Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2014 в 17:07, реферат
Управление (англ. - control) - это функция систем различной природы (технических, биологических или социальных), направленная на реализацию их целей с поддержанием присущей им структуры.
В процессе управления происходит взаимодействие двух объектов - управляющего и управляемого, которые соединены каналами прямой и обратной связи.
По каналу прямой связи передаются управляющие сигналы. Системы управления с одной только прямой связью называются разомкнутыми. Модель разомкнутой системы управления представлена на рис.1.1
Тема 1. ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ
1.1. Управление предприятием
1.1.1. Термины и понятия информационной теории управления
Исследования в информатике обусловлены кибернетикой, в основе которой тезис об общности процессов управления в объектах разной природы, проявляющийся в механизме действия обратной связи и информационной основе управления.
Поскольку основным для кибернетических теорий является определение термина «управление», то в начале приведем его формулировку[ ].
Управление (англ. - control) - это функция систем различной природы (технических, биологических или социальных), направленная на реализацию их целей с поддержанием присущей им структуры.
В процессе управления происходит взаимодействие двух объектов - управляющего и управляемого, которые соединены каналами прямой и обратной связи.
По каналу
прямой связи передаются
Рис.1.1. Разомкнутая система управления
Если система управления получает информацию о объекте управления по каналу обратной связи и производит необходимые корректирующие воздействия на объект управления, то такие системы управления называются замкнутыми. Модель такой системы управления представлена на рис.1.2.
Рис.1.2. Замкнутая система управления
Применительно к предприятию кибернетический подход предполагает, что при управлении должны использоваться следующие принципы:
q управление рассматривается в рамках системы, включающей как предприятие, так и внешнюю среду;
q цель управления формулируется в количественных терминах;
q действующие механизмы связи и управления анализируются с учетом как детерминированности, так и стохастических изменений.
Поскольку управление предприятием всегда подчинено некоторой цели, то поэтому всегда можно говорить об управлении, оптимальном в известном смысле, например цель: максимизация прибыли за заданный период времени,
Xизм(t)+W1
Где t - время,
Хизм(t) - вектор измеряемых параметров, характеризующих состояние управляемого объекта (измеряемая часть вектора фазовых координат),
Zизм(t) - вектор измеряемых параметров состояния окружающей среды,
U - управляющее воздействие,
V - воздействие окружающей среды,
W - информационные возмущения.
В общем случае U, V, W могут зависеть от Х и t.
Процесс управления включает две составляющие:
q программные управляющие воздействия, зависящие только от времени;
q корректирующие управляющие воздействия, формируемые по принципу обратной связи, т. е. зависящие от рассогласований между
текущими значениями контролируемых параметров и прогнозируемыми программными. Поведение контролируемых параметров деятельности изображено на рис. 1.4.
Где Xпл(t) - программное, планируемое значение параметра;
Хф(t) - фактическое значение параметра.
Методы формирования программно
воздействий и прогнозирования
поведения предприятия при
Планирование заключается в выработке плановой «траектории» процесса X(t) на период планирования {t0, tпл}. Учет, т. е. измерение, в производственных системах состоит в определении в заданные моменты времени истинного состояния процесса Xф(t). Контроль позволяет определить отклонение Xф(t) от Xпл(t), а регулирование состоит в определении скорректированного плана Хр (t), т. е. по существу является решением задачи планирования при новых начальных условиях.
После введения этих упрощений процесс управления предприятием можно представить в виде, изображенном на рис. 1.5.
Схема управления, показанная на рис.1.5 и рис. 1.6. является универсальной. Компонентами вектор - функции X(t) могут быть показатели, характеризующие ход производства, состояние доходов, расходов, мощностей, запасов, кадров и т. д..
Все бизнес – процессы предприятия являются управляемыми. Управление каждым процессом осуществляется путем реализации функций управления в отдельные дискретные моменты времени. В состав функций управления входят операции: планирование, учет, контроль, регулирование, анализ.
Планирование — это определение поведения управляемого процесса в будущем в детерминированном виде.
Учет — определение фактического состояния управляемого процесса в дискретные моменты времени.
Контроль - это определение отклонений между запланированным и фактическим состоянием управляемого процесса в дискретные моменты времени.
Регулирование - обеспечение функционирования управляемых процессов в рамках заданных параметров.
Анализ - это подведение итогов осуществления управляемого процесса за период управления, выявление факторов, повлиявших на степень достижения запланированных результатов. Существует еще одна функция управления - прогнозирование.
Прогнозирование - это определение на будущее вероятностных характеристик управляемого процесса. В зависимости от целей исследования функция прогнозирования рассматривается как самостоятельная или объединяется с планированием.
1.1.2. Информатизация управления предприятием
Реализация
процесса управления
Управление предприятием протекает во времени, поэтому его следует рассматривать как процесс. Структура производственного процесса определяет, в свою очередь, структуру процесса управления. На каждом предприятии можно выделить несколько направлений деятельности (производство, сбыт, снабжение, финансы и т. д.), а в рамках этих направлений - процессы более глубоких уровней, которые также являются объектами управления.
Система управления предприятием - это система управления организационного типа. В таких системах велика роль организации, координации и согласования поведения коллективов людей.
Формализации методов
1) с построением системы моделей, отражающих особенности поведения предприятия, моделей бизнес - процессов, представлением предприятия как композиции систем массового обслуживания, моделей данных, используемых на предприятии, и т. д.;
2) с созданием методов
определения управляющих
Применение этих подходов позволяет:
q выделить ряд задач, к которым можно применить методы теории оптимального управления, конечных автоматов, планирования операций
q создать эффективные процедуры принятия управленческих решений
q применять эвристические стратегии управления
q определить принципы формирования организационных структур предприятий.
Для автоматизации управления используются типы моделей, наиболее полная классификация которых содержится в стандартах IDEF (Integrated Computer Automated Manufacturing DEFinition).
В целом семейство стандартов IDEF охватывает практически все реально используемые в настоящее время подходы к созданию моделей предприятий, применяемые при автоматизации процессов, и методы проектирования (структурный и объектно-ориентированный подходы).
Детальное описание стандартов IDEF можно найти по адресу http://www.indel.com./.
1.1.3. Современные методологии управления предприятием
Концепции MRP, MRPII, ERP
Первые
работы по практическому
MRPII представляет собой методологию, направленную на эффективное управление всеми производственными ресурсами предприятия. Она обеспечивает решение задач планирования деятельности предприятия в натуральном и денежном выражении, моделирование возможностей предприятия, отвечая на вопросы типа «Что будет, если..?». Эта методология базируется на ряде крупных взаимосвязанных функций, среди которых:
q бизнес-планирование (Business Planning - ВР).
q планирование продаж и деятельности предприятия в целом (Sales and Operations Planning - S&OP).
q планирование производства (Production Planning - PP).
q разработка графика выпуска продукции (Master Production Scheduling - MPS).
q планирование материальных потребностей (Material Requirements Planning - MRP).
q планирование производственных мощностей (Capacity Requirements Planning - CRP).
q оперативное управления производством.
Среди них системы, основанные на составлении расписаний работ на цеховом уровне (Shop Floor Control - SFC) и системы поточного производства типа «точно-в-срок» (Just-in-Time - JIT).
Структура MRPII охватывает все основные функции планирования производства сверху вниз. Состав функциональных модулей и их взаимосвязи имеют глубокое обоснование с позиции теории управления.
Они обеспечивают интеграцию функций планирования, в том числе согласование их при различиях времени и пространства.
Для каждого уровня планирования MRPII характерны такие параметры, как степень детализации плана, горизонт планирования, вид условий и ограничений.. Ниже приводится краткая характеристика функциональных модулей MRPII.
Бизнес-планирование. Процесс формирования плана предприятия наиболее высокого уровня. Планирование долгосрочное, план составляется в стоимостном выражении. Наименее формализованный процесс выработки решений.
Планирование продаж и деятельн
Планирование производства. План продаж по видам продукции преобразуется в объемный или объемно-календарный план производства видов продукции. Под видом здесь понимаются семейства однородной продукции. В этом плане впервые в качестве планово-учетных единиц выступают изделия, но представления о них носят усредненный характер.