Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2014 в 15:04, шпаргалка

Краткое описание

1. ТГП как наука: понятие и основные черты. ТГП как учебная дисциплина.
понятие "теория государства и права" употребляется в двух смыслах (значениях): широком и узком. Под теорией государства и права в широком смысле понимают все учение о государстве и праве, т.е. юридическую науку в целом. В этом значении термин "теория государства и права" употребляется крайне редко, так как вместо него обычно используют такие понятия, как "юридическая наука", "правоведение", "юриспруденция".

Вложенные файлы: 1 файл

TGP.docx

— 296.06 Кб (Скачать файл)

Предметом договоров нормативного содержания обычно являются сотрудничество, делегирование полномочий и др. Для субъектов внутригосударственного договора эти нормы являются источником права, в соответствии с которым могут издаваться нормативно-правовые акты. Международный договор является соглашением между государствами. Международные договоры могут приниматься в виде конвенций, деклараций, соглашений. Если внутринациональный договор имеет субординационную природу по отношению к национальному законодательству, то международный договор имеет координационную природу, определяя взаимоотношения равноправных субъектов правотворчества. Международные договоры могут быть трансформированы сторонами-участниками в их внутринациональные системы права, где имеют приоритет по отношению к национальному законодательству.

 

  1. НПА как источник права: понятие, особенности, виды.

Нормативный правовой акт (он же нормативно-правовой или просто нормативный акт) считается самой совершенной формой современного позитивного права и наиболее распространенным его источником. В научной и учебной литературе нормативно-правовому акту даются разные определения, но суть их в общем-то одна: это официальные документы, содержащие нормы права. Вместе с тем для более полной характеристики нормативно-правового акта как формы и источника позитивного права необходимо рассмотреть его основные признаки. Во-первых, нормативный правовой акт — это определенный документ, т.е. носитель зафиксированной (прежде всего на бумаге) информации. Применительно к праву термин «акт» трактуется либо как действие, либо как документ. Нормативный правовой акт — это документ, который имеет письменную форму и является носителем правовой информации.

Во-вторых, нормативный правовой акт — это официальный документ. Он принимается от имени государства, обязателен к исполнению и в случае неисполнения обеспечивается государственным принуждением. Кроме того, он всегда облекается в установленную государством форму: закона, декрета, указа, постановления и т.д. В-третьих, нормативный правовой акт — это документ, который принимается управомоченными на то субъектами или народом. Основными субъектами, управомоченными на принятие нормативно-правовых актов, являются органы государства и другие государственные организации (в частности, государственные учреждения и государственные предприятия). Они наделяются государством определенной правотворческой компетенцией и в пределах этой компетенции могут принимать соответствующие нормативные акты. Кроме того, государство может наделить правотворческой компетенцией и некоторые негосударственные органы и организации и разрешить им принимать нормативные правовые акты по определенному кругу вопросов. В отдельных случаях субъектом правотворчества может выступить также народ (например, в порядке референдума). В-четвертых, нормативный правовой акт — это документ, который принимается в установленном порядке, т.е. в порядке предусмотренной законом процедуры. Процедура принятия нормативно-правового акта называется правотворческим процессом, а деятельность по вынесению нормативно-правовых актов — правотворчеством. В-пятых, нормативный правовой акт — это документ, с помощью которого либо устанавливаются, либо изменяются, либо отменяются нормы права. То есть нормативными правовыми актами являются не только акты, устанавливающие новые нормы права, но и акты, изменяющие содержание действующих правовых норм, а также акты, отменяющие, упраздняющие действующие нормы права.  В-шестых, нормативный правовой акт — это документ, содержащий нормы права. В нормативно-правовых актах нормы права получают свое официальное закрепление и оформление, в связи с чем эти акты и становятся формой и источником позитивного права. В-седьмых, нормативный правовой акт — это документ, который обладает юридической силой. Формой и источником права может являться только такой нормативный акт, который имеет юридическую силу, т.е. действует. Акт, не вступивший в силу или утративший её, формой и источником права не является. Исходя из приведенных признаков, можно дать следующее определение нормативно-правовому акту: это принятый в установленном порядке управомоченными на то субъектами или народом официальный документ, который обладает юридической силой и содержит нормы права.  Нормативный правовой акт как форму и источник права не следует полностью отождествлять с нормативным актом. Хотя нормативный правовой акт очень часто называют нормативным актом, тем не менее нормативный и нормативно-правовой акт — это не одно и то же. Понятие «нормативный акт» шире, чем понятие «нормативно-правовой акт», так как нормативными могут быть не только правовые, но и неправовые акты. Например, инструкции, содержащие правила обращения с бытовыми приборами, являются нормативными, но не являются правовыми актами. Неправовыми могут быть также нормативные акты тех или иных негосударственных организаций, например, уставы политических партий. Поэтому когда нормативные правовые акты называют просто нормативными актами, то делается это скорее всего для краткости обозначения, поскольку правовой характер таких актов подразумевается. Не следует нормативный правовой акт отождествлять и с правовым актом, так как правовыми бывают не только нормативные, но и ненормативные акты. Вторые в отличие от первых не содержат норм права, а содержат либо индивидуальные правовые предписания, т.е. правовые предписания, касающиеся конкретных лиц (например, трудовое соглашение), либо казуальное толкование правовых норм (толкование правовых норм, относящееся к конкретному случаю). Нормативный правовой акт как форма и источник права обладает рядом преимуществ по сравнению с другими формами (источниками) права. В литературе, в том числе и в некоторых учебниках, обычно обращается внимание на следующие преимущества (достоинства) нормативных правовых актов. Во-первых, они могут быть достаточно быстро изданы, изменены или отменены. Это позволяет оперативно реагировать на изменения в общественной жизни, устранять неэффективные или малоэффективные нормы права и приводить действующую систему права в соответствие с общественными потребностями. Во-вторых, нормативные правовые акты исходят в конечном счете из единого центра — государства, что позволяет обеспечивать функционирование позитивного права как единой и целостной системы в масштабах всей страны и единообразно регулировать общественные отношения. И, в-третьих, нормативные правовые акты придают содержащимся в них юридическим нормам четкость, что обеспечивает формальную определенность права и делает юридические нормы доступными для всех. К этому можно добавить, что нормативные правовые акты позволяют также безошибочно определить юридическую силу правовых норм. Это дает возможность в случае столкновения, коллизии правовых норм разной юридической силы выбрать для применения необходимую. Нормативные правовые акты как формы и источники права весьма и весьма разнообразны. В зависимости от того или иного основания классификации можно выделить разные виды нормативно-правовых актов. Так, в зависимости от субъектов, устанавливающих нормативно-правовые акты (субъектов правотворчества), можно выделить нормативные акты государственных органов и организаций, нормативные акты негосударственных органов и организаций, совместные нормативные акты и нормативные акты народного правотворчества. Нормативные акты государственных органов и организаций составляют основную массу нормативно-правовых актов, поскольку государственные органы и организации являются основными субъектами правотворчества. Наибольшее значение среди этих актов имеют нормативные акты высших органов государства, так как содержащиеся в этих актах нормы права регулируют основные виды общественных отношений и, как правило, распространяют свое действие на всю территорию страны, на все организации и всех граждан. Нормативно-правовые акты негосударственных органов и организаций имеют место постольку, поскольку либо негосударственные органы и организации наделяются правотворческой компетенцией со стороны государства (например, органы местного самоуправления), либо их отдельные нормативные акты признаются государством в качестве правовых (например, уставы частных предприятий после их государственной регистрации). Совместные нормативные акты — это нормативно-правовые акты, изданные органами государства совместно с негосударственными органами. Такие нормативные акты хотя и редко, но встречаются в практике отдельных государств (например, они имели место в СССР). Нормативные акты народного правотворчества — это правовые акты, которые принимаются непосредственно народом (например, в порядке референдума). В зависимости от действия во времени нормативно-правовые акты принято подразделять на постоянные и временные. Постоянные — это нормативные акты неопределенно длительного времени действия. Они не ограничены какими-либо временными рамками и действуют вплоть до утраты ими юридической силы. Временные — это нормативные акты, действие которых ограничено во времени (например, закон о бюджете действует только в течение соответствующего календарного года). В зависимости от действия в пространстве (территориального действия) нормативно-правовые акты подразделяют на общие и местные, а в федеративных государствах — на федеральные, региональные и местные. Общие (в федерациях — федеральные) — это нормативные акты, действующие на всей территории государства; региональные — это акты, действующие на территории только субъектов федерации; местные — это акты, действующие на территории только соответствующих административно-территориальных единиц. В зависимости от действия по кругу лиц, т.е. субъектов регулируемых правом общественных отношений, нормативно-правовые акты подразделяются на общие, специальные и исключительные. Общие акты распространяют свое действие на всех лиц, находящихся или проживающих на территории государства (например, на всех граждан государства), специальные — на определенные категории лиц (например, военнослужащих, врачей, студентов). Исключительные — это акты, исключающие определенную категорию субъектов общественных отношений из сферы действия общих или специальных актов (например, к исключительным относятся нормативные акты, исключающие уголовную и административную ответственность для лиц, обладающих дипломатическим иммунитетом). В зависимости от характера содержащихся в актах нормативных положений нормативно-правовые акты подразделяют на основные и вспомогательные. К основным относят нормативные акты, содержащие новые правовые нормы, к вспомогательным — нормативные акты, не содержащие таких норм (например, нормативные акты, вводящие в действие или отменяющие другие нормативные акты, относятся к вспомогательным). Наконец, по юридической силе нормативные правовые акты принято подразделять на законы и подзаконные акты. Законы — это нормативные акты, обладающие высшей юридической силой. Подзаконные акты — это нормативные акты, не обладающие высшей юридической силой и уступающие по своей силе законам. Поскольку данная классификация нормативно-правовых актов считается основной, о законах и подзаконных актах мы поговорим отдельно и более обстоятельно.

 

  1. Закон как источник права: понятие, признаки и виды. Подзаконные нормативные акты.

Итак, по юридической силе нормативные правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты. Под законами обычно понимают принятые в особом порядке представительными высшими органами государственной власти (законодательными органами) или непосредственно народом нормативно-правовые акты, которые обладают высшей юридической силой, содержат первичные нормы права и регулируют наиболее важные общественные отношения. Исходя из этого, можно выделить следующие основные признаки закона. Во-первых, закон — это определенный нормативно-правовой акт, хотя в практике отдельных государств законами могут быть и ненормативные акты (например, в Великобритании любой акт парламента, в том числе и ненормативный, если он утвержден королевой, считается законом). Как нормативно-правовой акт закон тоже является формой и источником позитивного права. Причем это не рядовой, а наиболее важный источник права, так как в системе нормативно-правовых актов законы занимают центральное место. Надо заметить, что под законами иногда (как правило, в обиходе, в обыденной жизни) понимают любой нормативно-правовой акт и даже право в целом. Подобная широкая трактовка закона в принципе допустима, однако юридически считается некорректной, ибо вносит путаницу в вопрос о формах (источниках) права. С формально-юридической точки зрения закон — это не любой нормативно-правовой акт и не право в целом, а только определенная разновидность нормативно-правовых актов. Это нормативно-правовой акт, обладающий определенными специфическими признаками, которых нет у других нормативно-правовых актов. Об этих признаках мы и поговорим дальше. Во-вторых, закон — это нормативно-правовой акт, который, по общему правилу, принимается высшим представительным органом государственной власти (парламентом, иным законодательным органом) или непосредственно народом. Данный признак считается одним из важнейших признаков закона. Он указывает на то, что круг субъектов, способных принимать законы, довольно ограничен и ими могут быть или законодательные органы (практически всегда), или непосредственно народ (только в порядке референдума). В то же время в некоторых государствах законы или акты, равные по силе законам, могут приниматься также и другими органами, не относящимися к высшим представительным органам государственной власти (например, президентами или правительствами). Чаще всего это имеет место либо при введении чрезвычайного или военного положения в стране, либо в результате делегирования (т.е. передачи) парламентом своих законодательных полномочий президенту или правительству. Например, в Республике Беларусь парламент по просьбе президента может делегировать ему законодательные полномочия на издание декретов, имеющих силу закона. В Португалии правительство может издавать по определенному кругу вопросов декреты-законы на основе полномочий, делегированных ему парламентом. В-третьих, закон — это нормативно-правовой акт, который обладает высшей юридической силой. То есть по юридической силе выше закона никакого другого нормативно-правового акта ни в одном государстве не существует. Высшая юридическая сила закона означает, что: а) закон не подлежит утверждению со стороны какого-либо другого органа государства; б) никто не вправе отменить или изменить закон, кроме органа, издавшего этот закон; в) ни один подзаконный нормативный акт не должен противоречить закону; г) в случае противоречия подзаконного акта закону действует закон. В-четвертых, закон — это нормативно-правовой акт, который принимается в особом порядке. В отличие от процедуры принятия подзаконных нормативных актов процедура принятия закона является более сложной и детально регламентирована законодательством. Основные положения, определяющие порядок принятия законов, как правило, закрепляются в конституции страны. Существуют и специальные законодательные акты, определяющие порядок принятия законов как высшими представительными органами власти, так и народом. Например, порядок принятия закона народом определяется специальным законом о референдуме. В-пятых, закон — это нормативно-правовой акт, который содержит первичные, исходные нормы права. В тех государствах, где нормативно-правовой акт является основным источником права (а таких государств большинство), основы правового регулирования общественных отношений устанавливаются нормами законов, так как законы обладают высшей юридической силой и занимают центральное место в системе нормативно-правовых актов. Что же касается подзаконных нормативных актов, то их нормы призваны в основном конкретизировать и детализировать нормы законов. В-шестых, закон — это нормативно-правовой акт, который регулирует наиболее важные общественные отношения. Поскольку законы содержат первичные, исходные нормы права и закладывают основы правового регулирования, то законами и должны регулироваться наиболее важные общественные отношения. И практика это подтверждает. В частности, в законах закрепляются общественный и государственный строй страны, основные права и свободы человека и гражданина, компетенция высших органов государственной власти и т.д., и т.п. Законы, как вид нормативно-правовых актов, тоже имеют в свою очередь определенные разновидности. Чаще всего законы классифицируют с учетом их значимости и субъектов, их принимающих. По значимости законы принято подразделять на конституционные и обыкновенные. Конституционные — это законы, которые обладают наивысшей юридической силой. Они закрепляют основы общественного и государственного строя и являются юридической базой для обыкновенных законов. К ним относятся конституции (или законы, их заменяющие), законы, вносящие поправки (изменения и дополнения) в конституцию, а также законы, примыкающие к конституции и конкретизирующие отдельные её положения (в некоторых государствах Западной Европы, например, во Франции, в Испании, эти последние законы называют органическими). Особенность конституционных законов состоит ещё и в том, что в отличие от обыкновенных законов для их принятия, изменения или отмены предусмотрен более строгий порядок (например, квалифицированное большинство голосов от списочного состава депутатов). Обыкновенные законы издаются в развитие конституционных законов и не должны им противоречить. В свою очередь их можно подразделить на кодификационные законы (например, кодексы) и текущие законы. Для принятия, а также изменения или отмены обыкновенных законов достаточно простого большинства голосов депутатов (50% + 1 голос). По субъектам законы подразделяются на законы, принятые на референдуме, и законы, принятые высшими представительными органами государственной власти (законодательными органами). К законам, принятым на референдуме, относится сравнительно небольшое число законов, поскольку проведение референдума является делом дорогостоящим. Как правило, к ним относятся конституции и некоторые другие жизненно важные для страны законы. Например, согласно ст.29 Основного закона Федеративной Республики Германии, являющегося Конституцией ФРГ, распределение федеральной территории осуществляется посредством издания федерального закона, по которому проводится референдум. В некоторых государствах законы, принятые на референдуме, отсутствуют, так как принятие подобных законов не предусмотрено законодательством. Например, в США проведение референдумов законодательно вообще не признается, а в Швеции референдум носит не законодательный, а только совещательный характер. Что же касается законов, принятых законодательными органами, то они имеются в каждом государстве и составляют основную массу всех действующих законов. Еще одну классификацию законов можно дать применительно к федеративным государствам. Здесь законы можно подразделить на федеральные (законы федерации) и региональные (законы субъектов федерации). Федеральные законы действуют, как правило, на всей территории государства и обладают приоритетом над региональными законами. Региональные законы действуют только на территории соответствующего субъекта и не должны противоречить федеральным законам. Теперь о подзаконных нормативных актах. К ним относятся все нормативно-правовые акты, не являющиеся законами. Эти акты могут приниматься самыми различными субъектами, имеют разную юридическую силу и разную сферу действия. Вместе с тем все они должны основываться на законе и не противоречить ему.

Подзаконные нормативные акты можно определить как основанные на законе акты правотворческой деятельности государственных и негосударственных органов и организаций, а также народа, которые обычно направлены на конкретизацию и детализацию закона и не должны ему противоречить. Все подзаконные нормативные акты могут быть разделены на четыре большие группы: общие, местные, ведомственные и локальные. Общие подзаконные акты — это нормативные правовые акты, которые принимаются органами общей компетенции и распространяются на всех лиц в пределах территории страны. По своему значению они занимают в системе нормативно-правовых актов второе место после законов. В Российской Федерации к общим подзаконным актам относятся нормативные указы Президента Российской Федерации (Президент может издавать также и ненормативные указы, которые источниками права не являются), нормативные постановления палат Федерального Собрания РФ — Совета Федерации и Государственной Думы, нормативные постановления и распоряжения Правительства РФ, а также имеющие общее значение нормативные акты отдельных министерств (например, министерства финансов). Местные подзаконные акты — это нормативные правовые акты, которые принимаются местными органами государственной власти, а также органами местного самоуправления и населением на местах (в Российской Федерации на местных референдумах и сельских сходах). Данные акты действуют в пределах территории соответствующих административно-территориальных единиц и распространяются на всех лиц, находящихся на этой территории. Ведомственные подзаконные акты — это нормативные правовые акты, которые принимаются органами специальной компетенции (ведомствами) и распространяются только на организации и лиц в пределах соответствующего ведомства. В отличие от общих и местных подзаконных актов, которые являются актами внешнего действия, ведомственные акты — это нормативные акты внутреннего действия, поскольку они действуют в пределах соответствующего ведомства и распространяются на организации и работников данного ведомства. Наиболее значимыми среди этих актов являются нормативные акты министерств и государственных комитетов (нормативные постановления, нормативные приказы, инструкции). Локальные подзаконные акты (их называют также внутриорганизационными) — это нормативные правовые акты, которые принимаются различными государственными и негосударственными организациями (учреждениями, предприятиями и т.д.) для регулирования своих внутренних вопросов. Данные нормативные акты тоже относятся к актам внутреннего действия, так как действуют в пределах издавшей их организации и распространяются только на работников этой организации (например, Правила внутреннего трудового распорядка Иркутского государственного университета).  

 

  1. Понятие и система законодательства. Система зак-ва и  система права.

 

Система права — это объективное правовое явление, которое формируется на основе общих закономерностей общественной жизни. Являясь отражением реально существующей системы общественных отношений, система права строится не по произвольному усмотрению людей, а на основе объективной действительности.

С одной стороны, нормы права — это продукт субъективной, сознательно-волевой деятельности правотворческих органов. С другой стороны, нормы права становятся естественным элементом системы права лишь в случае объективного отражения потребностей общественной жизни, определяя максимальную меру свободы и справедливости в социальных отношениях. Поэтому нормы права объективно, независимо от воли правотворческого органа, объединяются в относительно самостоятельные группы норм, которые регулируют данные отношения. Правотворческий орган не может по своему усмотрению, произвольно, отнести изданную им норму права к той или иной отрасли права. Если норма издана для регулирования определенного вида общественных отношений, то она объективно входит в ту отрасль права, которая регулирует эти отношения.

Система законодательства строится по иному принципу. В ее формировании значительное место занимает субъективный фактор, обусловленный потребностью правовой практики, необходимостью учитывать изменяющиеся формы человеческого общения.

Функциональную основу человеческой жизни составляет взаимосвязь и взаимозависимость различных по своему содержанию общественных отношений. В определенные сферы человеческой деятельности объективно включаются многие виды и разновидности социальных связей. Не всегда можно обнаружить такую изолированную область общественной жизни, где бы доминировал только один вид общественных отношений, являющийся предметом регулирования одной отрасли права. Отсюда практическая необходимость охватить общим правовым регулированием все многообразие общественных отношений, возникающих в различных сферах человеческой жизнедеятельности (на производстве, в быту, в здравоохранении, в сфере услуг и т. д.).

Законодатель должен учитывать объективные потребности общественной жизни в своей субъективной правотворческой деятельности, однако не волей изменять содержание правовых норм, регулирующих определенный отраслевой вид общественных отношений.

Таковы общие предпосылки соотношения системы права и системы законодательства. В чем же их единство и различие?

Система законодательства — это совокупность источников права, которые являются формой выражения правовых норм. Поэтому право не существует вне законодательства. Они соотносятся как форма и содержание. Именно в законодательстве (источниках права) правовые нормы и их различные структурные образования получают свое реальное выражение, внешнее проявление. В этом смысле система права и система законодательства в цепом совпадают.

Вместе с тем они различаются по структурным элементам и по своему содержанию. Как отмечалось выше, первичным элементом системы является норма права, состоящая из гипотезы, диспозиции и санкции. Первичным же элементом системы законодательства является статья нормативно-правового акта, которая не всегда содержит все три структурных элемента правовой нормы. В ней иногда излагаются лишь два элемента: гипотеза и санкция, — диспозиция же может содержаться в другой статье данного нормативно-правового акта (отсылочный способ изложения) или в совершенно другом акте (бланкетный способ изложения). Более того, в одном и том же нормативном акте могут содержаться нормы различных отраслей права, которые обеспечиваются санкциями, содержащимися в других нормативных актах (например, законы о собственности, предприятиях и предпринимательской деятельности, народном образовании, местном самоуправлении и другие).

Как видно, один и тот же нормативно-правовой акт может регулировать различные по своему содержанию вида общественных отношений, включая нормы нескольких отраслей права, поэтому у него не может быть единого предмета и метода правового регулирования. Как отмечалось, это объясняется тем, что в реальной жизни возникает потребность урегулировать одним или группой нормативно-правовых актов не один вид общественных отношений, а целую группу разновидовых отношений, действующих в определенной сфере: сельскохозяйственном производстве, транспортном обслуживании, оборонной деятельности государства.

Разнообразие и взаимосвязь социальных отношений, возникающих в различных сферах общественной жизни, необходимость их эффективной организации обусловливает создание в системе законодательства таких структурных элементов, которые не совпадают с системой права. Поэтому отрасли права не всегда соответствуют отраслям законодательства.

Система законодательства включает в себя следующие основные виды отраслей законодательства:

1. Отраслевое законодательство  содержит нормы, которые регулируют  качественно определенный вид  общественных отношений, являющийся  предметом одной отрасли права. Здесь отрасль законодательства  совпадает с отраслью права (например, земельное, семейное, уголовное законодательство).

2. Внутриотраслевое законодательство  выражает нормы подотрасли или института права, которые регулируют разновидность отраслевых общественных отношений (авторское законодательство в составе отрасли гражданского законодательства; горное, водное, лесное законодательство как внутриотраслевые элементы земельного законодательства; банковское законодательство в составе финансового законодательства).

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"