Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 00:42, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Теория государства и права".
Правотворчество является составной частью правообразования, под которым понимается естественно исторический процесс формирования права, в ходе которого осуществляется анализ и оценка сложившейся правовой действительности, выработка взглядов на будущее правового регулирования и его концепций, а также разработка и принятие нормативных предписаний. Правотворчество выступает как завершающий этап правообразования.
Сущность правотворчества состоит в возведении государственной воли в норму права, то есть в форму юридических предписаний, имеющих общеобязательный характер.
Правотворчество характеризуется следующими основными чертами: 1)это важнейшее средство управления обществом, здесь формируется стратегия его развития, принимаются существенные правила поведения; 2)его основная продукция - юридические нормы - воплощается главным образом в нормативных актах; 3)уровень и культура правотворчества, а соответственно, и качество принимаемых нормативных актов являются показателями цивилизованности и демократии общества.
Правообразование – объективный процесс, отражающий потребности общества, формирований правил поведения в виде одобряемых или осуждаемых обществом моделей, обусловленный следующими основными факторами: 1)фактор естественной среды; 2)факторы человеческой и социальной обусловленности; 3)гео-политические факторы,экологические; 4)культурные факторы; 5)экономические. Все эти факторы подлежат учету с помощью объективных научных методов. Выявление и учет требуют всесторонней оценки, на основании которой разрабатывается план правотворческой деятельности. Эта оценка, как правило, бывает субъективной.
29. Правотворчество - это деятельность по принятию, изменению и отмене юридических норм. Субъектами правотворчества выступают государственные органы, негосударственные структуры (органы местного самоуправления, профсоюзы), наделенные соответствующими полномочиями, а также граждане при принятии законов на референдумах. Сущность правотворчества состоит в возведении государственной воли в норму права, то есть в форму юридических предписаний, имеющих общеобязательный характер.
Толкование норм права – деятельность компетентных органов государства, местного самоуправления, организаций и физических лиц по осознанию ими логики и содержания правовых норм.
В процессе толкования устанавливаются: 1)условия действия нормы. 2)права и обязанности участников отношений. 3)меры юридической ответственности за нарушение нормы. Толкование содействует единообразному пониманию и применению правовых норм на территории их действия.
Виды толкования норм: 1)уяснение для себя (всегда присутствует). 2)разъяснение для других (когда в процессе обнаружится неясность).
Правоприменение можно определить как гос.-властную деятельность, осуществляемую компетентными субъектами в определенных процедурных формах и направленную на содействие в реализации юридических норм путем вынесенияиндивидуально – конкретных решений.
К признакам применения права относятся: 1)его осуществление компетентными гос. органами и должностными лицами; 2)соблюдение процессуальной формы; 3)индивидуальный характер; 4)установление конкретных субъективных прав, юридических обязанностей, ответственности в случае их нарушения; 5)принятие индивидуального правового решения (например, приказа о назначении на должность).
Основными стадиями правоприменения являются: 1)установление фактических обстоятельств дела; 2)исследование и квалификация фактических обстоятельств; 3)решение по юридическому делу.
Таким образом, правотворчество завершается толкованием, разъяснением и выяснением.
30. Нет прямого отождествления понятия источника права и формы права (можно встретить только в ранней литературе, когда была распространена позитивистская концепция). Термин источник права понимался в древней Греции как путь нормы, который она проходит на пути придания ей официального характера. Другая точка зрения понимает под источником права материальные стороны жизни общества. И все же до настоящего времени наиболее распространенной остается точка зрения, которая рассматривает источник права как ту форму акта, которая содержит правовую норму. Но эта форма акта должна быть установлена и санкционирована государством. Эта позиция близка к современному пониманию, когда под источником права понимают фактический способ закрепления субъективных прав и юридических обязанностей в объективном праве.
Отечественная юридическая доктрина выделяет 5 основных способов закрепления юридических норм: 1.правовой обычай (например законы Хаммурапи); 2.правовые принципы, которые производны от более раннего источника древности – юридической доктрины; 3.юридический прецедент, т.е. решение по конкретному делу, которое используется как основа для решения по другому аналогичному делу; 4.нормативно-правовой акт; 5.нормативно-правовой договор;
Понятие
источника права может не
Под формой права понимается не только существование в виде источников и актов, но и существование в реальной юридической практике и правосознании.
31. Формы права - это устойчивые способы предъявления и существования права. Существуют три генеральные формы права: обычное, естественное и позитивное (государственное) право. Обычное право — совокупность стихийно установленных, формально не определенных, передаваемых изустно правил общественно должного поведения, принудительно поддерживаемых в порядке общественной самоорганизации. Естественное право - правила поведения, создаваемые массовым общественным сознанием или отдельными членами общества, формально не определенные, но отвечающие самым строгим требованиям разумности и справедливости и опирающиеся при реализации на свою интеллектуальную и моральную обязательность для любого разумно мыслящего существа. Позитивное (государственное) право выступает в собственном смысле этого слова, фактически оно обладает монополией на обозначение заключающихся в нем правил как норм права. Обычное право либо игнорируется государством, либо является объектом правовой репрессии (как институт многоженства), либо ограниченно санкционируется государством (в ситуации аналогии права). Позитивное право само существует в нескольких вариантах (формах).
Функции права - это основные направления его воздействия на общественные отношения, на поведение людей. Регулятивная функция - это такое направление правового воздействия, которое призвано обеспечить четкую организацию общественных отношений, их функционирование и развитие в соответствии с потребностями общественного прогресса. Регулятивное воздействие права связано с положительными явлениями общественной жизни, возникающими в сфере имущественных, финансовых, семейных и других отношений. Охранительная функция — это такое направление правового воздействия, которое нацелено на охрану положительных и вытеснение вредных для общества отношений. Охранительная функция направлена на пресечение и предотвращение противоправного поведения.
Структура права: 1)Публичное право – совокупность правовых норм, регулирующих или охраняющих отношения по поводу интересов и потребностей всех и каждого, государства, где государство выступает как полновластный субъект. 2)Частное право – совокупность норм, регулирующих общественные отношения, в которых реализуются интересы и потребности индивидов, социальных групп, основанных на невмешательстве государства в процесс удовлетворения интересов указанными субъектами. 3)Процессуальное право – совокупность правовых норм, регулирующих властную деятельность уполномоченных субъектов и заинтересованных лиц, направленную на решение конкретных юридических дел, связанных с реализацией прав и обязанностей в тех случаях, когда без участия этих субъектов права и обязанности реализованы быть не могут.
32. Система права включает в свой состав следующие элементы: нормы права, правовые институты, субинституты, подотрасли права и отрасли права, а также крупные структурные образования, объединяющие группы отраслей — материальное и процессуальное право, частное и публичное право.
Норма права - первичный, исходный и вместе с тем наиболее подвижный в данном образовании элемент системы права. Правовой институт есть группа норм права, связанных между собой предметно-функциональными связями, регулирующих конкретный вид общественных отношений и приобретающих в силу этого относительную устойчивость и самостоятельность
функционирования.
Правовой институт может иметь в своем составе субинституты (подынституты), которые отличаются от правового института объемом регулирования и кругом норм права. Несколько однородных правовых институтов могут образовать подотрасль права, например, в гражданском праве существуют такие подотрасли, как жилищное, авторское, патентное и обязательственное право.
Самым крупным образованием системы права является отрасль права – совокупность правовых норм, которая образует самостоятельную обособленную часть системы права, регулирующую качественно однородную сферу общественных отношений своим особым методом.
Конституцией
РФ установлено, что
Если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются нормы международного договора. Приоритет международных норм объясняется следующими обстоятельствами: 1)международное право — общечеловеческая ценность, оно аккумулирует достижения человеческой цивилизации, совокупный опыт многих стран; 2) по содержанию международное право является общедемократическим, так как основным способом создания международных норм и принципов выступает согласование воль государств с различными общественным строем и правовыми системами; 3)международное право служит фактором сближения различных правовых систем и, следовательно, расширения рамок правового пространства для общения различных народов и т.д.
33. Материальное право - совокупность правовых норм, обеспечивающих регулятивные и охранительные нормы права: уголовно-правовые, гражданско- и административно-правовые Объектом материального права выступают имущественные, трудовые, семейные и иные отношения. Фактическое содержание данных отношений составляет объективную основу, применительно к которой нормы материального права определяют взаимные права и обязанности их участников.
Процессуальное право - совокупность правовых норм, определяющих процедуры, процессы применения материального права. Это те нормы, которые регламентируют порядок рассмотрения и разрешения уголовных, гражданских, арбитражных дел, а также дел об административных правонарушениях и дел, рассматриваемых в порядке конституционного судопроизводства.
Материальное право непосредственно регулирует предметные, материальные отношения, а процессуальное право — порядок реализации норм материального права, прав и обязанностей субъектов правовых отношений. Процессуальное право, имея много общего с материальным правом, в то же время отличается от него. Основные отличия состоят в следующем: 1)процессуальное право представляет собой обслуживающую отрасль, поскольку регламентирует юридические процедуры, призванные обеспечить деятельность государственных и иных органов и должностных лиц, адекватное применение норм материального права; 2)придает определенным видам деятельности юридическую значимость, поскольку в случаях несоблюдения установленной процедуры может наступить признание юридического акта недействительным; 3)направлено на достижение конкретного юридического результата — защиту субъективного права, создание нормативного правового акта, вынесение правоприменительного акта и т.д.; 4)регулирует общественные отношения, которые являются уже правовыми под воздействием норм материального права. Процессуальное право, несмотря на обслуживающий характер, относится к базовым юридическим категориям, поскольку без юридической процедуры невозможно обеспечить законность в деятельности государственных органов и должностных лиц.
34. Публичное право состоит из отраслей, которые связаны с полномочиями и функционированием государства: конституционного, административного, финансового, уголовного, уголовно-процессуального, международного публичного права, а частное право обслуживает потребности людей, связанные с имущественными и личными неимущественными отношениями, это гражданское, семейное, международное частное право.
Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"