Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2012 в 00:05, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 86 вопросов по "Теории государства и права"

Вложенные файлы: 1 файл

Нормативный подход к пониманию права_otredakt.docx

— 224.06 Кб (Скачать файл)

Нормативный подход к пониманию  права. Теория нормативизма.

Нормативное понимание права самое пригодное  для отражения его инструментальной роли. Определение права как совокупности охраняемых государством норм позволяет  гражданам и другим исполнителям правовых предписаний знакомиться  с содержанием последних по тексту нормативных актов и соответственно сознательно избирать вариант своего поведения. Уже по одной этой причине  нельзя отвергать данный подход. Нельзя связывать его с одними именами (например, именем Вышинского), забывая  о других, или с одним временем (например, временем культа личности), не принимая во внимание позитивную роль нормативистских воззрений и нормативистской практики.

В наибольшей степени нормативистская теория права разработана Г. Кельзеном. У него право поставлено в такую связь с государством, что последнее само рассматривается как персонифицированный правопорядок. Право в названной теории представляет собой иерархическую (ступенчатую) систему норм, представляемую в виде лестницы (пирамиды), где каждая верхняя ступенька обусловливает нижнюю, а нижняя вытекает из верхней, ей подчиняется.

И если верхней  ступенькой являются конституционные  нормы, а далее соответственно идут нормы обыкновенного закона, нормы  правительственного акта, нормы инструкций министерств и ведомств, вплоть до индивидуальных актов, то принцип соответствия одной нормы другой как раз  и означает утверждение строгого режима законности.

Кельзен ранее подвергался безоговорочной критике. Сегодня мы понимаем, что критика эта была в большей степени обусловлена идеологическими факторами. Кельзен, например, на задавался вопросом о классовой сущности права, отвергал изучение права в аспекте экономики и политики, не входил в решение вопроса, откуда берется исходная норма права (изучение права из самого права), так называемая основная норма, стоящая над конституцией и нормами международного права.

Но для  практического юриста это действительно  второстепенные вопросы! Он отдавал  первенство норме международного права  перед нормой внутреннего. Теперь большинство  государств вынуждено признать необходимость  соотносить свое законодательство и  юридическую практику с актами о  правах, международными соглашениями, резолюциями ООН и т.д.

Правом признается государственная воля, выраженная в  обязательном нормативном акте, обеспеченном принудительной силой государства.

Чистый практик нормативного толка  в решении конкретного дела не задумывается о классовой окраске  государственной воли. Это может  быть воля всего народа или отдельной  его части, воля большинства или  меньшинства, прогрессивных или  консервативных слоев общества. Государственную  волю могут сформировать и единственно  интересы правящей элиты, расходящиеся с интересами страны и даже государства  в целом.

Во взгляде  на действительность и решение дела через юридические очки, через  призму принятых государством нормативных  актов – содержание нормативного подхода к праву (одновременно положительное  и отрицательное). Вначале о положительном.

1. Нормативный подход больше, чем  какой-либо другой, подчеркивает  определяющее свойство права  – его нормативность. Иметь  в виде руководства общее правило  – это благо, особенно если  оно всеобщее и устойчивое.

2. Нормативность в данном подходе  органически связана с формальной  определенностью права, что существенно  облегчает возможность руководствоваться  правовыми требованиями.

3. Фиксированность средств государственного  принуждения в случаях нарушения  права.

4. Противостояние режиму произвола  и беззаконию.

5. Косвенная ориентация на необходимость  возведения в закон надлежащей (справедливой, моральной, прогрессивной  и т.п.) воли.

6. Ориентация на подзаконное  нормативное регулирование общественных  отношений в ходе юридической  практики.

7. Признание широких возможностей  государства влиять на общественное  развитие.

Последний пункт  в качестве положительного обстоятельства не бесспорен. И если приводить его  здесь, то надо иметь в виду то государство, которое выражает интересы общества, служит им, ориентируясь на такие ценности, как справедливость, свобода, гуманность. Нормативное понимание права  хорошо служит в те исторические периоды, которые отличаются стабильностью. Оно не вызывает нареканий с точки  зрения практики, если законодательство обновилось, если при этом соблюдены  все демократические процедуры, если в нормах отразились передовые  настроения широких масс.

Отрицательное в нормативном подходе проявляется  в игнорировании содержательной стороны права: положения и степени  свободы адресатов правовых норм, субъективных прав личности, моральности  юридических норм, соответствия их объективным потребностям общественного  развития. Сам по себе нормативный  подход к праву был бы неплох. Уязвимым его делает, как это ни парадоксально, государство. В силу разных причин в определенных обстоятельствах  оно удовлетворяется устаревшими  нормами или, хуже того, издает акты, идущие вразрез с жизнью, принимает  нормы, работающие на консервативные силы.

 

44. Социологический подход к пониманию права.

Социологический подход концептуально сформировался  во второй половине XIX в., в рамках школы  «свободного права». Нормы права, рассчитанные на свободную конкуренцию, в новых условиях развития капитализма  перестали удовлетворять потребности  общественного развития. Суды вынуждены  были так интерпретировать законы, что под видом толкования фактически устанавливались новые нормы. Идеологи нового правового мышления призвали к открытому и свободному судейскому правотворчеству. Отсюда тезис: «Право следует искать не в нормах, а  в самой жизни». Уподобление писаного закона пустому звуку, сосуду, который  еще следует заполнить и т.п. – вот постулаты социологического направления, и в частности реалистической теории права в США. Наполнять  законы правом призваны судьи и администраторы. Как убеждаемся, недоверие к закону и законности – вот суть реалистического  подхода к праву.

На почве  критики старых законов после  Октябрьской революции социологический  подход пропагандировался и в  марксистской теории права (например, взгляды П.И. Стучки). Утверждались совершенно новые общественные связи, и их спешили объявить правовыми, самим правом. Но поскольку в то же время издавались декреты советской власти и ставить их под сомнение в качестве права марксистские политические деятели не могли, то правом объявлялись одновременно и новые законы, и новые отношения.

В последние десятилетия получил  распространение взгляд на право  как на деятельность физических должностных  и юридических лиц, реализующих  в той или иной форме свои правомочия. В большей степени этому способствовала компрометация лицемерного юридического позитивизма сталинской эпохи, когда  писаное право (законодательство) для  многих оставалось на бумаге, а нарушения  конституционных норм являлись едва ли не нормой жизнедеятельности отдельных  ведомств и многих ответственных  работников. Однако следует различать, как представляется, консервативную и прогрессивную ветви социологического подхода к праву. Те, кто объявлял правом практику государственного строительства, преобразования общественного бытия  на коммунистических началах или  даже «саму общественную жизнь» в  целом в период застоя нашего общества, – все они вольно или невольно оправдывали теневые отношения  во всех их разновидностях, придавали  им характер правовых. Жизнь тогда, как хорошо известно, шла своим  чередом в обход закона, помимо закона и в нарушение закона. Напротив, в условиях, когда наблюдаются  глубокие перемены в жизни в сторону  поворота ее к международным стандартам, в социологических взглядах ряда авторов можно усмотреть весьма прогрессивные мотивы.

Как бы то ни было, для правореализующей практики, для правоприменителей рассматриваемый подход к праву менее предпочтителен, поскольку он, скорее, дестабилизирует правовой порядок, а не укрепляет его. Он вносит неопределенность и сумятицу в отношения субъектов правового общения. Каковы причины этого? Каковы отрицательные стороны правового реализма? Назовем три основные:

– отсутствие прочной юридической  основы предпринимаемых действий и  уверенности в конечных их результатах;

– решение юридических дел в  пользу экономически и политически  сильного, в ущерб слабым, малообеспеченным, не стоящим у кормила политической власти;

– опасность некомпетентного решения  и откровенного произвола со стороны  нечистоплотных должностных лиц.

В условиях нашей действительности, когда работники  правоохранительных органов не прочь  удовлетворить свои интересы в обход  и вопреки закону, трудно даже вообразить, что было бы, если бы они вообще не были связаны никакими законами. У  нас очень мало материальных, политических, юридических (процессуальных, в частности) и моральных (общекультурных) гарантий против произвола судей, прокуроров и администрации. В отношении  всех должностных лиц, милиции самый  лучший принцип, какой можно предложить, это, как уже отмечалось, «дозволено только то, что прямо разрешено законом». Социологический подход к праву очень хорош для исследователя и для законодателя. Чтобы познать право, издать полезный и эффективный закон, надо изучать законодательство в действии. Социально реализованное бытие писаных норм – источник их постоянного совершенствования. Жизнь права – источник выявления пробелов в законодательном регулировании общественных отношений. Сами общественные отношения выступают в разных ипостасях: они и предпосылка (источник) права, и форма его реализации (жизни), и критерий справедливости, ценности, эффективности правовых норм. Рассмотрение их непосредственно в качестве права обедняет теорию и дезориентирует практику.

 

45. Понятие и признаки права.

Право - это система установленных или санкционированных государством, общеобязательных, формально-определенных норм общего характера, обеспеченных государственной защитой.

Признаки права:

1. Нормативность — право представлено нормами (образец, правило поведения); имеет нормативный характер. Права, которыми располагает каждый человек или юридическое лицо, не произвольны, они определены в соответствии с действующими нормами. В результате многократного повторения каких-либо вариантов поведения формируются соответствующие правила. Знание сложившихся правил облегчает человеку выбор верного решения относительно того, как ему следует поступать в той или иной жизненной ситуации. Специфика нормативности права — право возведено в закон, в ранг официальных правил. Формально нормативность выражена в позитивном праве, т.е. в законодательстве, где нормы существуют в чистом виде.

2. Интеллектуально-волевой  характер права — право — проявление воли и сознания людей. Интеллектуальная сторона права: право — форма отражения социальных закономерностей и общественных отношений — предмета правового регулирования. В праве отражаются и выражаются потребности, интересы, цели общества, отдельных лиц и организаций.

3. Обеспеченность исполнения возможностью  государственного принуждения — если предписания не исполняются добровольно, то компетентные государственные органы применяют меры юридической ответственности. Государство, имеющее монополию на осуществление принуждения, представляет собой необходимый внешний фактор существования и функционирования права. Исторически право возникло и развивалось во взаимодействии с государством, первоначально выполняя главным образом охранительную функцию. Именно государство придает праву в высшей степени ценные свойства: стабильность, строгую определенность, обеспеченность «будущего».

Государственное принуждение реализуется  в двух направлениях:

обеспечивает защиту субъективного права и преследует цель принудить правонарушителя к исполнению обязанности в интересах пострадавшей стороны (например, взыскание долга, возмещение причиненного ущерба);

в определенных законом случаях виновный привлекается к юридической ответственности и подвергается наказанию (лишение свободы, конфискация имущества, штраф).

4. Формальная определенность —  правовые нормы точно, в деталях  отражают требования, предъявляемые  к поведению людей. Формальная  определенность в некоторой степени  свойственна и другим нормативным системам (корпоративные нормы закрепляются в уставах, положениях и других нормативных актах, религиозные нормы-заповеди формулируются в священных книгах). В перечисленных случаях форма соответствующим правилам придается не государством, а другими организациями (общественными, религиозными). Государство придает праву общеобязательное значение, возводя право в закон, придает ему официальную форму выражения.

Нормы права официально закрепляются в законах, иных НПА, которые подлежат единообразному толкованию:

в прецедентном праве формальная определенность достигается официальной публикацией  судебных решений, признаваемых в качестве образцов, обязательных при рассмотрении аналогичных юридических дел;

в обычном праве она обеспечивается формулой закона, который санкционирует применение обычая, либо текстом судебного решения, принятого на основании обычая. В результате на основе норм права и индивидуальных юридических решений четко и однозначно определяются субъективные права, обязанности, ответственность граждан и организаций.

5. Системность — право есть  упорядоченная внутренне согласованная  система норм; сложное системное образование. В настоящее время особую значимость приобретает деление его на три элемента:

— естественное право (состоящее из социально-правовых притязаний, содержание которых обусловлено природой человека и общества). Важнейшая часть естественного права — права человека (возможности, которые общество и государство способны обеспечить каждому гражданину);

— позитивное право (законодательство и другие источники юридических  норм, в которых получают официальное  государственное признание социально-правовые притязания граждан, организаций, социальных групп);

— субъективное право (субъективное право, т. е. индивидуальные возможности, возникающие на основе норм позитивного права и удовлетворяющие интересы и потребности его обладателя).

 

46. Сущность и назначение права.

Сущность  права — внутренний смысл права как регулятора общественных отношений, который выражается в единстве общесоциальных и узкоклассовых (групповых) интересов через формальное (государственное) закрепление меры свободы, равенства и справедливости.

Под сущностью  права в советской литературе обычно понималась возведенная в  закон воля господствующего класса, содержание которой определялось материальными  условиями жизни этого класса. Во всех определениях права подчеркивался  его классово-волевой характер, причем он имел принципиальное методологическое значение для понимания сущности эксплуататорского права как  выражения интересов и воли всего  господствующего класса, а для  социалистического права как  выражения интересов и воли трудящихся во главе с рабочим классом. При  этом классовые трактовки государства  и права тесно смыкались.

Было бы неверным отрывать друг от друга классовый  и социальный аспекты сущности права. И тот и другой аспекты составляют единую, хотя и внутренне противоречивую сущность права как. регулятора общественных отношении через государственное  закрепление меры свободы, равенства  и справедливости.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"