Несмотря на то что текущая практика
«обучения в действии» варьируется от
фирмы к фирме, сам процесс является достаточно
простым. По существу, «обучение
в действии» заключается в просьбе к
участникам работать в команде и штурмовать
реальные проблемы. В процессе решения
реальной задачи используются новые навыки,
подходы или концепции. Участники учатся,
применяют то, чему научились, затем учатся
на собственном опыте с его применением.
Вот его основные шаги.
«Обучение в действии» особенно
подходит к распространению процесса
обучения в командах первоначально
обучающейся единицы в обучающейся
организации. Стратегически ориентированное
«обучение в действии» стало
одним из основных методов,
которым придается особое значение
теми фирмами, которые в своей
категории относились к лучшим.
Практикой ряда организаций был
выдвинут вопрос о необходимости
иметь «зоны для
тренировки», которые бы генерировали
различные способы обучения. Команды в
«обучаемой зоне» изучают ситуацию в комплексе,
всю предысторию игры и производственную
среду, принимают стартовые позиции, имея
определенные ресурсы, и определяют стратегию
внедрения путем моделирования нескольких
лет работы. Если эти зоны использовать
правильно, то они могут содействовать
в получении «полной картины» обучения,
могут инициировать опыты без высокого
риска в реальных организациях, помочь
разобраться в теории систем и динамики
взаимозависимостей и активизировать
футуристическое планирование. Эти модели
отображают проблемы высшего руководства,
включая поведенческие конфликты, организационную
политику, культурные элементы и другие
измерения стратегии и внедрения.
«Зоны для тренировок» способствуют
экспериментированию. С помощью
инструктажа они подталкивают
стремление к риску и обучению
в рамках организации, выявление
связей и противоречий в стратегии,
тренировку системного мышления
в реальной среде. Известны
примеры, когда формируются интернациональные
группы из руководителей среднего
звена различного профиля со
всего мира и они руководят крупной
компанией микрокомпьютеров в течение
нескольких дней. Концентрируя внимание
на производственных функциях, отличающихся
от тех, что они имеют в своей стране, участники
такой группы видят картину через «линзы
широкого обзора», имеют больше возможностей
сосредоточиться на перспективных ситуациях.
Некоторые учатся на успехах, другие –
на ошибках. Команды должны постоянно
стремиться к балансу на рынке, в операциях
и финансах, позволяя участникам преодолевать
субкультурные барьеры, существующие
в реальных организациях. Участники также
должны сбалансировать глобальные операции
и пытаться создавать низкозатратные
мировые комбинации. Ведя эксперимент
и «играя» с безопасной средой моделирования,
многие участники команд значительно
улучшают свои способности в оценке ситуации,
прогнозировании и системном мышлении.
К значительной части знаний,
накопленных в организации, нет
широкого доступа. Управление
знаниями – это процесс определения
того, какие знания необходимы внутри
организации, какие существуют проблемы
и какие требуются навыки для разрешения
проблемы или завершения проекта. Карта
эффективных знаний определяет коллективное
мнение о том, какие нужны знания и опыт
для успешного выполнения каждого этапа
в процессе выработки решения. Ключевым
моментом в этом процессе является структура,
применяемая компанией для организации
знаний таким образом, чтобы при необходимости
их можно было идентифицировать и выделить.
История обучения может быть
описана в виде сценариев, которые
нацелены на обучающие проекты
и группы. Информация тщательно
собирается из соответствующих
опросов людей с разными перспективами
проектов обучения, а также из
документации. Информация тщательно
сортируется по темам и событиям,
ориентируя участников на исследовательские
поиски, на прагматическое консультирование.
Обычно этот процесс помогает
компании лучше понять системы и вопросы,
с которыми ей приходится сталкиваться.
Развернутые отчеты и накапливаемый опыт
могут укрепить стремление компании стать
обучающейся организацией.
Практикой обучающихся организаций уже
выработаны определенные принципы, суть
которых сводится к следующему: 1) обучаться
быстрее, чем конкуренты; 2) обучаться внутри
организации (друг у друга и рабочих групп);
3) обучаться за пределами организации
(у поставщиков и потребителей); 4) обучаться
по вертикали (от вершины до основания
организации); 5) задавать правильные вопросы
и применять «обучение в действии»; 6) прогнозировать
будущее, создавать сценарии и обучаться
на них; 7) применять на практике то, чему
научились, и учиться на практике; 8) обучаться
быстрее, чем меняется внешняя среда; 9)
обучаться в областях, где раньше не обучались.
Современным
организациям требуется гораздо
более высокий уровень творческого
планирования, действенные и полезные
знания о новой продукции и
новых процессах, повышение степени
согласования совместных действий
с долгосрочными обязательствами
и понимание необходимости решения
сложных проблем. Для этого
необходимы, в свою очередь, подготовленные
работники, которые открыто высказывают
свое мнение
Список
литературы:
- Грейсон
Дж., О'Делли К. Американский менеджмент
на пороге XXI века.-М., 1990.
- Мильнер
Б. 3. Управление знаниями – вызов XXI
века. – «Вопросы экономики», 1999, №9
- Современное
управление. Энциклопедический справочник/Пер.
с англ. Т. 1-2. - М.: Издатцентр, 1997.
- Страссман
П. Информация в век электроники/ Пер.
с англ. – М.: Экономика, 1987.
- Ackoff R. L.
The Democratic Corporation. - N. Y: Oxford University Press, 1994.
- Brill P., Worth
R. The Four Levers of Corporate Change. - N. Y: Amacom, 1997.
- Caring for the Future.
Report of the Independent Commission on Population and Quality of Life.
- N. Y: Oxford University Press, 1996.
- Carr
С. Chice, Chance and Organizational Change. - N. Y.: Amacom, 1996.
- Davidow W. H.,
Malone M. S. The Virtual Corporation. - N. Y.: Harper Business,
1992.
- Halal W. E.,
Geranmayeh A., Pourdehnad J. Internal Markets. - N. Y.: John Wiley
and Sons, 1993.
- Hammer M.,
Champy J. Reengineering the Corporation. A Manifesto for Business
Revolution. - N. Y: Harper Business, 1994.
- Hesselbein F.,
Goldsmith, Beckhard R. The Organization of the Future. -San Francisco:
Sossey-Bass, 1997.
- Manganelli R.,
Klein M. The Reengineering Handbook. A Step-by-Step Guide to Business
Transformation. - N. Y: Amacom, 1994.
- Mead R.
International Management. Cross-Cultural Dimensions. - L: Beackwell
Publishers, 1994.
- Organizational
Dynamics. A Quarterly Review - Autumn, 1998.
- Pinchot G.,
Pinchot E. The Intelligent Organization. - San Francisco: Berrett-Koehler,
1996.
- Scott W. R.
- Organizations, Rational, Natural and Open Systems. 4 ed. - N. Y: Prentice
Hall, 1998.
- Senge P. M.
The Fifth Discipline. - N. Y: Doubleday, 1990.
- Williamson
O. E. Organization Theory, From Chester Barnard to the Present and
Beyond. - Oxf.: Oxford University Press, 1995.