Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 14:53, курсовая работа
Целью курсовой работы является анализ организации в системе социальной защиты населения. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. выявить сущность, структуру, функции, нормативно-правовые основы организаций в области социальной защиты населения;
2. выделить особенности форм и методов управленческой деятельности в сфере социальной защиты населения;
3. проанализировать деятельность учреждений социальной защиты населения в Ханты-Мансийском автономном округе;
4. провести анализ современной системы и структуры органов управления в области социальной защиты населения;
5. предложить направления совершенствования организаций социальной защиты населения.
Введение ……………………………………………………………………... 3
Часть 1. Изучение организаций социальной защиты населения…………. 5
Понятие и сущность социальной защиты населения………………… 5
Система социальной защиты населения: факторы формирования и развития……………………………………………………………….. 8
Нормативно-правовые основы деятельности организаций социальной защиты населения……………………………………………………… 13
Часть 2. Анализ деятельности Департамента труда и социальной защиты населения ХМАО-Югры……………………………………………………. 17
2.1Структура Департамента, функции, основные задачи………………… 17
2.2 Кадровое обеспечение Департамента………………………………….. 21
Часть 3. Система организаций социальной защиты населения в РФ……. 27
3.1 Развитие системы организаций социальной защиты в РФ…………… 27
3.2 Проблемы и пути реформирования системы организаций социальной защиты населения в России………………………………………………… 29
Заключение…………………………………………………………………... 35
Список литературы………………………………………………………….. 37
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЮГОРСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЮРИДИЧЕСКИЙ
ФАКУЛЬТЕТ
Кафедра менеджмента
Дисциплина «Теория управления»
Курсовая работа
на тему:
«Анализ организации
в системе социальной защиты населения»
студентки 3-го курса,
специальности «Государственное и
муниципальное управление»,
группы
7263 Журавлевой А.А.
Руководитель: Прокопьева В.Г.
___________________________
Ханты-Мансийск-2009
Содержание
Введение ……………………………………………………………………...
3
Часть 1. Изучение
организаций социальной защиты населения………….
5
Часть 2. Анализ
деятельности Департамента труда и
социальной защиты населения ХМАО-Югры……………………………
2.1Структура Департамента, функции, основные задачи………………… 17
2.2 Кадровое обеспечение
Департамента………………………………….. 21
Часть 3. Система
организаций социальной защиты населения
в РФ……. 27
3.1 Развитие системы организаций социальной защиты в РФ…………… 27
3.2 Проблемы и
пути реформирования системы
организаций социальной защиты
населения в России…………………………………………………
29
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Приложение……………………………………………………
Введение
Социальная защита и социальное обеспечение в государственно организованном обществе – это область сплетения жизненно важных интересов граждан, отношений собственности и распределения, правовых приемов и способов их регулирования, социальной политики государства и социально-экономических прав человека. Это также и сфера преломления таких общечеловеческих ценностей, как равенство, социальная справедливость, гуманизм, моральные устои общества. Целевое предназначение социального обеспечения состоит, прежде всего, в том, что оно является особой формой удовлетворения потребностей в источниках средств к существованию престарелых и нетрудоспособных.
Социальная защита как особый социальный институт современного государства является показателем социальной уверенности, социальной гарантией достойного развития каждого члена общества и сохранения источника средств к существованию при наступлении социальных рисков.
Под системой социальной защиты в настоящее время понимается совокупность законодательно установленных экономических, социальных, юридических гарантий и прав, социальных институтов и учреждений, обеспечивающих их реализацию и создающих условия для поддержания жизнеобеспечения и деятельного существования различных социальных слоев и групп населения, прежде всего социально уязвимых.
В России право граждан на социальную защиту гарантировано Конституцией и регламентировано законодательством. Социальная защита осуществляется за счет федерального, местных бюджетов, социально создаваемых негосударственных фондов.
Изменения российского общества в последние десятилетия ХХ в. имели следующие последствия: появление новой, весьма противоречивой структуры общества, где одни непомерно вознесены, а другие находятся в самом низу социальной лестницы. Речь идет, прежде всего, о появлении таких уязвимых в социальном плане категорий населения как безработные, беженцы, вынужденные переселенцы, а также о тех категориях граждан, которые на современном этапе не находят надлежащей поддержки со стороны государства и общества, а это инвалиды, пенсионеры, дети, подростки. В стране в целом постоянно растет число людей, нуждающихся в защите, маргиналов, алкоголиков, наркоманов, бездомных и т. д. В свою очередь обострились проблемы социальной помощи, так как с началом экономических преобразований человек со своими проблемами был оставлен на произвол рыночной стихии. Этот процесс совпал с профессионализацией социальной работы в России, ставшей феноменом цивилизованного общества [13].
Все эти обстоятельства обусловили тот факт, что изучение формирования и функционирования системы социальной защиты населения в Российской Федерации, пока не имеющей ясной, эффективно действующей модели, становится с каждым годом все более и более актуальным.
Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. В первой главе рассмотрены особенности деятельности организаций социальной защиты населения, функции, структура, нормативно-правовые основы. Во второй проанализирована деятельность Департамента труда и социальной защиты населения в ХМАО. И в третьей главе рассмотрена система организаций в России в целом, проблемы и возможные пути их решения.
Целью курсовой работы является анализ организации в системе социальной защиты населения. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
При написании работы использовались теоретический, анализирующий, обобщающий методы исследования с непосредственным наблюдением за работой одного из учреждений.
При
написании использовались такие источники
как законодательные и нормативные документы,
нормативно-правовые акты Департамента
труда и социальной защиты населения,
литературу выпускаемую Минсоцзащиты
России, и статьи таких авторов как Дмитриев,
Жукова, Топчий, Баринова и других.
Часть 1. Изучение организаций социальной защиты населения
Социальная защита - политика и целенаправленные действия, а также средства го-сударства и общества, обеспечивающие индивиду, социальной группе, в целом населению комплексное, разностороннее решение различных проблем, обусловленных социальными рисками, которые могут привести или уже привели к полной или частичной потере указанными субъектами возможностей реализации прав, свобод и законных интересов, экономической самостоятельности и социального благополучия, а также их оптимального развития, восстановления или приобретения.[14]
В мире сложилось в основном две модели социальной защиты:
1)
социал-демократической
2) неолиберальная - с меньшей степенью государственного вмешательства в соци-ально-экономические процессы.
В зависимости от избираемых подходов различают следующие системы социальной защиты:
- государственную, опирающуюся
- частную, базирующуюся на
Центральный субъект социальной защиты - является государство. Человек, нуждающийся в социальной защите - одновременно и субъект, и объект социальной защиты.
Объектами социальной защиты являются социальные институты в лице конкретных социальных организаций, учреждений, систем (образования, здравоохранения, социальной защиты, занятости, труда, культуры, спортивно-оздоровительного комплекса).
Основные формы социальной защиты:
- законодательно определенные социальные гарантии и их удовлетворение на основе базовых стандартов и программ,
- регулирование доходов и расходов населения;
- социальное страхование;
- социальное вспомоществование;
- социальные услуги;
- целевые социальные программы.
Действующая система социальной защиты в России базируется на принципах:
- Поощрительности, - властными структурами
с целью общественно-политиче-
- заявительности, - социальная помощь
предоставляется нуждающемуся
- патернализма, обозначающего государственную
опеку («отеческую заботу») по
отношению к менее социально
и экономически защищенным
Политически ангажированная поощрительность, в совокупности с патернализмом, привела к масштабной численности и большому актуальному значению в социальной защите населения России разнообразных льгот. Эти льготы в действительности стали эквивалентом материальных видов социальной поддержки отдельных групп, слоев населения. В то же время длительно большинство российских граждан было не в полной мере осведомлено о льготах, поскольку сведения о них в основном публиковались в специальных для служебного пользования нормативно-правовых и методических документах. В условиях гласности и рыночных отношений информация о правах на те или иные льготы стала доступной различным категориям населения, которые активно заявили на них свои претензии. В настоящее время свыше 70% россиян имеют разнообразные льготы по разным основаниям. Такое положение привело к непомерной нагрузке на федеральный и местные бюджеты, льготы стали обременительными для государства. В России вопрос модернизации политики льгот приобрел острую актуальность и стал центральным в реформировании системы социальной защиты населения. В настоящее время очевидна попытка валюнтористского ухода от государственных обязательств по выполнению этой категории социальных гарантий. Однако реализация такого подхода вызовет социальную напряженность, но не приведет к ожидаемых экономическим и социальным позитивным результатам. В России льготы, начиная с 1917 г. и по настоящее время, всегда были альтернативой денежных выплат, как бы прибавкой к зарплате, пенсии, социальным пособиям. В этой связи лишение льгот приведет к существенному ухудшению материального положения многих пенсионеров, инвалидов, семей с детьми и других социально неблагополучных, уязвимых слоев населения. Решить эту сложнейшую экономическую и этическую проблему можно только во взаимосвязи с другими проблемами:
- доходов и расходов населения, и, прежде всего, в сфере доходов от трудовой деятельности;
- реформирования пенсионной системы;
- упорядочения медицинского и пенсионного страхования;
Информация о работе Анализ организации в системе социальной защиты населения