Шпаргалка по «Теории государства и права»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 13:04, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по «Теории государства и права»

Вложенные файлы: 1 файл

k_zachetu.docx

— 161.64 Кб (Скачать файл)

Реформа 1722 г. превратила Сенат в высший орган центрального управления, вставший над всем государственным аппаратом (коллегиями и канцеляриями). В системе этих органов происходили существенные изменения.

Уже в декабре 1718 г. был принят реестр коллегий:

1) Иностранных дел; 2) Казенных  сборов; 3) Юстиции; 4) Ревизионная (бюджетная); 5) Военная; 6) Адмиралтейская; 7) Коммерц (торговля); 8) Штатс-контора (ведение государственных расходов); 9) Берг-коллегии и Мануфактур-коллегии (промышленная и горнодобывающая).

В 1721 г. была учреждена Вотчинная коллегия, заменившая Поместный приказ, в 1722 г. из единой Берг-мануфактур-коллегии выделилась Мануфактур-коллегия, на которую, кроме функций управления промышленностью, были возложены задачи экономической политики и финансирования. За Берг-коллегией остались функции горнодобычи и монетного дела.

Деятельность коллегий определял  Генеральный регламент (1720 г.), объединивший большое число норм и правил, детально расписывающих порядок работы учреждения.

Создание системы коллегий завершило процесс централизации  и бюрократизации государственного аппарата. Четкое распределение ведомственных  функций, разграничение сфер государственного управления и компетенции, единые нормы  деятельности, сосредоточение управления финансами в едином учреждении —  все это существенно отличало новый аппарат от приказной системы.

С учреждением новой столицы (1713 г.) центральный аппарат переместился в Санкт-Петербург: Сенат и коллегии создавались уже там.

Генерал-прокурор одновременно руководил заседаниями Сената и осуществлял контроль за его деятельностью. Генерал-прокурор и обер-прокурор могли быть назначены и отстранены только монархом.

Со смертью патриарха  Адриана в 1700 г. решением Петра I было упразднено российское патриаршество. Был создан Духовный Коллегиум, будущий Святейший Синод, ставший высшим органом церковного управления. Синод возглавлял светский чиновник - обер-прокурор, опиравшийся на штат церковных фискалов.

 

36. Областные реформы первой четверти XVIII в

В 1708—1715 годах была проведена областная реформа с целью укрепления вертикали власти на местах и лучшего обеспечения армии снабжением и рекрутами. В 1708 году страна была разделена на 8 губерний во главе с губернаторами, наделёнными всей полнотой судебной и административной власти: Московскую, Ингермандландскую (впоследствии Санкт-Петербургскую), Киевскую, Смоленскую, Азовскую, Казанскую, Архангелогородскую и Сибирскую. Московская губерния давала более трети поступлений в казну, за ней шла Казанская губерния.

Губернаторы также ведали расположенными на территории губернии войсками. В 1710 году появились новые  административные единицы — доли, объединявшие 5536 дворов. Первая областная  реформа не решила поставленных задач, а лишь значительно увеличила  число государственных служащих и затраты на их содержание.

В 1719—1720 годах была проведена  вторая областная реформа, ликвидировавшая  доли. Губернии стали делиться на 50 провинций во главе с воеводами, а провинции на дистрикты во главе  с земскими комиссарами, назначаемыми Камер-коллегией. В ведении губернатора  остались только военные и судебные дела.

В результате реформ государственного управления закончилось оформление абсолютной монархии, а также бюрократической  системы, на которую опирался император.

Причины областной реформы  Петра I

Областная реформа Петра I проводилась одновременно с устройством  коллегий. Осуществление этой реформы  диктовалось необходимостью совершенствования  системы административного деления, которое во многом устарело к началу XVIII века.

Система управления

Во главе губерний были поставлены губернаторы, люди преимущественно  военные. Губернаторы командовали  расположенными в губернии войсками и в то же время были главными начальниками гражданского управления. Губернаторы других губерний не всегда были военными, например, в Казанской  и Нижегородской губернии.

С 1715 года губерния разделялась  на доли по 5536 дворов в каждой, и каждая доля находилась в ведении особого  ландрата, который в пределах своей доли управлял всякими долями и земскими делами. В 1715 году ландратам было приказано жить в пределах своей доли в определённом городе, а уездные воеводы были отменены. При губернаторе постоянно находились два ландрата, а ландраты, управлявшие долями, должны были съезжаться в губернском городе раз в год

29 мая 1719 года Пётр утвердил  распределение на провинции и  других губерний. По смыслу этого  указа провинция должна была  стать высшим областным делением, но этот указ не отменял  прежних губерний. Это было обусловлено  необходимостью существования губерний  в качестве военных округов.  Провинциальный воевода не был  подчинён губернатору и только  иногда становился в известное  ему подчинение как к военному  начальству, например, по делам о  рекрутском наборе.

Значение областной реформы  Петра Великого

Областная реформа Петра I придала государственной жизни  России бюрократический характер западноевропейского  толка. Реформа сыграла значительную роль для победы в Северной войне 1700—1721 годов, наметила разделение судебной и административной властей, военной  и гражданской службы. Однако значительно  увеличивался штат государственных  служащих, а значит, и затраты  на их содержание, хотя они были значительно  меньше, чем в Швеции..

 

37.  Развитие государственной системы во 2-й четверти XVIII в. Верховный тайный совет. Кабинет министров. Реорганизация Сената

После смерти Петра I роль Сената, как центрального органа управления начинает снижаться. С 1711 г. по 1718 г. Сенат являлся коллективным регентом, заместителем государя в решении всех вопросов государственного управления, главой исполнительной власти (в отсутствие государя).

В 1718 г. начинает создаваться система коллегий, взявших на себя отраслевое управление. Власть Сената переносится на координацию их деятельности, а сам он превращается в совещательный орган при государе.

С 1722 г. Сенат фактически приобретает функции ревизионной коллегии возглавив систему контрольных органов.

В 1726 г. создается Верховный Тайный совет, сосредоточивший в своих руках решение всех вопросов внутренней и внешней политики. Верховный Тайный Совет стал рассматривать жалобы на действия Сената и подбирать кандидатуры сенаторов. При таком соседстве Сенат превратился в одну из коллегий.

Верховный Тайный совет приобретает  законодательные полномочия, законы подписываются либо императрицей (Екатериной I) либо Верховным Тайным советом.

В 1730 г. этот орган управления упраздняется и в 1731 г. его место занимает Кабинет министров, выполнявший совещательные функции при императрице (Анне Иоанновне). С 1735 г. Кабинет наделяется законодательными полномочиями, полный набор подписей министров (три) заменяет подпись императрицы.

Кабинет министров фактически возглавил исполнительную власть в  стране, сосредоточив все государственное  управление. Сенат, к этому времени  состоявший из пяти департаментов, сотрудничал  с Кабинетом, осуществляя его  решения.

С 1763 г. Сенат превращается в высшее административно-судебное учреждение, состоящее из шести департаментов: первый ведал государственными финансами и секретным делопроизводством, второй - собственно судебными делами (надзором, обобщением практики, кадровым подбором, пересмотром дел), третий ведал делами провинций (администрацией, финансами), четвертый - военными делами, пятый - местной администрацией, шестой - местными судами.

С 1801 г. Сенат фактически и окончательно превращается в высшую судебную инстанцию.

Верховный тайный совет —  совещательный орган при российском монархе, игравший роль фактического правительства; создан 8 февраля 1726 при Екатерине I; по смерти Петра II воспринял на себя попечение о престолонаследии.

Вступление на престол  Екатерины I по смерти Петра I вызвало  необходимость такого учреждения, которое  могло бы разъяснять положение дел  императрице и руководить направлением деятельности правительства, к чему Екатерина не чувствовала себя способной. Таким учреждением стал Верховный  Тайный Совет.

 

38.  Развитие права в XVIII в.: формы законодательных актов, становление отраслевого законодательства. Попытки кодификации

В рассматриваемый период источниками права являлись законодательные акты, изданные в форме указов, регламентов, уставов и манифестов.

Наиболее важные мероприятия  различного плана определялись Указами:

* Указ о единонаследии  от 18 марта 1714 г.

* Табель о рангах от 2  января 1722 г.

* Указ о форме суда  от 5 ноября 1723 г.

Регламентами учреждались  государственные органы управления, состав и порядок их работы:

* Генеральный регламент  коллегии от 29 февраля 1720 г.

* Регламент главному Магистрату  от 16 января 1721 г.

* Духовный регламент от 29 января 1721 г.

Под уставами понимались сборники законов, где были собраны нормы  права, относящиеся к определенной сфере деятельности государства:

* Устав о векселях 1722 г. * Устав о купеческом водоходстве 1781 г. * Устав благочиния 1782 г. * Воинский Устав 1716 г. * Морской Устав 1720 г.

Манифестами объявлялись  особо важные и торжественные  мероприятия. Так, например: Манифест о  даровании вольности и свободы  всему российскому дворянству 1762 г.

В 1730 г. создается кодификационная комиссия Сената, в качестве основной своей задачи нормализацию судопроизводства и вотчинных отношений.

К концу 1731 г. был подготовлен раздел о вотчинах, составленный с учетом Устава о наследовании 1725 г. В 1737 г. комиссия подготовила проекты закона о частичной отмене пыток и нового Генерального регламента. Однако в 1744 г. комиссия прекратила свою деятельность.

Результатами кодификационной  работы первой четверти XVIII в. стали:

а) утвержденные в 1714 г. и изданные в 1715 г. Воинские Артикулы, свод военно-уголовного законодательства, относящегося преимущественно к области материального, а не процессуального права.

б) утвержденный в 1720 г. Генеральный регламент или Устав коллегиям, охватывавший всю сферу нового административного законодательства.

в) кодификация норм частного права, почерпнутых из Указа о  единонаследии и последующих  актов о наследовании

Опыт кодификационной  работы первой половины XVIII в. показал, что развитие права стремилось к  созданию отраслевого деления, для  чего и создавались отдельные  своды норм. Своды строились на систематизации, рецепции и обобщении  практики правоприменения.

Для законотворческой деятельности абсолютизма характерна весьма подробная, тщательная регламентация всех сторон общественной и частной жизни. Поэтому  особое внимание уделялось формам правовых актов и правового регулирования. Наиболее распространенными формами  в первой четверти XVIII в. Были

1) Регламенты. Всего в этот  период было утверждено семь  регламентов 

Регламенты были актами, определяющими  общую структуру, статус и направления  деятельности отдельных государственных  учреждений.

2) Манифесты. Они издавались  только монархом и за его  подписью и были обращены ко  всему населению и всем учреждениям.  В форме манифестов объявлялось  о вступлении монарха на престол,  крупные политические события  и акции, начало войны или  подписание мира.

3) Именные указы. Также  издавались и подписывались монархом. В них формулировались решения,  относящиеся и адресованные к  конкретным государственным учреждениям  или должностным лицам: Сенату, коллегиям, губернаторам. Именные  указы дополнялись уставами, учреждениями  или регламентами.

4) Указы. Они могли издаваться  монархом или от его имени  Сенатом, и нацелены на решение  конкретного дела или случая, введение или отмену конкретных  учреждений, норм или принципов  деятельности. В них содержались  правовые нормы и административные  предписания. Адресовались они  определенному органу или лицу  и были обязательны только  для них. В форме указа выносились  судебные решения Сената.

5) Уставы. Сборники, содержавшие  нормы, относящиеся к определенной  сфере государственной деятельности (1716 г. — Воинский устав, 1720 г. — Морской устав, 1729 г. — Вексельный устав).

 

39.  Гражданское право в первой четверти XVIII в.

Гражданское право в первой четверти XVIII в. в значительной мере восприняло многие западноевропейские правовые традиции и институты. В этой связи начинает более определенно прослеживаться индивидуализация частных имущественных и обязательственных прав.

Закон как источник прав и  обязанностей становится доминирующим, а традиционные и обычные нормы  отходят на второй план.

Формальные моменты (форма  сделки, регистрация) начинают превалировать  над традиционными и архаическими процедурами, письменные и заверенные акты над свидетельскими показаниями.

Существенные преобразования произошли в области вещных прав. Для сохранения комплектности дворянского  земельного фонда затруднялся порядок  отчуждения недвижимостей и запрещался ее заклад. Продажа осуществлялась лишь при наличии чрезвычайных обстоятельств ("по нужде") и с уплатой высокой  пошлины.

Сохранялось право родового выкупа, срок которого был сокращен в 1737 г. с сорока до трех лет.

Введение порядка единонаследия  сокращало круг лиц, участвующих  в выкупе проданного имущества, что  также благоприятствовало приобретателю  недвижимости.

Положение Указа о единонаследии, касающееся нераздельности имущества  с вытекающими отсюда последствиями  для оставшихся без земли дворян, стесняло свободу распоряжения недвижимостью.. Единственным ограничением для завещателя оставался запрет завещать недвижимость посторонним лицам.

Вместе с тем с развитием  промышленности на земельную собственность  начинают вводиться новые ограничения. С 1719 г. добыча полезных ископаемых, обнаруженных на частных землях, становится прерогативой государства. Собственник получал право на незначительную долю от промысла и преимущественное перед третьими лицами право открывать производство по добыче ископаемых и их обработке.

Информация о работе Шпаргалка по «Теории государства и права»