33. Систематизация законодательства.
Систематизация
законодательства – это деятельность по приведению
источников права в единую согласованную
систему.
Необходимость
систематизации обусловлена огромным
массивом нормативных актов, многие из
которых устарели или практически не действуют.
Этот процесс характерен для всех государств.
^ Основные виды:
I. Учет – сбор
правовой информации необходимой субъекта
права для его деятельности. Чаще всего
неофициальные учреждения. Например, библиотечный,
оргбюро, поисковые системы (консультант+)
II. Классические виды:
- Инкорпорация (упорядочение) – внешнее упорядочивание нормативного материала, без внесения в него каких-либо изменений. Итогом инкорпорации является создание различных сборников НПА.
Черты: носит официальный
и неофициальный характер;
Субъекты: гос.органы,
общественные организации, частные лица;
Не затрагивает
нормативного содержания акта;
Нормативные
акты инкорпорируются в том виде, в каком
они были приняты правотворческим органом.
Она
может быть 2 видов:
- по дате
принятия источников права
- по предмету
правового регулирования.
Соответственно,
результатом инкорпорации могут быть
сборники и собрания законодательства,
например, Собрание законодательства
РФ.
Проводится
внешняя обработка источников права, то
есть изымаются ненормосодержащие статьи,
нормы, утратившие юридическую силу. И
в таком виде с поправками и изменениями
источник права публикуется в официальном
издании.
Официальную инкорпорацию
проводят только органы, издавшие эту
норму права.
Но есть полуофициальная инкорпорация.
Публикуют сборники гос органы исполнительной
власти, но по поручению законодательного
органа (например, ГД РФ поручила, а Минсоцразвития
и труда издало «Сборник законов о труде»).
Есть неофициальная инкорпорация,
и ей могут заниматься юбые органы по своему
усмотрению.но на такие сборники и собрания
ссылаться нельзя, так как ониненосят
официального характера.
Смысл инкорпорации:
привести в соответствие ка правило, с
учетом юридической силы, всю нормативную
базу, созданную за определенный период.
(например, СЗ РФ выходит 4 раза в месяц
Виды
инкорпорации:
I. В зависимости от объема охватываемого
нормативного материала:
- генеральная (полная) – в собрание включаются или все законодательства страны, или все федеральное законодательство, все нормативные акты того или иного субъекта РФ
- частная (частичная) – собрания и сборники нормативных актов составляются по определенным вопросам, сфере гос. деятельности, определенной отрасли законодательства или правовому институту и др. признакам
II^ . По субъектам осуществления:
- Официальная (упорядочение правовых норм путем издания компетентными органами сборников действующих НПА. Издаваемые этими органами сборники законодательства носят официальный характер.
- Хронологическая. При этой форме упорядочения НПА производится по времени их опубликования и вступления в законную силу.
- Предметная или систематическая. Представляет собой упорядочение действующих НПА по предметному признаку, т.е. по отраслям права.
- Официозная (полуофициальная) – это издание собраний и сборников законодательства по поручению правотворческого органа специально уполномоченными на то органами, причем правотворческий орган официально не утверждает и не одобряет такое собрание, а потому тексты помещенных в нем актов не приобретают официальный характер.
- Неофициальная. Внешняя обработка законодательства, которая производится организациями или отдельными гражданами без специальных на то полномочий правотворческих органов. Официальной формой опубликования они не являются, поэтому на них нельзя ссылаться в процессе правотворчества и применения права.
Виды
инкорпоративных актов:
- Сборники
- Бюллетени
(МИД)
- Вестники
(ВС)
- Собрания
(законодательства РФ)
- Своды (законов)
- Консолидация (укрупнение) – объединение НПА близкого содержания
без их изменения. (как правило, это закон).
Черты:
- правотворческий
прием;
- проводится
только правотворческим органами и лишь
в отношении принятых ими актов;
- объединенные
акты утрачивают силу, а вместо них действует
вновь созданный нормативный акт, который
имеет собственные официальные реквизиты.
В отличие от
инкорпорации, это правотворческая процедура.
Новый НПА получается путем прохождения
его через Гос Думу.
- Кодификация (переработка) – это процесс существенной переработки законодательства или его отраслей. Результат кодификации – принятие нового нормативного акта.
Черты:
- вид правотворчества,
т.к. объект – нормы права;
- осуществляется
только компетентными государственными
органами, на основании конституционных
или других полномочий;
- производится
периодически, ее результаты рассчитаны
на длительный срок;
- вносит
элемент новизны в правовое регулирование;
- связана с крупными социальными преобразованиями.
^
Кодификация
и ее виды
Кодификация (переработка) – это процесс
объединения нормативно-правовых актов
с существенной переработкой законодательства
или его отраслей.
Результат кодификации
– принятие нового нормативного акта.
^ Виды кодификации:
- Всеобщая. Принятие целой серии кодификационных актов по всем основным отраслям законодательства – все законодательство подвергается изменениям.
- Межотраслевая – Гражданский Кодекс.
- Отраслевая. Охватывает законодательство той или иной отрасли права, например, гражданский, трудовой, уголовный кодексы и т.д.
- Специальная (комплексная). Включает акты той или иной подотрасли, института или однородного комплекса законодательства (налоговый, лесной, таможенный кодексы и т.д.)
^ Виды кодификационных актов:
- Основы законодательства – основополагающие
принципы и нормы, направленные на регулирование
соответствующих законодательных отраслей
или институтов и призванные обеспечить
связь и согласованность их норм.
- Кодекс – НПА, содержащий совокупность норм,
которыми детально и всесторонне осуществляющих
правовое регулирование соответствующего
комплекса общественных отношений.
- Устав – НПА регулирующий определенную сферу
гос. деятельности.
- Положения – НПА, определяющий порядок образования,
правовой статус и организацию деятельности гос. органов, организаций и учреждений.
- Правила – НПА, определяющий порядок организации
какого-либо рода деятельности
- Регламенты – НПА, содержащие процедуры деятельности гос. органов и организаций.
Кодификация
предполагает единый метод и единый способ
правового регулирования, например, в
УП РФ – всегда запрет, в ГП РФ – дозволение,
в Админ праве – дозволение. Или если
делить отасль на публичное и частное,
то в сфере публичного права основной
метод – императивный, в сфере публичного
права запрещено то, что прямо не разрешено
законом.
В сфере частного
права разрешено все, что прямо не запрещено
законом.