Шпаргалка по «Теории государства и права»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 13:04, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по «Теории государства и права»

Вложенные файлы: 1 файл

k_zachetu.docx

— 161.64 Кб (Скачать файл)

     Прямой закон  о возрасте в уголовном праве  отсутствует, но в  статьях Новоуказа есть ссылка на постановление кормичей, по которому от уголовной ответственности  освобождаются лица до 7 лет  и   “бесные”  (сумасшедшие)

Виды :

Государственные преступления Преступления против порядка управления Преступления против религии и Церкви Должностные преступления Преступления против личности Имущественные преступления

 

32.  Соборное Уложение 1649 г.: судебный процесс, система доказательств.

      В Соборном уложении   1649  г. содержалось предписание о том,  что правосудие  должно    осуществляться   справедливо.   Однако    в   условиях феодального государства такое предписание в  большей  мере  являлось  пустой декларацией.

   В развитии  феодального   судопроизводства  и  процессуального   права  для первой  половины  XVII   в.   характерно   сосуществование   состязательного (обвинительного)  и   розыскного   (следственного)   процессов   при   явном преобладании   второго  над  первым.   Рост  классовой  борьбы  и   усиление абсолютистских  черт   монархии   выдвигали   на   первый   план   розыскной

инквизиционный  процесс,  как  наиболее  эффективное   средство   подавления народных   выступлений   и     укрепления     правопорядка    и    интересах господствующего класса. Вместе с тем существовало  известное  различие  сфер применения  того  и  другого  процессов.  Розыскной  явно  господствовал   в политическом   и   уголовном   судопроизводстве,   а   состязательный   имел

преобладание  в  делах  гражданских.  Однако   при   отсутствии   достаточно определенного   разграничения  между  уголовным    и   гражданским   правом, уголовным и  гражданским  процессом  указанное  разделение  сфер  применения состязательного и розыскного процессов не следует  абсолютизировать.  Обычно споры по  договорам  купли-продажи,  займа,  поклажи,  а   также   нанесение оскорблений, должностные  преступления,   убийства,  учиненные  не  с  целью

грабежа, в том числе  в  ходе  судебных  разбирательств,  рассматривались  по правилам обвинительного процесса.

Судебное   право   в   Уложении   составило   особый   комплекс   норм, регламентировавших организацию суда и процесса. Еще более  определенно,  чем в Судебниках, здесь  происходила  дифференциация   на  две  формы  процесса: «суд» и «розыск».

Другая важная  особенность  судопроизводства  того  времени  —  отсутствие отделения  суда   от   административных   органов.   Более   того,   следует подчеркнуть, что судебная  функция  была  важнейшей  задачей  администрации; этим, надо полагать, и вызвано то, что судебные  и  процессуальные   вопросы получили   в  законодательстве  до   Уложения   и   в   Уложении   детальную регламентацию.

   Все судебные органы  XVII в.  делились  на  государственные церковные и вотчинные.   Государственные судебные органы состояли из трех  инстанций:  1)  губные, земские учреждения, воеводы на местах, 2) приказы и 3) суд Боярской  думы  и царя.

   Высшей судебной  и  апелляционной инстанцией  в  отношении  приказов  были Боярская дума и царь: «А спорные дела,  которых  в  приказах  зачем вершити будет не мощно, взносити из приказов в доклад к государю  царю  и великому князю  Алексею  Михайловичю  всея  Русии,  и к его государевым боярам  и околничим и думным людем»

   Взаимное отношение  сторон до суда (вызов) определяется  договором;  но  в заключение  договора  власть  вмешивается   гораздо   решительнее,   чем   в древнерусском процессе

    Стороны  могучи не  являться  в суд лично;  их  заменяли  естественные представители — родственники. На  самом суде  стороны подают  «ставочные  челобитные».  Последствием неявки  в  срок  для  ответчика  была  выдача  «бессудной  грамоты»,   т.е., утверждение права за истцом так, как если бы  суд  состоялся;  неявка  истца вела к прекращению иска.

   Доказательства, которые  использовались и принимались  во внимание судом  в состязательном  процессе,  были  многообразны  —   свидетельские   показания (практика требовала привлечения в процесс не  менее десяти  свидетелей), письменные  доказательства (наиболее доверительными из них были   официально заверенные документы).

    В  гл.  XXI   Соборного   Уложения,   впервые   регламентируется   такая процессуальная процедура, как пытка.  Основанием  для  ее  применения  могли послужить результаты «обыска», когда  свидетельские  показания  разделялись: часть  в  пользу  подозреваемого,  часть  —  против  него

   Приговор и его  исполнение. В розыске  возможны  нерешительные  приговоры, именно  при  противоречии  доказательств,  а  потом  всегда  при  отсутствии собственного признания; если нет собственного признания, но  обыск  «лихует» обвиняемого, то этот последний вместо следовавшей ему казни,  заключается  в тюрьму пожизненно (Уст. кн. разб. прик. 12); если же на обыске  одобрят,  то обвиняемый дается на чистую поруку с записью, «что ему впредь  не  красти  и не разбивати» (Улож. XXI, 29, 36 и др.).

   Приговоры по розыскным  делам приводятся в исполнение  силами самого государства. В отношении к уголовным делам право государства и наказание преступника постепенно торжествует над правом частных истцов (потерпевших) на вознаграждение.

 

33. Этапы формирования крепостного права в XV—XVII вв

Уже в XV в. начинаются некоторые ограничения свободы крестьянского перехода. По сути дела, начало становлению крепостного права в России было положено Судебником 1497 г. при Иване III. Он включал в себя 68 статей. Статья 57 Судебника ограничивало право крестьянского перехода от одного феодала к другому неделей до и неделей после Юрьева дня осеннего (26 ноября по старому стилю)..

Ливонская война и опричнина  привели к хозяйственному разорению  страны. В этих условиях государство  и феодалы усиливают эксплуатацию крестьян и горожан, что породило массовое бегство крестьян из центральных  районов на Дон. Это лишало землевладельцев  рабочих рук, а государство –  налогоплательщиков. Государство делало все возможное, чтобы сохранить  рабочие руки за феодалами. С 1581 г. на территории страны начинают вводиться заповедные годы, когда крестьянам временно запрещалось переходить от феодала к феодалу в Юрьев день. Эта мера распространялась не только на владельческих, но и на черносошных, дворцовых крестьян и на посадское население.

К 1592 г. завершается составление писцовых книг, куда вносились имена крестьян и горожан, владельцев дворов. Подобная перепись населения помогала властям организовывать розыск и возвращение беглых. Многие историки считают, что вскоре после этого был издан указ, который запрещал переход крестьян по всей территории России. Однако текст этого указа не найден.

В 1597 г. последовал царский указ, который устанавливал 5-летний срок сыска беглых крестьян (так называемые «урочные годы.. В 1641 г. срок сыска крестьян был увеличен до 10 лет, а в 1649 г. было принято Соборное уложение, которое явилось юридическим оформлением крепостного права в России. Согласно этому Уложению, в стране вводился бессрочный сыск беглых крестьян. На тех, кто принимал к себе чужого крестьянина, налагался очень высокий денежный штраф.

Таким образом, крепостное право  в России сложилось в результате издания серии указов, которые  ограничивали, а затем и отменили право свободного перехода крестьян от одного феодала к другому. Как  государственная система крепостничество  фактически сложилось в конце XVI в. и было окончательно юридически оформлено  Соборным Уложением 1649 г.

Введение государственной  системы крепостного права привело  к резкому обострению социальных противоречий в стране и создало  базу для массовых народных выступлений  в XVII в.

 

34.  Предпосылки, особенности, этапы абсолютной монархии в России

Правовое определение самодержавия содержится в артикуле 20: «Его Величество – самодержавный монарх, который никому на свете о своих делах отчет дать не должен; но силу и власть имеет свои государства и земли, яко христианский государь, по своей воле и благомыслию управлять».

В октябре 1721 г. в связи с победой в Северной войне Правительствующий Сенат и Священный Синод присваивают Петру I титул «Отца Отечества Императора Всероссийского». Учение о том, что власть существует в интересах государства и для государства, проводил в Москве Юрий Крыжанич, затем Феофан Прокопович в «Правде воли монаршей».

Император имел право издавать любые законы. Воля монарха признавалась единым юридическим источником закона. Монарх – источник исполнительной власти и глава всех государственных  учреждений. Присутствие монарха  в определенном месте прекращало действие всей администрации, и власть переходила автоматически к монарху. Все учреждения империи должны были исполнять указы и постановления  монарха, который являлся верховным  судьей и источником всей судебной власти. Он мог решать любые дела независимо от решения любых судебных органов.

Император – фактически глава  русской православной церкви. В 1721 г. был образован Синод, который подчинялся Сенату. Церковь превратилась в государственное учреждение наравне с любой другой коллегией (с некоторыми оговорками). Таким образом, монарх превратился в юридического главу церкви. Решения монарха не подвергались обсуждению. Соответственно, идеологическая роль церкви была потеряна.

К концу XVII—началу XVIII вв. в  России проявились все типичные признаки абсолютной монархии:

1) централизация государственного  управления, усиление государственного  контроля (в 1722 г. была учреждена прокуратура). К концу XVII в. число воевод возросло до двухсот пятидесяти, они сосредоточили всю административную, судебную и военную власть на местах, подчиняясь центру, а в конце XVII в. были образованы более крупные административные единицы – разряды;

2) в упадок пришли сословно-представительные  органы (в частности, перестали  созываться земские соборы);

3) был создан сильный  профессиональный бюрократический  аппарат (этому способствовала  замена приказов коллегиями);

4) Россия в 1721 г. стала империей, усилились ее экспансионистские устремления;

5) законодательно был регламентирован  правовой статус различных сословий;

6) основной опорой самодержавия  стал консолидированный слой  помещиков-землевладельцев («шляхетства»);

7) в обществе стала господствовать  патриархальная идеология (недаром  с 1721 г. Петра I стали официально именовать «отцом Отечества»).

Движущие силы и условия  образования абсолютной монархии в  России заметно отличаются от предпосылок  возникновения абсолютизма в  Западной Европе. Например, абсолютная монархия в Европе складывалась в  условиях развития капиталистических  отношений и отмены старых феодальных институтов (особенно крепостного права), а абсолютизм в России совпал с  развитием крепостничества. Следовательно, многие авторы традиционно относят  возникновение абсолютизма в  России к периоду Петровских реформ, считая, что самодержавие XV–XVII вв. нельзя рассматривать в качестве абсолютной монархии.

 

35.  Государственные реформы первой четверти XVIII в. Сенат, прокуратура, коллегии, Синод.

Реформы высших органов власти и  управления, произошедшие в первой четверти XVIII в. принято подразделять на три этапа:

1) 1699—1710 гг. Для этого этапа  характерны лишь частичные преобразования  в системе высших государственных  органов, в структуре местного  самоуправления, военная реформа; 

2) 1710—1719 гг. Ликвидация прежних  центральных органов власти и  управления, создание новой столицы,  Сената, проведение первой областной  реформы; 

3) 1719—1725 гг. происходит образование  новых органов отраслевого управления  для коллегий, проводится вторая  областная реформа, реформа церковного  управления, финансово-налоговая реформа,  создается правовая основа для  всех учреждений и нового порядка  прохождения службы.

С 1699 г. прекратились новые пожалования в члены Боярской думы и в думные чины, вместо Расправной палаты была учреждена Ближняя канцелярия — орган административно-финансового контроля за деятельностью всех государственных учреждений (к 1705 г. в заседаниях этого органа принимало участие не более двадцати человек). Ближняя канцелярия регистрировала все царские указы и распоряжения. После образования Сената Ближняя канцелярия (в 1719 г.) и Конзилия министров (в 1711 г.) прекращают свое существование.

Сенат был образован в 1711 г. как чрезвычайный орган во время нахождения Петра I в военном походе. По Указу Сенат должен был, основываясь на существующем законодательстве, временно замещать царя. Статус нового органа не был детализирован, это произошло несколько позже посредством двух дополнительно принятых указов, из которых стало ясно, что Сенат становится постоянно действующим органом.

К компетенции Сената относились: судебная и организационно-судебная деятельность, финансовый и налоговый  контроль, внешнеторговые и кредитные  полномочия. О законодательных полномочиях  Сената ничего не говорилось.

Решения принимались коллегиально и только единогласно.

В 1722 г. Сенат был реформирован тремя указами императора. Во-первых был изменен состав Сената: в него могли входить высшие сановники (по Табели о рангах — действительные тайные и тайные советники), не являвшиеся руководителями конкретных ведомств. Президенты коллегий не входили в его состав и Сенат превращался в надведомственный контрольный орган.

Для контроля за деятельностью  самого Сената в 1715 г. была учреждена должность генерал- ревизора, которого несколько позже сменил обер-секретарь Сената. Для усиления контроля со стороны императора при Сенате учреждались должности генерал-прокурора и обер-прокурора. Им были подчинены прокуроры при коллегиях.

Информация о работе Шпаргалка по «Теории государства и права»