Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2012 в 00:05, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 86 вопросов по "Теории государства и права"

Вложенные файлы: 1 файл

Нормативный подход к пониманию права_otredakt.docx

— 224.06 Кб (Скачать файл)

Во-вторых, со времени, указанного в самом нормативном  акте или в специальном акте о  введении его в действие.

В-третьих, с  момента его принятия, о чем  говорится в самом нормативном  акте или в постановлении о  введении его в действие. Это относится, прежде всего, к постановлениям Совета Федерации и Государственной  Думы Федерального Собрания.

Прекращение действия нормативных актов связывается  со следующими обстоятельствами:

- истечением  срока действия, на который был  принят тот или иной акт;

- в связи  с изданием нового акта, заменившего  ранее действующий акт (косвенная  отмена);

- в связи  с прямой отменой нормативного  акта уполномоченным на то  органом.

По общему правилу вновь принятый нормативный  акт распространяет свое действие на те общественные отношения, которые  возникли после его вступления в  силу и не должен распространяться на те отношения, которые уже существовали (действует принцип, согласно которому закон не имеет обратной силы). Это означает на практике следующее: при возникновении, например, имущественного спора или совершения преступления во время, когда действовал еще не отмененный закон, дело должно решаться по действовавшему ранее закону, хотя к моменту рассмотрения дела он был уже отменен или изменен.

Из указанного правила есть два исключения: обратная сила нормативно-правового акта и  «переживание» нормативно-правого  акта.

Придание  закону обратной силы возможно в 2-х  случаях:

1) если в  самом законе об этом сказано;

2) если закон  смягчает или вовсе устраняет  ответственность.

«Переживание» нормативно-правового акта заключается  в том, что отмененный акт продолжает действовать и после утраты им юридической силы по специальному указанию правотворческого органа, продолжая  регулировать  некоторые отношения  возникшие или существовавшие во время действия этого акта.

 

  1. Действие нормативно-правовых актов по кругу лиц.

Действие  нормативно-правовых актов по кругу  лиц определяется кругом субъектов, на которых распространяются предписания данного акта. Как правило, нормативные акты действуют в отношении всех граждан, государственных органов, общественных организаций, иностранцев, лиц без гражданства, находящихся на территории данного государства. Вместе с тем существуют специальные нормативные акты, распространяющиеся только на отдельные категории граждан и должностных лиц (военнослужащих, государственных служащих, работников милиции, прокуратуры, суда, ветеранов войны и труда, многодетных матерей и т. д.). Ряд нормативных актов распространяется только на граждан государства, они не действуют в отношении лиц без гражданства и иностранцев, которые не могут быть участниками целого ряда правоотношений (например, не имеют право занимать государственные должности). Дипломатические представители обладают дипломатическим иммунитетом, на них не распространяются уголовные и иные законы, предусматривающие санкции за правонарушения.

Выяснить действие того или  иного нормативного акта по кругу  лиц - это значит определить, кому адресованы выраженные в нормах предписания.

В одних случаях различия в действии норм права по лицам  предопределены уже различиями действия норм в пространстве. Обычно нормативные  акты обязательны для всех субъектов (граждан, юридических лиц, государственных  органов, организаций), находящихся  на данной территории. Однако сферы  действия нормативных актов в  пространстве и по кругу лиц могут  и не совпадать. Так, например, нормы  обязательного на всей территории России избирательного Закона в части активного  избирательного права не распространяются на несовершеннолетних, а также на психически больных граждан, признанных судом недееспособными, и лиц, на день голосования отбывающих наказание  в местах лишения свободы по приговору  суда.

Специфика различных отраслей хозяйства обусловливает появление  норм, действие которых распространяется лишь на работников данной отрасли. Известны, например, установленные законом  льготы в пенсионном обеспечении  для работников угольной и металлургической промышленности. Нормативные акты могут  распространять свое действие не на всех граждан, а лишь на тех из них, которые  занимают определенное должностное  положение. Так, уголовную ответственность  за получение взятки (ст. 290 УК РФ) могут  нести только должностные лица, признанные таковыми в соответствии с примечанием  к ст. 285 УК РФ.

Общим принципом  российского законодательства является то, что под его действие подпадают  как граждане Российской Федерации, так и иностранные граждане и  лица без гражданства, находящиеся  на территории Российской Федерации. Однако из этого правила есть исключения. Во-первых, существуют такие сферы  правового регулирования, где субъектом  правоотношения может выступать  только гражданин России. Так, служба в Вооруженных Силах России - это  обязанность исключительно ее граждан. Поэтому предписания Федерального закона "О воинской обязанности  и военной службе" от 28 марта  1998 г. адресованы только гражданам Российской Федерации. Согласно Федеральному закону "О референдуме Российской Федерации" от 10 октября 1995 г. иностранные граждане не могут принимать участия во всенародном голосовании. Во-вторых, исключение делается для тех иностранных граждан, которые согласно действующим законам и международным договорам, заключенным Россией, пользуются дипломатическим иммунитетом (право экстерриториальности). На таких лиц (а это - послы, посланники, поверенные в делах, члены семей дипломатического персонала и т.д.) не распространяются Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

  1. Действие нормативно-правовых актов в пространстве

По действию в пространстве нормативные правовые акты различаются  в зависимости от того, распространяется ли их действие на всю территорию страны или же на какую-либо точно определенную часть ее или предназначены для  действия за пределами страны.

Акты федеральных органов  государственной власти распространяются, как правило, на всю территорию Российской Федерации. Под государственной  территорией Российской Федерации  понимается находящаяся под ее суверенитетом  часть земного шара. К ней относятся  суша, внутренние и территориальные  воды, воздушное пространство над  ними, земные недра в пределах государственной  границы; территория, занимаемая посольствами. Объектами, приравненными к государственной  территории, являются морские и воздушные  суда, космические корабли и станции, несущие российский флаг, подводные  кабели, трубопроводы и другие объекты, принадлежащие России и находящиеся  в открытом море или космосе.

Акты субъектов Российской Федерации действуют на территории соответственно республик, краев, областей, автономных округов. А нормативные  акты органов местного самоуправления имеют силу лишь на подведомственной им территории. Таким образом, действие нормативных актов в пространстве находится в прямой зависимости  от того, органом какого уровня этот акт принят.

Но и нормативные акты, издаваемые высшими органами государственной  власти Российской Федерации, могут  распространять свое действие только на определенную часть страны, если это прямо оговорено при принятии конкретного нормативного акта. Так, введение особого режима деятельности государственных органов и средств  массовой информации, предусмотренного Федеральным конституционным законом "О чрезвычайном положении", возможно только на тех территориях, где в  установленном порядке объявлено  чрезвычайное положение. Правотворческий  орган довольно часто в самом  акте указывает местность (например, районы Крайнего Севера, зона чернобыльской  аварии), за пределами которой акт  теряет свое регулирующее воздействие.

Нормы, содержащиеся в федеральных  законах, могут иметь также и  экстерриториальное действие, т.е. применяться  и за пределами Российской Федерации. Например, в отношении защиты граждан  Российской Федерации, находящихся  за пределами России, действуют нормы, предусмотренные Федеральным законом "О гражданстве Российской Федерации".

В то же время граждане Российской Федерации, совершившие преступления за границей, в случае предания их суду Российской Федерации несут ответственность  не по законам места совершения преступления, а по УК Российской Федерации.

 

  1. Судебный прецедент как источник права: pro и contra (за и против).

Юридический прецедент – это решение юрисдикционных и административных органов высоких инстанций по конкретному делу, которое впоследствии принимается за общеобязательное правило при разрешении всех аналогичных дел. Обязательным для всех нижестоящих судов является не решение или приговор целиком, а только «сердцевина» дела, суть правовой позиции судьи, на основе которой выносится решение. Это, как называют специалисты по прецедентной системе, ratio decidendi. Из серии однотипных прецедентов складывается тенденция правового регулирования, что приводит в дальнейшем к созданию законов. Судебный прецедент получил широкое распространение в Великобритании, США, Австралии и др. странах.

Российская  правовая система исключает возможность  создания норм права судами, так  как задача последних усматривается  только в применении права к конкретным жизненным обстоятельствам (фактам).

В недавнем прошлом в отечественной  правовой науке высказывались отрицательные  оценки прецедента как источника  права, однако в последнее время  тон критических высказываний несколько  изменился. Более того, некоторые  юристы высказывают предложения  о необходимости «уравнять в  правах» судебную доктрину и иные источники права, ссылаясь на решения  Конституционного Суда РФ, постановления  Пленума Верховного Суда РФ. Думается, что пока это невозможно, так как  для этого нужны не только независимый  суд, но и соответствующая правовая подготовка судей, способных формулировать  общие правила в своих решениях. Также имеет значение и высокий  уровень правосознания судей, который  делает возможным творчество права  судом. Необходимо учитывать здесь  и традиции российского законодательства.

статьи: "contra legem: pro et contra (против закона: за и против)" (в.подгруша); Федотов А.В. "Возможно ли применение contra legem в демократическом правовом государстве?" / Журнал российского права. 2002

"Contra legem" - в дословном переводе с латинского означает не что иное как «против закона».

В доктрине права под термином "contra legem" понимается возможность вынесения правоприменительными органами, в первую очередь, - судами, заведомо незаконных, но при этом справедливых и целесообразных решений в случаях, когда норма права оценивается правоприменителем как абсолютно несправедливая и нецелесообразная.

Аргументы противников contra legem, как правильно отмечено А.В.Федотовым в указанной статье, в исчерпывающем виде были изложены еще в XIX веке, прежде всего известным российским юристом Г.Ф. Шершеневичем в его работе "Философия права.

Во-первых, правоприменение contra legem есть особая разновидность правотворческой деятельности, которую не вправе осуществлять правоприменительные органы, так как это противоречит принципу разделения властей.

Во-вторых, предсказуемость правопорядка и единообразие правоприменительной  практики для государства и общества важнее, нежели отдельные случаи принятия правоприменителями справедливых и целесообразных решений. Более того, возможность использования в практике contra legem зависит целиком от должностных лиц государства, уровня их подготовки, свободы и самостоятельности при принятии решений. В итоге, отсутствие единообразия правоприменительных решений будет значительно большим злом и значительно большей несправедливостью, чем вынесение по одинаковым категориям дел одинаковых законных правоприменительных решений, пусть даже несправедливых и нецелесообразных.

В-третьих, представления о справедливости и целесообразности у правоприменителей может различаться в силу особенностей личности, уровня образованности, воспитания, способности к восприятию и сопереживанию и т.п. Справедливое и целесообразное решение с точки зрения одного правоприменителя может выглядеть несправедливым и нецелесообразным с точки зрения другого правоприменителя или с точки зрения определенной социальной группы.

В-четвертых, право выносить решения  contra legem расширяет возможность свободного усмотрения правоприменителей и увеличивает опасность их произвола, коррупции.

И, в-пятых, правоприменение contra legem не способно устранять обнаруженную правоприменителем правовую деструкцию (несправедливую и нецелесообразную норму права), более того, оно усугубляет ее, поскольку в условиях постепенно складывающейся стабильной практики применения законодатель не видит необходимости исправлять свою ошибку (изменять либо отменять норму права). Вместе с тем это не исключает возможности применения в любой момент этой нормы права (несовершенной, несправедливой, нецелесообразной) intro legem (в пределах закона) по ее точному, буквальному смыслу. Не будь возможности contra legem, законодателю постоянно бы указывали на несовершенную, несправедливую и нецелесообразную норму права, и он бы быстрее вернулся к разрешению этого вопроса путем отмены или изменения правовой нормы.

Также критики  признания судебного и административного  прецедентов источниками права  обычно ссылаются на то, что решения  по конкретным казусам накапливаются  с течением времени, их становится очень  большое количество и невозможно, не будучи специалистом, ориентироваться  в море этих юридических документов.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"