Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 14:53, курсовая работа
Целью курсовой работы является анализ организации в системе социальной защиты населения. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. выявить сущность, структуру, функции, нормативно-правовые основы организаций в области социальной защиты населения;
2. выделить особенности форм и методов управленческой деятельности в сфере социальной защиты населения;
3. проанализировать деятельность учреждений социальной защиты населения в Ханты-Мансийском автономном округе;
4. провести анализ современной системы и структуры органов управления в области социальной защиты населения;
5. предложить направления совершенствования организаций социальной защиты населения.
Введение ……………………………………………………………………... 3
Часть 1. Изучение организаций социальной защиты населения…………. 5
Понятие и сущность социальной защиты населения………………… 5
Система социальной защиты населения: факторы формирования и развития……………………………………………………………….. 8
Нормативно-правовые основы деятельности организаций социальной защиты населения……………………………………………………… 13
Часть 2. Анализ деятельности Департамента труда и социальной защиты населения ХМАО-Югры……………………………………………………. 17
2.1Структура Департамента, функции, основные задачи………………… 17
2.2 Кадровое обеспечение Департамента………………………………….. 21
Часть 3. Система организаций социальной защиты населения в РФ……. 27
3.1 Развитие системы организаций социальной защиты в РФ…………… 27
3.2 Проблемы и пути реформирования системы организаций социальной защиты населения в России………………………………………………… 29
Заключение…………………………………………………………………... 35
Список литературы………………………………………………………….. 37
В марте-апреле 2003 г. организованы курсы повышения квалификации 27 специалистов учреждений и отделений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, муниципальных образований, специалистов органов опеки и попечительства, находящихся в структуре органов социальной защиты населения, занимающихся оформлением опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних, в Уральском межрегиональном центре обучения персонала Минтруда Российской Федерации по темам «Организация работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», «Отбор и обучение опекунских и приемных семей» [9].
В целом анализируя динамику функционирования учреждений социальной защиты населения на территории Ханты-Мансийского автономного округа можно говорить о ее положительной направленности, обусловленной улучшением финансирования и повышением квалификации сотрудников данных учреждений.
Проанализировав деятельность учреждений социальной защиты населения на территории округа, можно отметить следующие проблемы:
– нехватка денежных средств и неэффективное распределение полученных финансовых средств;
– высокая текучесть кадров
и не укомплектованность
– низкий уровень оплаты труда;
– ограниченный набор
Соответственно можно рекомендовать возможные варианты их решения:
– привлечение предприятий всех форм собственности к финансированию деятельности путем предоставления льгот в налогообложении;
– подготовка специалистов по социальной работе в вузах г. Ханты-Мансийска;
– повышение заработной платы;
– разрешение деятельности путем введения новых услуг, в которых нуждаются малоимущие.
Однако такое «точечное» исправление ошибок не может и не приведет к позитивным изменениям в оказании социальной поддержки населению, для этого необходимо создание комплексной программы по совершенствованию социальной защиты населения на территории муниципального образования.
В основу модернизации системы социальной защиты граждан должны быть положены следующие принципы:
–
Принцип государственной
– Принцип равенства всех граждан.
– Принцип соединения правового и этического регулирования.
– Принцип социального участия.
–
Принцип социального
–Принцип преемственности мер государственной социальной политики в отношении нуждающихся категорий граждан.
– Принцип социальной эффективности.
–Принцип единства политики в отношении граждан нуждающихся в государственной поддержке на федеральном, региональном и местном уровне.
Важным направлением реформирования оказания социальной поддержки населения является изменение принципов социальной защиты различных категорий нуждающихся.
В целом изменения должны идти, прежде всего, в направлении изменения взаимодействия органов государственного и муниципального управления с некоммерческими и общественными организациями, развитием такой формы социального партнерства как социальный заказ, использование опыта зарубежных стран в плане развития социального партнерства.
Все
вышеперечисленное
Часть 3. Система организаций социальной защиты населения в РФ
3.1
Развитие системы
организаций социальной
защиты в РФ
В Российской Федерации социальные услуги предоставляют более 12 тыс. организаций — стационарных, полустационарных и нестационарных.
В настоящее время значительная часть центров социального обслуживания — это многопрофильные учреждения, способные предоставить семье, детям, престарелым и инвалидам разнообразные по видам и формам услуги: социально-медицинские, психолого-педагогические, социально-бытовые и торговые, оказывать реальную помощь людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
Наиболее высокими темпами сеть центров социального обслуживания развивается в Краснодарском крае, Нижегородской, Самарской, Пермской, Московской областях, в городах Москве и Санкт-Петербурге. В настоящее время наибольшее количество центров социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов создано в Москве, Республике Дагестан, Кемеровской, Свердловской областях.
Совершенствуется их внутренняя структура: половина всех центров социального обслуживания имеет отделения дневного пребывания, треть — отделения социальной помощи семье и детям.
В
настоящее время действует
В республиках Татарстан и Коми, в Нижегородской, Орловской и некоторых других областях получает развитие сеть домов малой вместимости для ветеранов (на 8—15 человек). Такие дома для ветеранов пользуются большим спросом и авторитетом у престарелых граждан,
Но действующая сеть стационарных учреждений социального обслуживания, ставшая опорой в осуществлении мер по социальной защите населения, далеко не удовлетворяет имеющиеся потребности. Достаточно сказать, что очередь на помещение в стационарные учреждения социального обслуживания составляет более 6 тыс. человек.
Актуальными являются задачи оптимального удовлетворения потребностей людей пожилого возраста: создание домов-интернатов малой вместимости (до 100 мест), организация домов-интернатов в каждом муниципальном образовании, обеспечение функционирования стационарных учреждений как пансионатов социального обслуживания, создание в них домашних условий проживания и психологического комфорта, укрепление материально-технической базы и кадрового потенциала учреждений социального обслуживания, рациональное размещение домов-интернатов с учетом социальных интересов людей пожилого возраста, их психологических потребностей и привязанностей к определенной среде обитания .
Быстрыми темпами развивается сеть учреждений социального обслуживания семьи и детей в системе социальной защиты населения.
Определенное развитие получили учреждения социального обслуживания молодежи. В 51 субъекте Российской Федерации функционирует свыше 450 учреждений, которые оказывают социальные услуги людям по более чем 20 направлениям деятельности — от организации досуга и культурно-спортивной работы до консультирования психологом, наркологической помощи, планирования семьи.
Развивается сеть социального обслуживания детей в системе образования. Формируется служба практической психологии в образовательных учреждениях. Одновременно создаются и развиваются различные службы: психолого-педагогической помощи, социально-психологические, психолого-медико-социальные, профориентационные, социально-досуговые, реабилитационные и другие, которые, во-первых, оказывают квалифицированную многопрофильную помощь детям, родителям, педагогам, руководству образовательных учреждений, а во-вторых, осуществляют профессиональную поддержку психологов, работающих непосредственно в базовых образовательных учреждениях [15; 384-389].
Несмотря
на многообразие социальных служб, практический
эффект от уже проведенной и
Вместе с тем, очевидно, что система социальной работы в России уже приобрела новый облик. Она в значительной степени опирается на новые правовые основы, обновляющийся кадровый потенциал, новую социальную политику государства [14;398].
За последние годы ситуация в сфере социального обслуживания населения претерпела значительные изменения. Взамен действовавшей ранее системы социального обеспечения создана принципиально новая система социальной защиты населения, включающая в себя учреждения социальной защиты семьи и детей, территориальные центры социального обслуживания населения, отделения социальной помощи на дому и службы срочной социальной помощи. Вводятся в действие новые стационарные учреждения для престарелых и инвалидов. Учреждения социального обслуживания оказывают помощь не только пожилым людям, инвалидам, семье и детям, но и активно работают над решением проблем детской безнадзорности, социальной помощи лицам без определенного места жительства.
Вместе с тем остаются недостаточными материально-техническая база и финансирование отрасли, имеющиеся возможности не обеспечивают потребности населения, нуждающегося в социальном обслуживании. До настоящего времени не приняты стандарты социального обслуживания населения, не внедрен порядок лицензирования этой деятельности.
Развитие социальной защиты населения в ХМАО должно происходить путем концентрации усилий на последовательной реализации мер по усилению и расширению системы социального обслуживания населения, обеспечивающей гарантированный государством уровень социальной защиты. Для решения поставленных задач по развитию социальной защиты населения необходимо:
–
улучшение порядка
– повышение ответственности всех органов власти за ее реализацию;
– развитие негосударственного сектора в социальной защите населения;
– совершенствование кадровой политики в системе социальной защиты населения, включая повышение социальной защищенности социальных работников;
– организация лицензирования деятельности негосударственных структур, физических лиц и государственных служб, занимающихся оказанием социальных услуг населению;
– обеспечение максимальной реализации принятых федеральных и областных программ социальной защиты населения, а также повышение минимального размера оплаты труда, максимальное приближение его к величине прожиточного минимума трудоспособного человека.
Основным содержанием процессов развития в системе социальной защиты населения является усиление адресности социальной поддержки, развитие самопомощи, концентрация финансовых и материальных ресурсов на оказание помощи социально уязвимым группам населения. В связи с этим необходимо принять меры по упорядочению системы действующих и не всегда достаточно обоснованных льгот, чтобы увеличить размеры помощи реально нуждающимся гражданам.
Остро стоит проблема подготовки в российских ВУЗах специалистов по социальной работе, которая не имеет сложившихся традиций, длительной истории. Подготовка специалистов в таком многостороннем, сложном по содержанию и формам реализации виде деятельности как социальная защита не может сразу сложиться и начать функционировать как целостная система, тем более в тех условиях социально-экономических преобразований, в которых находится сейчас Россия. Для социальной работы требуется новая полная развернутая структура процесса подготовки, начиная от изучения социального заказа до программ индивидуального продолжения обучения в процессе непрерывного образования.
Информация о работе Анализ организации в системе социальной защиты населения