Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 00:42, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Теория государства и права".

Вложенные файлы: 1 файл

лекции.doc

— 272.50 Кб (Скачать файл)

  Данные  подходы выстраивают стройную  иерархическую систему в нашем  государстве. В Рос.пр. системе  в соотв.-и с КРФ законода-ми органами в РФ явл, высшие представительные органы Федерации и ее субъектов. Высшим Федер-м представ-м органом РФ явл. Федеральное Собрание РФ, основной функцией кот-го явл. принятие законов.

  Основным структурным элементом российской правовой системы явл. правовая норма. Правовая норма - это общее правило, которое регулирует поведение людей и их коллективов, путем предоставления им субъективные прав и возложения на них юридических обязанностей. Главные принципы:1.Издание их государством, 2.формальная определенность (они четко сформулированы и закреплены в письменном виде, п.н. должны быть конкретными и однозначными),3. Общей характер (действуют применительно не к конкретному чел, а к описанной в норме ситуации).4.многократность  применения (до тех пор пока не будет изменена). 5.общеобязательность (обязательны для тех кому они адресованы). 6.Подкрепленность  принудительной силой гос. (в виде юридической ответственности:  дисциплинарной, материальной и т.д.)

58. Механизм правового регулирования - это система юридических средств, организованных наиболее последовательным образом в целях упорядочения общественных отношений, содействия удовлетворению интересов субъекта права.  Основные структурные элементы механизма прав регул-я: 1)Нормы права устанавливают общие и юридически обязательные правила поведения тех участников общественных отношений, которые находятся в сфере правового регулирования. Они излагаются в различных по своей юридической силе нормативно-правовых актах. Основополагающее регулирующее воздействие нормы права состоит в том, что она определяет круг субъектов, на которых распространяется ее действие; формулирует условия, при которых данные субъекты руководствуются ее предписаниями; раскрывает содержание самого правила поведения; устанавливает меры юридической ответственности за нарушение указанных правил. Норма права — это изначальный элемент механизма правового регулирования, определяющий его основу, те направления правового поведения, которые программируются в реальных общественных отношениях. 2)Акты реализации юридических прав и обязанностейэто фактическое поведение субъектов правоотношений по осуществлению их прав и обязанностей. Посредством этих актов достигаются цели правового регулирования, удовлетворяются конкретные законные интересы управомоченных и обязанных лиц.Четкость и эффективность механизма правового регулирования общественных отношений зависит от правильного толкования норм права и уровня правосознания субъектов правового регулирования. Генеральной целью правового регулирования является установление такого порядка в общественной жизни, который бы максимально соответствовал предписаниям правовых норм, заложенным в них принципам социальной справедливости.

59. Правовые поощрения – формы и меры одобрения добровольного заслуженного поведения, в результате чего для субъекта наступают благоприятные последствия. Правовые поощрения вытекают из правового стимула. Признаки правовых поощрений: 1)являются следствием осознанного правомерного юридического акта (на достижение предусмотренных нормой права последствий) или поступка (к результату приходит неосознанно). 2)Добровольность. 3)Предполагают определенную правовую форму, измеряемую количественно и качественно в зависимости от  степени заслуг. 4)Поощрение взаимовыгодно как для субъекта, так и для общества (хотя обществу стоит определенных затрат). 5)Заслуга – единственное основание для правового поощрения. Связано со сверхъисполнением позитивных обязанностей  и долга субъекта.

  Правовые льготы – правомерное облегчение положения субъекта (категории), позволяющее им полнее удовлетворить собственные интересы и потребности. Правовые льготы выражаются как в предоставлении дополнительных особых прав, так и в освобождении от обязанностей. Правовые льготы предоставляются не индивиду, а категориям лиц. Признаки правовых льгот: 1)связаны с более полным удовлетворением потребностей и интересов определенной категории субъектов, обеспечением условий жизнедеятельности, основанных на пользе обществу. 2)Представляют собой специфические исключения из общих правил юридического характера, выступая особым способом юридической дифференциации  - осуществление юридического принципа формального равенства и справедливости. 3)Льготы – элемент специального правового статуса лица, расширенного по сравнению с общим. 4)В отличие от привилегий, которые не носят правомерного характера, льготы выступают правомерными, законными для неопределенного круга определенного круга субъектов (инвалиды, пенсионеры, ветераны).

  Функции правовых льгот: 1)компенсационная (создают хотя бы примерно равные возможности для развития лиц неравного социального положения). 2)Стимулирующая (побуждает к полезной общественной деятельности  лиц, для которых такая возможность затруднена).

60. Субъективное право определяется в литературе кратко как вид и мера возможного поведения или более широко — как «создаваемая и гарантируемая государством через нормы объективного права особая юридическая возможность действовать, позволяющая субъекту (как носителю этой возможности) вести себя определенным образом, требовать соответствующего поведения от других лиц, пользоваться определенным социальным благом, обращаться в случае необходимости к компетентным органам государства за защитой в целях удовлетворения личных интересов и потребностей, не противоречащих общественным».

  Общие черты субъективных прав и законных интересов: 1)и те и другие обусловлены материальными и духовными условиями жизни общества; 2)содействуют развитию и совершенствованию социальных связей, фиксируя в себе определенное сочетание личных и общественных интересов; 3)несут определенную регулятивную нагрузку, выступая своеобразными подспособами правового регулирования                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   4)предполагают удовлетворение собственных интересов личности выступая своеобразными юридическими средствами (инструментами) реализации данных интересов, способами их правового опосредствования; 5)имеют диспозитивный характер и т.д.

  Субъективные права и законные интересы не совпадают по своей сущности и структуре. Субъективные права и законные интересы — различные правовые дозволенности. Субъективное право – особая дозволенность, обеспеченная конкретной юридической необходимостью других лиц. Законный интерес — юридическая дозволенность, имеющая в отличие от субъективного права характер правового стремления.

  Субъективное право и законный интерес не совпадают и по содержанию, которое у первого состоит из четырех элементов (возможностей), а у второго — только из двух. Субъективное право — это возможность, позволяющая субъекту пользоваться благом в границах, строго установленных законом. Законный интерес — тоже известная «возможность», позволяющая субъекту пользоваться благом, но уже без таких четких границ дозволенного поведения (вида и меры) и возможности требования определенных действий от других лиц.

  Законный  интерес отличается от субъективного  права и по своей структуре,  которая выглядит менее четкой, чем у субъективного правд. К тому же в содержании законного интереса всего два элемента и связь между ними значительно проще, одностороннее.

  Таким  образом, законный интерес в  отличие от субъективного права  есть простая правовая дозволенность,  имеющая характер стремления, в которой отсутствует указание действовать строго зафиксированным в законе образом и требовать соответствующего поведения от других лиц и которая не обеспечена конкретной юридической обязанностью.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"