Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 00:42, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Теория государства и права".
В
настоящее время для
35. Вопрос о системе права — это вопрос о строении права, о том, как оно организовано изнутри, как вообще устроено. Следует обратить внимание на различие понятий «система права» и «правовая система». Правовая система охватывает всю правовую действительность в ее системном, организованном виде. В нее входят все правовые явления, необходимые для процесса правового регулирования. Причем право (объективное право), которое в данном случае мы рассматриваем как систему, входит в правовую систему как элемент наряду с другими: правоотношениями, юридическими фактами, законностью, правосознанием, системой законодательства и т.д.
Системность права предполагает следующие его характеристики: 1)единство, целостность; 2)внутреннюю расчлененность, дифференцированность, наличие элементов; 3)наличие структуры — целесообразного способа связи элементов; 4)наличие цели (как системообразующего фактора).
Любая система имеет две стороны: состав (набор необходимых элементов) и структуру (целесообразный способ связи этих элементов). Поэтому понятие «система права» охватывает как элементы права, так и его структуру. С точки зрения теории системного подхода некорректна формулировка — «система и структура права». Структура права как особый объект исследования, конечно, может рассматриваться отдельно, но не в качестве некоего дополнения к системе права, а как ее внутренняя сторона.
Структура права, так же как и структуры других социальных явлений, невидима и неосязаема, но она может быть познана через изучение двух моментов: 1)свойств элементов (они определяют структуру, ее характер); 2)взаимодействия элементов системы права. Социальная структура проявляет себя именно через взаимодействие элементов.
Система вообще - это объект, функционирование которого, необходимое для достижения стоящей перед ним цели, обеспечивается (в определенных условиях среды) совокупностью составляющих его элементов, находящихся в целесообразных отношениях друг с другом.
Право
представляет собой сложную,
Элементы в системе права могут быть выделены, как минимум, на четырех уровнях: отрасли права; института права; нормы права; элементов нормы права.
36. В литературе отмечают, что система права является объективным основанием системы законодательства, а система законодательства должна строиться законодателем на основе системы права. В целом это верно. Однако развитие системы законодательства, ее совершенствование заключаются не в том, чтобы все более копировать систему права, походить на нее. Развитие состоит в том, чтобы наиболее полно реализовывать свое служебное предназначение по отношению к системе права: обеспечивать ясность и доступность правовой информации, устанавливать четкую иерархию юридических норм по их юридической силе, наиболее полно и правильно учитывать особенности государственного устройства страны и т.д.
Система
законодательства (под законодательством
в контексте данной проблемы
следует понимать всю
Элементами системы законодательства являются нормативно-правовые акты и составляющие их элементы (разделы, главы, статьи, пункты и др.). Выделяют также отрасли законодательства.
Структура системы законодательства строится как «по вертикали» (принцип субординации), так и «по горизонтали» (принцип координации). В основе иерархии нормативно-правовых актов (вертикальная структура) всегда лежит конституция. Для горизонтальной структуры характерна разветвленная система законодательных отраслей.
Своеобразием
отличаются системы
37. Юридические коллизии - это противоречия между правовыми актами, регулирующими одни и те же общественные отношения. Они вносят в правовую систему несогласованность, создают неудобства в правоприменительной практике, затрудняют пользование законодательством.
Можно выделить объективные причины коллизий (например, в условиях отставания права от более динамичных общественных отношений одни нормы "устаревают", другие же принимаются и действуют одновременно без отмены прежних) и субъективные (недостаток опыта законодателя, низкое качество законов, непоследовательная систематизация нормативных актов и пр.).
Коллизии могут возникать: 1)между конституцией и иными актами (разрешаются в пользу конституции); 2)между законами и подзаконными актами (разрешаются в пользу законов, как актов большей юридической силы); 3)между общефедеральными актами и актами субъектов Федерации: •если последний принят в пределах ведения, то в соответствии с Конституцией РФ действует именно он; •если последний принят вне пределов своего ведения, то действует общефедеральный акт; 4)между актами одного и того же органа, но изданными в разное время (применяется позже принятый акт); 5)между актами, принятыми разными органами (применяется акт, обладающий большей юридической силой); 6)между общим и специальным актом: •если они приняты одним органом, то применяется последний; •если они приняты разными органами, то действует первый.
Возможные способы разрешения коллизий: 1)принятие нового акта; 2)отмена старого акта; 3)внесение изменений в действующие акты; 4)систематизация законодательства; 5)референдумы; 6)переговорный процесс через согласительные комиссии; 7)толкование и др.
39. Акт применения нормы права – официальный правовой документ, содержащий индивидуальные предписания компетентного органа, которое выносится им при решении определенного юридического дела.
Акт применения нормы права имеет властный характер и охраняется принудительной силой государству Содержащиеся в нем конкретные предписания имеют обязательное значение для всех, к кому они относятся, и в необходимых случаях могу; быть реализованы принудительным путем.
Акт применения - это индивидуальный правовой акт. Он относится к строго определенным лицам. Правоприменительный акт имеет силу только для данного случая и на
сходные случаи не распространяется. Этим он отличается от нормативно-правовых актов, которые содержат правовые нормы, имеющие общий характер. Нормы права регулируют множество однотипных случаев и распространяются на всех лиц, которые находятся в сфере их действия (конкретно не определенных). Они рассчитаны на неоднократное применение. Индивидуальные правовые акты не содержат правовых норм. Они только конкретизируют общие предписания применительно к отдельным лицам или организациям и имеют разовое значение. В силу этого акты применения норм права к
источникам права не относятся. В сборники законодательства они не включаются.
Правоприменительные акты должны быть законными, выноситься в строгом соответствии с законом, опираться на определенные нормы права. Если акт применения не соответствует закону, он должен быть отменен. Акты применения норм права издаются а установленной законом форме и имеют точное наименование. Закон предусматривает строго определенный порядок издания и оформления индивидуальных правовых актов.
Структура правоприменительных актов: 1-вводная часть: наименование, название издавшего органа, время издания, конкретный адресат. 2-описательная часть. Здесь излагаются фактические обстоятельства дела. 3-мотивировочная часть. Здесь даются обоснования принимаемого решения. 4-резолютивная часть, в которой излагается содержание решения (удовлетворение иска, отказ в иске, оправдание и т.п.).
42. Систематизация законодательства – деятельность, направленная на упорядочение и усовершенствование правовых норм и актов. В результате систематизации, отмены, изменения, установления нормы, создаются новые нормы, отвечающие потребностям общего развития. В процессе систематизации нормы систематизируются по отдельным признакам, сводятся в кодексы и т.п.
Выделяются
три основные формы
2.инкорпорация; 3.Консолидация.
Кодификация – наиболее сложная форма систематизации, деятельность правотворческих органов государства по созданию нового, сводного нормативного правового акта путем внесения новых изменений и переработок существовавшего ранее. В России кодификация известна: соборное уложение, судебники.
Инкорпорация – объединение в сборники или собрания в определенном порядке без существенного изменения содержания. В результате инкорпорации происходит только внешнее упорядочение в алфавитном, хронологическом, предметном порядке. Инкорпорацию производит специальный орган (министерство юстиции), который не изменяет нормы, а лишь приводит в определенное упорядочение. Инкорпорация бывает официальной и неофициальной. Официальная инкорпорация отличается от кодификации меньшим уровнем систематизации. Неофициальная инкорпорация – внешнее упорядочение, которое проводится без специальных уполномоченных правотворческих органов.
Консолидация – форма систематизации, при которой происходят нормативно правовые акты, действующие в одной и той же области.
Считается,
что кодифицированный акт
43. Процессы преемственности в праве связаны с закономерностями становления индивидуальных (национальных) правовых систем, с общим историческим движением права как социального феномена (правовым прогрессом, ростом правовой культуры, регрессивными явлениями в праве), с закономерностями связи и соотношения национальных и общечеловеческой правовых культур и др.
Преемственность в праве означает связь между разными этапами (ступенями) в развитии права как социального явления, суть этой связи состоит в сохранении определенных элементов или сторон права (в его сущности, содержании, форме и др.) при соответствующих его изменения.
Различают преемственность «по вертикали» (во времени) и «по горизонтали» (в пространстве). Преемственность по смыслу этого понятия предполагает исторически последовательный характер, и в этом плане «вертикальная» преемственность отличается от «горизонтальной» лишь тем, что означает сохранение элементов при переходе в новые качественные состояния одной и той же национальной правовой системы. «Горизонтальная» преемственность заключается в восприятии прошлого правового опыта других (территориально) государств.
Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"