Шпаргалка по дисциплине "Прокурорский надзор"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2014 в 21:05, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Прокурорский надзор".

Вложенные файлы: 1 файл

shpargalka_po_prokurorskomu_nadzoru.doc

— 586.50 Кб (Скачать файл)

Прокурор обязан немедленно освободить своим постановлением каждого содержащегося без законных оснований в учреждениях, исполняющих наказания и меры принудительного характера, либо в нарушение закона подвергнутого задержанию, предварительному заключению или помещенного в судебно-психиатрическое учреждение.

Предметом надзора являются:

  1. законность нахождения лиц в местах содержания задержанных, предварительного заключения, исправительно-трудовых и иных органах и учреждениях, исполняющих наказание и меры принудительного характера, назначаемые судом;
  2. соблюдение установленных законодательством Российской Федерации прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания;
  3. законность исполнения наказания, не связанного с лишением свободы.

Объектами надзора являются:

1) места содержания задержанных;

2) места предварительного заключения;

3) исправительно-трудовые колонии;

4) иные органы и учреждения, исполняющие  наказание и меры принудительного  характера, назначаемые судом.

Прокуроры проводят проверки. Основной формой выявления и предупреждения нарушений законности является непосредственная проверка соблюдения законов, осуществляемая прокурором путем посещений мест лишения свободы и иных поднадзорных учреждений, это:

  1. ознакомление с документами, на основании которых произведены задержание, арест или осуждение граждан;
  2. проверка состояния режима и условий содержания таких лиц, их опрос;
  3. организация личного приема, проверка жалоб и заявлений;
  4. проверка законности приказов и распоряжений, издаваемых должностными лицами названных учреждений;
  5. истребование объяснений от должностных лиц учреждений, исполняющих наказание, по поводу допущенных нарушений закона;
  6. проверка соблюдения правового положения лиц, содержащихся в поднадзорных учреждениях, в части предоставления им права на свидания, переписку, получение посылок и передач;
  7. оказание юридической помощи, материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение.

В обязанности прокурора входит также проверка:

  1. обоснованности применения к арестованным и осужденным дисциплинарных мер воздействия, а также мер безопасности и оружия;
  2. законности и своевременности освобождения лиц из-под стражи и отбывания наказания, как по отбытию срока, так и по другим основаниям (помилование, амнистия);
  3. обоснованности представления осужденных к условно-досрочному освобождению и по болезни;
  4. оснований перевода их из одного учреждения в другое.

Проверка предполагает глубокое знание проверяющим действующего уголовно-исполнительного и иного законодательства, нормативных правовых и ведомственных актов, регулирующих условия, порядок содержания и отбывания наказания. Ей должен предшествовать предметный анализ состояния дел и складывающейся тенденции в поднадзорных учреждениях, основанный на ознакомлении со статистическими и иными данными (материалами инспекторских проверок, осуществленных органами ведомственного контроля; жалобами, заявлениями и обращениями осужденных; другой имеющейся информацией).

Проверки по своему назначению могут быть общими, имеющими цель ознакомиться с состоянием законности в том или ином учреждении в полном объеме, и целевыми, когда есть необходимость проверить отдельные вопросы (обоснованность жалобы, правомерность применения к осужденному оружия и т.д.).

Постановление и требование прокурора относительно исполнения установленных законом порядка и условий содержания задержанных, заключенных под стражу, осужденных, лиц, подвергнутых мерам принудительного характера либо помещенных в судебно-психиатрические учреждения, подлежат обязательному исполнению администрацией, а также органами, исполняющими приговоры судов в отношении лиц, осужденных к наказанию, не связанному с лишением свободы.

В систему прокуратуры РФ входят специализированные прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, которые должны организовать работу так, чтобы надзор своевременно выявлял, пресекал и предупреждал нарушения законности в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.

Не менее одного раза в полугодие обобщается состояние законности и прокурорского надзора при исполнении уголовных наказаний, а также содержании подозреваемых и обвиняемых в следственных изоляторах.

Ежемесячно проверяется законность содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в следственных изоляторах. Меры к освобождению незаконно подвергнутых под стражу, а также лиц, срок содержания которых под стражей истек, применяются безотлагательно.

В случае возникновения в исправительных учреждениях, следственных изоляторах, дисциплинарных воинских частях чрезвычайных происшествий руководители прокуратур республик, краев, областей, военные прокуроры незамедлительно выезжают на места для проверки обстоятельств, выяснения и устранения причин и условий, вызвавших происшествие и решения вопроса о привлечении виновных к ответственности.

По каждому случаю смерти лиц, содержащихся в исправительных учреждениях, следственных изоляторах, дисциплинарных воинских частях, организовывается проведение прокурорской проверки обстоятельств их смерти с принятием по ее результатам процессуального решения. Регулярно проверяется соблюдение требований закона при применении досрочно освобождения от отбывания наказания, изменении вида исправительного учреждения, условий отбывания наказания, переводе осужденных из одного исправительного учреждения в другое, конвоировании сотрудниками уголовно-исполнительной системы лиц, содержащихся под стражей.

Ежеквартально проводятся проверки исполнения законов в уголовно-исполнительных инспекциях.

Прокуроры субъектов РФ не реже одного раза в месяц проводят проверки следственных изоляторов или исправительных учреждений.

Вопросы, связанные с обеспечением законности в исправительных учреждениях, следственных изоляторах, дисциплинарных воинских частях и состояния прокурорского надзора обсуждаются на коллегиях или оперативных совещаниях.

Осуществляя надзорные функции, прокурор на различных этапах деятельности взаимодействует с правоохранительными и контролирующими органами.

Особое внимание при осуществлении надзора должно уделяться соблюдению администрацией учреждений требований, предусмотренных уголовно-исполнительным законодательством и международными правовыми нормами, по созданию надлежащих условий отбывания наказания лицам, лишенным свободы, а также материально-бытового и медико-санитарного обеспечения их.

Минимальные нормы питания и материально-бытового обеспечения осужденных устанавливаются Правительством Российской Федерации. При этом они варьируются в зависимости от состояния здоровья, возраста и других особенностей осужденных. В зависимости от поведения осужденного условия содержания могут быть изменены как в пределах одного исправительного учреждения, так и путем перевода его по решению суда в исправительное учреждение другого вида, например, из обычной колонии — в колонию-поселение или из тюрьмы - в колонию. Перевод на улучшенные условия, как и его отмена, должен быть обоснован характеризующими осужденного материалами и осуществляться не автоматически, а продуманно.

Особого реагирования требуют сигналы о применении оружия к осужденным. В соответствии с законом о каждом применении огнестрельного оружия администрация исправительного учреждения обязана немедленно уведомить прокурора. Располагая информацией об этом, прокурор осуществляет выезд на место происшествия и проводит проверку. При проверке состояния законности в поднадзорном учреждении обоснованность применения такой меры выясняется прокурором путем ознакомления с материалами служебного расследования фактов применения оружия.

 

37. Организация и деятельность  военных прокуратур в РФ

Свои полномочия органы военной прокуратуры осуществляют в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах, созданных в соответствии с ФЗ и иными НПА

Систему органов военной прокуратуры составляют Главная военная прокуратура, военные прокуратуры военных округов, флотов, Ракетных войск стратегического назначения, Федеральной пограничной службы РФ, Московская городская военная прокуратура и другие военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам субъектов РФ, военные прокуратуры объединений, соединений, гарнизонов и другие военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам городов и районов.

В военных прокуратурах, приравненных к прокуратурам городов и районов, по решению Главного военного прокурора могут создаваться прокурорские, прокурорско-следственные и следственные участки.

В местностях, где в силу исключительных обстоятельств не действуют иные органы прокуратуры, а также за пределами государства, где в соответствии с международными договорами находятся войска РФ, осуществление функций прокуратуры может быть возложено Генеральным прокурором РФ на органы военной прокуратуры.

Образование, реорганизация и ликвидация органов военной прокуратуры, определение их статуса, компетенции, структуры и штатов осуществляются Генеральным прокурором РФ, приказы которого по этим вопросам реализуются в соответствии с директивами Генерального штаба ВС РФ и других войск, воинских формирований и органов.

Органы военной прокуратуры возглавляет заместитель Генерального прокурора РФ - Главный военный прокурор, который руководит деятельностью органов военной прокуратуры, обеспечивает подбор, расстановку и воспитание кадров, проводит аттестацию военных прокуроров и следователей, издает приказы и указания, обязательные для исполнения всеми военными прокуратурами.

Финансирование органов военной прокуратуры осуществляется Министерством обороны РФ за счет выделяемых для этих целей средств федерального бюджета. Материально-техническое обеспечение органов военной прокуратуры, выделение им служебных помещений, транспорта, средств связи и других видов снабжения и довольствия производятся Министерством обороны РФ и другими войсками и воинскими формированиями по установленным нормам. Охрана служебных помещений органов военной прокуратуры осуществляется воинскими частями.

Главный военный прокурор имеет первого заместителя и заместителей, старших помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу начальников управлений, и помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу заместителей начальников управлений.

Структуру Главной военной прокуратуры составляют управления, отделы (самостоятельные и в составе управлений), канцелярия и приемная. Начальники управлений и самостоятельных отделов являются старшими помощниками, а их заместители, начальники отделов в составе управлений, канцелярии и приемной - помощниками Главного военного прокурора. Положения о структурных подразделениях Главной военной прокуратуры утверждаются Главным военным прокурором.

В управлениях и отделах устанавливаются должности старших прокуроров и прокуроров, старших прокуроров-криминалистов и прокуроров-криминалистов, а также старших следователей по особо важным делам и следователей по особо важным делам.

В Главной военной прокуратуре образуется Коллегия в составе Главного военного прокурора (председатель), его первого заместителя и заместителей (по должности), других прокурорских работников, назначаемых Главным военным прокурором. Персональный состав Коллегии утверждается Генеральным прокурором РФ по представлению Главного военного прокурора.

На военную прокуратуру возлагаются следующие полномочия:

1) надзор за исполнением Конституции  и законов, действующих на территории  РФ, соответствием законам издаваемых  правовых актов, соблюдением прав военнослужащих и членов их семей и иных граждан руководителями и должностными лицами органов управления и военного управления, воинских частей, учреждений, организаций, предприятий и иных военизированных подразделений ВС  РФ, внутренних войск МВД РФ, ФСБ РФ, Федеральной службы охраны РФ и т.д.;

2) надзор за исполнением законов  при производстве предварительного  следствия, дознания и осуществлении  ОРД по уголовным делам в  материалах о преступлениях, совершенных  военнослужащими, а также гражданами, проходящими военные сборы, лицами гражданского персонала ВС РФ, других войск, воинских формирований;

3) уголовное преследование по  уголовным делам о преступлениях, совершенных военнослужащими, а  также гражданами, проходящими военные  сборы, лицами гражданского персонала ВС РФ.

Главный военный прокурор и подчиненные ему прокуроры обладают в пределах своей компетенции следующими полномочиями и осуществляют их независимо от командования и органов военного управления:

  1. участвуют в заседаниях коллегий, военных советов, служебных совещаниях органов военного управления;
  2. назначают вневедомственные ревизии и проверки, затраты на проведение которых возмещаются по постановлению прокурора органами военного управления, где состоят на довольствии проверяемые воинские части и учреждения;
  3. имеют право по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения воинских частей, предприятий, учреждений, организаций и штабов независимо от установленного в них режима, иметь доступ к их  документам и материалам;
  4. проверяют законность содержания осужденных, арестованных и задержанных военнослужащих на гауптвахтах, в дисциплинарных частях и других местах, а также немедленно принимают меры по освобождению незаконно содержащихся там лиц;
  5. требуют обеспечения охраны, содержания и конвоирования лиц, находящихся на войсковых и гарнизонных гауптвахтах, в иных местах содержания задержанных и заключенных под стражу.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Прокурорский надзор"