Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 00:42, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Теория государства и права".

Вложенные файлы: 1 файл

лекции.doc

— 272.50 Кб (Скачать файл)

  Структура эк системы включает следующие элементы: производственные силы, производственные отношения, система хозяйствования. Производственные силы -совокупность личных и вещественных факторов производства, их взаимодействие. (предметы труда и средства труда). Производственные отношения - отношения людей в процессе производства, распределения и потребления мат. благ. Производственные отношения образуют самостоятельно сложенную систему со своими уровнями, структурой, объектами, субъектами. Эту систему можно рассматривать в зависимости от критериев классификации входящих в нее элементов.

   Эк система рассматривается, как социальная и комбинированная. Социальная: обращается внимание на хозяйственные субъекты. Комбинированная: человек в своей деятельности средства производства. Причиной самообновления и развития эк системы явл эк противоречия. Главное противоречие между ростом потребностей и возможностями их удовлетворения. Внешние причины развития эк системы - соц среда, политика гос-ва.

22. Государство - основной элемент политической системы, роль которого в том, что оно: 1)представляет собой организацию всех граждан; 2)обладает внешним и внутренним суверенитетом; 3)является собственником государственного сектора экономики и оказывает решающее влияние на экономическую жизнь общества; 4)издает правовые нормы; 5)осуществляет законодательную, исполнительную и судебную власть; 6)обладает механизмом государственного принуждения; 7)является единственной полновластной организацией для всего общества; 8)определяет основы внешней и внутренней политики страны.

  Роль права в политической системе общества в том, что: 1)элементы политической системы (государство, партии, организации, профсоюзы и т. д.) зафиксированы (легализированы) в правовых актах - конституции, законах, подзаконных актах и действуют в рамках права; 2)в демократических политических системах (и частично в недемократических и смешанных) отношения по поводу государственной власти (завоевание, удержание, использование) облекаются в правовую форму; 3)право служит одним из средств связи между обществом и его политической системой (например в законах, принимаемых государственными органами, как правило, учитывается воля народа); 4)право аккумулирует волю общества; 4)право интегрирует (объединяет) сообщество, делает политическую систему стабильной (например, конституция обычно на длительный период закрепляет систему политических институтов, основу взаимоотношений между ними, устройство государства, а следовательно, и основы политической системы общества).

23. Народовластие - участие народа в управлении государственными и общественными делами. Народовластие осуществляется в двух формах - прямой и непрямой: Прямая  -  представительная  демократия  -  форма народовластия,  при которой власть осуществляется через выявление воли представителей  народа  в выборных органах (парламенты, органы местного самоуправления). Непрямая - непосредственная  демократия - форма  народовластия,  при которой власть осуществляется через непосредственное выявление  воли  народа или определенных социальных групп (референдум, выборы). Выборы - это форма непосредственного участия граждан в управлении государством путем формирования  высших  представительных  органов,  органов местного самоуправления, их персонального состава. Референдум  -  способ  решения путём голосования кардинальных  проблем   общенационального   и   местного значения (принятия конституции, иных  важных законов или внесения  в них изменений,  а  также  других  решений  по  важнейшим  вопросам).  Референдум является одним из важных институтов непосредственной демократии,  проводится с целью обеспечения народовластия  -  непосредственного  участия  граждан  в

управлении  государством и местными делами.

  Рассматривая самоуправление и демократию можно выделить общие черты: 1)строятся на одинаковых принципах свободы, равенства, гласности; 2)являются формами осуществления власти; 3)реализуются непосредственно и через выборные органы; 4)могут осуществляться с использованием общей нормативной базы.

  Однако  между ними есть различия: 1)Самоуправление  возникает по времени раньше  демократии; 2)Самоуправление может  существовать без демократии, а  демократия предполагает наличие систем самоуправления; 3)В обществе может быть несколько систем самоуправления, в обществе существует только одна гос. система демократии, основные формы и институты демократии закреплены в законе, что определяет их обязательность для всех.

  Демократия является условием развития  самоуправления. Самоуправление   является   ядром   демократии.   Элементы    самоуправления используются при осуществлении политической  власти. 

24. Древнейший подход. а)Патриархальная теория (Аристотель). Достоинства: способствовала развитию и сохранению традиций, преемственности власти. Смысл: государство возникает из разросшейся семьи, где правитель – глава этой семьи. Недостатки: одноплановость теории, игнорирование экономики, консерватизм, непризнание прав человека. б)Теологическая теория (Фома Аквинский, Конфуций). Достоинства: достаточно доступна, легко усваивается, обеспечивает стабильность власти, единение общества и государства, порядок и традиции. Смысл: государство создано Богом, и правитель есть наместник божий, он несменяем и всегда прав. Недостатки: идеалистичность, игнорирование экономических, политических и социальных факторов, тормозит развитие, сдерживает инициативу человека.

  Теория общественного договора (Жан-Жак Руссо, Монтескье, Томас Гоббс, Радищев). Недостатки: идеализированное представление о первобытном обществе, которое осознает на определенном этапе своего развития необходимость соглашения между народом и правителями, отсутствие такого договора. Смысл: На определенном этапе люди поняли, что царство неограниченной свободы невозможно; это завершается "войной всех против всех". Затем люди решают договориться и передать часть своих прав государству, чтобы иметь другие, более важные права и свободы. Государство здесь – гарант этих прав и свобод. Достоинства: Договорная теория была крупным шагом вперед в познании государства, ибо порывала с религиозными представлениями о происхождении государственности и политической власти.

  Теория внешнего насилия (Гумплович). Суть: насилие одной территории над другими, следовательно, нужна определенная машина управления для этого.

  Теория внутреннего насилия (Е.Дюринг). Суть: государство необходимо для поддержания господства в условиях экономического расслоения общества (но отличие от классовой теории: расслоение в обществе происходит по воле власти, у которой есть излишки и которая хочет поддержать это состояние при помощи государства).

  Классовая теория (Маркс, Энгельс, Ленин). Суть: подавление имущими неимущих. Она утрирована. Анархистская теория (Прудон; Бакунин, Кропоткин). Суть: государство нужно лишь на определенном этапе, чтобы сформироваться.

  Органическая теория (Спенсер). Суть: общество – организм, а органы – государство, люди – клетки. Сущность государства: выполняет функции единого организма общества (достоинство). Недостаток: узость теории.  Социологическая теория. Суть: государство необходимо обществу. Психологическая (Петражицкий). Суть: государство – организация, объединяющая людей, желающих подчиняться и желающих руководить.

25. Государственность - сложный комплекс элементов, структур, институтов публичной власти, обусловленных самобытностью социально-экономических, политических, духовно-нравственных условий жизни конкретного народа или объединения народов на определенном этапе развития общества. Государственность — это качество, состояние общества на том или ином этапе его развития. Это тот строй общественных отношений, который влияет не только на государственную власть, но и на другие общественные институты.

  Главный признак современной государственности России — ее переходный характер. Осуществляется переход к новому общественному строю, который принято называть постиндустриальным, отличительными особенностями которого являются: 1)баланс интересов различных групп, слоев, отдельных индивидов; 2)равновесие между частной инициативой и общими закономерностями рыночных отношений; 3)сочетание свободы и социальной справедливости — извечных идеалов человечества; 4)формирование правового государства.

  Среди специфических черт переходного периода, в котором находится современное российское общество, имеются элементы как тоталитарного прошлого (стремление сохранить или вернуть некоторые прежние порядки административной практики), так и зарождающегося демократического строя с его институтами (многопартийность, гласность, принцип разделения властей, внедрение института референдума и др.). Сочетание элементов нового и старого накладывает отпечаток на организацию государственной власти.

  Государственное устройство также характеризуется переходным состоянием: нынешнее конституционное закрепление федеративного устройства России представляет собой политический компромисс различных интересов и подходов к государственному устройству страны. Состояние переходности и противоречивости присуще и государственно-правовому режиму, сложившемуся в нынешней России. Наблюдается переплетение различных регуляторов общественных отношений: от непререкаемых государственных предписаний до обращения к традициям, обычаям, деловым обыкновениям; от элементов жесткости государственного контроля до утверждения плюрализма мнений и убеждений, самоуправленческих начал, самоорганизации населения и т.д.

26. Проблема соотношения права и закона возникла практически одновременно с правом. В контексте данной проблемы под «законом» следует понимать не закон в строгом, специальном смысле (как акт верховной власти и источник высшей юридической силы), а все официальные источники юридических норм (законы, указы, постановления и др.).

  Существует  множество концепций, связанных  с различением права и закона. Однако можно обозначить два принципиальных подхода: 1)право есть творение государственной власти и правом следует считать все официальные источники норм независимо от их содержания; 2)закон, даже принятый надлежащим субъектом и в надлежащей процедурной форме, может не иметь правового содержания, быть неправовым законом и выражать политический произвол.

  Приверженцем  первого подхода в России был,  в частности, правовед и теоретик права Г.Ф. Шершеневич, который полагал государственную власть источником всех норм права. Современный исследователь этой проблемы B.C. Hepceсянц утверждает, что правом можно считать только правовой закон. Думается, что в разрешении этой сложной проблемы нужно исходить, с одной стороны, из общего соотношения и взаимодействия общества, права и государства, а с другой — из общефилософских закономерностей связи формы и содержания.

  Можно наметить пункты, из которых следует исходить в характеристике соотношения права и закона. 1)Право и закон следует различать. Закон (официальные источники норм) — это форма выражения, объективирования права вовне, а право — единство этой формы и содержания (правил поведения). 2)Не может быть права до и вне закона (своей формы). Форма — способ жизни права, его существования. 3)Закон может иметь неправовое содержание, быть с этой точки зрения пустой, бессодержательной формой — «неправовым законом».

27.  Легитимность и легальность – составляющие законности. Легитимность – политико – правовое понятие, означающее положительное отношение жителей страны, больших групп, общественного мнения к действующим в конкретном государстве институтам власти, признание их правомерности. Легальность – признание какой – либо организации, процедуры, общественного отношения, существующим на законных основаниях.

  Признаки падения легитимности: 1)падение доверия масс к людям, которые ими управляют, рост степени принуждения; 2)ограничение прав и свобод; 3)запрет политическими партиями независимой прессы; 4)низкая экономическая эффективность; 5)гос. перевороты и революции.

  Объекты легитимности: 1)носители власти; 2)структуры, которые реализуют властные решения и полномочия.

  Способы поддержания легитимности государством: 1)изменение законодательства и структуры государственного управления; 2)отстранение от власти тех политических фигур, которые не пользуются популярностью; 3)включение в круг элиты харизматичных личностей; 4)успешное осуществление программ во внутренней и внешней политике.

28. Правотворчество - это деятельность по принятию, изменению и отмене юридических норм. Субъектами правотворчества выступают государственные органы, негосударственные структуры (органы местного самоуправления, профсоюзы), наделенные соответствующими полномочиями, а также граждане при принятии законов на референдумах.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"