Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 22:54, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по «Теории государства и права»
52. Правовое регулирование: методы, способы, типы. Правовой режим.
В науке принято выделять правовое воздействие и правовое регулирование.
Правовое воздействие -это общее и специальное юридическое воздействие на общественные отношения.
Например, норма права уже не существует в тексе НПА, но продолжает оставаться в сознании человека, а значит воздействует на него.
В более узком смысле надо говорить не о правовом воздействии, а о правовом регулировании, то есть регулирование на основе НПА и иных источников права.
Юрист должен понимать, что правовое регулирование всегда происходит только на основе позитивного права. Так ка оно исходит от государства, поддержано им и государство способно привлечь за его нарушение к юридической ответственности.. то есть позитивное право, лежащее в основе правового регулирования, обладает механизмом, обеспечивающим его реализацию в жизни общества только юридическим способом.
Таким образом, Правовое регулирование –это целенаправленный результативный , нормативно-организационный процесс воздействия на отдельные отношения.
В сферу правового регулирования попадают только те отношения, которые имеют следующие признаки:
- отражают общесоциальную значимость
- в этих отношениях реализуются взаимные интересы, но при этом каждый из участников вынужден ущемить свой интерес во имя интересов другого (при заключении договора)
-
участники этих отношений
-
эти отношения всегда
Разнообразие общественных отношений можно сгруппировать:
-
отношения людей по обмену
материальными и
- отношения по поводу властного управления обществом
-
отношения по обеспечению
Все эти отношения и будут составлять предмет правового регулировнаия.
Итак, предмет правового регулирования – это общественные отношения, которые по своей природе могут поддаваться нормативно-организационному воздействию и требуют правовой регламентации.
Применительно к предмету правового регулирования выделяются методы, способы, типы и правовые режимы.
Выделяют следующие методы правового регулирования:
Метод децентрализованного регулирования, построенного на координации целей и интересов сторон в общественном отношении, характерен для отношений субъектов гражданского общества, удовлетворяющих в первую очередь свои частные интересы. Этим методом регулируются отношения в сфере отраслей частноправового характера.
Метод централизованного регулирования регулирует отношения, где приоритетным, как правило, является общесоциальный интерес. В государственно-организованном обществе общесоциальные интересы выражает в первую очередь государство, осуществляющее централизованное управление социальными процессами, наделенное властными общезначимыми полномочиями. Поэтому централизованными методами, как правило, осуществляется регулирование в публично-правовых отраслях (конституционном, административном, уголовном праве).
По степени категоричности правовых предписаний выделяются два метода правового регулирования.
Один из них именуется императивным. Эго такой метод, при котором субъекты могут действовать только так, как предписано нормой права, и не иначе. Например, предписание закона о том, что личный обыск осуществляется лицом того же пола, что и обыскиваемый, является безусловным, категорическим, императивным.
Другой метод, именуемый диапозитивным, дает возможность сторонам в каком-либо правоотношении самостоятельно решать какие-то вопросы. Лишь тогда, когда они этого не сделали, возникает обязанность следовать правовому предписанию. Например, согласно ст. 135 ГК РФ принадлежность следует судьбе главной вещи, если договором между сторонами не предусмотрено иное.
В правоведении избирают разные методы правового регулирования в зависимости от характера отношении между сторонами правоотношения. Стороны могут находиться в отношениях субординации (власти и подчинения), например в административном праве. В других правовых отношениях стороны находятся в отношениях координации своих интересов и потребностей, например в гражданском праве.
Способы правового регулирования определяются характером зафиксированного в норме права предписания, способами воздействия на поведение людей.
В теории права принято выделять три основных способа правового регулирования.
Первый способ — предоставление участнику правовых отношений субъективных прав (управомочивание). Этот способ выражается в комплексе дозволений управомоченному лицу на совершение определенных действий (например, собственнику дозволяется владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащей ему вещью).
Второй способ - обязывание совершить какие-то действия (например, собственник жилого дома обязывается платить налоги).
Третий способ - запрещение, т. е. возложение обязанности воздерживаться от определенных действий (например, работодателю запрещено привлекать к сверхурочным работам несовершеннолетних).
В качестве дополнительных способов правового воздействия можно указать на применение мер принуждения(например, возложение юридической ответственности за совершенное правонарушение).
К дополнительным способам относится предупредительное (превентивное) воздействие норм, предусматривающих возможность применения правового принуждения. Например, нормы уголовного кодекса обладают превентивным воздействием на лиц, склонных к совершению преступлений.
К дополнительным способам можно также отнести стимулирующее воздействие норм права. Таким способом оказывают влияние поощрительные нормы, т. е. нормы, в которых предусмотрено поощрение за активное правомерное поведение (например, за изобретательскую, рационализаторскую деятельность).
Типы правового регулирования
В зависимости от соотношения в способах правового регулирования запретов и дозволений принято выделять два типа правового регулирования.
Первый гласит: дозволено все, кроме прямо запрещенного в законе.
На этой формуле построен общедозволительный тип правового регулирования. По этому типу в регулируемых правом отношениях устанавливаются строго и четко сформулированные запреты. Как правило, объем этих запретов невелик, а объем дозволений не определен: все, что не запрещено. Например, право допускает для членов общества любые способы умножения материальных благ, кроме прямо запрещенных законом. Данный тип правового регулирования способствует (или хотя бы не препятствует) проявлениям инициативности, активности, самостоятельности в решении жизненных задач. Общедозволительный тип правового регулирования характерен для отношений, регулируемых гражданским правом.
Вторая формула
правового регулирования гласит: запрещено
все, кроме прямо разрешенного. Это
означает, что участник правовых отношений
этого типа может совершить только действия,
которые прямо разрешены законом, все
остальные действия запрещены. Этот тип
правового регулирования принято называть разрешительным. Данны
Безусловно, нет отраслей права, построенных на одном типе правового регулирования. Так, в гражданское право вкраплены элементы разрешительного типа, а в административном праве можно встретить нормы, регулирующие отношения управления по общедозволительному типу.
В результате комбинации средств, способов и методов правового регулирования на отраслевом или межотраслевом уровне формируется тот или иной правовой режим. Эта категория используется для обозначения особого правового состояния и комплексного регулирования общественных отношений. Он аккумулирует и систематизирует комплексы юридических средств применительно к определенным субъектам и объектам действительности, обеспечивая достижение особых целей.
Правовой режим - это особый порядок правового регулирования, выражающийся в определенном сочетании юридических средств и создающий желаемое социальное состояние и конкретную степень благоприятности либо не благоприятности для удовлетворения интересов субъектов права.
Правовым режимам присущи следующие основные признаки:
Правовые режимы классифицируются по многим основаниям:
Информация о работе Шпаргалка по «Теории государства и права»