Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2014 в 15:04, шпаргалка

Краткое описание

1. ТГП как наука: понятие и основные черты. ТГП как учебная дисциплина.
понятие "теория государства и права" употребляется в двух смыслах (значениях): широком и узком. Под теорией государства и права в широком смысле понимают все учение о государстве и праве, т.е. юридическую науку в целом. В этом значении термин "теория государства и права" употребляется крайне редко, так как вместо него обычно используют такие понятия, как "юридическая наука", "правоведение", "юриспруденция".

Вложенные файлы: 1 файл

TGP.docx

— 296.06 Кб (Скачать файл)

 

  1. Функции права: понятие и классификация.

Функции права – это определенные направления воздействия позитивного права на общественные отношения и общество в целом, в которых проявляются сущность позитивного права, его назначение и роль в общественной жизни.

функции права:

1) определяются сущностью права  и его социальным назначением;

2) характеризуют необходимое воздействие  права на общественные отношения. Иначе говоря, без

такого воздействия общество на данном этапе не может обойтись;

3) направлены на осуществление  наиболее важных, коренных задач, стоящих перед правом на

данном этапе развития общества;

4) активно воздействуют на общественные  отношения, на их упорядочение;

5) характеризуются непрерывностью, длительностью.

Система функций права непосредственно связана с системой права. Проф. Т.Н. Радько выделяет

пять групп функций права:

· общеправовые, т.е. присущие всем отраслям права;

· отраслевые, т.е. свойственные одной какой-то отрасли права;

· межотраслевые (присущие двум и более отраслям права, например охранительная функция,

присущая уголовному, административному и другим отраслям права;

· правовых институтов;

· нормы права или отдельных норм.

В юридической науке принято также классифицировать функции права на внутренние и внешние.

Внутренние функции права - это способы юридического воздействия на поведение людей и

общественные отношения, которые лежат в рамках самого права. Они определяют собственно

юридические функции права.

Внешние функции права находятся как бы за пределами самого права и характеризуют право как

социальный регулятор. К внешним функциям права относят общесоциальные. Среди них

выделяют функции:

1. культурно-историческую, посредством ее право аккумулирует духовные ценности и достижения

мировой культуры;

2. воспитательную - способность права выражать определенную идеологию и оказывать влияние на

сознание и волю людей. Она направлена на воспитание высокого правосознания и формирование

стимулов правомерного поведения;

3. социального контроля - стимулирует определенное поведение и в то же время ограничивает

нежелательные с точки зрения общества поведение и действия, т.е. удерживает от совершения

неправомерных действий;

4. информационно-регулирующую - информирует о возможностях того или иного социально

значимого поведения и способствует социально полезному поведению.

Что касается собственно юридических (или специально юридических) функций, то среди них

выделяют две главные, или основные, функции - регулятивную и охранительную.

При этом главенствующая роль принадлежит регулятивной функции. Это вытекает из основного

назначения права для жизни общества - упорядочить, регулировать общественные отношения,

устанавливать позитивные правила поведения, организовать определенным образом общественные

отношения. Регулятивная функция права вытекает из способности права предписывать, указывать

варианты поведения и действий.

Проф. С.С. Алексеев выделяет в регулятивной функции две подфункции - статическую и

динамическую.

Регулятивная статическая функция воздействует на общественные отношения посредством

закрепления их в отдельных правовых институтах или их правового статуса, например закрепление

правосубъектности граждан или отдельных организаций, определение компетенции

государственных органов, или правового статуса юридических лиц, формы правления,

государственного устройства и т.д.

Регулятивная динамическая функция выражается в воздействии на общественные отношения

посредством оформления их движения, развития, т.е. это нормы права, направленные на

обслуживание средствами права тех или иных социальных процессов - экономических, торговых и

др.

Охранительная функция права направлена на охрану и защиту наиболее значимых

общественных отношений и вытеснение нежелательных, чуждых данному обществу отношений.

Охранительная функция проявляет свое действие не только тогда, когда совершено

правонарушение, но имеет и превентивное (предупредительное) действие. Иначе говоря, ее

назначение - предупреждать о негативных последствиях, которые могут наступить, если лицо не

соблюдает установленные правом запреты.

Специфика охранительной функции состоит в том, что право влияет на поведение посредством, во-

первых, угрозы санкции, установления запретов и реализации юридической ответственности, во-

вторых, информации о тех общественных отношениях, которые взяты под охрану государством.

В юридической литературе выделяют также неосновные собственно юридические функции:

компенсационную, ограничительную и восстановительную.

Компенсационная функция состоит в компенсации ущерба или вреда, причиненного

незаконными действиями государственных органов, должностных лиц, других лиц. Данная

функция присуща гражданскому, трудовому, отчасти уголовному праву. Например, оплата

вынужденного прогула при восстановлении на работе незаконно уволенного, возмещение

морального вреда.

Ограничительная функция направлена на ограничение некоторых действий лиц, ущемляющих

права других. Права и свободы человека могут быть ограничены законом в интересах защиты

основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц,

обеспечения обороны страны и безопасности государства. Не допускается пропаганда социальной,

расовой, национальной и религиозной вражды (ст. 29, 55 Конституции Российской Федерации).

Восстановительная функция направлена на восстановление нарушенного права, прежнего

правового положения, возврат незаконно отобранного имущества, восстановление на работе и т.д.

Восстановительная функция тесно связана с компенсационной, поскольку восстановление

нарушенного права влечет и компенсацию потерь лица.

Воздействие права на общественные отношения осуществляется в трех формах: информационной;

ориентационного воздействия; правового регулирования.

Информационная форма направлена на сообщение адресатам требований государства, доведение

до сведения личности и организаций о тех вариантах поведения или действий, которые одобряются

или порицаются государством.

Ориентационное воздействие позволяет выработать у личности правовую установку на

выполнение норм права, готовность к соблюдению правовых предписаний.

Правовое регулирование осуществляется посредством особого механизма правового

регулирования и предполагает специальные средства воздействия на упорядочение общественных

отношений. Важнейшим показателем данной формы является эффективность правового

регулирования, воплощение правовых предписаний в правомерное поведение субъектов правового

общения.

 

  1. Ценность права. Свойства права, определяющие его ценность.

Поэтому если говорить о ценности права, то нужно иметь в виду прежде всего его значимость, полезность для людей и общества в целом. В этом плане несомненной ценностью обладает естественное право, т.е. право в общесоциальном смысле. Будучи социально оправданной возможностью того или иного поведения, естественное право является выражением подлинной свободы человека, не совместимой с произволом. С естественным правом связываются представления людей не только о свободе, но и о равенстве, справедливости, естественных правах, которые принадлежат человеку от рождения и являются его неотъемлемыми правами. Признание людьми естественного права позволяет именно в нем видеть подлинное право и в связи с этим предъявлять определенные требования к государству и к создаваемым им законам. Известной ценностью обладает и позитивное право, т.е. те самые нормы, правила поведения, которые устанавливаются или санкционируются государством. Ценность позитивного права выражается в его полезности, значимости как для человека и общества, так и для государства. Позитивное право является ценностью прежде всего для государства. Государству позитивное право полезно и необходимо как регулятор общественных отношений, как инструмент социального воздействия. С помощью позитивного права государство претворяет свою волю в жизнь и добивается в обществе такого порядка, который необходим государству. Разумеется, позитивное право – не всесильный регулятор. С его помощью невозможно урегулировать абсолютно все стороны общественной жизни, абсолютно все общественные отношения. Не все подвластно позитивному праву. Есть общественные отношения, которые, позитивное право, как бы того не хотелось государству, не способно урегулировать в силу объективных обстоятельств. Но тем не менее позитивное право – это мощнейший регулятор, при помощи которого государство способно добиться многого из того, что оно желает. Являясь значительной ценностью для государства, позитивное право является ценностью и для общества. Позитивное право хотя и не единственный, но все же главный в обществе регулятор общественных отношений. Поэтому порядок в обществе создается в первую очередь нормами позитивного права. Несмотря на то, что позитивное право является выражением государственной воли, эта воля, как правило, вынуждена считаться с интересами общества и порядок, который устанавливается в обществе при помощи позитивного права чаще всего согласуется с общественными интересами. Особенно это характерно для современного правового государства. Вместе с тем история знает немало примеров тому, когда государственные интересы ставились выше общественных и в обществе создавался порядок, невыносимый для общества и чуждый ему. В таких случаях позитивное право превращалось для общества из ценности в антиценность. В целом же позитивное право устанавливает в обществе необходимый порядок, обеспечивает его, охраняя вместе с ним основные устои общественной жизни. Позитивное право является определенной ценностью и для каждого отдельного человека. Как бы негативно не относился тот или иной индивид к позитивному праву, без него он обойтись не может. Позитивное право, регулируя общественные отношения, наделяет их участников, прежде всего людей, определенными юридическими правами и обязанностями. Тем самым оно определяет свободу человека, меру, границы этой свободы. Чем демократичнее государство, тем шире границы этой свободы. Определяя свободу человека, позитивное право одновременно и гарантирует эту свободу, предоставляя в его распоряжение целый арсенал правовых средств, с помощью которых он может защитить свои права и свою свободу. Даже тогда, когда индивид противопоставляет себя обществу и государству и не выполняет требований позитивного права, последнее предоставляет ему определенные возможности для защиты своих интересов в случае государственного преследования. В современном обществе позитивное право в целом стоит на защите прав и свобод человека, охраняет его жизнь, здоровье, честь, достоинство, деловую репутацию и другие общечеловеческие ценности. Говоря о ценности позитивного права, его полезности, значимости для государства, общества и каждого отдельного человека, необходимо иметь в виду, что ценность позитивного права предопределяется его свойствами, которые проявляются в его основных признаках. К этим свойствам относятся нормативность, общеобязательность, системность, формальная определенность и гарантированность. Благодаря данным свойствам, позитивное право и приобретает такое качество как ценность. В частности, благодаря нормативности, позитивное право способно охватить своими правилами поведение неопределенного множества людей и урегулировать неопределенное число конкретных общественных отношений. Благодаря общеобязательности, позитивное право способно довести государственную волю до любого и каждого и подчинить всех членов общества единому порядку. Системность позволяет позитивному праву всесторонне и с максимальной полнотой урегулировать те или иные общественные отношения, причем урегулировать их единообразно в масштабах всей страны, поскольку позитивное право – это в целом единая в государстве система норм. Формальная определенность делает правовое регулирование общественных отношений строгим и определенным. Позитивное право четко определяет объекты правового регулирования, границы свободы поведения участников регулируемых общественных отношений, социальные и личностные ценности, которые оно защищает. Наконец, гарантированность делает правовое регулирование общественных отношений и тот порядок, который определяется нормами позитивного права, стабильным, устойчивым и не подвластным произволу отдельных индивидов.

 

  1. Понятие, признаки и структурные элементы системы права.

Система как философское понятие — это некое целостное явление, состоящее из частей (элементов), взаимосвязанных и взаимодействующих между собой. Как целое невозможно без его составляющих, так и отдельные составляющие не могут выполнять самостоятельные функции вне системы.

Система права формируется и функционирует на основе общих объективных закономерностей. Это сложное и развивающееся социальное явление, которое отражает и закрепляет в нормативной форме закономерности общественной жизни. Право как система характеризуется следующими признаками:

Во-первых, право — это органически целое правовое явление, а не случайный набор правовых норм. Система права характеризуется объективностью. Она не может создаваться по субъективному усмотрению людей, поскольку обусловлена реально существующей системой общественных отношений. Право, с одной стороны, отражает в специфической форме эту систему отношений, а с другой стороны, оказывает на нее регулирующее воздействие. Если право в своих нормах неадекватно отражает потребности общественной жизни, то оно становится тормозом общественного прогресса. Так называемые “мертвые” законы или нормы являются результатом произвольного правотворчества, не учитывающего или не познавшего объективных потребностей общественной жизни. Для системы права характерны единство и взаимосвязь норм, ее составляющих. Они не могут функционировать изолированно. Их регулирующая сила состоит во взаимосогласованности и общей целенаправленности. Любой структурный элемент, извлеченный из системы права, лишается системных функций, а следовательно, и социальной значимости.

Во-вторых, система права — это многообразное правовое явление, включающее неодинаковые по своему содержанию и объему структурные элементы. Будучи цельным образованием, система права в то же время подразделяется на нормы права, институты права, подотрасли и отрасли права. Такое деление объясняется большим разнообразием общественных отношений, которые отражает и регулирует система права.

Норма права регулирует типовое общественное отношение, образуя первичный элемент системы права, а из различных сочетаний правовых норм складываются другие ее элементы: институты права, подотрасли и отрасли права, — которые регулируют более сложные по структуре группы общественных отношений.

Таким образом, система права — это его внутреннее строение, которое выражается в единстве и согласованности действующих в государстве правовых норм и вместе с тем в разделении права на относительно самостоятельные части. Исторически все системы права условно включают в себя право частное и публичное. Такое деление возможно только в сфере реализации права, то есть в сфере правоотношений. Как система норм, исходящих от специфической организации общества, право призвано охранять интересы всего общества, всемерно учитывая интересы составляющих его индивидов. Охраняя собственные интересы, государство посредством правовых установлении охраняет в первую очередь интересы своих граждан. В идеальном случае частные и публичные интересы, отраженные в праве, должны совпадать. Тем не менее в жизни цивилизованного общества имеется определенная градация между общественным и частным интересом, которая находит объективное отражение в системе права. Право в субъективном смысле рассматривается как частное или публичное в зависимости от того, принадлежит ли оно частному лицу, самостоятельному индивиду или члену государственной организации. В первом случае речь идет о праве частном (праве собственности); во втором случае — о праве публичном (праве участвовать в выборах). В обоих случаях лицо обладает правом как член известного общественного целого. Однако в сфере частного права лицо действует по собственному праву, а не по праву какого-нибудь общественного целого. Понятно, что не существует вообще прав, которые принадлежали бы лицу как изолированному индивиду. Все права, в том числе и частные, принадлежат лицу по отношению к другим лицам, по отношению к государству. Мировая юридическая наука считает деление права на частное и публичное в известной мере условным, но необходимым. Естественным основанием для деления права на частное и публичное является характер правовых взаимоотношений между индивидуумом и государственно-организованными структурами общества. Всякое право, будь оно частное или публичное, заключает в себе отношения конкретного лица не только к другим лицам, но и к государству и обществу в целом. В зависимости от того, каково отношение субъекта права к общим государственным интересам, право будет частным или публичным. Те права, где индивидуальное лицо является независимым, самостоятельным субъектом права, — это права частные. Если же субъект выступает как часть социального целого, ему подчиненная, — это права публичные. В правовом государстве частные и публичные права гармонически сочетаются. Интересны в этом отношении суждения Г. Ф. Шершеневича. Он считал, что обеспечение интересов отдельных лиц при помощи права достигается двояким путем. С одной стороны, государство очерчивает круг свободного проявления личности и осуществления ее интересов, охраняя от посторонних вторжений. С другой стороны, государство определяет устройство и порядок деятельности своих органов, имеющих целью принудительное выражение интересов отдельных лиц. В первом случае нормы права удовлетворяют частным интересам непосредственно, во втором — косвенно. В этом плане для частника главным является не только признанное законом право собственности, но и то, как правоохранительные органы, государство в целом охраняют его собственность. По мнению Шершеневича, интересу правильной общественной организации следует противопоставлять не институт права собственности, а права собственников. Традиционно к частному праву относят те отрасли, которые призваны обеспечивать интересы частных лиц (гражданское, банковское, страховое, патентное право и другие). К публичному праву относятся отрасли государственного, административного и уголовного права.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"