Шпаргалка по «Теории государства и права»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 13:04, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по «Теории государства и права»

Вложенные файлы: 1 файл

k_zachetu.docx

— 161.64 Кб (Скачать файл)

Такие же ограничения относились к порубке ценных сортов деревьев, произрастающих в частновладельческих  угодьях.

Государство поощряло развитие частной промышленности, обеспечивая  кредит, налоговые льготы и подбор рабочей силы. Вместе с тем государство  явно претендовало на промышленную монополию, не ограничиваясь политикой протекционизма.

Государство являлось монополистом в приобретении у частных предприятий  ряда продукции и добываемого  сырья.

Столь же последовательным был  процесс развития залогового нрава: до 1714 г. закон разрешал закладывать имущество (движимое и недвижимое), находящееся в собственности (но не в пользовании и владении). Указ о единонаследии с его жесткой политической ориентацией запретил заклад недвижимостью. Только с 1731 г. этот правовой институт (закона) восстанавливается в прежнем виде.

.

40. Развитие уголовного права в первой четверти XVIII в

Основными источниками уголовного права в первой четверти XVIII являлись законы, изданные государством в форме указов, регламентов, уставов, манифестов.

Регламенты – это акты, определяющие создание государственных  органов управления, их состав, порядок  деятельности. Например, Генеральный  регламент коллегий от 29 февраля  1721 г., Духовный регламент от 29 января 1721 г.

Уставы – это сборники законов, объединяющие норма права, относящиеся к определенной сфере  деятельности государства (Устав о  векселях 1729 г., Устав о купеческом водоходстве 1781г., Устав благочиния 1782 г.). В 1716 появляется Воинский устав, содержащий нормы, которые регулировали жизнь армии.

. Нормы уголовного права,  содержащиеся в разделе «О  штрафах», почти дословно заимствованы  из Воинских артикулов. 

В особо торжественных  и важных случаях императоры издавали Манифесты (например, Манифест 1762 г. «О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству»).

В 1715 г. были созданы «Артикул воинский» (представлявший собой уголовный кодекс) и «Краткое изображение процессов или судебных тяжеб» (процессуальный кодекс).

Артикул воинский как свод военно-уголовного законодательства.

В ХVIII веке уголовное право сделало значительный шаг вперед. Это объяснялось как обострением классовых противоречий, свойственных абсолютизму, так и общему развитию правовой культуры. Особое значение в этой сфере имеет законодательство Петра I и прежде всего его Артикул воинский.

Первоначально Петр I хотел издать новое Уложение, которое должно было заменить собой Соборное Уложение 1649 года, но затем пошел по линии создания отраслевых кодексов. При любви и внимании Петра ко всему военному в первую очередь подверглись кодификации военные отрасли права. Так возник Артикул воинский – первый в русском праве уголовный, вернее военно-уголовный кодекс).

Артикул воинский состоит из 24 глав, разделенных на 209 артикулов (статей). Ряд статей имеют  специальные толкования. Толкования имели силу закона и касались порой  весьма важных вопросов, в них обычно разъяснялся смысл закона и порядок  его применения.

Хотя в Артикле Воинском отсутствует Общая часть, но говорится  о необходимости установления причинной  связи между действием и преступным результатом, о вине, целях и задачах  наказаний, необходимой обороне, крайней  необходимости.

 

41. Развитие судебно-процессуального права в первой четверти XVIII в.

Для судебной функции были установлены сначала единоличные ландрихтеры, а потом (8 января 1719 г.) и коллегиальные надворные суды из президентов и асессоров под председательством обер-ландрихтеров. В больших городах были установлены коллегиальные «провинциальные» суды под председательством обер-ландрихтеров и городовые судьи – в малых городах.

Петр I стремился осуществить  принцип отделения суда от администрации, который так до конца и не был  воплощен в жизнь. Губернаторы, не вмешиваясь в судопроизводство, могли остановить исполнение решений суда, хотя и  отвечали за неосновательный протест.

В 1722 г. суд был вновь соединен с администрацией. В надворных судах председательствует губернатор. Что касается провинциальных судов, то там в качестве судей выступали воевода и один или два асессора. Иногда последние откомандировывались в отдаленные города данной провинции для единоличного суда.

Петр создал систему военных  и военно-морских судов.

Появились прокуратуры, которые  создавались сверху: сначала в  1722 г. был создан чин генерал-прокурора, потом фискалы (уже созданные в 1711 г. как служащие органа тайного надзора) были переподчинены ему. Прокуратура поначалу была органом общего надзора, кроме того, генерал-прокурор надзирал за Сенатом.

В ходе реформы 1775 г. была совершена попытка отделения суда от администрации, т. е. суды не подчинялись местным исполнительным органам. Были созданы сословные суды (для дворян, судья – дворянин, для горожан – горожанин, но для крестьян мог быть и дворянин).

Появились инстанции судов:

1) для дворян – уездный  и верхний земский суд;

2) для горожан – городской  магистрат, губернский магистрат;

3) для крестьян – нижняя  расправа в уезде и верхняя  расправа в губернии.

Тогда же создается государственный  суд, делящийся на гражданскую палату и палату уголовного права. Этот суд  состоял из чиновников, которые назначались  государством. Он носил апелляционный  характер, а решения его можно  было обжаловать в Сенате.

Апелляционный суд рассматривается  по той же схеме, что и в первой инстанции. Апелляция может подаваться при любом исходе суда, но тогда  она носила чисто формальный характер и затягивалась (в связи с отсутствием  средств коммуникаций) иногда на десятилетие.

Судебная реформа, произведенная  указом «О форме суда» от 5 ноября 1723 года, отнюдь не означала возврат  к прежнему обвинительному процессу с некоторыми изменениями, сделанными в духе времени, и не являлась по своей сути утверждением следственного  порядка судопроизводства. Она имела  характерные особенности обоих  указанных видов судопроизводства, и это позволяет сделать вывод  о «смешанном» характере судопроизводства, введенном указом.

Процессуальное право  России в конце XVII - первой четверти XVIII века совершило стремительный  рывок в своем развитии. За период немногим более четверти века в отечественное  процессуальное право было внесено  столько прогрессивных нововведений, сколько не было сделано в последующие  полтора века вплоть до судебной реформы 1864 года. Изменения в процессуальном праве, последовавшие после смерти Петра I, не внесли ничего существенно нового в порядок отправления правосудия.

.

42. Просвещенный абсолютизм» в России. Государственные реформы и законодательная деятельность Екатерины П

Просвещённый абсолютизм — политика, проводимая во второй половине XVIII века рядом монархических стран Европы и направленная на устранение остатков средневекового строя в пользу капиталистических отношений.

Просвещенный абсолютизм

Время царствования Екатерины II называют эпохой просвещенного абсолютизма.

Смысл просвещенного абсолютизма  состоит в политике следования идеям  Просвещения, выражающейся в проведении реформ, уничтожавших некоторые наиболее устаревшие феодальные институты (а  иногда делавшие шаг в сторону  буржуазного развития). Мысль о  государстве с просвещенным монархом, способным преобразовать общественную жизнь на новых, разумных началах, получила в 18-м веке широкое распространение. Сами монархи в условиях разложения феодализма, вызревания капиталистического уклада, распространения идей Просвещения  вынуждены были встать на путь реформ.

Развитие и воплощение начал просвещенного абсолютизма  в России приобрело характер целостной  государственно-политической реформы, в ходе которой сформировался  новый государственный и правовой облик абсолютной монархии. При этом для социально-правовой политики было характерно сословное размежевание: дворянство, мещанство и крестьянство. Внутренняя и внешняя политика второй половины 18-го века, подготовленная мероприятиями  предшествующих царствований, отмечена важными законодательными актами, выдающимися  военными событиями и значительными  территориальными присоединениями.

Губернская реформа

7 нояб. 1775 г. было принято «Учреждение для управления губерний Всероссийской империи». Вместо трехзвенного административного деления — губерния, провинция, уезд, стало действовать двухзвенное — губерния, уезд (в основе которого лежал принцип численности податного населения). Из прежних 23 губерний образовано 50, в каждой из которых проживало 300—400 тыс. .Губернии делились на 10-12 уездов, в каждом по 20-30 тыс. д.м.п.

Ликвидация Запорожской Сечи

 Проведение губернской  реформы на Левобережной Украине  в 1783—1785 гг. привело к изменению  полкового устройства (бывших полков  и сотен) на общее для Российской  империи административное деление  на губернии и уезды, окончательному установлению крепостного права и уравнению в правах казацкой старшины с российским дворянством. С заключением Кючук-Кайнарджийского договора (1774) Россия получила выход в Чёрное море и Крым.

Областная реформа в Эстляндии и Лифляндии

Территория Эстляндии и Лифляндии в результате проведения областной реформы в 1782—1783 гг. была разделена на 2 губернии — Рижскую и Ревельскую — с учреждениями, уже существовавшими в прочих губерниях России. Также был ликвидирован особый прибалтийский порядок, предусматривавший более обширные, чем у русских помещиков, права местных дворян на труд и личность крестьянина.

Национальная политика

После присоединения к  Российской империи земель, прежде бывших в составе Речи Посполитой, в России оказалось около миллиона евреев — народа с иной религией, культурой, укладом и бытом.

Обе грамоты регулировали законодательство о правах и обязанностях сословий.

Жалованная грамота дворянству:

Подтверждались уже существующие права.

дворянство освобождалось  от подушной подати

от расквартирования войсковых  частей и команд

от телесных наказаний

от обязательной службы

подтверждено право неограниченного  распоряжения имением

право владеть домами в  городах

право заводить в имениях  предприятия и заниматься торговлей

право собственности на недра  земли

право иметь свои сословные  учреждения

изменилось наименование 1-ого сословия: не «дворянство», а  «благородное дворянство».

запрещалось производить  конфискацию имений дворян за уголовные  преступления; имения надлежало передавать законным наследникам.

дворяне имеют исключительное право собственности на землю, но в «Грамоте» не говорится ни слова  о монопольном праве иметь  крепостных.

украинские старшины уравнивались в правах с русскими дворянами.

дворянин, не имевший офицерского  чина, лишался избирательного права.

занимать выборные должности  могли только дворяне, чей доход  от имений превышает 100 руб.

Религиозная политика

В целом в России при  Екатерине II проводилась политика религиозной  терпимости. Представители всех традиционных религий не испытывали давления и  притеснения. Так, в 1773 г. издаётся закон о терпимости всех вероисповеданий, запрещающий православному духовенству вмешиваться в дела других конфессий; светская власть оставляет за собой право решать вопрос об учреждении храмов любой веры.

 

43. Губернская реформа 1775 г. Судебная и полицейская реформы.

7 нояб. 1775 г. было принято «Учреждение для управления губерний Всероссийской империи». Вместо трехзвенного административного деления — губерния, провинция, уезд, стало действовать двухзвенное — губерния, уезд (в основе которого лежал принцип численности податного населения). Из прежних 23 губерний образовано 50, в каждой из которых проживало 300—400 тыс. д.м.п.Губернии делились на 10-12 уездов, в каждом по 20-30 тыс. д.м.п.

Генерал-губернатор (наместник) — следил за порядком в местных  центрах и ему подчинялись 2-3 губернии, объединенные под его властью. Имел обширные административные, финансовые и судебные полномочия, ему подчинялись  все воинские части и команды, расположенные в губерниях.

Губернатор — стоял  во главе губернии. Они подчинялись  непосредственно императору. Губернаторов назначал Сенат. Губернаторам был подчинен губернский прокурор. Финансами в  губернии занималась Казенная палата во главе с вице-губернатором. Землеустройством занимался губернский землемер. Исполнительным органом губернатора являлось губернское правление, осуществлявшее общий надзор за деятельностью учреждений и должностных  лиц. В ведении Приказа общественного  призрения находились школы, больницы и приюты (социальные функции), а  также сословные судебные учреждения: Верхний земский суд для дворян, Губернский магистрат, рассматривавший  тяжбы между горожанами, и Верхняя  расправа для суда над государственными крестьянами. Палата уголовная и  гражданская судила все сословия, были высшими судебными органами в губерниях

Капитан исправник — стоял  во главе уезда, предводитель дворянства, избираемый им на три года. Он являлся  исполнительным органом губернского  правления. В уездах как и в губерниях есть сословные учреждения: для дворян (уездный суд), для горожан (городской магистрат) и для государственных крестьян (нижняя расправа). Существовали уездный казначей и уездный землемер. В судах заседали представители сословий.

Совестный суд — призван  прекратить распри и мирить спорящих и ссорящихся. Этот суд был бессословным. Высшим судебным органом в стране становится Сенат.

Так как городов — центров  уездов было явно недостаточно, Екатерина II переименовала в города многие крупные сельские поселения, сделав их административными центрами. Таким  образом появилось 216 новых городов. Население городов стали называть мещанами и купцами.

В отдельную административную единицу был выведен город. Во главе его вместо воевод был поставлен  городничий, наделенный всеми правами  и полномочиями. В городах вводился строгий полицейский контроль. Город  разделялся на части (районы), находившиеся над надзором частного пристава, а  части делились на кварталы, контролируемые квартальным надзирателем.

Информация о работе Шпаргалка по «Теории государства и права»