Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2012 в 00:05, шпаргалка
Работа содержит ответы на 86 вопросов по "Теории государства и права"
Нормативные акты следует отличать от ненормативных, или индивидуальных. Последние обращены к определенным лицам или коллективам, организациям. К ним относятся указы Президента о назначении министров, послов, награждении орденами и медалями и др.
Индивидуальные акты – это приговоры суда, приказы руководителей управленческих органов.
Ненормативные акты обладают следующими особенностями:
1.Принимаются на основе
2.Адресуются конкретным лицам или органам
3.Решают, как правило, оперативные
вопросы и прекращают свое
действие в связи с
56. Закон: понятие, признаки, виды.
Закон – это нормативно-правовой акт, принимаемый высшим представительным органом государства в особом порядке, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.
Признаки закона как основного источника права:
1) принимаются высшими
2) принимаются в особом
3) обладают высшей юридической
силой. Высшая юридическая
4) регулируют наиболее важные
общественные отношения.
5) не подлежат контролю или
утверждению со стороны какого-
6) представляют собой ядро всей
правовой системы государства,
они обусловливают структуру
всей совокупности нормативно-
Виды:
Принимаемые в Российской Федерации законы можно подразделить на конституционные законы и обыкновенные (текущие).
Федеральные конституционные законы – это законы, вносящие поправки к главам 3-8 Конституции РФ, а также законы, которые принимаются по наиболее важным вопросам, указанным в Конституции. Например, Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации». Для принятия Федерального конституционного закона необходимо 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, а для одобрения в Совете Федерации 3/4 голосов от общего числа членов этой палаты.
Обыкновенные законы принимаются и действуют в строгом соответствии с конституционными актами и регламентируют определенные сферы общественной жизни.
По сфере действия различают общефедеральные законы и законы субъектов федерации.
Подзаконные нормативные акты: понятие признаки, виды.
Подзаконные нормативные акты – это акты компетентных органов, которые изданы в соответствии с законом и не противоречат ему.
Признаки:
- обладают меньшей юридической силой, чем законы
- базируются на юридической
силе законов и не могут
противостоять им. Эффективное регулирование
общественных отношений имеет
место тогда, когда общие
По субъектам
издания и сфере
1. Общие подзаконные акты. Эго нормативно-правовые акты общей компетенции, действие которых распространяется на всех лиц в пределах территории страны. По своей юридической силе и значению в системе правового регулирования общие подзаконные акты следуют за законами. Посредством подзаконных актов осуществляется государственное управление обществом, координируются экономические, социальные и другие вопросы общественной жизни. К общим подзаконным актам относятся:
- акты Государственной Думы
и Совета Федерации (
- акты Президента РФ (нормативные
указы). Полномочия Президента в
правотворческой деятельности
- акты Правительства (
- акты органов государственной
власти субъектов Российской
Федерации. Законодательные
2. Местные подзаконные акты (постановления,
решения, положения) Это нормативно-правовые
акты органов представительной и исполнительной
власти на местах. Их издают представительные
и исполнительно-
3. Ведомственные нормативно-правовые акты (приказы, инструкции). В ряде стран определенные структурные подразделения правительственных органов (министерства, ведомства) также наделяются правотворческими функциями, которые делегируются законодательной властью, президентом или правительством. Они регулируют внутриведомственные отношения и распространяются лишь на ограниченную сферу общественных отношений (таможенные, банковские, транспортные и другие). Однако некоторым из центральных ведомств, например, МВД, МПС, в строго ограниченной сфере предоставляется право издавать акты внешнего действия.
4. Локальные (внутриорганизационные). Это такие нормативно-правовые акты, которые издаются различными организациями для регламентации своих внутренних вопросов и распространяются на членов этих организаций. Их действие распространяется только на членов данного ограниченного коллектива людей и касается, в частности, дисциплины труда, его организации, взаимоотношений между различными подразделениями.
5.Индивидуальные (выделяются в случае признания существования индивидуальных правовых норм, например в коммуникативной теории права).
Коммуникативная теория также выделяет
внутригосударственные
По органам издающим (применительно к системе нормативно-правовых актов РФ)
1. Указы Президента РФ.
Обязательны для исполнения на
всей территории Российской
Нормативные указы издаются
обычно в случае пробелов в праве.
Отдельные, очень малочисленные
указы (например, о введении военного,
чрезвычайного положения) подлежат
утверждению Советом Федерации
Федерального Собрания РФ. Акты Президента
публикуются в официальных
2. Постановления Правительства
РФ. Обязательны к исполнению
в Российской Федерации.
3. Приказы, инструкции, уставы,
положения министерств,
4. Решения и постановления
местных органов
5. Решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления (например, областных глав администраций, губернаторов и пр.).
6. Нормативные акты
7. Локальные нормативные
акты. Это нормативные предписания,
принятые на уровне
Все коллизии, противоречия между подзаконными
актами в цивилизованном государстве
решает закон, обладающий высшей юридической
силой. Подзаконные акты играют лишь вспомогательную
и детализирующую роль
Действие нормативного акта во времени обусловлено моментом вступления его в силу и моментом утраты юридической силы. Можно выделить несколько вариантов вступления нормативно-правовых актов в силу.
Во-первых, наиболее распространенным моментом вступления в силу нормативного акта является истечение определенного срока после его официального опубликования. Так, по общему правилу федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после их официального опубликования. Акты Президента РФ и Правительства РФ, имеющие нормативный характер – по истечении 7 дней после их опубликования в официальном источнике. Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу по истечении 10 дней после дня их официального опубликования.
Постановления Правительства Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу не ранее дня их официального опубликования. Иные постановления Правительства Российской Федерации вступают в силу со дня из подписания, если самими постановлениями Правительства Российской Федерации не предусмотрен иной порядок их вступления в силу.
Ведомственные нормативные
акты вступают в силу со дня присвоения
им порядка государственной
Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"