Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 22:54, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по «Теории государства и права»
24. Основные концепции правопонимания.
Правопонимание – это процесс восприятия и реализации права в реальной жизни.
Это важнейшая составная часть мировоззрения.
Традиционно, с помощью правопонимания решается вопрос об отношении к праву.
Есть разные подходы (концепции):
1) идеальное правопонимание – подход основан на естественном праве. В его основе – светский и религиозный идеализм.
Религиозный идеализм связан с именами Фомы Аквинского, Аврелия Августина, теории двух мечей (у церкви и государства) и теологическая теория в Античные и Средние века и теория неотомизма (Жанн Маритен).
По версии религиозного идеализма, право – это данность, за которой стоит Бог. ( классическая легенда Адама и Евы, это одна из самых устойчивых теорий).
Светский идеализм рождается в середине 19 века в эпоху буржуазных революций (Гроций, Спиноза, Локк, Монтескье, Гоббс).
Суть их теории в том, что право – это результат действия абстрактного разума, который представлен в договорной теории.
Таким образом, идеологическое правопонимание основано на естественной концепции права и рассматривает его не как волеустанавливающее, а как предправо, как ценность определенных прав человека, которые он получает в силу своего рождения.
2) Две следующие концепции – реалистическая и социологическая – основаны на позитивном правопонимании.
Позитивное правопонимание рассматривает право всегда в узком смысле слова, считая, что право – содержится в статье НПА, исходящего от компетентного гос органа.
Реалистическое правопонимание представлено позитивизмом и историческим правопониманием.
Позитивизм предполагает, что любое явление должно быть измеряемо в каких-то конкретных единицах. Например, право можно измерить через закон, в котором фиксируется объем прав.
Позитивизм применительно к праву в начале 20 века вылился в течение нормативизма (Кельзен). Их основные постулаты дошли до сегодняшнего дня:\
- право – это норма, выраженная в законе
- право исходит от государства
- нет прав без лбязанностей.
Всё советское право было построено на нормативизме (судить по закону).
Историческая школа права (Гюго, Савиньи, Рикерт).
Эта школа сформировалась в Германии, которая после наполеоновских войн пыталась отстоять свое право на внутреннее национальное право и доказывала, что право как язык народа, рождается в недрах общественных отношений и задача юриста не создавать право, а оформить уже сложившиеся правила с учетом национальных особенностей.
3) Третье направление – это социологическое правопонимание, которое сформировалось в 19 веке, но расцвет был в 20 веке (Паунд, США).
Есть мертвый закон и живое право. Первое создает законодатель, но правоприменитель толкует порму по-своему и в результате для адресата права право – не закон, а решение суда.
Современное правопонимание 21 века связано с интегративным правопониманием.
Интегративное правопонимание – тип правопонимания, который основан на представлениях о праве как о неком едином целом, т.е. представляет собой единство правовых идей. С позиции интегративного подхода все типы правопонимания важны. Этот подход представляет собой платформу для сближения различных концепций правопонимания, позволяет более полно подвергнуть право научному анализу, определить источники, механизмы и закономерности развития права, общества.
Стержнем интегративного правопонимания, его системообразующим началом является идея действия (действующего) права, синтезирующая своим содержанием все сущностные правовые характеристики и формы проявления (бытия) права в социальном пространстве: 1) право как идея, принцип; 2) право как институционализированная совокупность норм (позитивное право, законодательство); 3) право как элемент сознания, психики человека; 4) право в общественных отношениях (право как социальный порядок) (см. Действие права).
С учетом этого право есть объективно обусловленная, отвечающая требованиям социальной справедливости, поддерживаемая авторитетом и силой государственной власти система нормативной регуляции, представленная взаимосвязанными, реально действующими правовыми принципами и установлениями, или правовым порядком.
Проф. О.Э. Лейст подчеркивает наличие
трех основных концепций права: нормативной, социологической и нравственной
С точки зрения нормативной концепции право есть содержащаяся в текстах законов и подзаконных актов система норм, установленных и охраняемых от нарушений государственной властью.
Социологическая концепция права, по мнению Лейста, основана на понимании права как «порядка общественных отношений в действиях и поведении людей». То есть в социологической концепции акцент переносится с содержания юридических правил на практику их действия, их практическую реализацию.
С позиций нравственной школы право рассматривается как форма общественного сознания. Слова закона остаются на бумаге, если они не вошли в сознание и не усвоены им. Закон не может воздействовать на общество иначе как через сознание (массовое правосознание, официальное правосознание). Поэтому право (в соответствии с данной концепцией) - не тексты закона, а содержащаяся в общественном сознании система понятий об общеобязательных нормах, правах, обязанностях, запретах, условиях их возникновения и реализации, порядке и формах защиты.
Проф. В.А. Туманов также выделяет три типа правопонимания. Он отмечает, что достаточно условно основные направления и школы могут быть разбиты на три вида (или группы) в зависимости от того, что является для них исходным в подходе к праву и что соответственно влияет на понимание права.
Для школ, относящихся к первому типу правопонимания, исходным является то положение, что «человек есть мера всех вещей», а право является (или должно быть) отражением разумных, правильных идей, свойств, интересов и представлений человека. К этому направлению (которое объединяют под названием «философия права») относится концепция естественного права.
Для второй группы исходным началом является государство. Право для этих школ - продукт государственной воли, суверенной власти, которая таким образом устанавливает необходимый и обязательный порядок отношений в обществе. Это так называемая позитивистская юриспруденция, которая в лице своих наиболее крайних школ требует принимать действующее право таковым, как оно есть, а не должно быть, то есть право отождествляется с писаным законом.
Третья группа школ отталкивается от понятий общества, реальной жизни. Для них более важным, чем «право в книгах», представляется «право в жизни», то есть практика правового регулирования. Эти школы относят себя к «социологии права» (или «социологической юриспруденции»), и их представители уделяют особое внимание конкретным правовым отношениям, массовому правосознанию и т. п.
Проф. В.А. Туманов замечает, что в настоящее время можно говорить об известной интеграции этих направлений: их сближает общее признание основных принципов правовой государственности. Хотя в прошлом взаимоотношения этих направлений носили характер противоборства. Так, позитивистская доктрина, к примеру, формировалась как отрицание естественного права - важнейшего понятия философии права.
Проф. B.C. Нерсесянц кладет в основу типологии
правопонимания момент различения или
отождествления права и закона и на этой
основе проводит принципиальное различие
между двумя противоположными типами
правопонимания: юридическим (
Информация о работе Шпаргалка по «Теории государства и права»