Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2014 в 15:04, шпаргалка
1. ТГП как наука: понятие и основные черты. ТГП как учебная дисциплина.
понятие "теория государства и права" употребляется в двух смыслах (значениях): широком и узком. Под теорией государства и права в широком смысле понимают все учение о государстве и праве, т.е. юридическую науку в целом. В этом значении термин "теория государства и права" употребляется крайне редко, так как вместо него обычно используют такие понятия, как "юридическая наука", "правоведение", "юриспруденция".
Республика (от лат. «res publica» – общественное дело) – это форма правления, при которой высшая власть в государстве принадлежит уже выборным органам. Они избираются на определенный срок и несут ответственность перед избирателями. Республика – тоже довольно древняя форма правления. Она встречается в рабовладельческих (Афины, Спарта, Рим) и феодальных (Венеция, Генуя, Новгород, Псков и др.) государствах, но наибольшее распространение получила в Новое время. В современных государствах эта форма правления является преобладающей. Республиканской форме правления присущи следующие основные признаки. Во-первых, высшая государственная власть в республике всегда принадлежит выборным органам. Во-вторых, главой государства является или выборное лицо, или выборный орган. Монарх, как таковой, отсутствует. В-третьих, выборные органы, которым принадлежит верховная государственная власть, включая главу государства, избираются на определенный срок и сменяемы. Пожизненный глава государства, который встречается в отдельных республиках, в целом не характерен для республиканской формы правления и привносит в нее элементы монархии. В-четвертых, выборные органы, которым принадлежит верховная государственная власть, осуществляют власть не по своему усмотрению, а в интересах населения страны или каких-либо социальных групп. И, в-пятых, республиканская форма правления предполагает ответственность выборных органов, осуществляющих высшую власть в государстве, перед своими избирателями. Теперь о классификации республик. Следует заметить, что этот вопрос еще не получил должной разработки в отечественной теории государства и права. В учебниках обычно говорится о современных республиках, которые принято подразделять на президентские и парламентские (парламентарные). Однако такая классификация не охватывает всех республиканских форм правления, которые существовали и существуют в действительности. Поэтому, думается, все республики первоначально можно подразделить на демократические и антидемократические. К демократическим относятся республики, в которых источником власти признается народ, а высшие представительные органы государства формируются непосредственно населением, выражают его волю и подотчетны ему. Данная форма правления возникла в глубокой древности (Афинская демократическая республика V-IV вв. до н.э.), но наибольшее распространение получила в Новое время в виде президентской и парламентарной республик. К антидемократическим относятся республики, в которых народовластие либо вообще отсутствует, либо носит формальный характер. Это известные с древнейших времен аристократические (Спарта, Рим) и олигархические (Карфаген) республики, а также встречающиеся в Новейшее время авторитарные и тоталитарные республики. В современном мире существуют преимущественно демократические республики, которые принято подразделять на президентские и парламентарные. Для президентской республики (США, Аргентина, Бразилия, Португалия и др.) характерным является следующее. Во-первых, здесь имеет место жесткое разделение законодательной (парламент) и исполнительной (президент, правительство) власти. Во-вторых, президент избирается населением и имеет равную с парламентом легитимность. В-третьих, президент является главой государства и одновременно главой исполнительной власти. В-четвертых, правительство формируется президентом и ответственно перед ним. Ничего этого нет в парламентарной республике (Италия, ФРГ и др.). Вместо жесткого разделения здесь существует сотрудничество законодательной и исполнительной власти. Президент избирается парламентом. Он является главой государства, но не является главой исполнительной власти. Правительство формируется парламентом и ответственно перед ним. Возглавляется оно премьер-министром, который обладает значительными полномочиями в области исполнительной власти.
К нетипичным формам правления относятся полуабсолютные и полудуалистические (полупарламентарные) монархии, так называемые «республиканские монархии» и «монархические республики», а также полупрезидентские и полупарламентарные республики. Полуабсолютные монархии – это монархии, сочетающие в себе черты абсолютной и ограниченной монархий. Как отмечалось выше, в современном мире практически нет абсолютных монархий в их чистом виде, т.е. монархий, в которых вся полнота государственной власти безраздельно принадлежит монарху, а конституция и парламент отсутствуют. Последняя абсолютная монархия, как отмечает проф. В. Е.Чиркин, прекратила свое существование в Омане в 1996 г. после того, как монарх даровал конституцию. Вместе с тем полуабсолютные монархии – это монархии, которые лишь по форме не являются абсолютными, поскольку оснащены конституциями и парламентами, формально ограничивающими власть монарха. Фактически же монарх в таких монархиях властвует безраздельно. Он может приостановить действие конституции (Бахрейн) или отменить ее (Свазиленд), распустить на неопределенное время парламент (Кувейт), отменить любой акт парламента, так как обладает правом абсолютного вето. Да и парламенты в этих монархиях не обладают реальной силой, поскольку всецело подчинены воле монарха. Вследствие этого полуабсолютные монархии по своей сути считаются все-таки абсолютными монархиями. Полудуалистические (полупарламентарные) монархии – это монархии, сочетающие в себе черты дуалистической и парламентарной монархий. Если в такой монархии преобладают черты дуалистической монархии, она считается полудуалистической, если же парламентарной, она считается полупарламентарной. Опять же по мнению В. Е. Чиркина последняя дуалистическая монархия была упразднена в 1991 г. в Иордании. Современные полудуалистические, полупараментарные монархии таковыми могут считаться тоже по формальным соображениям, т.е. исходя из действующих в них конституций. Фактически же в основе своей они остаются дуалистическими монархиями. «Республиканские монархии» – это монархии, в которых присутствуют некоторые черты республиканской формы правления. Например, в современной Малайзии существует «выборная монархия». Глава государства не является здесь пожизненным и наследственным монархом, а каждые пять лет переизбирается. Это сближает монарха с президентом, а монархическую форму правления с республиканской. Вместе с тем Малайзия в связи с периодическим переизбранием главы государства не превращается в республику, поскольку главой государства здесь может быть избран не любой гражданин, а только один из правителей субъектов федерации. Малайзия – федеративное государство, в котором 9 из 13 субъектов федерации возглавляются наследственными султанами. Эти 9 султанов образуют Совет правителей, который раз в пять лет избирает главу государства. На этот пост султаны избираются по очереди, для чего в Совете правителей ведется особый список. Другой разновидностью «республиканской монархии» является «коллегиальная монархия», которая имеет место в Объединенных Арабских Эмиратах. Здесь полномочия главы государства фактически принадлежат Совету эмиров семи эмиратов федерации. «Монархические республики» – это республики, в которых проявляется такой признак монархической формы правления, как несменяемость главы государства. В этих республиках президент является пожизненным главой государства. В XX в. такие республики существовали в Индонезии, социалистической Югославии, на Филиппинах, в Малави, Уганде, Тунисе, Экваториальной Гвинее и некоторых других странах. В настоящее время пожизненные президенты существуют в Малави, КНДР и Туркмении. Полупрезидентские и полупарламентарные республики – это республики, сочетающие в себе черты президентской и парламентарной республик. Причем если какие-то черты парламентарной республики приобретает президентская республика, ее относят к полупрезидентской, если же черты президентской республики приобретает парламентарная республика, ее относят к полупарламентарной. Иногда и ту, и другую условно именуют полупрезидентской республикой. В настоящее время к полупрезидентским, полупарламентарным республикам относят форму правления в Австрии, России, Франции, ФРГ и некоторых других странах. Появление нетипичных форм правления может быть вызвано разными причинами. Во-первых, чистые формы правления имеют, как принято считать, недостатки, присущие форме как таковой. Например, президентская республика имеет тенденцию к президентскому авторитаризму, а парламентарной республике присуща нестабильность правительства, частые правительственные кризисы и отставки. Во-вторых, создание смешанных и гибридных форм правления нередко связано со стремлением улучшить взаимодействие, взаимосогласованность высших органов государственной власти. В-третьих, появление таких форм связывается также с влиянием гуманистических идей и институтов, с распространением и восприятием во все большем числе стран мира общечеловеческих ценностей. Наконец, появление нетипичных форм правления может быть обусловлено давлением и борьбой прогрессивных сил общества.
Унитарная
форма (от лат. «unitas» – единство) является
наиболее простой и характеризуется следующими
признаками. Во-первых, унитарное государство
– это государство, в составе которого
нет каких–либо государственных образований,
что всегда присуще федеративным государствам.
Территория унитарных государств обычно
делится на административно-
Основной
формой государственного устройства является
федеративная форма или федерация. Федерация
(от лат. «foederatio» -союз, объединение) –
это сложная форма государственного устройства,
поскольку федеративное государство состоит
не только из административно-
К демократическим принято относить режимы, основанные на народовластии. То есть это режимы, при которых власть в государстве так или иначе принадлежит народу и прямо или косвенно им осуществляется (слово «демократия» в переводе с греческого означает народовластие: «demos» - народ, «cratоs» - власть). Вместе с тем не следует думать, что при демократических режимах власть всегда и во всех случаях принадлежит непосредственно народу и непосредственно им осуществляется. Демократия может проявлять себя в разных формах. Она может быть непосредственной, или прямой, а может быть и представительной. При непосредственной демократии народ сам, непосредственно осуществляет государственную власть, напрямую решая вопросы государственной и общественной жизни. При представительной демократии государственная власть осуществляется народом уже через представителей, которых он выбирает. Обычно непосредственная и представительная формы демократии сочетаются, но, как правило, одна из них является преобладающей. Так, например, в античных государствах, в частности в древнегреческих полисах, преобладала непосредственная демократия. Государственная власть здесь принадлежала народным собраниям, которые состояли из полноправных граждан и решали все основные вопросы государственной и общественной жизни. В современных же демократических государствах преобладает представительная демократия, поскольку народ осуществляет власть преимущественно через своих представителей, которых он избирает в парламенты и другие представительные органы. Демократический режим. В современном мире демократический режим присущ, как принято считать, в основном индустриально развитым странам с социально ориентированной рыночной экономикой (США, Великобритания, Германия, Франция, Япония и др.). В этих странах существует достаточно сильный «средний класс», который через выборы, прессу, другие формы общественного мнения способен оказывать значительное влияние на государственную власть. Наиболее характерными признаками современного демократического режима, полагаю, можно считать следующие. Во-первых, в современных государствах с демократическим режимом существует выборность и сменяемость высших и местных органов государственной власти. Выборными и сменяемыми являются прежде всего представительные органы государственной власти (в частности, парламенты). Они формируются непосредственно народом и в своей деятельности ему подотчетны. Выборными и сменяемыми являются также и некоторые другие органы государственной власти (президент, правительство и т.д.). Во-вторых, для современного демократического режима характерно участие населения страны в формировании и осуществлении государственной власти посредством прямой и представительной демократии. Прямая демократия, т.е. непосредственное проявление власти народа, имеет место при проведении референдумов (всенародного голосования) по важнейшим вопросам государственной и общественной жизни и свободных выборов, на основе которых формируются представительные органы государственной власти. Представительная демократия, которая в современных демократических государствах имеет более широкое распространение, чем прямая демократия, выражена преимущественно в том, что народ осуществляет государственную власть через выбранные им представительные органы. В-третьих, современный демократический режим характеризуется действием принципа разделения властей, в соответствии с которым единая государственная власть подразделяется на несколько относительно самостоятельных ветвей (обычно на законодательную, исполнительную и судебную), взаимодействующих на основе системы сдержек и противовесов. В-четвертых, в современных демократических государствах государственная власть опирается преимущественно на методы убеждения, поиск компромиссов, достижение консенсуса. Например, государственные решения принимаются большинством, но при этом, как правило, учитываются интересы меньшинства. Что же касается методов принуждения, то сфера их применения существенно сужена. Им по большей части отводится второстепенная роль, в связи с чем силовые структуры используются только по прямому назначению и их деятельность строго регламентирована законом. В-пятых, для современных демократических режимов характерны господство права и закона во всех сферах общественной жизни, провозглашение и реальное обеспечение прав и свобод человека и гражданина, защищенность личности от произвола и беззакония. В-шестых, современный демократический режим характеризуется политическим и идеологическим плюрализмом. Политический плюрализм (политическое многообразие) означает главным образом многопартийность, т.е. существование в обществе двух и более политических партий, обладающих равными правами в борьбе за власть, а также наличие политической оппозиции как в парламенте, так и за его пределами. Идеологический плюрализм выражается в признании идеологического многообразия. При этом никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной для всего общества. В-седьмых, для современного демократического режима характерны гласность, свободный доступ к информации, не признанной в законном порядке секретной, свобода средств массовой информации от цензуры. В-восьмых, характерной чертой современного демократического режима является также невмешательство государства в частную жизнь своих граждан.
Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"