Анализ организации в системе социальной защиты населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 14:53, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является анализ организации в системе социальной защиты населения. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. выявить сущность, структуру, функции, нормативно-правовые основы организаций в области социальной защиты населения;
2. выделить особенности форм и методов управленческой деятельности в сфере социальной защиты населения;
3. проанализировать деятельность учреждений социальной защиты населения в Ханты-Мансийском автономном округе;
4. провести анализ современной системы и структуры органов управления в области социальной защиты населения;
5. предложить направления совершенствования организаций социальной защиты населения.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………... 3
Часть 1. Изучение организаций социальной защиты населения…………. 5
Понятие и сущность социальной защиты населения………………… 5
Система социальной защиты населения: факторы формирования и развития……………………………………………………………….. 8
Нормативно-правовые основы деятельности организаций социальной защиты населения……………………………………………………… 13

Часть 2. Анализ деятельности Департамента труда и социальной защиты населения ХМАО-Югры……………………………………………………. 17
2.1Структура Департамента, функции, основные задачи………………… 17
2.2 Кадровое обеспечение Департамента………………………………….. 21
Часть 3. Система организаций социальной защиты населения в РФ……. 27
3.1 Развитие системы организаций социальной защиты в РФ…………… 27
3.2 Проблемы и пути реформирования системы организаций социальной защиты населения в России………………………………………………… 29
Заключение…………………………………………………………………... 35
Список литературы………………………………………………………….. 37

Вложенные файлы: 1 файл

Теория управления.doc

— 244.00 Кб (Скачать файл)

    Кроме того, следует сказать о необходимости  реформировать сложившиеся структуры  Центров социального обслуживания населения: минимальное число сотрудников  за мизерную заработную плату пытаются оказать весь перечень предусмотренных законодательством услуг. Функции некоторых отделов подменяются при выполнении других отделений своих обязанностей. Все это говорит о необходимости увеличения вместе с перечнем предоставляемых услуг числа отделений, которые будут обеспечивать их предоставление.

    Важным  направлением реформирования оказания социальной поддержки населения  является изменение принципов социальной защиты различных категорий нуждающихся.

    В сфере развития социальной защиты и реабилитации инвалидов.

    В настоящее время остро стоит  проблема инвалидизации населения  и этой проблеме нужно уделить  достаточно внимания. Акцент должен быть сделан на комплексную реабилитацию инвалидов, позволяющую преодолеть ограничения их жизнедеятельности  и обеспечить участие в жизни общества, уделив особое внимание реабилитации детей-инвалидов, способных стать его полноправными членами. Кроме того, необходимо смещение акцента от политики стационарного обслуживания инвалидов в сторону их независимого проживания и оказания помощи на дому.

    Реабилитация  инвалидов является эффективной  мерой их социальной защиты, она  экономически рентабельна, так как  оплата данных мероприятий более  выгодна государству, чем расходы  на выплату пенсий по инвалидности, поэтому целесообразно создание центров профессиональной реабилитации инвалидов, функционирующих (при сохранении значительной доли государственного финансирования) на основе самоокупаемости и самофинансирования; первоочередная безвозмездная передача инвалидным ассоциациям имущества закрывающихся нерентабельных госпредприятий.

    Кроме того, все объекты обслуживания следует  проектировать с учетом использования  их населением, проживающим в радиусе  пешеходной или удобной транспортной доступности. В тоже время нужно  обеспечивать социальные учреждения необходимой мебелью, оборудованием, инвентарем, оказывать содействие стационарным учреждениям социального обслуживания в целевом направлении средств городского бюджета и внебюджетных источников на развитие сети, обновление технологического и медицинского оборудования [4].

    В сфере развития социальной защиты семьи, женщин и детей.

    В последние годы принимались меры социальной защиты семьи, женщин, детей, в том числе в области защиты социальных прав, реализации установленных  гарантий, расширился спектр, предоставляемых социальных услуг. Существующая система социальных гарантий и механизмы их реализации не в полной мере обеспечивают защиту данной категории населения в ситуациях социального риска. Продолжается снижение уровня и качества жизни большинства семей, с особой остротой стоит проблема воспроизводства населения, усиливаются неблагоприятные тенденции в отношении женщин в различных сферах жизнедеятельности, ухудшается их материальное положение, снижается социальный статус. В целом по многим показателям условия жизнедеятельности семьи, женщин и детей остаются неблагоприятными, что создает угрозу для физического и духовного здоровья населения в области и предопределяет необходимость целенаправленных усилий по преодолению этой ситуации.

    Решение поставленных задач требует принятия ряда существенных мер по совершенствованию механизмов реализации социальной политики в интересах семьи, женщин и детей, в том числе, в области поддержки семьи:

    – государственное стимулирование малого, в том числе семейного предпринимательства;

    – развитие сети специализированных учреждений социального обслуживания семей, детей  и подростков, расширение перечня  оказываемых ими услуг, в том  числе консультативных, психотерапевтических, по выходу из кризисных ситуаций, социально-психологической адаптации к новым условиям.

    – регулярно анализировать выполнение законодательства по проблемам социальной защиты семьи, женщин и детей, принимать  оперативные меры по фактам отказа в предоставлении семьям с детьми льгот и преимуществ.

    В сфере социальной защиты граждан пожилого возраста.

    Для более эффективной реализации социальной политики в отношении граждан  пожилого возраста необходимо введение новых дифференцированных подходов к социальной защите и обслуживанию граждан старшего поколения в зависимости от их индивидуальных потребностей и материальной обеспеченности. Приоритетным направлением должно стать социальное обслуживание в нестационарных учреждениях, предполагающее дальнейшее развитие сети учреждений различных видов (центры комплексного социального обслуживания, специализированные отделения социальной помощи на дому).

    В развитии системы социального обслуживания одиноких престарелых необходимо сделать  акцент на более активное оказание спектра предоставляемых услуг, повышения их качества, более полного учета индивидуальных потребностей человека, но при этом заключать договоры на передачу имущества в пользу государства. Также необходима разработка и внедрение в практику социального обслуживания новых более эффективных технологий социальной работы, например, создание института приемной семьи, готовой взять на обслуживание пожилого человека.

    Необходимо  более эффективно оказывать поддержку  инициативам пожилых людей, нацеленным на укрепление солидарности при решении  экономических и других жизненно важных проблем, предоставляя консультативную и прочие виды квалифицированной самореализации и самообеспечения.

    На  основе вышесказанного целесообразно  следующее:

    – формирование комплексных выездных бригад для социального обслуживания пенсионеров и инвалидов, проживающих  в отдаленных населенных пунктах  во всех сельских центрах, такие бригады  существуют, но их очень мало;

    – организацию мастерских, подсобных  хозяйств и других форм предпринимательской  деятельности для привлечения дополнительных внебюджетных средств и обеспечение  работой пожилых людей и инвалидов;

    – рекламу и пропаганду, направленные на формирование благоприятного образа старости и положительного общественного мнения по проблемам пожилого возраста и инвалидов;

    – изучение возможностей формирования приемных семей для пожилых людей, а  также детей, оставшихся без родителей.

    Т.о. преобразования в политической, экономической и социальной областях, осуществляемые в государстве, предусматривают проведение активной социальной политики, которая должна основываться на правильно выстроенной системе приоритетов, поэтапном решении круга социальных проблем, выработке механизмов эффективного использования ресурсов, выделяемых на социальные цели, согласования обязательств государства и реальных возможностей для их финансирования. Важнейшим аспектом государственной социальной политики является социальная защита населения. В современных условиях принят ряд законов, декларирующих предоставление нуждающимся категориям населения равных с другими гражданами прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ. В сложившихся экономических условиях предпринимаются меры, направленные на смягчение отрицательных последствий резкого падения уровня жизни и на частичную компенсацию потерь наиболее нуждающимся группам населения.

    Государство играет важнейшую роль в организации  социальной защиты населения, организуя  пенсионное обслуживание и обеспечение пособиями, социальное обслуживание, медико-социальную экспертизу, реабилитацию инвалидов и оказание протезно-ортопедической помощи, социальную помощь семье и детям, подготавливая законодательство по социальной защите населения, положения по основам социальной политики, социальные нормативы и рекомендации для разработки региональных социальных программ, обеспечивая внешнеэкономическое и международное сотрудничество, анализируя и прогнозируя уровень жизни различных категорий населения и т. д. Что касается субъектов РФ, то они должны обеспечивать и решать производственно-экономические задачи, развивать плановую и финансово-экономическую деятельность, создавать различные фонды социальной помощи, решать экономические проблемы и т. д. Велика в субъектах РФ роль органов социальной защиты, так как именно они призваны проводить политику государства, направленную на формирование устойчивых связей между различными уровнями организационной системы, которая устанавливает социальные отношения в обществе, обеспечивает людей потенциальными жизненными благами для удовлетворения их потребностей, развивает экономическую самостоятельность в управлении [11].

    Каждый  субъект Российской Федерации, основываясь  не только на социально-экономической  обстановке в стране, но и на собственных социально-экономических проблемах, строит свою систему социальной защиты населения, оказывая большее или меньшее предпочтение той или иной категории граждан, нуждающихся в помощи, своеобразными являются и нормативно-правовые и финансовые основы организации социальной защиты населения, обусловленные спецификой того или иного региона или муниципального образования.

    Однако  такое «точечное» исправление ошибок не может и не приведет к позитивным изменениям в оказании социальной поддержки  населению, для этого необходимо создание комплексной программы по совершенствованию социальной защиты населения на территории муниципального образования [10]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение       

 Выделяя  систему социальной защиты населения  как гаранта его благосостояния, нужно отметить, что фактически все структуры общества, т.е. институты государственной власти, общественного управления, многопланово занимаются проблемами социальной работы.

    При оказании социальной помощи нуждающемуся населению целесообразно всю  нагрузку по её реализации распределять между федеральным, региональным и местным уровнями бюджетов.

    Кроме того, в работе муниципальных органов  и учреждений социальной защиты населения существуют проблемы, связанные с расширением сферы их деятельности. Они давно уже переросли рамки социальных услуг в узком смысле этого слова. Теперь  мы вторглись в сферу деятельности здравоохранения, образования, торговли, общественного питания, предприятия быта, транспорта, жилищно-коммунального и даже сельского хозяйства. И это при том, что каждая из названных сфер имеет свою развитую производственную структуру. Поэтому координация совместной деятельности приобретает первостепенное значение и не может быть организована только на муниципальном уровне.

    Излишний  груз ответственности, неподкреплённый законодательной и финансовой базой, лежащий на органах местного самоуправления, приводит к сбоям и недостаточной эффективности в реализации социальных программ. Усиление роли муниципальных властей в реализации программ социальной помощи, с одной стороны, и определённая свобода в принятии решений с другой – непременное условие повышения её адресности и эффективности.

    Вызывают  нарекания у населения и разные подходы к оказанию тех или  иных видов социальной помощи по причине  отсутствия как минимальных социальных стандартов, так и стандартов социального обслуживания населения. Разумеется, что они должны быть едиными для всех регионов страны и неукоснительно соблюдаться. Брать удар на себя приходится опять-таки местным органам власти, потому что на федеральном уровне не принято радикальных мер по выправлению данной ситуации.

    Элементарная  логика приводит к тому, что единая (унифицированная) государственная  система социальной защиты населения  должна обеспечивать гражданам уровень  социальной защищённости, по крайней мере, не опускающий их ниже прожиточного минимума для каждого конкретного региона. То есть, какими бы ни были социальные льготы или услуги в любой точке страны, каждый гражданин, ими пользующийся, не должен «упасть» ниже минимального установленного уровня.

    Нужны серьёзные изменения в области  государственной социальной политики, направленные на обеспечение определённых потребностей прежде всего малоимущего  населения (с учётом возможностей государства).

    В связи с этим необходимо осуществить следующее:

Информация о работе Анализ организации в системе социальной защиты населения