Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2012 в 20:26, курсовая работа
Корпоративная культура - это междисциплинарное направление исследований, которое находится на стыке нескольких областей знания, таких как менеджмент, организационное поведение, социология, психология, культурология. Именно многодисциплинарность данной концепции, её уникальная интегративная сущность, с одной стороны, создают при её рассмотрении определённые сложности познавательного плана, а с другой - дают возможность грамотно и эффективно управлять предприятием.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ИНСТРУМЕНТЫ ДИАГНОСТИКИ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ЗАО «ФЛОРИЯ» И ОПИСАНИЕ СОБРАННОЙ ИНФОРМАЦИИ 5
2. МЕТОД ДИАГНОСТИКИ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ЗАО «ФЛОРИЯ» И ОПИСАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ДИАГНОСТИКИ 8
3. ОЦЕНКА КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ЗАО «ФЛОРИЯ» 15
4. ГЛОССАРИЙ 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 27
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ИНСТРУМЕНТЫ ДИАГНОСТИКИ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ЗАО «ФЛОРИЯ» И ОПИСАНИЕ СОБРАННОЙ ИНФОРМАЦИИ 5
2. МЕТОД ДИАГНОСТИКИ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ЗАО «ФЛОРИЯ» И ОПИСАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ДИАГНОСТИКИ 8
3. ОЦЕНКА КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ЗАО «ФЛОРИЯ» 15
4. ГЛОССАРИЙ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Растущий динамизм и изменчивость деловой среды создают для организаций необходимость постоянных коммуникаций с партнерами, потребителями, сотрудниками. Рост образованности, квалификации, информированности работников и общественности в целом требует от менеджмента использования более сложных и тонких методов управления. Чтобы управлять событиями, уже недостаточно управлять поведением людей. Сегодня необходимо управлять тем, что люди думают и чувствуют, формировать общественное мнение и настроение. Такое управление предполагает установление и ведение целенаправленных систематических коммуникаций с различными группами общественности — с партнерами, с широкой общественностью и средствами массовой информации, с местной общественностью и госструктурами, с финансовой общественностью и, конечно же, с работниками. В работе с последними возникает потребность в создании единой системы ценностей, норм и правил, т.е. корпоративной культуры, позволяющей достичь эффективной работы, сосредоточиться на достижении целей компании, и самореализоваться самим сотрудникам. Вот здесь и приходят на помощь «управленцам» специалисты по связям с общественностью. Ведь в их компетенцию входит не только работа с внешней средой, но и с внутренней, для создания благоприятного имиджа компании и среди ее работников.
Корпоративная культура - это междисциплинарное направление исследований, которое находится на стыке нескольких областей знания, таких как менеджмент, организационное поведение, социология, психология, культурология. Именно многодисциплинарность данной концепции, её уникальная интегративная сущность, с одной стороны, создают при её рассмотрении определённые сложности познавательного плана, а с другой - дают возможность грамотно и эффективно управлять предприятием.
Целью данной работы является исследование формирования корпоративной культуры в организации.
Задачи:
1. Привести инструменты диагностики корпоративной культуры ЗАО «Флория» и описать собранную информацию,
2. Описать выбранный метод диагностики корпоративной культуры ЗАО «Флория» и результаты диагностики,
3. Провести оценку корпоративной культуры ЗАО «Флория».
1. ИНСТРУМЕНТЫ ДИАГНОСТИКИ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ЗАО «ФЛОРИЯ» И ОПИСАНИЕ СОБРАННОЙ ИНФОРМАЦИИ
В современном бизнесе корпоративная культура выступает важным условием успешной работы фирмы, фундаментом ее динамичного роста, своего рода гарантом стремления к повышению эффективности.
В настоящее время стало уже традиционным выделять три уровня корпоративной культуры:
1) поверхностный (символический) уровень – это все, что человек может увидеть и потрогать: корпоративная символика, логотип, фирменные календари, флаг фирмы, гимн фирмы, особая архитектура здания и т. п. Также к символическому уровню относят мифы, легенды и истории, связанные с основанием фирмы, деятельностью ее руководителей и выдающихся сотрудников. Такие легенды и истории обычно передаются устно. На этом уровне вещи и явления легко обнаружить, но не всегда их можно расшифровать и интерпретировать в терминах корпоративной культуры.
2) подповерхностный уровень – объединяет ценности и нормы, сознательно зафиксированные в документах организации и призванные быть руководящими в повседневной деятельности членов организации. Типичным примером такой ценности может служить установка «клиент всегда прав» в отличие от установки о первенстве производителя в советский период. В частности, продолжающееся существование старой ценности о первенстве производителя до сих пор противодействует эффективной работе многих организаций и секторов экономики. На этом уровне изучению подвергаются ценности и верования, разделяемые членами организации, в соответствии с тем, насколько эти ценности отражаются в символах и языке. Восприятие ценностей и верований носит сознательный характер и зависит от желания людей. Исследователи часто ограничиваются этим уровнем, так как на следующем уровне возникают почти непреодолимые сложности.
3) базовый (глубинный) уровень – базовые предположения, возникающие у членов организации на основании личных паттернов, подкрепляемых или изменяющихся успешным опытом совместных действий и в большинстве случаев неосознаваемые, некоторый «воздух» корпоративной культуры, который без запаха и вкуса, которым все дышат, но в обычном состоянии не замечают. Эти базовые предположения трудно осознать даже самим членам организации без специального сосредоточения на этом вопросе. Эти скрытые и принимаемые на веру предположения направляют поведение людей, помогая им воспринять атрибуты, характеризующие корпоративную культуру.
Диагностика организационной культуры выделяет следующие этапы:
1) предварительное обсуждение проекта, разработка программы исследования;
2) сбор информации;
3) визуализация существующей корпоративной культуры.
К инструментам диагностики организационной культуры относятся: анализ документов, обход фирмы, анкетный опрос, наблюдение, интервью, эксперимент.
Проводя анализ документации необходимо выделить следующие направления:
1. История развития организации.
2. Организационная структура.
3. Управление персоналом.
4. Документы организации.
5. Внутренние и внешние системы коммуникаций.
6. Порядок планирования и контроля в организации.
При проведении диагностики корпоративной культуры необходимо провести обход организации и изучить такие культурные индикаторы как внешний вид здания, планировка и дизайн помещения, внешний вид сотрудников, прием посетителей.
На следующем этапе возможно проведение анкетирования персонала организации, возможно использование готовых анкет. Основними темами должны быть:
1. Сильные и слабые стороны организации.
2. Стратегия компании.
3. Главные ориентации компании.
4. Коммуникации в компании.
5. Климат внутри компании.
6. Совместная работа.
Следующий не менее важный прием диагностики – это проведение интервью персонала организации, наблюдение за персоналом организации – содержание разговоров, менеджмент, действия персонала. При проведении интервью следует обратить особое внимание на таких людей как:
1. Лица, занимающие управленческие посты в организации.
2. «Новички» и «старожилы».
3. Секретари и заместители.
4. Лица, выражающие общее мнение.
5. Лица, занимающие нижайшие посты в организации.
Число опрашиваемых работников должно примерно составлять 50 на 1000 человек персонала. В интервью должны быть заданы вопросы на разные темы. Например: почему вы работаете именно в этой компании, какой опыт работы, занимаемая должность, устраивает ли атмосфера в компании и т.д.
Так же можно прибегнуть к дополнительным способам диагностики, таким как групповое интервью или участие в заседании трудового коллектива.
2. МЕТОД ДИАГНОСТИКИ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ЗАО «ФЛОРИЯ» И ОПИСАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ДИАГНОСТИКИ
Существуют основные методики диагностики корпоративной культуры:
1.Разработка рамочный конструкций:
- Методика К.Камерона и Р.Куинна
- Методика Т.Дила и А.Кеннеди
- Уровневая модель Э.Шейна
- Методика Г.Хофштеде
2.Разработка критериев оценки:
- Методика ATAG
Методика Тима Камерона и Роберта Куинна.
Эти исследователи известны как разработчики рамочной конструкции конкурирующих ценностей. Она основана на двух измерениях организационной культуры, которые определяют ключевые факторы эффективности для организационной культуры.
Первое измерение выключает в себя критерии гибкости и дискретности с одной стороны и стабильности и контроля - с другой. То есть, есть организации, которые считаются эффективными, если они динамичны, отличаются хорошей приспособляемостью, склонны к переменам. Другие организации эффективны при условии, что функционируют предсказуемо и стабильно, без потрясений. Как пишут сами авторы, «континуум этого измерения простирается от организационной многогранности и пластичности на одном краю до организационной непоколебимости и долговечности на другом»
Второе измерение также включает в себя два полюса. На одном находится эффективность, определяемая ориентацией компании на внутреннюю гармонию, интеграцию и единство. На другом - эффективность, ассоциируемая с внешней ориентацией, соперничеством, конкуренцией и дифференциацией. Таким образом, это измерение простирается от организационной сплоченности и согласованности на одном краю до организационной разобщенности и независимости на другом.
Эти два измерения определяют четыре стержневые ценности организационной культуры. Соответственно, четыре её типа выделялись Камероном и Куинном сообразно доминирующим в организациях ценностям.
Рис. 1. Типология корпоративных культур по К.Камерону и Р.Куинну.
Названия квадратов соответствуют главным организационным формам, разрабатываемым наукой об организациях.
Таблица 1 - Основные характеристики типов корпоративной культуры по К. Камерону и Р. Куинну
Характеристика | Тип корпоративной культуры | |||
бюрократия | рынок | клан | адхократия | |
Ориентация организации | Веутренний фокус и интерграция | Внешний фокус и дифференциация | Внутренний фокус и интеграция | Внешний фокус и дифференциация |
Степень гибкости | Стабильность и контроль | Стабильность и контроль | Гибкость и дискретность | Гибкость и дискретность |
I. Конкурирующие ценности лидерства, эффективности и организационной теории
| ||||
• тип лидера | Координатор. | Жесткий надсмотрщик. | Пособник. | Новатор. |
• критерии | Рентабельность. | Рыночная доля. | Сплоченность. | Результат на |
• теория менеджмента | Контроль способствует рентабельности | Конкуренция способствует продуктивности | Участие укрепляет преданность делу | Новаторство |
II. Конкурентные ценности менеджмента всеобщего качества
| ||||
• стратегии качества | Обнаруживать | Измерять предпочтения потребителей. | Наделять полномочиями. | Удивлять и |
III. Конкурирующие ценности управления человеческими ресурсами
| ||||
• HR-роль | Специалист- | Стратегический | Защитник интересов наемных | Агент по изменениям |
• средства | Реинжениринг | Выравнивание | Отклик на нужды наемных | Пособничество |
• цели | Рациональная | Влияние на конечный результат | Сплоченность, | Организационное обновление |
• компетентность | Совершенствование процессов; связи с потребителями; | Общий опыт в | Моральная | Анализ систем; |