Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2012 в 00:05, шпаргалка
Работа содержит ответы на 86 вопросов по "Теории государства и права"
Нормативный подход к пониманию права. Теория нормативизма.
Нормативное
понимание права самое
В наибольшей степени нормативистская теория права разработана Г. Кельзеном. У него право поставлено в такую связь с государством, что последнее само рассматривается как персонифицированный правопорядок. Право в названной теории представляет собой иерархическую (ступенчатую) систему норм, представляемую в виде лестницы (пирамиды), где каждая верхняя ступенька обусловливает нижнюю, а нижняя вытекает из верхней, ей подчиняется.
И если верхней ступенькой являются конституционные нормы, а далее соответственно идут нормы обыкновенного закона, нормы правительственного акта, нормы инструкций министерств и ведомств, вплоть до индивидуальных актов, то принцип соответствия одной нормы другой как раз и означает утверждение строгого режима законности.
Кельзен ранее подвергался безоговорочной критике. Сегодня мы понимаем, что критика эта была в большей степени обусловлена идеологическими факторами. Кельзен, например, на задавался вопросом о классовой сущности права, отвергал изучение права в аспекте экономики и политики, не входил в решение вопроса, откуда берется исходная норма права (изучение права из самого права), так называемая основная норма, стоящая над конституцией и нормами международного права.
Но для практического юриста это действительно второстепенные вопросы! Он отдавал первенство норме международного права перед нормой внутреннего. Теперь большинство государств вынуждено признать необходимость соотносить свое законодательство и юридическую практику с актами о правах, международными соглашениями, резолюциями ООН и т.д.
Правом признается государственная воля, выраженная в обязательном нормативном акте, обеспеченном принудительной силой государства.
Чистый практик нормативного толка в решении конкретного дела не задумывается о классовой окраске государственной воли. Это может быть воля всего народа или отдельной его части, воля большинства или меньшинства, прогрессивных или консервативных слоев общества. Государственную волю могут сформировать и единственно интересы правящей элиты, расходящиеся с интересами страны и даже государства в целом.
Во взгляде на действительность и решение дела через юридические очки, через призму принятых государством нормативных актов – содержание нормативного подхода к праву (одновременно положительное и отрицательное). Вначале о положительном.
1. Нормативный подход больше, чем
какой-либо другой, подчеркивает
определяющее свойство права
– его нормативность. Иметь
в виде руководства общее
2. Нормативность в данном
3. Фиксированность средств
4. Противостояние режиму
5. Косвенная ориентация на
6. Ориентация на подзаконное
нормативное регулирование
7. Признание широких
Последний пункт в качестве положительного обстоятельства не бесспорен. И если приводить его здесь, то надо иметь в виду то государство, которое выражает интересы общества, служит им, ориентируясь на такие ценности, как справедливость, свобода, гуманность. Нормативное понимание права хорошо служит в те исторические периоды, которые отличаются стабильностью. Оно не вызывает нареканий с точки зрения практики, если законодательство обновилось, если при этом соблюдены все демократические процедуры, если в нормах отразились передовые настроения широких масс.
Отрицательное
в нормативном подходе
44. Социологический подход к пониманию права.
Социологический
подход концептуально сформировался
во второй половине XIX в., в рамках школы
«свободного права». Нормы права,
рассчитанные на свободную конкуренцию,
в новых условиях развития капитализма
перестали удовлетворять
На почве
критики старых законов после
Октябрьской революции
В последние десятилетия получил
распространение взгляд на право
как на деятельность физических должностных
и юридических лиц, реализующих
в той или иной форме свои правомочия.
В большей степени этому
Как бы то ни было, для правореализующей практики, для правоприменителей рассматриваемый подход к праву менее предпочтителен, поскольку он, скорее, дестабилизирует правовой порядок, а не укрепляет его. Он вносит неопределенность и сумятицу в отношения субъектов правового общения. Каковы причины этого? Каковы отрицательные стороны правового реализма? Назовем три основные:
– отсутствие прочной юридической основы предпринимаемых действий и уверенности в конечных их результатах;
– решение юридических дел в пользу экономически и политически сильного, в ущерб слабым, малообеспеченным, не стоящим у кормила политической власти;
– опасность некомпетентного
В условиях нашей действительности, когда работники правоохранительных органов не прочь удовлетворить свои интересы в обход и вопреки закону, трудно даже вообразить, что было бы, если бы они вообще не были связаны никакими законами. У нас очень мало материальных, политических, юридических (процессуальных, в частности) и моральных (общекультурных) гарантий против произвола судей, прокуроров и администрации. В отношении всех должностных лиц, милиции самый лучший принцип, какой можно предложить, это, как уже отмечалось, «дозволено только то, что прямо разрешено законом». Социологический подход к праву очень хорош для исследователя и для законодателя. Чтобы познать право, издать полезный и эффективный закон, надо изучать законодательство в действии. Социально реализованное бытие писаных норм – источник их постоянного совершенствования. Жизнь права – источник выявления пробелов в законодательном регулировании общественных отношений. Сами общественные отношения выступают в разных ипостасях: они и предпосылка (источник) права, и форма его реализации (жизни), и критерий справедливости, ценности, эффективности правовых норм. Рассмотрение их непосредственно в качестве права обедняет теорию и дезориентирует практику.
45. Понятие и признаки права.
Право - это система установленных или санкционированных государством, общеобязательных, формально-определенных норм общего характера, обеспеченных государственной защитой.
Признаки права:
1. Нормативность — право представлено нормами (образец, правило поведения); имеет нормативный характер. Права, которыми располагает каждый человек или юридическое лицо, не произвольны, они определены в соответствии с действующими нормами. В результате многократного повторения каких-либо вариантов поведения формируются соответствующие правила. Знание сложившихся правил облегчает человеку выбор верного решения относительно того, как ему следует поступать в той или иной жизненной ситуации. Специфика нормативности права — право возведено в закон, в ранг официальных правил. Формально нормативность выражена в позитивном праве, т.е. в законодательстве, где нормы существуют в чистом виде.
2. Интеллектуально-волевой характер права — право — проявление воли и сознания людей. Интеллектуальная сторона права: право — форма отражения социальных закономерностей и общественных отношений — предмета правового регулирования. В праве отражаются и выражаются потребности, интересы, цели общества, отдельных лиц и организаций.
3. Обеспеченность исполнения
Государственное принуждение реализуется в двух направлениях:
обеспечивает защиту субъективного права и преследует цель принудить правонарушителя к исполнению обязанности в интересах пострадавшей стороны (например, взыскание долга, возмещение причиненного ущерба);
в определенных законом случаях виновный привлекается к юридической ответственности и подвергается наказанию (лишение свободы, конфискация имущества, штраф).
4. Формальная определенность —
правовые нормы точно, в
Нормы права официально закрепляются в законах, иных НПА, которые подлежат единообразному толкованию:
в прецедентном праве формальная определенность
достигается официальной
в обычном праве она
5. Системность — право есть
упорядоченная внутренне
— естественное право (состоящее из социально-правовых притязаний, содержание которых обусловлено природой человека и общества). Важнейшая часть естественного права — права человека (возможности, которые общество и государство способны обеспечить каждому гражданину);
— позитивное право (законодательство
и другие источники юридических
норм, в которых получают официальное
государственное признание
— субъективное право (субъективное право, т. е. индивидуальные возможности, возникающие на основе норм позитивного права и удовлетворяющие интересы и потребности его обладателя).
46. Сущность и назначение права.
Сущность права — внутренний смысл права как регулятора общественных отношений, который выражается в единстве общесоциальных и узкоклассовых (групповых) интересов через формальное (государственное) закрепление меры свободы, равенства и справедливости.
Под сущностью
права в советской литературе
обычно понималась возведенная в
закон воля господствующего класса,
содержание которой определялось материальными
условиями жизни этого класса.
Во всех определениях права подчеркивался
его классово-волевой характер, причем
он имел принципиальное методологическое
значение для понимания сущности
эксплуататорского права как
выражения интересов и воли всего
господствующего класса, а для
социалистического права как
выражения интересов и воли трудящихся
во главе с рабочим классом. При
этом классовые трактовки
Было бы неверным
отрывать друг от друга классовый
и социальный аспекты сущности права.
И тот и другой аспекты составляют
единую, хотя и внутренне противоречивую
сущность права как. регулятора общественных
отношении через
Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"