Анализ организации в системе социальной защиты населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 14:53, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является анализ организации в системе социальной защиты населения. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. выявить сущность, структуру, функции, нормативно-правовые основы организаций в области социальной защиты населения;
2. выделить особенности форм и методов управленческой деятельности в сфере социальной защиты населения;
3. проанализировать деятельность учреждений социальной защиты населения в Ханты-Мансийском автономном округе;
4. провести анализ современной системы и структуры органов управления в области социальной защиты населения;
5. предложить направления совершенствования организаций социальной защиты населения.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………... 3
Часть 1. Изучение организаций социальной защиты населения…………. 5
Понятие и сущность социальной защиты населения………………… 5
Система социальной защиты населения: факторы формирования и развития……………………………………………………………….. 8
Нормативно-правовые основы деятельности организаций социальной защиты населения……………………………………………………… 13

Часть 2. Анализ деятельности Департамента труда и социальной защиты населения ХМАО-Югры……………………………………………………. 17
2.1Структура Департамента, функции, основные задачи………………… 17
2.2 Кадровое обеспечение Департамента………………………………….. 21
Часть 3. Система организаций социальной защиты населения в РФ……. 27
3.1 Развитие системы организаций социальной защиты в РФ…………… 27
3.2 Проблемы и пути реформирования системы организаций социальной защиты населения в России………………………………………………… 29
Заключение…………………………………………………………………... 35
Список литературы………………………………………………………….. 37

Вложенные файлы: 1 файл

Теория управления.doc

— 244.00 Кб (Скачать файл)

       Департамент возглавляет директор, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Губернатором Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

       Директор имеет заместителей, в  том числе одного первого; назначает  и освобождает их от должности  в установленном законодательством  порядке.

          Департамент состоит из отделов  и управлений. В своем составе  имеет обособленные территориальные  подразделения – Управления социальной  защиты населения. Директор Департамента и его заместители, руководители управлений, отделов Департамента обеспечивают реализацию полномочий Департамента.

            Директор Департамента, его заместители  представляют интересы автономного  округа в Министерстве труда  и социального развития Российской Федерации, принимают участие в переговорах, мероприятиях, а также в отношениях с другими субъектами Российской Федерации в области социальной защиты населения. Организационное, информационное, аналитическое, юридическое, документационное, техническое и иное обеспечение деятельности Департамента и Коллегии Департамента осуществляют управления, отделы Департамента.

     Департамент осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти автономного округа, органами местного самоуправления муниципальных образований автономного округа, общественными и иными объединениями, а также другими организациями независимо от их организационно-правовой формы в установленном законодательством порядке. Департамент взаимодействует с исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах полномочий, которые определены соглашениями и договорами между субъектом Российской Федерации и Ханты-Мансийским автономным округом - Югрой [7].

     Обращения граждан – существенный источник информации о 
тенденциях, происходящих в обществе, который позволяет определить 
степень доверия населения, выявить слабые места, изучить социально- 
экономическое положение значительной части населения. 

     Одной из особенностей последнего времени  является возрастание сложности проблем, с которыми люди обращаются. С этим связана необходимость глубокого изучения поставленных вопросов, изысканием дополнительных финансовых средств, в первую очередь, для льготных категорий граждан.

     Порядок рассмотрения Департаментом запросов, обращений, жалоб граждан, должностных лиц, органов социальной защиты населения муниципальных образований автономного округа, подведомственных учреждений, общественных организаций регулируется законодательством, Инструкцией по делопроизводству в органах исполнительной власти Ханты-Мансийского автономного округа [8]. 
 
 
 
 
 
 

                    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2.2 Кадровое обеспечение департамента 

    В июле 2008 года Президент России Дмитрий Медведев на своей встрече с полномочными представителями президента в федеральных округах одной из важных задач проводимой в стране административной реформы назвал совершенствование кадровой службы государственной власти, уход её от устаревшей советской модели с тем, чтобы она могла в полной мере решать задачи, продиктованные временем. Как никогда сейчас это актуально для органов социальной защиты населения.

    С изменением статуса территориальных органов социальной защиты населения в округе произошли и значительные качественные изменения в их работе, помимо изменения правосубъектности и корректировки общей структуры. Более отлаженными и четкими стали общее руководство и контроль за их деятельностью. Усовершенствована организация оказания методической помощи, материально-технического обеспечения, технология работы. Приобрели упорядоченность и своевременность финансирование и выплата денежных средств, направляемых на оказание мер социальной поддержки населению. Значительно возрос уровень компьютеризации и использования различных электронных систем.

    Произошедшие  изменения потребовали от работников отрасли соответствующей квалификации, наличия образовательного уровня, который позволил в полной мере решать поставленные задачи. В декабре 2004 года принят Закон Ханты-Мансийского автономного округа «О государственной гражданской службе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры». Приняты нормативные правовые акты, которые установили регламентацию прохождения государственной гражданской службы в краевых органах исполнительной власти, в том числе квалификационные требования к должностям гражданской службы, порядка поступления и прохождения гражданской службы и другие вопросы кадрового обеспечения.

      Штатная численность Департамента труда  и социальной защиты населения автономного  округа установлена в количестве 91 единицы. По состоянию на 31.12.2008 в  структуре Департамента 5 управлений, в состав которых входят 11 отделов, 5 самостоятельных отделов.

      Фактическая численность в соответствии со штатным  замещением составляет 91 единицу, из которых - 84 государственных служащих, 7 -технических  должностей. Укомплектованность штата  Департамента - 100%.

      В Департаменте на 31.12.2008 работает 70 женщин, что составляет 76% от общей численности, средний возраст которых - 40 лет.

      Высшее  образование имеют 81 (96,4%) государственный  служащий, в т.ч. 2 чел. (2,4%) с ученой степенью.

      Стаж  государственной службы от 1 года до 5 лет имеют 28 человек, от 5 лет до 10 лет – 35 человек, от 10 лет  до 15 лет – 8 человек, свыше 15 лет – 13 человек.

      В ведении Департамента находится 5 подведомственных учреждений:

   -Государственное  учреждение «Главное бюро Государственной  службы медико-социальной экспертизы»,  г. Ханты-Мансийск;

   -Учреждение  Ханты-Мансийского автономного округа  «Дом интернат для престарелых  и инвалидов»,  г. Советский;

   -Учреждение  Ханты-Мансийского автономного округа  Психоневрологический интернат»,  п. Излучинск; 

   -Государственное  образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа «Центр переподготовки и повышения квалификации работников социальной сферы»,  г. Сургут;

   -Учреждение  Ханты-Мансийского автономного округа  «Центр охраны труда» г. Ханты-Мансийск.

      Укомплектованность  в этих учреждениях составляет 72,9%, т.о., потребность в специалистах составляет 27,1%. При этом, наиболее острой является проблема нехватки медицинских  работников – 25,5%. Так, например, в учреждениях  автономного округа доля не укомплектованности медицинскими работниками составила: психоневрологический интернат - 13,8%, дом интернат для престарелых и инвалидов - 7,7%, ГУ «Главное бюро Государственной службы медико-социальной экспертизы» - 4%.

      Общая численность работающих в системе труда и социальной защиты населения автономного округа в 2008г. составила 4975 чел. или 88,3 % от потребности (5632 чел.).

      Среди руководителей и специалистов системы  труда и социальной защиты населения  преобладает возрастная граница  от 30 лет до 55 лет – женщины и мужчины - до 60 лет.

      Доминирующим  остается высшее образование по другим специальностям - 43,7%, в аппарате районных и городских органов социальной защиты – 37,4%, в учреждениях системы  социальной защиты – 40%. Исключением  является Департамент, в котором среди высшего образования по видам доминирующим является «социальная работа» – 35,7%.

      Высшее  социальное образование имеют 18% работников. В аппарате районных и городских  органов по труду и социальной защиты – 9%, в учреждениях – 6,2%, в  Департаменте – 35,7%.

      Высшее  юридическое образование имеют 6% работников системы в целом. В  аппарате районных и городских органов  социальной защиты – 20%, в учреждениях  – 7%, в Департаменте – 37%.

      Высшее  экономическое образование имеют 5,77% работников. В аппарате районных и городских органов социальной защиты – 12,96%, в учреждениях – 3,92%, в Департаменте – 20%.

      Высшее  медицинское образование у 5,49% работников. В аппарате районных и городских  органов социальной защиты – 1%, в  учреждениях – 4,29%, в Департаменте – 1,9%.

      В течение 2003 г. произошел отток квалифицированных  специалистов с высшим профилирующим  образованием в другие отрасли. Следует  отметить, что покидают работу в  системе труда и социальной защиты населения лица в возрасте до 30 лет.

      Высокая текучесть кадров и не укомплектованность штатов (особенно в учреждениях) обусловлена рядом причин. На первом месте низкий уровень оплаты труда (44,6%). Второй причиной является снижение финансирования социальных программ (22,9%). Третья причина – отсутствие специалистов с соответствующим образование и опытом работы (22,3%). Четвертая – отсутствие жилья (общежитий, ведомственного, социального найма) и средств для его аренды (10,2%).

      Кадровая  политика органов труда и социальной защиты населения автономного округа направлена на обеспечение и реализацию условий для повышения образовательного уровня и профессиональной квалификации кадров, усиления мотивации к росту их профессионализма.

      По  заказу Департамента труда и социальной защиты населения автономного округа Московским государственным социальным университетом Академии общественных наук, Институтом социальных и политических технологий и окружным Центром переподготовки и повышения квалификации кадров работников социальной сферы в г. Сургуте разработана Программа подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов отрасли социальной защиты населения Ханты-Мансийского автономного округа на 2002-2004 гг.

      Данная  Программа включает три уровня переподготовки и повышения квалификации: на базе высшего образования, на базе основного общего образования, на базе среднего профессионального образования.

    Основной  целью программы является получение  дополнительных знаний, умений и навыков  по образовательным программам, предусматривающим  изучение отдельных дисциплин, разделов науки, необходимых для выполнения на высоком уровне своих должностных обязанностей. Так за прошедший год в ГОУ «Центр переподготовки и повышения квалификации работников социальной сферы» смогли повысить свой профессиональный уровень 1053 социальных работника, что составляет 21,2% от общей фактической численности работающих в системе труда и социальной защиты. Из них приняли участие на длительных курсах – 131 (2,6%) чел., краткосрочных курсах – 94 (1,9%) чел.; семинарах – 655 (13,2%) чел; научно-практических конференциях – 118 (2,4%) чел.; социальных чтениях – 55 (1,1%) чел.

    Положительная тенденция 2007 г. – увеличение числа  лиц, имеющих высшее образование  по специальности социальная работа. Для подготовки специалистов высшей квалификации в области социальной сферы защиты населения был заключен государственный контракт с филиалом Московского государственного социального университета (г. Сургут). За прошедший год в филиале МГСУ получили высшее образование 59 чел., из которых 25 чел. по специальности «Социальная работа», 16 чел. по специальности «Юриспруденция» и 18 чел. по специальности «Психология».

     В целях дальнейшего совершенствования  социальной работы, повышения профессионализма и раскрытия творческого потенциала социальных работников, значимости и  престижности профессии 29 мая 2003 г. в г.Ханты-Мансийске состоялся V окружной конкурс специалистов учреждений социального обслуживания населения на звание «Лучший по профессии». В конкурсе принимали участие социальные работники (специалисты по социальной работе, психологи, воспитатели) учреждений социального  обслуживания семьи и детей (социальных приютов, социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних, нуждающихся в особой заботе государства, центров помощи семье и детям, реабилитационных центров для детей с ограниченными возможностями). Во втором (заочном) этапе пятого окружного конкурса социальных работников на звание «Лучший по профессии» заявились 12 специалистов из 14 муниципальных образований автономного округа с творческими работами на тему «Разработка программы социального патроната семей с детьми, оказавшихся в трудной жизненной ситуации». Решением оргкомитета V окружного конкурса (протокол от 25 апреля 2003 года) определено  7 участников финального этапа.

Информация о работе Анализ организации в системе социальной защиты населения