Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 16:27, контрольная работа
В результате усвоения дисциплины «Теория организации» дипломированный специалист должен:
- иметь представление о месте теории организации в системе научного и психологического знания;
- знать основные теории формирования организации;
- изучить особенности и закономерности жизнедеятельности организации;
- получить представление об основных законах и принципах развития организаций.
В целях наиболее полного изучения дисциплины, рассмотрим в данной работе цели и задачи теории организации, а также объект и предмет исследования.
Введение ………………………………………………………………………...3
I. Задание № 2. Теория организации: цель и задачи дисциплины,
объект и предмет исследования…………………………………..…………....4
1. Цели и задачи теории организации …………………………………….…...4
2. Теория организации: объект и предмет исследования ……………………7
II. Задание № 7. Описание системы принципов организации,
действующих в ООО «АЗС-Плюс»…………………………………………..15
Заключение …………………………………………………………………….17
Список использованной литературы ………………………………………...19
Поскольку самоорганизующиеся, регулируемые процессы характерны для всех сложных организационных систем, объект теории организации носит многоуровневый характер - от общества в целом, его основных подсистем до первичных предпринимательских, государственных и общественных организаций.
Предмет теории организации – организационные отношения, т.е. связи и взаимодействия между различного рода целостными образованиями и их структурным составляющим, а также процессы и действия организующей и дезорганизующей направленности. Многообразие видов организационных отношений достаточно наглядно раскрывается через введенные А.А. Богдановым регулирующие механизмы: конъюгации (соединение элементов и комплексов между собой); ингрессии («вхождение», образование связующего промежуточного звена между разнородными звеньями при формировании новой целостности); дезингрессии («вхождение», образование нейтрализующего, разрушающего звена в процессе дезорганизации некой целостности); цепной связи (объединения посредством общих звеньев); отбора и подбора, стихийно регулирующих мер; бирегуляции (обратной связи), эгрессии и дигрессии (централистский и скелетный способы формирования комплексов). Таким образом, теория организация есть теория организационных отношений.
В предмет теории организации целесообразно включать основные методы, категории, понятия, раскрывающие суть данной науки, характер организаторской деятельности.
Все категории теории организации можно разделить на три относительно самостоятельные группы:
Общие категории для большинства социальных наук (общество, государство, собственность, рынок, социальная деятельность, человек, личность, ресурсы, социальные институты, власть и т.п.).
Категории, преимущественно
отражающие организационные
Категории, раскрывающие
технологию организаторской
Предложенное разделение на категории теории организации носит условный характер. В процессе исследования организационных проблем и в практике организаторской деятельности они применяются комплексно, во взаимодействии друг с другом.
Инструментом теоретического исследования предмета является научный метод. Термин «метод» происходит от греческого methodos, что в буквальном переводе означает «путь к чему-либо». Под методом понимается упорядоченная деятельность по достижению определенной цели. Познавательная деятельность человека может быть теоретической и практической, поэтому понятие «метод» в равной степени относится и к теории, и к практике. Научный метод связан с действиями ученого и представляет собой совокупность мыслительных или физических операций, осуществляемых в ходе исследования. В нем заключено знание процедур для получения нового знания.
В основе формирования метода лежат свойства, особенности, законы исследуемого объекта, а также направленная деятельность ученого, обладающего определенными потребностями, возможностями и способностями. Таким образом, научный метод является одновременно и результатом научной деятельности человека и средством его дальнейшей работы.
Метод теории организации - набор теоретико-познавательных и логических принципов и категорий, а также научного (формально-логического, математического, статистического, собственно организационного) инструментария для исследования системы организационных отношений. Метод организационной науки не описывает сам объект и предмет исследования (организационный опыт и систему организационных отношений), но предписывает исследователю, какие и как применять средства исследования, чтобы получить истинные знания о предмете.
К основным методам теории организации относятся: индуктивный, статистический, абстрактно-аналитический, сравнительный и др.
Индуктивный метод представляет собой движение мысли от единичного к всеобщему, от знания меньшей степени общности к знанию большей степени общности.
Статистический метод заключается в количественном учете факторов и частоте их повторяемости. Исследование массовых явлений окружающего мира с использованием методов теории вероятностей, группировок, средних величин, индексов, графических изображений и т.п. позволяет устанавливать характер и устойчивость организационных связей структурных элементов в различных комплексах, оценивать их уровень организованности и дезорганизации. Данный метод способствует нахождению устойчивых связей и закономерностей между организационными отношениями.
Абстрактно-аналитический метод позволяет устанавливать законы явлений, отражающие связи и постоянные тенденции. Средством для этого служит «абстрагирование», т.е. мысленное выделение существенных свойств и связей предмета, отвлечение от частностей, что позволяет увидеть в чистом виде основу изучаемых явлений. Во всех случаях абстрагирование осуществляется либо путем вычисления исследуемого явления из некоторой целостности, либо путем составления обобщенной картины изучаемого явления, либо путем замены реального эмпирического явления идеализируемой схемой.
Суть сравнительного метода заключается в подборе сходных организаций как объектов исследования. Исключительно важное значение данный метод приобретает для выяснения процессов изменения, развития, динамики исследуемого явления, раскрытия тенденций и закономерностей функционирования развития организационных систем.
Эффективность применения сравнительного метода в практической организаторской деятельности, научном исследовании определяется правилами, выработанными многовековым исследовательским опытом:
- во-первых, сравнивать можно лишь взаимосвязанные, однородные и соизмеряемые события (факты);
- во-вторых, следует выявлять не только признаки сходства в сравниваемых событиях (фактах), структурах, но и признаки отличия;
- в-третьих, сравнение должно осуществляться, прежде всего, по таким признакам сходства и различия, которые имеют важное, существенное значение. Следует сравнивать неизвестное (объясняемые факты) с известным (ранее установленными знаниями).
Организационные процессы и
явления носят все природный характер
и не могут быть описаны методами какой-либо
одно дисциплинарной науки. Поэтому в
этих условиях особое значение приобретают
новые методы комплексного и функционального
анализа, системного и исторического
подхода. Благодаря их широкому применению
появляется возможность наиболее полного,
глубокого и всестороннего исследования
проблем теории организации.
Использование комплексного подхода позволяет
получить новые знания об организации
посредством изучения этого явления в
междисциплинарном аспекте на стыке различных
наук.
Исследование организаций с позиций системного подхода дает возможность раскрыть такие свойства организации, как целостность, системность, организованность, описать законы взаимосвязи между ее элементами, внутриорганизационные отношения и взаимоотношения рассматриваемого объекта с другими.
Применение функционального подхода дает возможность:
- изучить проявление
- установить то место, которое занимает та или иная организация в природных и общественных процессах;
- выявить взаимодействие
рассматриваемой организации с
другими системными и
Системно-исторический подход определяет, интегрирует данное состояние и движение организации, учитывает нарастание темпов развития, позволяет установить закономерности перехода из одного состояния в другое, органически соединяет генетическое и прогностическое истолкование объектов и процессов.
II. Задание № 7.
Описание системы принципов организации, действующих
в ООО «АЗС-Плюс»
Классификация принципов |
Сущность принципов |
Пример действия на примере вашего предприятия |
1. Принцип соответствия между поставленными целями и выделенными ресурсами |
Каждой цели должен соответствовать набор материальных, финансовых и кадровых ресурсов, призванных обеспечить выполнение набора задач. |
Перед проведением планового ремонта здания, была подготовлена и одобрена смета ремонтных работ, просчитаны затраты. |
2. Принцип соответствия распорядительства и подчинения |
У каждого работника должен быть один линейный руководитель и любое количество функциональных. |
Не допускается ситуации, когда подчиненный по другим каналам является линейным руководителем своего руководителя (начальник своего начальника). Существует четкая организационная схема предприятия, для каждой должности прописаны полномочия и должностные обязанности. |
Принцип соответствия эффективности производства и экономичности |
Для каждой организации должно
быть найдено соответствие между эффективностью
и затратами. |
При приеме новых сотрудников, отдается предпочтение более опытным и квалифицированным, пусть и претендующим на большую зарплату, чем менее квалифицированным, но довольствующимся небольшим вознаграждением. |
Принцип ритмичности |
Производственные и информационные процессы должны идти равномерно по заранее заданным временным интервалам. |
Ежеквартальные, ежемесячные совещания у генерального директора для руководителей подразделений, на которых составляются планы действий на квартал, месяц, неделю, ставятся цели и обсуждаются пути достижения. |
Принцип приоритета объекта управления над субъектом |
Для действующих организаций: руководители и главные специалисты организации должны подбираться под конкретные структурные подразделения с учетом их совместимости. |
При назначении специалиста на должность, учитываются его личные и профессиональные способности, именно в рассматриваемой сфере. Проводятся дополнительные тестирования, организовываются курсы повышения квалификации. |
Заключение
В последнее время с очевидной закономерностью повышенный интерес проявляется к наукам, приоритет которых определяется не только их самостоятельным значением, но и ролью в развитии всего комплекса научных знаний и общества в целом. К числу таких наук относится теория организации. Изучение организационных процессов, системных принципов и поведения организационных структур стало ключевой задачей исследований, проводимых совместно представителями ряда научных дисциплин.
Теория организации как учебная дисциплина призвана обеспечить необходимое качество специальной теоретической подготовки государственных служащих, специалистов, управленцев, а в конечном счете повысить эффективность организационной деятельности, нацеленной на получение социально значимых результатов. Практическое применение теоретических положений - законов организации, принципов, методов организационной деятельности - должно избавить ведущиеся в стране реформы от субъективизма, полнее использовать имеющиеся резервы для организационной перестройки общества.
Эта учебная дисциплина, относясь к циклу общепрофессиональных дисциплин, является в то же время фундаментальной как общая теория функционирования и развития организационных отношений в природе и обществе. Именно организационное творчество природы и сознательная деятельность человека, подвергнутые глубокому всестороннему исследованию и преломленные через призму организационного опыта, и составляют суть теории организации, определяют ее общественные цели и роль в системе человеческих знаний.
Основной целью дисциплины является овладение теоретическими знаниями и практическими навыками научной организации процессов формирования и развития организаций различного уровня. Не менее значимой целью учебной дисциплины является развитие системного подхода и системного мышления к анализу организаций как сложных динамических систем с целью использования полученных знаний в своей практической деятельности.
Список использованной литературы
1. Акимова Т.А.. Теория организаций. – М.: 2006, 367 с.
2. Акулов В. Б., Рудаков М. Н. Теория организации. Учебное пособие. – М.: 2005.
3. Громкова М.Т. Организационное поведение. М.: Юнити-Дона, 1999.
4. Камерон К., Куинн Р. Диагностика и изменение организационной культуры. Спб.: Питер, 2001.
5. Карташова Л.В., Никонова Т.В., Соломадина Т.О. Организационное поведение. М.: Инфра-М, 2001.
6. Лафта Дж.К. Теория организации. Учебное пособие. – М.: 2006, 416 с.
7. Рогожин С.В., Рогожина Т.В. Теория организации: Учебное пособие / С.В. Рогожин, Т.В. Рогожина. – М.: Издательство «Экзамен», 2004. – 320 с.
8. Стадниченко В.Н. Теория организации. – Ростов-на-Дону: 2004.
9. Спивак В.А. Корпоративная культура. Спб.: Питер, 2001.
10. Тарасов В. Внутрифирменные отношения. Таллинн: Издательство Kvibek, 2002.
11. Теория организации в вопросах и ответах. – М.: Проспект, 2006.
Информация о работе Контрольная работа по предмету "Теория организации"