Шпаргалка по дисциплине "Прокурорский надзор"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2014 в 21:05, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Прокурорский надзор".

Вложенные файлы: 1 файл

shpargalka_po_prokurorskomu_nadzoru.doc

— 586.50 Кб (Скачать файл)

6) отменять незаконные или необоснованные  постановления нижестоящего прокурора, дознавателя;

7) рассматривать информацию следователя  о несогласии с требованиями прокурора и принимать по ней решение

8) участвовать в судебных заседаниях;

9) разрешать отводы, заявленные  дознавателю, а также его самоотводы;

10) отстранять дознавателя от  дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение;

11) изымать любое уголовное дело  у органа дознания и передавать  его следователю;

12) передавать уголовное дело  от одного органа предварительного  расследования другому;

13) утверждать постановление дознавателя  о прекращении производства по  уголовному делу;

14) утверждать обвинительное заключение  или обвинительный акт по уголовному  делу;

15) возвращать уголовное дело  дознавателю, следователю со своими  письменными указаниями;

16) осуществлять иные полномочия, предоставленные прокурору УПК

 

33. Действия и решения прокурора по делу, поступившему к нему с обвинительным заключением

После технического оформления и подписания обвинительного заключения дело немедленно направляется прокурору, который, осуществляя надзор, по окончании расследования обязан проверить все материалы дела, выполнить определенные действия и принять решения, входящие составной частью в содержание понятия окончание расследования. Деятельность прокурора в период после окончания расследования и до направления дела в суд является процессуальной и до конца завершающей стадию предварительного расследования. Рассмотрев в течение пяти суток поступившее от следователя уголовное дело с обвинительным заключением, прокурор принимает по нему одно из следующих решений:

1) об утверждении обвинительного  заключения и о направлении уголовного дела в суд. При этом прокурор может составить новое обвинительное заключение;

2) о прекращении уголовного дела  либо уголовного преследования  в отношении отдельных обвиняемых  полностью или частично;

3) о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков;

4) о направлении уголовного дела  вышестоящему прокурору для утверждения  обвинительного заключения, если  оно подсудно вышестоящему суду

Установив в результате изучения материалов уголовного дела, что все вопросы должным образом разрешены, а обвинительное заключение соответствует предъявляемым требованиям, прокурор утверждает его и направляет дело в суд. Отрицательный ответ на какие-либо вопросы, которые разрешает прокурор по делу, поступившему с обвинительным заключением, влекут за собой возвращение следователю дела с письменными указаниями для производства дополнительного следствия. В случае несоответствия обвинительного заключения установленным законом требованиям прокурор возвращает дело со своими письменными указаниями для его пересоставления. Если предварительное следствие проведено полно и правильно, но в обвинительном заключении имеются отдельные недочеты, прокурор вправе составить новое обвинительное заключение, а ранее составленное из дела изъять и возвратить следователю с указанием на допущенные нарушения.

Утверждение обвинительного заключения прокурором – обязательное процессуальное действие по уголовному делу, без которого материалы предварительного расследования основанием для рассмотрения дела в суде служить не могут.

По делу, поступившему с обвинительным заключением, прокурор вправе:

1) при утверждении обвинительного  заключения изменить объем обвинения либо квалификацию действий обвиняемого по уголовному закону о менее тяжком преступлении;

2) отменить или изменить ранее  избранную обвиняемому меру пресечения, за исключением тех видов мер  пресечения, которые применяются  на основании судебного решения (домашний арест, содержание под стражей). Прокурор также вправе избрать меру пресечения, если таковая не была применена (кроме домашнего ареста и содержания под стражей);

3) дополнить или сократить список  лиц, подлежащих вызову в суд, за исключением списка свидетелей со стороны защиты.

Установив по поступившему к нему на утверждение уголовному делу, что следователь предъявил обвиняемому и его защитнику материалы уголовного дела для ознакомления позднее, чем за 30 суток до окончания предельного срока содержания под стражей, прокурор изменяет данную меру пресечения.

Все свои решения по уголовному делу (кроме утверждения обвинительного заключения) прокурор формулирует в постановлении.

После утверждения обвинительного заключения следователя или составления нового обвинительного заключения от своего имени прокурор направляет уголовное дело в суд для рассмотрения его по существу. О направлении дела в суд прокурор уведомляет потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и (или) их представителей. При этом прокурор разъясняет им право заявлять ходатайства о проведении предварительного слушания. Обвиняемому вручается копия обвинительного заключения с приложениями. Копии обвинительного заключения вручаются также защитнику обвиняемого и потерпевшему, если они об этом ходатайствуют

 
 

35. Понятие, задачи и пределы  прокурорского надзора за органами, осуществляющими оперативно-розыскную  деятельность

Оперативно-розыскная деятельность - вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченными на то законом в пределах их компетенции посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью - вид деятельности, осуществляемой уполномоченными работниками прокуратуры в пределах их компетенции по средствам использования определенных законом методов проверки и средств реагирования в целях обеспечения исполнения на территории РФ законов всеми оперативно-розыскными органами. Выделение данной функции прокуратуры в качестве самостоятельного направления деятельности обусловлено тем, что при осуществлении оперативно-розыскной деятельности затрагиваются (ограничиваются) основные права и свободы личности, закрепленные в Конституции РФ

Задачи:

  1. охрана и защита прав и свобод личности;
  2. обеспечение верховенства закона при проведении оперативно-розыскных мероприятий;
  3. обеспечение мер по раскрытию преступлений и привлечению виновных к ответственности;
  4. предупреждение и пресечение нарушений со стороны органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

Предметом надзора является:

1) соблюдение прав и свобод  человека и гражданина при  проведении оперативно-розыскных  мероприятий;

2) соблюдение установленного порядка  выполнения оперативно-розыскных  мероприятий;

3) законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.

Объекты прокурорского надзора — оперативные подразделения государственных органов исполнительной власти, наделенных федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности:

1) органы внутренних дел РФ;

2) органы Федеральной службы  безопасности;

3) Федеральные органы государственной  охраны;

4) органы Федеральной таможенной  службы РФ;

5) Службы внешней разведки РФ;

6) органы Федеральной службы исполнения наказаний;

7) органы Федеральной службы  по контролю за оборотом наркотиков.

Оперативное подразделение органа внешней разведки Министерства обороны РФ проводит оперативно-розыскные мероприятия только в целях обеспечения собственной безопасности и в случае, если проведение этих мероприятий не затрагивает полномочий иных объектов надзора.

Все остальные государственные органы, уполномоченные законом на ведение оперативно-розыскной деятельности, могут осуществлять ее для решения тех задач, которые поставлены перед ними соответствующими законами и другими правовыми актами.

Перечень объектов прокурорского надзора является исчерпывающим

Предел прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, определяется содержанием закона об оперативно-розыскной деятельности, приказами и указаниями Генерального прокурора РФ.

В предмет прокурорского надзора не входят:

  1. сведения об организации, тактике, методах и средствах осуществления оперативно-розыскной деятельности;
  2. проверка законности решения судьи по результатам рассмотрения материалов об ограничении конституционных прав граждан при проведении оперативно-розыскных мероприятий . К числу таких мероприятий, например, относится прослушивание телефонных переговоров;
  3. сведения о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также о лицах, оказывающих содействие этим органам на конфиденциальной основе, представляются соответствующим прокурорам только с письменного согласия перечисленных лиц, за исключением случаев, требующих их привлечения к уголовной ответственности
  4. сведения о лицах, оказывающих или оказывавших органам федеральной службы безопасности содействие на конфиденциальной основе, а также об организации, о тактике, методах и средствах осуществления деятельности органов федеральной службы безопасности
  5. исполнение предписаний подзаконных актов

Пределы полномочий органов прокуратуры. Прокуратура не должна вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность поднадзорных органов.

Исполнению подлежат только законные требования прокурора, вытекающие из его полномочий по надзору за оперативно-розыскной деятельностью. Это означает, что неисполнение всех иных, хотя и законных, требований прокурора, но не связанных с предметом прокурорского надзора, не влечет для исполнителей ответственности.

Прокурор не вправе лично проводить оперативно-розыскные мероприятия или участвовать в их подготовке.

Прокурор не вправе вмешиваться в принятие решений, имеющих оперативно-технический характер (последовательность проведения оперативно-розыскных мероприятий, применение тех или иных оперативно-технических средств, определение круга участников и т.п.).

В органах внешней разведки Министерства обороны РФ прокурор вправе изучать только те оперативно-служебные документы, которые заведены в связи с обеспечением собственной безопасности.

Осуществляя прокурорский надзор, уполномоченный прокурор не подменяет руководителя органа, оперативные подразделения которого вправе осуществлять оперативно-розыскную деятельность.

Прокурор не наделен правом самостоятельной отмены незаконных и необоснованных решений органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

Полномочия прокуроров:

  1. знакомиться с документами, содержащими сведения об основаниях, порядке и решениях при проведении ОРМ;
  2. давать письменные указания о производстве ОРМ или их прекращении;
  3. отменять необоснованные постановления органов дознания, (следствия) о возбуждении уголовного дела;
  4. направлять в суд жалобы, проверка которых отнесена к компетенции суда;
  5. требовать письменные объяснения от должностных лиц, осуществляющих ОРД и допустивших нарушения закона;
  6. опротестовывать противоречащие закону приказы и указания руководителей органов осуществляющих ОРД;
  7. вносить представления на выявленные нарушения закона.
 

36. Содержание, предмет и задачи  прокурорского надзора за исполнением  законов в местах содержания  задержанных, предварительного заключения, при исполнении наказания и  иных мер принудительного характера, назначенных судом. Полномочия прокурора при осуществлении надзора по этой отрасли деятельности

Лица, находящиеся под стражей, нуждаются в особой защите со стороны органов государственной власти и в частности прокуратуры. Прокурор специально уполномочен на осуществление надзора за законностью задержания и заключения под стражу.

Задачи прокурорского надзора:

  1. соблюдение установленных законодательством РФ прав и обязанностей лиц, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, а также порядка и условий их содержания;
  2. выявление и устранение фактов унижения человеческого достоинства, произвола, жестокого обращения по отношению к осужденным и заключенным со стороны работников учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания;
  3. выявление и устранение фактов необоснованного помещения в места заключения;
  4. обеспечение гуманных условий содержания;
  5. совершенствование организации и повышение эффективности прокурорского надзора.

При осуществлении прокурорского надзора данной отрасли прокурор вправе:

  1. в любое время посещать поднадзорные органы и учреждения;
  2. опрашивать задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера;
  3. знакомиться с документами, на основании которых эти лица задержаны, заключены под стражу, осуждены либо подвергнуты мерам принудительного характера, с оперативными материалами;
  4. требовать от администраций создания условий, обеспечивающих права задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера;
  5. проверять соответствие законодательству РФ издаваемых администрацией поднадзорных органов и учреждений актов (приказов, распоряжений, постановлений);
  6. требовать объяснения от должностных лиц;
  7. вносить протесты и представления;
  8. возбуждать производство об административных правонарушениях;
  9. выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства;
  10. отменять дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушение закона на лиц, заключенных под стражу, осужденных, немедленно освобождать их своим постановлением из штрафного изолятора, помещения камерного типа, карцера, одиночной камеры, дисциплинарного изолятора.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Прокурорский надзор"