Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2012 в 00:05, шпаргалка
Работа содержит ответы на 86 вопросов по "Теории государства и права"
Это является лишь функцией специальных компетентных органов, субъектов управления, а не граждан, которые не обладают правомочиями применять нормы права, не выступают правоприменителями, а следовательно, в данной ситуации не смогут собственными силами обеспечить удовлетворение своих интересов. Только правоприменительный орган сможет обеспечить выполнение правовой нормы, принять акт, который станет последующим звеном между нормой и результатом её действия, составит фундамент для нового ряда правовых и социальных последствий, а значит, для дальнейшего развития общественного отношения, облеченного в правовую форму. Подобный вид правоприменения называют оперативно-исполнительным, ибо он основан на позитивном регулировании и призван развивать социальные связи. Именно в нем в наибольшей мере воплощаются правостимулирующие факторы, что характерно для актов о поощрении, присвоении персональных званий, об установлении выплат, пособий, о регистрации брака, об устройстве на работу и т.п.
Третья стадия - установление конкретной юридической связи с весьма определенным разделением субъектов на управомоченных и обязанных. В любом случае речь идет о правоотношении, которое возникает на основе норм права и при наличии юридических фактов и где абстрактная программа трансформируется в конкретное правило поведения для соответствующих субъектов.
Четвертая стадия - реализация субъективных прав и юридических обязанностей, при которой правовое регулирование достигает своих целей - позволяет интересу субъекта удовлетвориться. Акты реализации субъективных прав и обязанностей - это основное средство, при помощи которого права и обязанности претворяются в жизнь - осуществляются в поведении конкретных субъектов. Эти акты могут выражаться в трех формах:
1. соблюдение;
2. исполнение;
3. использование.
При соблюдении субъект воздерживается от совершения действий, запрещенных нормами права. Он не реализует при этом свои собственные интересы, отличные от интересов контрсубъектов, а так же от общественных интересов в охране и защите, и тем самым не ставит препятствий их удовлетворению.
Пятая стадия - является факультативной.
Она вступает в действие тогда, когда
беспрепятственная форма
67. Эффективность правового регулирования: критерии и факторы обеспечения.
Эффективность правового регулирования это его результативность, степень соответствия между целями правового регулирования и достигнутым результатом.
Формируя с помощью правовых стимулов предпосылки для наиболее полного удовлетворения интересов субъектов и в то же время сдерживая с помощью ограничений социально вредное поведение, право выступает благом, ценностью. Только обладая качеством социальной ценности, правовые стимулы и ограничения могут быть эффективными, приносить позитивный результат. Эффективность правового регулирования – это степень реализации социальной ценности правовых стимулов и правовых ограничений, как они удовлетворяют интересы людей и, в конечном счете, как упорядочивают общественные отношения.
К условиям
эффективности правовых стимулов и
правовых ограничений можно отнести:
адекватность правовых стимулов и правовых
ограничений, интересам, мотивам и
установкам людей; совершенство законодательства
и правоприменительной
Путями повышения
эффективности правового
68. Правовые средства: понятие, виды.
Право – многогранное явление, призванное регулировать общественные отношения. Его можно рассматривать с разных сторон.
В роли социального феномена
цивилизации, элемента
Наряду с этим право можно
оценивать и как средство (инструмент)
для разрешения практически
Как и многие юридические
Вместе с тем проблема
В самом общем виде правовые
средства – это правовые
Эти цели могут быть различны,
но в конечном счете они
сводятся к справедливой
Признаки правовых средств:
1) выражают собой все обобщающие
юридические способы
2) отражают информационно-
3) сочетаясь определенным
4) приводят к юридическим
5) обеспечиваются государством.
Виды правовых средств.
69. Понятие, принципы и виды правотворчества.
Правотворчество – одно из важнейших направлений деятельности государства. Правотворчество понимается в широком и узком смысле. В широком смысле под правотворчеством подразумевается специфическая, требующая особых знаний и умений интеллектуальная деятельность, связанная с созданием или изменением существующих правовых норм. Результатом этой деятельности являются нормативно-правовые акты, составляющие в своей совокупности позитивное право. В узком смысле под правотворчеством понимается деятельность компетентных органов государства по принятию, изменению и отмене правовых актов, содержащих юридические нормы.
Правотворческий
процесс основывается на определенных
принципах. Принципы правотворчества
– это основные начала организации
и осуществления
Принцип демократизма предполагает реальное влияние на правотворческий процесс институтов гражданского общества. Он выражается в широком круге субъектов права законодательной инициативы, в процедурах и стадиях принятия законов, гласности обсуждения законопроектов, в наличии такой формы правотворчества, как всенародное голосование, и др.
Принцип законности означает, что вся правотворческая работа по подготовке принятию и опубликованию нормативно-правовых актов должна осуществляться в рамках закона, с соблюдением необходимых правовых процедур.
Принцип преемственности заключается в том, что вновь принятый нормативно-правовой акт должен опираться на уже известный положительный правовой опыт государства и цивилизации в целом.
Принцип научности требует выявления общественной потребности в принятии того или иного нормативно-правового акта, в разработке концепции законопроекта, определении технико-юридического инструментария, методики мониторинга эффективности действия этого акта.
Принцип гуманизма означает, что каждый нормативный акт должен соответствовать интересам человека, служить обеспечению его блага, отвечать идеалам справедливости, равенства, добра.
Принцип профессионализма тесно связан с качеством правотворчества, эффективностью принятия государственных решений. Важно к правотворческой деятельности привлекать компетентных специалистов, обладающих правовыми знаниями и навыками в этой специфической юридической деятельности.
Виды правотворчества.
Виды правотворчества определяются в зависимости от субъектов, осуществляющих эту деятельность. В этой связи различают следующие виды правотворчества.
1. Непосредственное
правотворчество народа. Наиболее
ярким его проявлением
2. Правотворчество
государственных органов. Это
основной вид правотворчества.
Им занимаются практически все
государственные органы. Уровень
и объем полномочий
3. Правотворчество
должностных лиц.
4. Правотворчество
органов местного
5. Правотворчество
негосударственных органов (
В зависимости от значимости правотворчество делится на:
1) законотворчество
– правотворчество высших
2) делегированное
правотворчество (
3) подзаконное
правотворчество – имеет место
в случаях, когда нормы права
принимаются и вводятся в
К субъектам подзаконного правотворчества относятся Президент (глава государства), правительство, иные высшие органы государства, обладающие по закону правом создания юридических норм и нормативных актов.
70. Стадии законодательного процесса.
Правотворчество
– процесс, растянутый во времени, поэтому
в нём можно выделить определенные
этапы и стадии, хотя в учебной
литературе нет единого мнения по
данному вопросу. Так, Анишина В.И.
выделяет два этапа – подготовительный
и непосредственно
Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"