Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 23:05, дипломная работа
Анализ юридической практики - необходимое условие правильного решения правотворческих проблем, укрепления законности в процессе правоприменения и правореализации.
Именно понятие ''юридическая практика'' дает возможность уяснить связи юридических норм с жизнью и их взаимозависимость. Ориентировка в той или иной степени на практику помогает законодателю осуществлять эффективное использование юридических средств в управлении обществом.
ВВЕДЕНИЕ
4
1. ГЛАВА 1. Понятие и сущность юридической практики.
7
1.1. Понятие и сущность юридической практики. 7
1.2. Структура юридической практики. 14
1.3. Виды и функции юридической практики.
24
2. ГЛАВА 2. Субъекты юридической практики
30
2.1. Субъекты законодательной практики. 30
2.2. Субъекты судебной практики. 35
2.3. Субъекты прокурорско-следственной практики.
43
3. ГЛАВА 3. Проблемы юридической практики, пути их разрешения.
51
3.1. Проблемы юридической практики, их виды. 51
3.2. Понятие и сущность конкуренции норм уголов-ного права. Причины их возникновения. 59
3.3. Способы разрешения коллизий норм уголовного права.
64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 72
Кроме того, она является научной основой определения основных направлений и способов совершенствования законодательства, необходимых для защиты прав и свобод гражданина, государственного суверенитета, решения задач интеграционных процессов, происходящих на постсоветском пространстве. Данный документ имеет значение и для практики нормотворчества в Республике Беларусь, поскольку в его основе лежит правовой опыт, накопленный нормотворческими органами Республики Беларусь.
Концепция воплотила в себе последние достижения белорусской правовой науки и нормотворческой практики. Именно соединение достижений юридической мысли и опыта практического нормотворчества, полученных за последнее десятилетие, их совмещение с задачами, которые решает наше государство в социальной, экономической и культурной сферах, должны заложить прочный фундамент для создания законодательства, отвечающего интересам общества в целом и каждого его члена в отдельности.
Вместе с тем необходимо отметить, что процесс нормотворчества протекает еще недостаточно эффективно, в законодательной практике имеют место определенные недостатки. К их числу можно отнести: ненадлежащее качество нормативных правовых актов, множественность действующего законодательства в конкретных сферах его применения, наличие пробелов и коллизий, отсутствие взаимосвязи и согласованности нормативных правовых актов, наличие фактов неоправданного расширения ведомственного нормотворчества, которое зачастую изменяет смысл актов, обладающих большей юридической силой, игнорирование научной технологии подготовки нормативных правовых актов и т. п. [29, с.38].
Наличие вышеперечисленных
недостатков вызывает необходимость
их глубокого всестороннего
Таким образом, реализация положений Концепции в повседневной нормотворческой деятельности позволит обеспечить повышение эффективности деятельности субъектов законодательной практики, будет способствовать согласованности действий всех нормотворческих органов страны, системно и на научной основе решать проблемы совершенствования национального законодательства, способствовать его стабилизации.
2.2. Субъекты судебной практики.
Судебная практика занимает важное место среди других видов юридической практики. Она выступает относительно самостоятельным объективным явлением. И как каждое объективное явление, она имеет свое, только ей присущее содержание, свои, только ей присущие формы, а также своих субъектов практики. Судебная практика представляет собой единство того вида судебной деятельности по применению правовых норм и разрешению юридических дел, который связан с выработкой правоположений и специфического результата, итога этой деятельности, закрепленного в судебных актах.
Субъектами судебной практики являются суды, входящие в судебную систему Республики Беларусь.
В системе органов Республики Беларусь суды занимают особое положение. Они являются органами управления правосудием и обладают компетенцией, соответствующей статусу самостоятельной ветви государственной власти.
Правовой статус судов определен главой 6 Конституции Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь от 13.01.1995 N 3514-XII ''О судоустройстве и статусе судей'', Законом Республики Беларусь от 09.12.1998 N 217-З"О хозяйственных судах в Республике Беларусь'', Законом Республики Беларусь от 30.03.1994 N 2914-XII ''О Конституционном суде Республики Беларусь''.
Судебную власть можно определить как полномочия, предоставленные законом специальным государственным органам - судам и осуществляемые путем конституционного, гражданского, уголовного, административного и арбитражного судопроизводства [17, с. 22].
Судебная власть обладает рядом признаков, прямо вытекающих из закона:
1. Судебная власть
2. Исключительность судебной
власти - признак, тесно связанный
с предыдущим. Судебную власть
вправе осуществлять только
3. Независимость,
4. Судебная власть
осуществляется путем
5. Судебная власть
6. Властный характер
полномочий суда - один из самых
существенных признаков
Суд, осуществляющий государственную власть, является государственным органом. Конституция Республики Беларусь и Закон "О судоустройстве и статусе судей'' предусматривают следующие виды органов, которым принадлежат полномочия по осуществлению судебной власти: Конституционный Суд Республики Беларусь, суды общей юрисдикции, хозяйственные суды.
Суд представляет собой учреждение, где обычно работают не один, а несколько судей. Судебная власть осуществляется по конкретным делам не всеми судьями одновременно, а так называемыми судебными составами. Рассматривать дело по существу могут судья единолично, коллегия из трех судей, судья и два народных заседателя.
Каждый суд осуществляет судебную власть в пределах компетенции, определенной законом. Районный (городской) суд рассматривает уголовные и гражданские дела по существу, а областной суд не только рассматривает уголовные дела, но и проверяет обоснованность и законность решений районного.
Судебная система - это совокупность всех судов, действующих на территории Республики Беларусь. Систему судов составляют:
1) Конституционный Суд
2) суды общей юрисдикции, возглавляемые Верховным Судом Республики Беларусь;
3) хозяйственные суды во главе с Высшим Хозяйственным Судом Республики Беларусь.
И Конституционный Суд Республики Беларусь, и суды общей юрисдикции, и хозяйственный суды представляют собой три абсолютно независимых друг от друга части общей судебной системы. Все они имеют общие задачи по охране конституционного строя, политической и экономической систем, обеспечению законности и правопорядка, защите прав и интересов граждан. Каждая из этих трех частей судебной системы имеет свою компетенцию и не вмешивается в деятельность других.
Система судов общей юрисдикции состоит из Верховного Суда Республики Беларусь, областных и Минского городского суда, районных (городских) судов. В систему судов общей юрисдикции входят также специализированные военные суды, возглавляемые Белорусским военным судом.
Система хозяйственных судов включает Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь и хозяйственные суды областей и города Минска.
Осуществление правосудия является главным содержанием судебной власти, важнейшей судебной функцией. Первое свойство правосудия - осуществление правосудия только судом.
Вторым свойством правосудия является рассмотрение дел в определенной форме, в соответствии с установленными законом правилами. Рассмотрение дела происходит в форме судебных заседаний, которое происходит непрерывно, устно и открыто. В судебном заседании участвуют стороны, наделенные равными правами для защиты своих интересов. Ведущее место принадлежит суду. При разрешении дела суд применяет норму материального права к конкретному правоотношению. Осуществляющие правосудие судьи и народные заседатели независимы и подчиняются только закону. Завершается судебное заседание вынесением приговора (по уголовным делам) или решения (по гражданским). Приговор или решение должны быть законны и обоснованны, иначе они могут быть отменены кассационной или надзорной инстанциями.
Третьей характерной чертой правосудия является то, что оно осуществляется определенными способами, указанными в законе. Такими способами являются:
1) рассмотрение и разрешение
в судебном заседании
2) рассмотрения в судебных
3) рассмотрение хозяйственных (
4) осуществление контроля за
конституционностью
Рассмотрим более подробно основные особенности судебной практики по уголовным делам. Прежде всего, обратимся к статистическим данным о деятельности судов в 2002 и 2003 гг.
Статистические данные показывают, что в 2003 году в производстве судов находилось 64577 уголовных, 184991 гражданское и 328258 административных дел [26, с.18]. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года число поступивших в суды дел увеличилось: уголовных – на 8803 (17,1%), гражданских – на 4903 (3%), административных – на 39387 (13,6%).
Окончено производство по 59589 уголовным, 169275 гражданским и 328258 административным делам (в 2002 г. – 51789, 163012 и 288871 соответственно).
Рост числа поступивших в районные (городские) суды дел повлек увеличение среднемесячной нагрузки на судей по рассмотрению уголовных, гражданских дел и материалов. Среднемесячное поступление дел на одного работающего судью районного (городского) суда возросло с 35 до 37,1 дела (8,4 уголовных дел, 23,0 – гражданских и 5,7 – материалов). Больше всего нагрузка возросла на судей г. Минска – с 37,3 до 41,8 дел в месяц на одного судью, Минской области – с 33,8 до 36,6 [45, с. 8].
Работа судов в 2003 году проводилась в сложной криминогенной обстановке. Рост числа зарегистрированных в республике преступлений составил 13,8%.
Основную категорию оконченных судами республики уголовных дел, как и в предыдущие годы, составляют преступления против собственности – 28219, или 47,4% дел, из них кражи – 17947 (63,6%). Уголовные дела о совершении преступлений против уклада семейных отношений и интересов несовершеннолетних составили 14,3% (8540 дел); 8,7% (5161 дело) – преступления против жизни и здоровья граждан; 7,9% (4699 дел) – преступления против общественного порядка и общественной нравственности, из них 98,6% – хулиганство; 5,5% (3290 дел) – преступления против правосудия; 4,9% – преступления против здоровья населения, из которых 97,4% приходится на незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров.