Шпаргалка по дисциплине "Прокурорский надзор"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2014 в 21:05, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Прокурорский надзор".

Вложенные файлы: 1 файл

shpargalka_po_prokurorskomu_nadzoru.doc

— 586.50 Кб (Скачать файл)

6) исполнительные органы государственной  власти субъектов РФ (администрация, правительства и др.);

7) органы МСУ (муниципалитеты, управы);

8) органы военного управления 

9) органы контроля (органы вневедомственного  контроля- контрольно-ревизионное управление — в системе Министерства финансов);

10) их должностные лица;

11) органы управления (советы директоров, правления, совет учредителей и др.) и руководители коммерческих и некоммерческих организаций.

Перечень поднадзорных объектов является исчерпывающим. Граждане не входят. Но требование исполнения законов предъявляется и к гражданам, поэтому в случае совершения ими правонарушений или во взаимосвязи с деятельностью поднадзорных объектов они могут входить в поле надзорной деятельности прокуратуры

Пределы прокурорского надзора определяют границы его осуществления и обеспечивают единство надзорной деятельности.

Прокурор полномочен осуществлять надзор только за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов. Следовательно, надзор за исполнением иных НПА объектами надзора не входит в его компетенцию, находится за пределами его полномочий

Прокурор не вправе принимать меры по прямому устранению нарушений закона. Выявив нарушения закона, их причины и условия, прокурор ставит вопрос об их устранении перед тем органом или должностным лицом, в компетенцию которых входит осуществление соответствующих мер.

5.3.

Полномочия прокурора по выявлению нарушений закона

  1. по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения поднадзорных объектов;
  2. иметь доступ к их документам и материалам, относящимся к правонарушениям или способным установить и доказать совершенное правонарушения;
  3. требовать от руководителей и должностных лиц объектов надзора представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделение специалистов для выяснения возникших вопросов; проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;
  4. вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов;
  5. проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона.

Полномочия по устранению и предупреждению выявленных правонарушений - система правовых средств, реализуемых прокурором для пресечения правонарушений, восстановления законности, устранения последствий:

  1. по основаниям, установленным законом, возбуждают производство об административном правонарушении;
  2. по фактам выявленных нарушений уголовного законодательства прокурор выносит постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании;
  3. требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности (дисциплинарной, материальной);
  4. предостерегает о недопустимости нарушения закона;
  5. в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений не судебных органов;
  6. приносит протесты на противоречащие закону правовые акты;
  7. обращается в суд или арбитражный суд с требованием (заявлением) о признании нормативных правовых актов недействительными;
  8. вносит представление в государственные и иные органы об устранении выявленных нарушений закона;
  9. принимает меры к обеспечению в установленном законном порядке возмещения материального ущерба, причиненного нарушением закона;
  10. обращается в суды и арбитражные суды в интересах государственных органов, общественных организаций и граждан;
  11. Генеральный прокурор РФ вправе обращаться в КС РФ с запросом о проверке соответствия Конституции РФ, конституций и уставов субъектов
  12. при обнаружении пробелов и противоречий в действующем законодательстве вносит в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, предложения об изменении, дополнении, отмене или принятии законов и иных нормативных правовых актов.

Прокурорский надзор за исполнением законов осуществляется на всех уровнях: в Генеральной прокуратуре РФ, в прокуратурах субъектов, прокуратурах городов и районов, а также приравненных к ним специализированных прокуратурах.

На Генеральную прокуратуру РФ возложен надзор за законностью правовых актов федеральных министерств и ведомств, всероссийских общественных объединений, который обеспечивается Главным управлением по надзору за исполнением федерального законодательства.

В состав Главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства входят: управление по надзору за исполнением законодательства в сфере экономики; управление по надзору за соблюдением прав и свобод граждан; управление за исполнением законов на транспорте, в таможенной и экологических сферах; организационно-методический отдел.

Соответствующие подразделения по осуществлению общего надзора образованы в прокуратурах субъектов и приравненных к ним специализированных прокуратурах. На прокуратуры субъектов РФ возложен надзор за законностью правовых актов республиканских министерств, ведомств и общественных объединений, органов исполнительной власти и управления субъектов, региональных общественных объединений.

Районные (городские) прокуратуры и приравненные к ним специализированные прокуратуры осуществляют надзор за иными местными представительными органами, органами исполнительной власти и управления, юридическими лицами, общественными объединениями. Осуществление прокурорского надзора за исполнением законов в районных (городских) прокуратурах закрепляется за конкретным работником прокуратуры (помощником).

Прокурорский надзор осуществляется гласно.

 

30. Понятие и виды прокурорских  проверок

Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в прокуратуру информации (обращений граждан, должностных лиц, сообщений СМИ и т.п.), а также материалов о допущенных правонарушениях, требующих использования прокурорских полномочий, в первую очередь - для защиты общезначимых или государственных интересов, прав и гарантий групп населения, трудовых коллективов, репрессированных, малочисленных народов, граждан, нуждающихся в особой социальной и правовой охране (специальные проверки).

Прокурорская проверка- основное правовое средство выявления и пресечения нарушений закона (правонарушений) и установления обстоятельств, им способствовавших.

Исходя из поставленных целей и решаемых задач прокурорские проверки делятся на первичные, вторичные и контрольные

Разновидностями первичных проверок являются:

  1. Целевые - проверяется исполнение законов, регулирующих однородные общественные отношения (в сфере жилищного законодательства);
  2. Комплексные - проверяется исполнение законов, регулирующих разнородные общественные отношения (в сфере законодательства о предпринимательстве и защите прав потребителей);
  3. Сквозные - проверяется исполнение законов на всех уровнях во всех или многих органах данной отрасли, министерства;
  4. Совместные - проводятся во взаимодействии с другими органами власти или контроля (прокуратура и налоговая служба);
  5. Одновременные - проводятся параллельно в разных органах.

Повторная (вторичная) проверка устанавливает, какое влияние оказала первичная проверка. Контрольная проверка проводится с целью определения качества и полноты ранее проведенных проверок.

Результаты проверки оформляются справкой.

 

31. Расследование преступлений  следователями следственного комитета  при прокуратуре РФ. Система, структура  и организация работы следственного  комитета при прокуратуре РФ

Следственный комитет при прокуратуре РФ входит в систему прокуратуры РФ и является органом прокуратуры РФ, обеспечивающим в пределах своих полномочий исполнение федерального законодательства об уголовном судопроизводстве.

Задачи следственного комитета:

1) разработка мер по формированию государственной политики в сфере исполнения законодательства РФ об уголовном судопроизводстве;

2) совершенствование нормативно-правового  регулирования в установленной  сфере деятельности;

3) обеспечение законности при  производстве предварительного следствия и защиты прав и свобод человека и гражданина;

4) оперативное и качественное  расследование преступлений в  соответствии с подследственностью, установленной УПК РФ;

5) организация и осуществление  в пределах своих полномочий  выявления причин и условий, способствующих совершению преступлений, принятие мер по их устранению;

6) обеспечение в пределах своих  полномочий международно-правового  сотрудничества в сфере уголовного  судопроизводства.

Система СК при прокуратуре РФ включает:

  1. Главное следственное управление СК при прокуратуре РФ;
  2. следственные управления СК при прокуратуре РФ по субъектам РФ и приравненные к ним специализированные следственные управления СК при прокуратуре РФ, в том числе военные следственные управления СК при прокуратуре РФ по военным округам, флотам, Ракетным войскам стратегического назначения;
  3. следственные отделы СК при прокуратуре РФ по районам, городам и приравненные к ним специализированные следственные СК при прокуратуре РФ, в том числе военные следственные отделы СК при прокуратуре РФ по объединениям, соединениям, гарнизонам.

Работники СК назначаются на должность и освобождаются от должности в порядке, установленном СК комитета при прокуратуре РФ, и являются прокурорскими работниками.

Председатель Следственного комитета при прокуратуре РФ и его полномочия

СК при прокуратуре РФ возглавляет первый заместитель Генерального прокурора РФ - Председатель СК при прокуратуре РФ, который назначается на должность и освобождается от должности СВ по представлению Президента

Председатель Следственного комитета при прокуратуре РФ:

  1. информирует Президента РФ о реализации государственной политики в установленной сфере деятельности;
  2. вносит на рассмотрение Президента РФ предложения по основным направлениям государственной политики в установленной сфере деятельности;
  3. вносит в установленном порядке Президенту РФ и в Правительство РФ проекты законодательных и иных нормативных правовых актов РФ по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности;
  4. организует работу центрального аппарата СК, утверждает его внутренний распорядок;
  5. издает НПА СК, в том числе совместно с руководителями федеральных органов государственной власти;
  6. заключает международные договоры РФ межведомственного характера в установленной сфере деятельности;
  7. учреждает знаки отличия и знаки различия, другие официальные символы в системе СК;
  8. устанавливает порядок и сроки проведения аттестации прокурорских работников СК;
  9. вносит Президенту РФ представления о назначении на должность и освобождении от должности, о присвоении классных чинов, о награждении государственными наградами и др.;
  10. создает, реорганизует и упраздняет в соответствии с законодательством РФ следственные органы СК;
  11. осуществляет другие полномочия в соответствии с законодательством РФ.

Председатель Следственного комитета при прокуратуре имеет первого заместителя и заместителей, которые назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом по представлению Председателя СК

Организационная структура

 
32. Полномочия прокурора при  осуществлении надзора в досудебном производстве

  • Полномочия прокурора в ходе досудебного производства по уголовному делу указаны в ст. 37 УПК РФ. Он вправе:
  • 1) проверять исполнение требований  ФЗ при приеме, регистрации и  разрешении сообщений о преступлениях;

    2) выносить постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания;

    3) требовать от органов дознания  и следственных органов устранения  нарушений ФЗ;

    4) давать дознавателю письменные  указания о направлении расследования, производстве процессуал действий;

    5) давать согласие на возбуждение  перед судом ходатайства о  производстве проц действия, избр.меры  пресеч.;

    Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Прокурорский надзор"