Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 13:04, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по «Теории государства и права»
Такие же ограничения относились к порубке ценных сортов деревьев, произрастающих в частновладельческих угодьях.
Государство поощряло развитие
частной промышленности, обеспечивая
кредит, налоговые льготы и подбор
рабочей силы. Вместе с тем государство
явно претендовало на промышленную монополию,
не ограничиваясь политикой
Государство являлось монополистом в приобретении у частных предприятий ряда продукции и добываемого сырья.
Столь же последовательным был процесс развития залогового нрава: до 1714 г. закон разрешал закладывать имущество (движимое и недвижимое), находящееся в собственности (но не в пользовании и владении). Указ о единонаследии с его жесткой политической ориентацией запретил заклад недвижимостью. Только с 1731 г. этот правовой институт (закона) восстанавливается в прежнем виде.
.
40. Развитие уголовного права в первой четверти XVIII в
Основными источниками уголовного права в первой четверти XVIII являлись законы, изданные государством в форме указов, регламентов, уставов, манифестов.
Регламенты – это акты, определяющие создание государственных органов управления, их состав, порядок деятельности. Например, Генеральный регламент коллегий от 29 февраля 1721 г., Духовный регламент от 29 января 1721 г.
Уставы – это сборники законов, объединяющие норма права, относящиеся к определенной сфере деятельности государства (Устав о векселях 1729 г., Устав о купеческом водоходстве 1781г., Устав благочиния 1782 г.). В 1716 появляется Воинский устав, содержащий нормы, которые регулировали жизнь армии.
. Нормы уголовного права, содержащиеся в разделе «О штрафах», почти дословно заимствованы из Воинских артикулов.
В особо торжественных и важных случаях императоры издавали Манифесты (например, Манифест 1762 г. «О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству»).
В 1715 г. были созданы «Артикул воинский» (представлявший собой уголовный кодекс) и «Краткое изображение процессов или судебных тяжеб» (процессуальный кодекс).
Артикул воинский как свод военно-уголовного законодательства.
В ХVIII веке уголовное право сделало значительный шаг вперед. Это объяснялось как обострением классовых противоречий, свойственных абсолютизму, так и общему развитию правовой культуры. Особое значение в этой сфере имеет законодательство Петра I и прежде всего его Артикул воинский.
Первоначально Петр I хотел издать новое Уложение, которое должно было заменить собой Соборное Уложение 1649 года, но затем пошел по линии создания отраслевых кодексов. При любви и внимании Петра ко всему военному в первую очередь подверглись кодификации военные отрасли права. Так возник Артикул воинский – первый в русском праве уголовный, вернее военно-уголовный кодекс).
Артикул воинский состоит из 24 глав, разделенных на 209 артикулов (статей). Ряд статей имеют специальные толкования. Толкования имели силу закона и касались порой весьма важных вопросов, в них обычно разъяснялся смысл закона и порядок его применения.
Хотя в Артикле Воинском
отсутствует Общая часть, но говорится
о необходимости установления причинной
связи между действием и
41. Развитие судебно-процессуального права в первой четверти XVIII в.
Для судебной функции были установлены сначала единоличные ландрихтеры, а потом (8 января 1719 г.) и коллегиальные надворные суды из президентов и асессоров под председательством обер-ландрихтеров. В больших городах были установлены коллегиальные «провинциальные» суды под председательством обер-ландрихтеров и городовые судьи – в малых городах.
Петр I стремился осуществить принцип отделения суда от администрации, который так до конца и не был воплощен в жизнь. Губернаторы, не вмешиваясь в судопроизводство, могли остановить исполнение решений суда, хотя и отвечали за неосновательный протест.
В 1722 г. суд был вновь соединен с администрацией. В надворных судах председательствует губернатор. Что касается провинциальных судов, то там в качестве судей выступали воевода и один или два асессора. Иногда последние откомандировывались в отдаленные города данной провинции для единоличного суда.
Петр создал систему военных и военно-морских судов.
Появились прокуратуры, которые создавались сверху: сначала в 1722 г. был создан чин генерал-прокурора, потом фискалы (уже созданные в 1711 г. как служащие органа тайного надзора) были переподчинены ему. Прокуратура поначалу была органом общего надзора, кроме того, генерал-прокурор надзирал за Сенатом.
В ходе реформы 1775 г. была совершена попытка отделения суда от администрации, т. е. суды не подчинялись местным исполнительным органам. Были созданы сословные суды (для дворян, судья – дворянин, для горожан – горожанин, но для крестьян мог быть и дворянин).
Появились инстанции судов:
1) для дворян – уездный и верхний земский суд;
2) для горожан – городской
магистрат, губернский
3) для крестьян – нижняя расправа в уезде и верхняя расправа в губернии.
Тогда же создается государственный суд, делящийся на гражданскую палату и палату уголовного права. Этот суд состоял из чиновников, которые назначались государством. Он носил апелляционный характер, а решения его можно было обжаловать в Сенате.
Апелляционный суд рассматривается по той же схеме, что и в первой инстанции. Апелляция может подаваться при любом исходе суда, но тогда она носила чисто формальный характер и затягивалась (в связи с отсутствием средств коммуникаций) иногда на десятилетие.
Судебная реформа, произведенная
указом «О форме суда» от 5 ноября
1723 года, отнюдь не означала возврат
к прежнему обвинительному процессу
с некоторыми изменениями, сделанными
в духе времени, и не являлась по
своей сути утверждением следственного
порядка судопроизводства. Она имела
характерные особенности обоих
указанных видов
Процессуальное право
России в конце XVII - первой четверти
XVIII века совершило стремительный
рывок в своем развитии. За период
немногим более четверти века в отечественное
процессуальное право было внесено
столько прогрессивных
.
42. Просвещенный абсолютизм» в России. Государственные реформы и законодательная деятельность Екатерины П
Просвещённый абсолютизм — политика, проводимая во второй половине XVIII века рядом монархических стран Европы и направленная на устранение остатков средневекового строя в пользу капиталистических отношений.
Просвещенный абсолютизм
Время царствования Екатерины II называют эпохой просвещенного абсолютизма.
Смысл просвещенного абсолютизма
состоит в политике следования идеям
Просвещения, выражающейся в проведении
реформ, уничтожавших некоторые наиболее
устаревшие феодальные институты (а
иногда делавшие шаг в сторону
буржуазного развития). Мысль о
государстве с просвещенным монархом,
способным преобразовать
Развитие и воплощение
начал просвещенного
Губернская реформа
7 нояб. 1775 г. было принято «Учреждение для управления губерний Всероссийской империи». Вместо трехзвенного административного деления — губерния, провинция, уезд, стало действовать двухзвенное — губерния, уезд (в основе которого лежал принцип численности податного населения). Из прежних 23 губерний образовано 50, в каждой из которых проживало 300—400 тыс. .Губернии делились на 10-12 уездов, в каждом по 20-30 тыс. д.м.п.
Ликвидация Запорожской Сечи
Проведение губернской
реформы на Левобережной
Областная реформа в Эстляндии и Лифляндии
Территория Эстляндии и Лифляндии в результате проведения областной реформы в 1782—1783 гг. была разделена на 2 губернии — Рижскую и Ревельскую — с учреждениями, уже существовавшими в прочих губерниях России. Также был ликвидирован особый прибалтийский порядок, предусматривавший более обширные, чем у русских помещиков, права местных дворян на труд и личность крестьянина.
Национальная политика
После присоединения к Российской империи земель, прежде бывших в составе Речи Посполитой, в России оказалось около миллиона евреев — народа с иной религией, культурой, укладом и бытом.
Обе грамоты регулировали законодательство о правах и обязанностях сословий.
Жалованная грамота дворянству:
Подтверждались уже
дворянство освобождалось от подушной подати
от расквартирования войсковых частей и команд
от телесных наказаний
от обязательной службы
подтверждено право
право владеть домами в городах
право заводить в имениях предприятия и заниматься торговлей
право собственности на недра земли
право иметь свои сословные учреждения
изменилось наименование 1-ого сословия: не «дворянство», а «благородное дворянство».
запрещалось производить конфискацию имений дворян за уголовные преступления; имения надлежало передавать законным наследникам.
дворяне имеют исключительное право собственности на землю, но в «Грамоте» не говорится ни слова о монопольном праве иметь крепостных.
украинские старшины уравнивались в правах с русскими дворянами.
дворянин, не имевший офицерского чина, лишался избирательного права.
занимать выборные должности могли только дворяне, чей доход от имений превышает 100 руб.
Религиозная политика
В целом в России при Екатерине II проводилась политика религиозной терпимости. Представители всех традиционных религий не испытывали давления и притеснения. Так, в 1773 г. издаётся закон о терпимости всех вероисповеданий, запрещающий православному духовенству вмешиваться в дела других конфессий; светская власть оставляет за собой право решать вопрос об учреждении храмов любой веры.
43. Губернская реформа 1775 г. Судебная и полицейская реформы.
7 нояб. 1775 г. было принято «Учреждение для управления губерний Всероссийской империи». Вместо трехзвенного административного деления — губерния, провинция, уезд, стало действовать двухзвенное — губерния, уезд (в основе которого лежал принцип численности податного населения). Из прежних 23 губерний образовано 50, в каждой из которых проживало 300—400 тыс. д.м.п.Губернии делились на 10-12 уездов, в каждом по 20-30 тыс. д.м.п.
Генерал-губернатор (наместник) — следил за порядком в местных центрах и ему подчинялись 2-3 губернии, объединенные под его властью. Имел обширные административные, финансовые и судебные полномочия, ему подчинялись все воинские части и команды, расположенные в губерниях.
Губернатор — стоял
во главе губернии. Они подчинялись
непосредственно императору. Губернаторов
назначал Сенат. Губернаторам был подчинен
губернский прокурор. Финансами в
губернии занималась Казенная палата
во главе с вице-губернатором. Землеустройством
занимался губернский землемер. Исполнительным
органом губернатора являлось губернское
правление, осуществлявшее общий надзор
за деятельностью учреждений и должностных
лиц. В ведении Приказа
Капитан исправник — стоял во главе уезда, предводитель дворянства, избираемый им на три года. Он являлся исполнительным органом губернского правления. В уездах как и в губерниях есть сословные учреждения: для дворян (уездный суд), для горожан (городской магистрат) и для государственных крестьян (нижняя расправа). Существовали уездный казначей и уездный землемер. В судах заседали представители сословий.
Совестный суд — призван прекратить распри и мирить спорящих и ссорящихся. Этот суд был бессословным. Высшим судебным органом в стране становится Сенат.
Так как городов — центров уездов было явно недостаточно, Екатерина II переименовала в города многие крупные сельские поселения, сделав их административными центрами. Таким образом появилось 216 новых городов. Население городов стали называть мещанами и купцами.
В отдельную административную единицу был выведен город. Во главе его вместо воевод был поставлен городничий, наделенный всеми правами и полномочиями. В городах вводился строгий полицейский контроль. Город разделялся на части (районы), находившиеся над надзором частного пристава, а части делились на кварталы, контролируемые квартальным надзирателем.
Информация о работе Шпаргалка по «Теории государства и права»