Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 17:22, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Римскому частному праву"
Второй вид брака - это брак sine manu, не порождавший власти мужа над женой и первоначально не устанавливавший вообще юридической связи между мужем и женой: юридически чужая мужу и своим детям, жена пребывает в том же семейном положении, в каком она была до вступления в брак; только со старой семьей связывает ее агнатическая связь. В браке без власти мужа жена сохраняла свое прежнее семейное состояние: если был жив ее отец, она оставалась в его власти, если она была лицом своего права, то таковой и оставалась. Никакой дисциплинарной власти мужа над ней уже не было; естественно, что у мужа было отнято право распоряжаться женой как вещью. Правда, за мужем сохранялось решающее слово в таких вопросах, как выбор места жительства, определение способа воспитания детей. Имущественные отношения в этом браке строились на принципе раздельности имущества супругов. Это значит, что имущество мужа и жены составляло две совершенно независимые друг от друга массы. Все, что жена имела до брака, что самостоятельно приобретала в браке, принадлежало только ей; она вправе была самостоятельно пользоваться и распоряжаться своим имуществом, не спрашивая согласия мужа и не давая ему отчета в том. Раздельность имущества супругов допускала совершение самых разнообразных сделок между ними: купли-продажи, займа, поручения и пр. Решительно не допускалось только дарение между супругами. Мотивы установления такого запрета приводятся в Дигестах (Д.24.I.): "1. (Ульпиан). В силу обычая у нас принято, что дарения между мужем и женой не имеют силы. Принято же это для того, чтобы в силу взаимной любви (супруги) не отнимали путем дарений (имущества) друг от друга, не соблюдая меры и (действуя) с легкомысленной расточительностью в отношении себя, 2. (Павел) и дабы не утратилось стремление прежде всего воспитывать детей. Секст Цецилий присоединил и другую причину: часто происходило, что браки расторгались, если тот, кто имел возможность, не совершал дарения и в силу этого случалось, что браки являлись продажными".
Заключение и прекращение брака. Собственно заключение брака распадается на два раздельных в своем правовом значении события: обручение и собственно брачная церемония. Эти события могли следовать одно за другим непосредственно но времени, но могли быть и отдалены друг от друга даже несколькими годами. Обручение обязательно предшествует браку: одновременность делает ничтожными оба
события и весь брак в целом- Во время обручения предполагаемые будущие брачные партнеры выражают намерение заключить между ними брак и, как свидетельство серьезности намерений, обмениваются подарками подобающей социальному уровню партнеров стоимости; обручение может быть совершено и представителями будущих супругов - их родителями, опекунами и т.д. Обмен подарками придавал обручению некий вид частноправовой сделки. Факт обручения, брачные намерения и факт обмена
подарками закреплялся специальными письменными документами (в более раннее время - присутствием свидетслей-i -остей). Обручение не было еще завершенной процедурой заключения брачного союза: обручение можно было расторгнуть как по взаимному согласию, так и в порядке судебной процедуры как отказ от обязательства. Такое расторжение не считалось разводом и не могло в дальнейшем
служить препятствием к заключению других браков партнерами. Однако материальный ущерб
возникший в результате несостоявшегося обручения (расход на прием гостей, подарки и т.п.) должен был возмещаться. Претензии по поводу морального ущерба в связи с несостоявшимся браком не принимались.
Основным моментом собственно заключения брака, рождавшим все предусмотренные правом последствия личного и имущественного характера, признавался увод жены в
дом мужа, все другие обрядовые процедуры только символизировали заключение брака, но не считались формальными условиями наступления брачных связей. Привод жены в дом уже создавал основания для последующих возможных имущественных притязаний, хотя бы между супругами не последовало никаких сверх того отношений на тот момент (собственно, положение о том, рождается ли брак единственно
соитием или же стремлением к браку, оформилось в дискуссии римских правоведов но поводу действительности брака вследствие нахождения только в доме мужа, либо
необходимо было пребывание в брачной комнате).Прекращался брак, заключенный по всем требованиям права, также только по правовым основаниям. Такими были смерть супруга, заявление об отказе от брачного союза - развод, утрата супругом его i-ражданского правового качества в связи с
изменением сословного положения (тем более - утратой свободы) или изменением гражданства. Римский брак допускал развод супругов (в христианскую эпоху развод постепенно был запрещен, а основания к прекращению брака определялись уже в преимущественной степени требованиями церковного права). Оформить развод можно было только в отношении ранее действительного и ггрошлого брака, нельзя было требовать развода в отношении ненравового брачного союза либо еще не оформленного должным образом. Процедура развода зависела от форм заключения брака, но в любом случае она выражала отказ одного из супругов от продолжения брака и претензию его на личную и имущественную самостоятельность. Расторжение брака сопровождалось выяснением причин развода, и виновная сторона несла имущественные санкции в виде потери своего добрачного имущества или штрафов.Допускался повторный брак, но не ранее истечения 10 месяцев с момента прекращения предыдущего, причем здесь не имела значения причина прекращения прошлого брака. Но требование о 10 месяцах также не было абсолютным и допускало уменьшение срока "пристойности".
ВОПРОС 14. Личные
и имущественные права и обязан
При браке с властью мужа агнатская родственница становится чужой и переходит в семью мужа у которого возникают по отношению к жене права как у отца к детям (жизни, отработки и др). Жена имущественных прав не имела, все приобретаемое имущество – собственность мужа (домовладыки).
При браке без власти мужа
жена сохраняет права до брака,
До Юстиниана – если в момент передачи приданого заключен договор, гласящий, что муж должен вернуть приданое, иначе - только по требованию отца жены, если развод не по ее вине. По законодательству Юстиниана – у мужа право оставить приданое, только если развод по вине жены, иначе приданое возвращается тому, кто его установил жена, ее домовладыка, если он жив или, если приданоек установило 3 лицо вернуть ему.
При христианских императорах муж должен предоставить предбрачный дар равный по стоимости приданому. Пока брак существовал муж владел, пользовался им. Жена фактически получала предбрачный дар в случае прекращения брака по вине мужа втч смерть мужа. Делать брачные дары требовали правила общественного приличия, хотя стороны не могли заявлять претензии об отсутствии таковых. Основным условием для признания брачного дара в качестве такового было поднесение его строго до заключения
брака, но не в связи с обручением (дары по поводу обручения имели специальное
положение, при незаключении брака или при его прекращении они не возвращались)
Раздельность имущества супругов допускала совершение самых разнообразных сделок между ними: купли-продажи, займа, поручения и пр. Решительно не допускалось только дарение между супругами. Мотивы установления такого запрета приводятся в Дигестах (Д.24.I.): "1. (Ульпиан). В силу обычая у нас принято, что дарения между мужем и женой не имеют силы. Принято же это для того, чтобы в силу взаимной любви (супруги) не отнимали путем дарений (имущества) друг от друга, не соблюдая меры и (действуя) с легкомысленной расточительностью в отношении себя, 2. (Павел) и дабы не утратилось стремление прежде всего воспитывать детей. Секст Цецилий присоединил и другую причину: часто происходило, что браки расторгались, если тот, кто имел возможность, не совершал дарения и в силу этого случалось, что браки являлись продажными".
Муж являлся покровителем жены, это значило, что обида жены – обида мужа, он может предъявлять иск от своего имени и выступать в суде от ее имени. Если третьи лица удерживают жену он может вернуть ее по приказу претора. Супруги должны хранить верность, иное – основание для развода, неверность жены - уголовное преступление.
To sum up: брак прекращался смертью
супруга(ов) равно как утратой
свободы, гражданства, чести,
ВОПРОС 15. Отцовская власть. Способы установления отцовской власти
Ульпиан дает определение "отца семейства": pater... familias appellatur, qui in domo dominium habet - "отцом семейства... называется тот, кто в доме располагает доминием" (D., 50, 16, 195, 2). И контекст, и этимология слова "dominium" заставляют здесь спомнить о его первичном (буквальном) значении домашней власти Впрочем, развивая цитированное определение "отца семейства", Ульпиан тут же переносит внимание на собственно правовой аспект понятия, абстрагируясь от его социально-экономической основы. Понятие "отец семейства", поясняет он, указывает "не только на его личность, но и на право", так что он может и "не иметь сына". Иными словами, "отцами семейств" считались все лица sui iuris - "собственного права"- или, что то же самое, suae potestatis, т.е. подвластные лишь себе (см., например: D., 32, 50 pr.), "совершеннолетние или несовершеннолетние" (D., 1, 6, 4). Действительно, pupillus, т.е. несовершеннолетний, вышедший из-под власти, со смертью отца или вследствие эманципации, и находящийся под опекой, тоже "назывался отцом семейства" (D., 50, 16, 195, 2; 239 pr.). Более того, даже раб, который отпущен господином на волю по завещанию, но еще не узнал об этом, юридически - "уже отец семейства" и человек "собственного права", хотя и "не знающий о своем статусе" (D., 28, 1, 14). При всем том термин "pater familias" не многозначен. Речь может идти лишь о различных его аспектах. "Отец семейства" сам по себе - лицо, никому не подвластное; по отношению к подвластным лицам он - глава (princeps) фамилии (Uf, 4, 1); по отношению к дому как к целому и к имуществу он - хозяин, и это значение выражено в распространенном словосочетании "diligens pater familias" = "рачительный хозяин". Дождев: «центральным полномочием домовладыки было право жизни и смерти», те подвластных можно было лишать жизни весь классический период, но основой должны были быть дисциплинарные, а не личные мотивы. Ограничение этого права наступает при Константине, вводится запрет на применение суровых мер. А кодекс Юстиниана говорит об этом праве уже как о пережитке. Помимо этого права домовладыка имел еще ряд прав над личностью подвластного: право отказа от новорожденного, право продажи ребенка. До императорского периода можно было продавать детей за бугор, разрешалась продажа только новорожденных и только в случае крайней нужды. Право давать согласие на брак, право отдавать в усыновление, право назначать опекуна, если подвластный совершил правонарушение, отец имел право либо возместить ущерб, либо отдать подвластного в отработку – ноксальная ответственность, которая отменена Юстинианом. 3 способа установления отцовской власти: рождение ребенка в законном римском браке, лигитимация (узаконение) только для детей, рожденных в конкубинате. Однако legitimatio возникла лишь в период империи и допускалась только в отношении liberi naturales, т. е. детей, рожденных от конкубината – законного (разрешенного) сожительства. Постепенно сложились три способа legitimatio: a) legitimatio per oblationem curiae, т. е. путем представления внебрачного сына в ordo местных декурионов с наделением его известным имущественным цензом; б) legitimatio per subsequens matrimonium, т. е. путем последующего брака родителей; в) путем издания специального императорского указа, если брак невозможен либо нецелесообразен. Усыновление Установление отцовской власти над чужими детьми производилось посредством усыновления. Различалось 2 формы усыновления: адрогация (adrogatio), адопция (adoptio). Адрогация - это такая форма усыновления, которая применялась в отношении лиц своего права. При этом вопрос об усыновлении решало народное собрание, которое расследовало причины и обстоятельства соответствующей просьбы усыновителя и усыновляемого. В период принципата, с прекращением деятельности народных собраний, акт адрогации совершался посредством соответствующего рескрипта принцепса. Arrogatio в древнейшие времена производилась в народном собрании при участии pontifex maximus и в присутствии как усыновителя, так и усыновляемого. После расследования обстоятельств дела pontifex maximus предлагал народному собранию rogatio об усыновлении. Таким образом каждая arrogatio была iussus populi, т. е. законом. Ввиду этого усыновлять и быть усыновляемыми в этой форме могли только лица, которые имели право участвовать в народных собраниях. К числу таких лиц не принадлежали ни женщины, ни несовершеннолетние. С падением значения народных собраний отпадает и законодательный характер arrogatio; она превращается в публичное оформление соглашения усыновители с усыновляемым. С окончательным прекращением созыва народных собраний arrogatio производится per rescriptum principis (рескриптом принципса). Условия: нельзя усыновлять бедным богатого и опекунам опекаемых, усыновитель >60 лет, не должен иметь детей, по общему правилу женщинам нельзя усыновлять, но император мог разрешить неполное усыновление (родственники ее не имели отношения к усыновленному). Адопция - форма усыновления лиц чужого права, то есть подвластных детей. Первоначально она совершалась в форме частной сделки - троекратной фиктивной продажи ребенка его натуральным отцом усыновителю. И только при Юстиниане эта архаичная форма усыновления была заменена рассмотрением просьбы об усыновлении в суде и вынесением соответствующего решения. Условия: согласие усыновителя и действующего домовладыки, разница в возрасте 18 лет между усыновляемым и усыновителем, в пользу усыновителя. Adoptio совершалась так же, как emancipatio, путем использования правила законов XII таблиц о троекратной mancipatio. Paterfamilias трижды манципировал подвластного доверенному лицу, которое после первых двух манципаций освобождало подвластного от mancipium, после чего подвластный возвращался под власть paterfamilias. После третьей mancipatio, прекращавшей patria potestas, выступал усыновитель и предъявлял к доверенному лицу, у которого подвластный был in mancipio, vindicatio filii. В результате начинавшегося таким образом фиктивного процесса претора addicit усыновляемого усыновителю. Для adoptio дочери или внука достаточно было одной mancipatio. Юстиниан заменил эту сложную процедуру простым заявлением перед судом.