Шпаргалка по дисциплине "Прокурорский надзор"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2014 в 21:05, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Прокурорский надзор".

Вложенные файлы: 1 файл

shpargalka_po_prokurorskomu_nadzoru.doc

— 586.50 Кб (Скачать файл)

Личный прием граждан: Утверждается и вывешивает график приема граждан. Делается соответствующая запись в книге учета посетителей, в которой отражаются сведения о гражданине, содержании обращения и принятом по нему решении.

 

27. Организация работы по разрешению  жалоб граждан

Жалоба - просьба заявителя о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.

Задачи:

  1. защита прав и свобод человека и гражданина, восстановление нарушенной законности, укрепление законности и правопорядка;
  2. удовлетворение обоснованных обращений и пресечение нарушений законов средствами прокурорского реагирования;
  3. выработка мер по совершенствованию правозащитной деятельности прокуратуры, устранению ошибок и недостатков.

Не подлежат рассмотрению:

  1. обращения, не содержащие сведений о нарушениях законодательства, охраняемых законом прав, свобод и интересов человека и гражданина, интересов общества и государства;
  2. обращения, составляющие исключительную компетенцию суда;
  3. обращения, не содержащие сведений о лице, направившем его (фамилию и почтовый адрес);
  4. обращения, в которых отсутствуют сведения, достаточные для их разрешения (об органе, вынесшем обжалуемое решение, времени его принятия и т.д.). Такие обращения в семидневный срок возвращаются заявителям с предложением восполнить недостающие данные, а также с разъяснением, куда им для этого следует обратиться. Копии таких обращений формируются в надзорные производства;
  5. обращения (запросы), содержание которых свидетельствует о прямом вмешательстве авторов в деятельность прокуратуры при осуществлении надзорных полномочий. При этом автору обращения в срок не позднее семи дней направляется мотивированное сообщение;
  6. анонимные обращения, содержащие сведения о готовящихся или совершенных преступлениях, направляются в правоохранительные органы в соответствии с их компетенцией;
  7. письменные обращения, текст которых не поддается прочтению;
  8. обращения, в которых содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью, имуществу должностного лица или членов его семьи. Заявитель уведомляется о недопустимости злоупотребления предоставленным ему законом правом обращения с жалобой;
  9. обращение, если по содержанию оно лишено смысла или в материалах проверки имеется решение суда о признании заявителя недееспособным в связи с наличием у него психического заболевания;
  10. обращение, если ответ по существу поставленного в нем вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну. Гражданину, направившему обращение, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений;
  11. в случае, если повторное обращение не содержит новых доводов, а изложенное ранее полно, объективно и неоднократно проверялось и ответы даны в установленном порядке правомочным должностным лицом органа прокуратуры. В этом случае принимается решение о прекращении переписки с заявителем.

Письменное обращение (запрос) подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в прокуратуру.

Ответственность за объективное, всестороннее и своевременное разрешение обращений (запросов) возлагается на руководителей подразделений Генеральной прокуратуры РФ и прокуроров.

Преследование гражданина в связи с его обращением в органы и учреждения прокуратуры с критикой их деятельности либо в целях восстановления или защиты своих прав, свобод и законных интересов либо прав, свобод и законных интересов других лиц запрещается.

При рассмотрении обращения (запроса) не допускается разглашение содержащихся в нем сведений, а также сведений о частной жизни заявителя без его согласия.

По каждому поступившему обращению (запросу) в прокуратуре может быть выполнено одно из следующих решений:

1) принятие к производству;

2) прекращение производства;

3) передача на разрешение в  нижестоящие органы прокуратуры;

4) направление в другие органы;

5) приобщение к ранее поступившей  жалобе.

Первичные обращения направляются для проверки доводов в нижестоящую прокуратуру с установлением контроля либо без такового должностным лицом, которому поручено его рассмотрение, с одновременным уведомлением об этом заявителя.

Обращения, подлежащие разрешению другими органами и учреждениями, в семидневный срок со дня регистрации направляются по принадлежности с одновременным извещением об этом заявителей и разъяснением, куда им следует обратиться.

Обращение (запрос), разрешение которого не входит в компетенцию данной прокуратуры, в семидневный срок с момента регистрации направляется соответствующему прокурору с одновременным уведомлением об этом заявителя.

Направление обращения (запроса) на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (или бездействие) которого обжалуется, запрещается.

Разрешение обращений (запросов). Обращения и запросы разрешаются с изучением уголовных, гражданских, арбитражных дел, дел об административных правонарушениях, а также материалов прокурорских проверок.

Доводы заявителей о систематическом ущемлении прав и свобод граждан, многочисленных или грубых нарушениях закона, не получивших должной оценки правоохранительных органов субъектов РФ, военных прокуратур окружного звена, проверяются, как правило, с выездом на место.

Для обеспечения полноты и объективности проверок к их проведению могут привлекаться специалисты, а в случае необходимости — заявители.

При рассмотрении и разрешении обращений в необходимых случаях истребуются нормативные документы, получаются объяснения от должностных и иных лиц, действия которых обжалуются.

При разрешении обращений и запросов факты, установленные вступившим в законную силу решением или приговором суда, повторному доказыванию не подлежат, если не стали известны новые обстоятельства.

По итогам разрешения обращений (запросов) может быть принято одно из следующих решений:

  1. «удовлетворено» - приняты меры к полному или частичному восстановлению прав и законных интересов заявителя;
  2. «удовлетворено повторное обращение» - обращение, в котором обжалуются ответы соответствующей прокуратуры и по которому принималось решение об отказе в удовлетворении ранее поданного обращения. При этом первичное решение отменяется;
  3. «отклонено» - требования заявителя, изложенные в обращении, признаны необоснованными;
  4. «разъяснено» - по обращению, в котором не содержалось просьб об удовлетворении каких-либо требований или ходатайств, разъяснены вопросы правового характера;
  5. «принято иное решение» - обращение оставлено без разрешения, приобщено к материалам уголовного дела (надзорного производства), прекращена переписка;
  6. «направлено» - обращение в семидневный срок направлено для разрешения в другую прокуратуру или другое ведомство по принадлежности.

О принятом решении уведомляется заявитель.

Порядок ознакомления заявителя с материалами разрешенного обращения. По окончании проверки заявителю, по его просьбе, предоставляется возможность ознакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну.

Работник прокуратуры, ознакомивший заявителя с документами, составляет и приобщает к надзорному производству справку о том, с какими материалами заявитель ознакомлен.

 

28. Понятие и содержание правотворческой  деятельности прокуратуры

Необходимость правового обеспечения эффективной реализации проводимых в стране реформ и действенной борьбы с преступностью, достижения соответствия принимаемых законов Конституции и ФЗ, устранения имеющихся в законодательстве пробелов и выявляемых противоречий, а также исчерпывающего знания законов и правильного их применения требуют от органов прокуратуры активного участия в правотворческой деятельности, полного и достоверного учета нормативных правовых актов РФ и ее субъектов.

Приказ Генерального прокурора «Об участии органов и учреждений прокуратуры в правотворческой деятельности и систематизации законодательства в прокуратуре Российской Федерации» в целях достижения единства правовой политики, реализуемой Генеральной прокуратурой РФ, исключения фактов направления в законодательные и иные органы не согласованных между собой инициативных законопроектов и заключений по поступающим проектам нормативных актов органов законодательной и исполнительной власти, повышения уровня работы по систематизации законодательства в органах прокуратуры РФ содержит указания обеспечить активное участие органов прокуратуры в правотворческой деятельности.

Уполномоченные прокуроры при выявлении пробелов и недостатков законодательства, требующих дополнительного правового регулирования, должны вносить предложения с необходимым обоснованием и приложением конкретных формулировок предлагаемых норм, которые следует направлять в управление правового обеспечения Генеральной прокуратуры РФ для проработки и представления на рассмотрение руководства.

Необходимо исключить факты направления законодательных предложений (за исключением предложений по совершенствованию законодательства субъектов РФ) в другие органы, минуя управление правового обеспечения Генеральной прокуратуры РФ.

Прокуроры субъектов РФ обязаны обеспечить активное участие нижестоящих прокуратур в разработке законодательных актов субъектов РФ, используя для этого такие формы работы, как представление инициативных проектов, участие в составе рабочих групп, направление заключений на законопроекты, участие в обсуждении проектов на пленарных заседаниях представительных (законодательных) органов.

Систематизация законодательства в Генеральной прокуратуре РФ возложена на отдел систематизации законодательства управления правового обеспечения, в прокуратурах субъектов РФ и приравненных к ним прокуратурах - на старших помощников прокуроров по правовому обеспечению (отделы правового обеспечения), в прокуратурах городов, районов, приравненных к ним прокуратурах - на одного из старших помощников (помощников) прокурора.

На отдел систематизации законодательства управления правового обеспечения Генеральной прокуратуры РФ возложено решение следующих вопросов:

  1. учет и поддержание в контрольном состоянии поступающих федеральных законов и иных НПА, систематическое ведение их картотеки, а также карточек судебной практики;
  2. учет и поддержание в контрольном состоянии конституций (уставов), кодексов, законодательных актов субъектов РФ по предметам совместного ведения, систематическое ведение их картотеки;
  3. проведение консультационно-справочной работы;
  4. обеспечение аппарата Генеральной прокуратуры РФ нормативными материалами и юридической литературой;
  5. издание экспресс-бюллетеня Генеральной прокуратуры РФ, сборников нормативных актов по отдельным отраслям законодательства;
  6. внесение информационному центру предложений по совершенствованию информационной системы федерального законодательства;
  7. проверка состояния работы по систематизации законодательства в подчиненных органах прокуратуры, оказание им практической помощи, распространение положительного опыта работы;
  8. организация мероприятий по повышению квалификации подведомственных кадров, их стажировка;
  9. сотрудничество с прокуратурами государств СНГ по вопросам, отнесенным к компетенции отдела.

На старших помощников прокуроров субъектов РФ по правовому обеспечению (отделы правового обеспечения) и приравненных к ним прокуроров возложено решение следующих вопросов:

  1. учет и систематическое ведение картотек федеральных НПА, судебной практики, а также НПА субъектов
  2. поддержание нормативной базы в контрольном состоянии;
  3. проведение консультационно-справочной работы;
  4. обеспечение своих аппаратов и подчиненных прокуратур нормативными материалами и юридической литературой;
  5. контроль за состоянием работы по систематизации в подчиненных прокуратурах и оказание им практической помощи
 

29. Полномочия прокурора при осуществлении надзора за исполнением законов, а также за соответствием законам издаваемых правовых актов

Общий надзор - отрасль прокурорского надзора, связанная с обеспечением законности в деятельности органов и их должностных лиц, организаций, учреждений.

Задачи прокуроров при осуществлении общего надзора:

1) принятие мер по выявлению  и устранению нарушений закона;

2) установление причин и условий, способствующих нарушениям закона  и принятие мер к их устранению;

3) принятие мер по предупреждению  нарушений закона;

4) установление лиц, допустивших  нарушения закона и принятие  мер по привлечению к ответственности  этих лиц.

Правовую основу осуществления прокурорского надзора за исполнением законов составляют:

  1. Закон о прокуратуре
  2. Приказ «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина»

Предмет прокурорского надзора:

1) соблюдение Конституции РФ;

2) исполнение законов, действующих  на территории РФ;

3) соответствие законам правовых  актов, издаваемых органами и должностными лицами.

Также включают в предмет соблюдение конституций и уставов субъектов

Объекты прокурорского надзора:

1) федеральные министерства 

2) государственные комитеты;

3) федеральные службы 

4) иные федеральные органы исполнительной  власти (управление делами Президента РФ и др.);

5) представительные (законодательные) органы власти субъектов РФ (думы, законодательные собрания и др.);

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Прокурорский надзор"