиболее важные и устойчивые общественные
отношения. Предмет и пределы правового
регулирования. Право регулирует далеко
не все общественные отношения. Предме¬том
правового регулирования становятся только
наиболее важные из них, те от которых
зависит обеспечение и реализация наиболее
важных общих интересов всего общества,
его основных социальных групп. Очень
важно установить пределы правового регулирования.
Оно не должно касаться отношений, которые
эффективно могут быть урегулиро¬ваны,
обычаями, моралью, корпоративными, религиозными
нормами. В содержании предмета правового
регулирования обычно выделяют три сферы
общественных отношений. 1) Отношения по
поводу определённых социальных благ,
в первую очередь, отношения связанные
с производством, обменом, потреблением
материальных ценностей и услуг. 2) Отношения
по поводу управления обществом. В первую
очередь, это отношения государственного
регулирования. 3) Отношения по поводу
обеспечения общественного порядка (правопорядка).
Иные отношения являются незначительным
по объёму и не могут быть выделены в отдельные
группы. Специфика предмета правового
регулирования во многом опреде¬ляет
методы, способы и типы правового регулирования.
Методы, способы и типы правового регулирования.
Метод правового регулирования — это
общий характер воздей¬ствия права, выражающийся
в совокупности приёмов и способов, на
регулируемые общественные отношения.
В науке обычно выделяют следующие способы
правового регули¬рования. Управомочивание
— наделение стороны правоотношения субъек¬тивными
правами, позволяющими ему совершать действия,
требовать их совершения от обязанной
стороны и т.д. Обязывание - возложение
на участника правоотношения обязан-ности
совершить те или иные действия. Запрещение
- возложение на участника правоотношений
обязанности воздержаться от совершения
каких-либо действий.
29. Основные теоретические подходы
к определению сущности и социального
назначения права. Право — явление сложное, многогранное,
имеющее богатое понятийное выражение.
Во-первых, следует выделить право в общесоциальном
смысле (моральное право, право народов
и т.п.), в рамках которого речь идет о нравственных,
политических, эстетических и иных возможностях
в поведении субъектов (например, моральное
право руководить коллективом, поступить
по совести; изменить, следуя моде, свой
внешний вид; право члена общественного
объединения! и т.п.). Во-вторых, можно выделить
право в специально-юридическом смысле
как юридический инструмент, связанный
с государством.) Право (в этом сугубо юридическом
смысле) — это система общео¬бязательных,
формально определенных юридических норм,
выра¬жающих общественную, классовую
волю (конкретные интересы общества, классов
и т.п.), устанавливаемых и обеспечиваемых
государством и направленных на урегулирование
общественных от¬ношений. При рассмотрении
сущности права важно учитывать два аспекта:
1) то, что любое право есть прежде всего
регулятор (формальная сторона); 2) то, чьи
интересы обслуживает данный регулятор
(содержа¬тельная сторона). Можно выделить
следующие подходы к сущности права: 1)
классовый, в рамках которого право определяется
как систе¬ма гарантированных государством
юридических норм, выра¬жающих возведенную
в закон государственную волю эконо¬мически
господствующего класса (здесь право используется
в узких целях как средство для обеспечения
главным обра¬зом интересов господствующего
класса); 2) обще-социальный, в рамках которого
право рассматривается как выражение
компромисса между классами, группами,
различными социальными слоями общества
(здесь право ис-пользуется в более широких
целях как средство закрепления и реального
обеспечения прав человека и гражданина,
эконо¬мической свободы, демократии, политического
плюрализма и т.п.). Наряду с этими (основными)
существует и религиозный, и на¬циональный,
и расовый, и иные подходы к сущности права,
в рамках которых соответственно религиозные,
национальные и расо¬вые интересы будут
доминировать в законах и подзаконных
актах, правовых обычаях и нормативных
договорах. Сущность права — это воля
всего общества, обусловленная его основными
интересами и потребностями, т.е. экономическими,
ду¬ховными, национальными, религиозными,
демографическими, геогра-фическими и
другими условиями его жизни. Право - это
система общеобязательных, формально-определённых
правил поведения, выражающих государственную
волю общества, принятых или одобренных
государством, обеспеченных его принудительной
силой и направленных на регулирование
обществен¬ных отношений. Сущность определяет
другую важнейшую характеристику права
- его нормативность. Право как государственная
воля общества может быть выражена только
совокупность официально установленных
и признаваемых правил поведения - юридических
норм. Только нормативный характер пра¬ва
придаёт ему устойчивость, свойства регулятора
общественных отноше¬ний, защищает от
своеволия отдельных лиц, правоприменительных
органов. А уже нормативность, наряду с
сущностью определяет такие важ¬ные черты
права как связь с государством, общеобязательность,
формаль¬ная определённость, системность.
Общеобязательность - право, регулируя
общественные отноше¬ния, является обязательным
для всех участников данного общественного
отношения. Формальная определённость
- право имеет внешнюю форму за¬крепления
в виде, как правило, официальных письменных
документов. Связь с государством - право
представляет собой систему правил поведения,
принятых государством или иными субъеком.
30. Правовая система общества. Разновидности
(типы) правовых систем. Правовая система
общества - это совокупность всех существующих
в стране правовых явлений. Понятие «правовая
система» не следует отождествлять с понятием
«система права», служащим для выражения
внутренней структуры права. Система права
является лишь одним из элементов правовой
системы, включающей в качестве основных
составляющих частей следующие пра¬вовые
явления: 1) идеологические (правовая наука,
правовая культура, правовая поли¬тика,
правовые понятия, правовые принципы);
право в его системе и систему его источников;
юридическую технику; систему юрисдикционных
органов; систему правовых отношений;
юридическую практику. Классификация
правовых систем современности. Отдельные
правовые системы имеют как свои специфические
ха¬рактеристики, так и общие с другими
правовыми системами черты. Это позволяет
отграничивать их друг от друга и объединять
в определённые группы правовых семей.
Некоторые исследователи выдвигают идею
вы¬деления трёх групп правовых систем
(правовых семей): англосаксонских, романо-германских
и социалистических. Весь остальной юридический
мир, составляющий 4/5 правовых систем,
отнесён им к группе «религиоз¬ных и традиционных
систем». Другое. Правовая система общества
— наиболее широкое по содержанию понятие
теории права. Оно характеризует структурное
единство всех правовых явлений общества,
их качественное своеобразие по сравнению
с правовыми системами других стран, принадлежность
по общим при¬знакам к определенным типам
(семьям) правовых систем. Структурными
компонентами правовой системы общества
являются: нормы права, принципы, институты
и отрасли права, выражен¬ные в специфических
источниках права; это — нормативный компонент
правовой системы; правовая практика и
правовые учреждения; это — деятельный
компонент правовой системы; правовое
сознание общества; это — духовный компонент
пра¬вовой системы. Исторические особенности
содержание и соединения этих компо¬нентов
определяют различия правовых систем
и объединение их в груп¬пы (семьи правовых
систем) по степени общности. Обычно выделяют
четыре основных семьи правовых систем
среди современных стран: романо-германскую
правовую систему, англосак¬сонскую правовую
систему, мусульман-скую правовую систему
и тради¬ционную правовую систему. Романо-германская
правовая система (Германия, Франция, Рос¬сия,
другие страны Европы) характеризуется
особой ролью конституций и законов, четко
определенной системой норматив- . ных
актов как основного источника права,
разделением системы права на отрасли
права, в том числе частное и публичное
право. Англосаксонская правовая система
(Великобри-тания, США, Ка¬нада) характеризуется
особой ролью в правовой системе судебных
пре-цедентов как основных источников
права, отсутствием четкого членения системы
права на отрасли права, относительной
свободой судебного усмотрения при принятии
правовых решений. Мусульманская система
права (страны арабского востока) харак¬теризуется
неразделимостью права и религиозно-моральных
норм, при¬знанием в качестве основного
источника права шариата, включающего
в себя нормы Корана. Традиционная система
права (значительная часть стран Африки)
характеризуется признанием в качестве
основного источника права тра¬диций
и обычаев, перешедших со ступени родового
строя, и поддержи¬ваемых государственной
властью и традиционными родовыми структу¬рами.
Правовые системы современности достаточно
активно взаимодейст¬вуют между собой
и перенимают наиболее прогрессивные
черты друг друга.