Лекции по "Теории организации"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 11:31, курс лекций

Краткое описание

Теория организации является комплексной междисциплинарной областью знания, применяемую в организации социальных систем и систем управления, в частности.
Жизнь каждого человека протекает в обществе и сопряжена с действиями тех или иных организаций. Ее значение особенно велико для установления общественного порядка, обеспечения организованности во всех подсистемах общества. Отсюда следует, что объектами организации как процесса могут и должны быть: государство, его социальные институты и органы власти, экономика, наука, здравоохранение, образование и т.д.

Вложенные файлы: 1 файл

Весь материал (2).docx

— 2.21 Мб (Скачать файл)

Рисунок 7. Линейно-функциональная структура  управления

Линейно-штабная структура управления представляет собой комбинированную  структуру, сочетающую свойства линейных и линейно-функциональных структур. Она предусматривает создание специальных  подразделений (штабов) в помощь линейным руководителям для решения тех  или иных задач. Эти штабы готовят  руководителю проекты решений по соответствующим вопросам. Штабы  не наделяются исполнительной властью. Руководитель сам принимает решение  и доводит его до всех подразделений. Штабная схема наиболее целесообразна, если необходимо осуществлять линейное управление (единоначалие) по ключевым позициям организации.

 

 

Рисунок 8. Линейно-штабная структура управления

Учитывая все вышеперечисленные  недостатки, важно подчеркнуть, при  каких условиях они сглаживаются:

  • линейно-функциональные структуры управления наиболее эффективны там, где аппарат управления выполняет рутинные, часто повторяющиеся и редко меняющиеся задачи и функции, то есть в компаниях, функционирующих в условиях решения стандартных управленческих проблем;
  • достоинства этих структур проявляются в управлении компаниями с массовым или крупносерийным типом производства, в компаниях, выпускающих относительно ограниченную номенклатуру продукции;
  • они наиболее эффективны при хозяйственном механизме затратного типа, когда производство наименее восприимчиво к прогрессу в области науки и техники;
  • линейно-функциональные структуры успешно применяются в компаниях, действующих в стабильных внешних условиях.

В настоящее время классические линейно-функциональные структуры  присущи лишь мелким и части средних  компаний. Они редко используются на уровне транснациональных корпораций, чаще – на уровне их подразделений  за рубежом.

Для крупных компаний доминирующим стал дивизиональный подход к построению организационных структур управления.

Дивизиональные (отделенческие) структуры управления являются наиболее совершенной разновидностью организационных структур иерархического типа и часто их считают средним типом между бюрократическими и адаптивными структурами управления.

Впервые дивизиональные структуры управления появились в конце 20-х годов на предприятиях ''Дженерал Моторс'', а наибольшее распространение они получили в 60 –70-е годы ХХ века. В эти годы крупные западные корпорации стали практически повсеместно переходить к дивизиональным структурам. По некоторым оценкам, от линейно-функциональных структур к дивизиональным к середине 80-х годов в США перешли 80% всех диверсифицированных и специализированных компаний, в том числе из 500 крупнейших – 95 %. В Японии такой вид структуры применяют 45 % всех компаний.

Дивизиональные структуры возникли как реакция на недостатки линейно-функцио-нальных структур. Необходимость их реорганизации была вызвана резким увеличением размеров компаний, усложнением технологических процессов, диверсификацией и интернализацией их деятельности. В условиях динамично изменяющейся внешней среды невозможно было управлять из единого центра непохожими друг на друга или географически удаленными подразделениями компании.

Дивизиональные структуры – структуры, основанные на выделении крупных автономных производственно-хозяйственных подразделений (отделений, дивизионов) и соответствующих им уровней управления с предоставлением этим подразделениям оперативно-производственной самостоятельности и с перенесением на этот уровень ответственности за получение прибыли.

Под отделением (дивизионом) подразумевается  организационная товарно-рыночная единица, имеющая внутри необходимые  собственные функциональные подразделения. На отделение возлагается ответственность  за производство и сбыт определенной продукции и получение прибыли, в результате чего управленческий персонал верхнего эшелона компании высвобождается для решения стратегических задач. Оперативный уровень управления, концентрирующийся на производстве конкретного продукта или на осуществлении деятельности на определенной территории, был отделен от стратегического, отвечающего за рост и развитие компании в целом. Как правило, у высшего руководства фирмы остается не более 4-6 централизованных функциональных подразделений. Высший руководящий орган компании оставляет за собой право жесткого контроля по общекорпоративным вопросам стратегии развития, научно-исследовательских разработок, финансов, инвестиций и т.п. Следовательно, для дивизиональных структур характерно сочетание централизованного стратегического планирования в верхних эшелонах управления и децентрализованной деятельности отделений, на уровне которых осуществляется оперативное управление и которые ответственны за получение прибыли. В связи с перенесением ответственности за прибыль на уровень отделений (дивизионов) они стали рассматриваться как “центры прибыли”, активно использующие предоставленную им свободу для повышения эффективности работы.

 

Рисунок 9. Дивизиональная структура управления

Дивизиональный подход обеспечивает более тесную связь производства с потребителями, существенно ускоряя его реакцию на изменения, происходящие во внешней среде.

Дивизиональные структуры характеризуются полной ответственностью руководителей отделений за результаты деятельности возглавляемых ими подразделений. В связи с этим важнейшее место в управлении компаниями с дивизиональной структурой занимают не руководители функциональных подразделений, а руководители, возглавляющие производственные отделения.

Структуризация компании по отделениям (дивизионам) производится, как правило, по одному из трех принципов: по продуктовому –с учетом особенностей выпускаемой продук-ции или предоставляемых услуг, в зависимости от ориентации на конкретного потребителя и по региональному – в зависимости от обслуживаемых территорий.

Дивизиональная структура основана на выделении автономных подразделений, что существенно ускоряет реакцию всей компании на изменения, происходящие во внешней среде, уменьшает сложность управления и позволяет компании уделять конкретному продукту, потребителю или региону максимальное внимание. В тоже время необходимо отметить, что в дивизиональных структурах наблюдается неэффективное использование ресурсов, дублирование функций, невысокая координация деятельности регионов. Данная структура наиболее популярна в крупных компаниях с широкой номенклатурой выпускаемой продукции.

Начиная с 60-х годов многие организации  столкнулись с таким положением, когда внешние условия их деятельности менялись так быстро, проекты становились настолько сложными, а технологии развивались так стремительно, что недостатки иерархических организационных структур управления стали превышать их достоинства. Очень часто стройность традиционной (иерархической) организационной структуры замедляла взаимодействие и процедуру разработки решений до такой степени, что организация больше не могла эффективно реагировать на происходящие изменения. Чтобы организации имели возможность реагировать на изменения окружающей среды и внедрять новую технологию, были разработаны адаптивные организационные структуры.

Для адаптивных (гибких, органических) организационных структур характерно отсутствие бюрократической регламентации  деятельности органов управления, отсутствие детального разделения труда по видам  работ, размытость уровней управления и небольшое их количество, гибкость структуры управления, децентрализация  принятия решений, индивидуальная ответственность  каждого работника за общие результаты деятельности

К разновидностям структур адаптивного  типа можно отнести проектные, матричные, программно-целевые, проблемно-целевые, структуры, основанные на групповом подходе (командные, проблемно-групповые, бригадные), сетевые организационные структуры.

Проектные структуры – это структуры управления комплексными видами деятельности, которые из-за решающего значения для компании требуют обеспечения непрерывного координирующего и интегрирующего воздействия при жестких ограничениях по затратам, срокам и качеству работ.

Традиционно руководитель подразделения  в любой крупной компании в  рамках организационной структуры  иерархического типа имеет множество  различных обязанностей и несет  ответственность за разнообразные  аспекты нескольких разных программ, проблем, проектов, видов продукции  и услуг. Неизбежно, что в этих условиях, даже хороший руководитель будет на какие-то виды деятельности обращать больше внимания, а на другие – меньше. В результате - невозможность  учесть все особенности, все детали проектов могут привести к самым  серьезным последствиям. Поэтому  для того, чтобы управлять проектами  и, прежде всего, крупномасштабными, и  используются специальные проектные  структуры управления.

Проектные структуры в компании, как правило, применяются тогда, когда возникает необходимость  разработать и осуществить организационный  проект комплексного характера, охватывающий, с одной стороны, решение широкого круга специализированных технических, экономических, социальных и иных вопросов, и, с другой стороны, деятельность различных  функциональных и линейных подразделений. К организационным проектам можно  отнести любые процессы целенаправленных изменений в системе, например, реконструкцию  производства, разработку и освоение новых видов продукции и технологических  процессов, строительство объектов и т.д.

Под проектной структурой управления понимается временная структура, создаваемая  для решения конкретной комплексной  задачи (разработки проекта и его  реализации). Смысл проектной структуры  управления состоит в том, чтобы  собрать в одну команду самых  квалифицированных сотрудников  разных профессий для осуществления  сложного проекта в установленные  сроки с заданным уровнем качества и в рамках выделенных для этой цели материальных, финансовых и трудовых ресурсов.

Проектная структура управления предполагает обеспечение централизованного  управления всем ходом работ по каждому  крупному проекту.

Существует несколько типов  проектных структур. В качестве одной  из их разновидностей можно привести так называемые чистые или сводные  проектные структуры управления»  подразумевающие формирование специального подразделения — проектной команды, работающей на временной основе.

Временная группа специалистов в сущности представляет собой уменьшенную по масштабам копию постоянной функциональной структуры данной компании. Правда, на практике эти проектные команды редко находят отражение на формальных схемах организационных структур управления. В состав временных групп включают необходимых специалистов: инженеров, бухгалтеров, руководителей производства, исследователей, а также специалистов по управлению. Руководитель проекта наделяется проектными полномочиями (полной властью и правами контроля в рамках конкретного проекта). Руководитель отвечает за все виды деятельности от начала до полного завершения проекта или какой-либо его части. В его функции входит определение концепции и целей проектного управления, формирование проектной структуры, распределение задач между специалистами, планирование и организация выполнения работ, координация действий исполнителей. Ему полностью подчинены все члены команды и все выделенные для этой цели ресурсы. В число проектных полномочий руководителя проекта входит ответственность за планирование проекта, за составление графика и ход выполнения работ, за расходование выделенных ресурсов, в том числе и за материальное поощрение работающих. После завершения работ по проекту структура распадается, а персонал переходит в новую проектную структуру или возвращается на свою постоянную должность (при контрактной работе — увольняется).

 

Рисунок 10. Одна из разновидностей проектных  структур управления

 

Чисто проектные структуры, как  правило, используются для решения  каких-либо особенно крупномасштабных задач. В случае менее крупных  проектов затраты на дублирование уже  существующих в компании служб в проектной структуре управления становятся нерациональными. В таких относительно небольших проектах его руководитель может выступать в качестве консультанта высшего руководства фирмы. Или же кто-нибудь из высшего руководящего состава компании координирует реализацию проекта в рамках обычной линейно-функциональной структуры. В качестве важнейших преимуществ такого вида структур управления можно назвать:

  • интеграцию различных видов деятельности компании в целях получения высококачественных результатов по определенному проекту;
  • комплексный подход к реализации проекта, решению проблемы;
  • концентрацию всех усилий на решении одной задачи, на выполнении одного конкретного проекта;
  • большую гибкость проектных структур;
  • активизацию деятельности руководителей проектов и исполнителей в результате формирования проектных групп;
  • усиление личной ответственности конкретного руководителя как за проект в целом, так и за его элементы.

К недостаткам проектной структуры  управления можно отнести следующее:

  • при наличии нескольких организационных проектов или программ проектные структуры приводят к дроблению ресурсов и заметно усложняют поддержание и развитие производственного и научно-технического потенциала компании как единого целого;
  • от руководителя проекта требуется не только управление всеми стадиями жизненного цикла проекта, но и учет места проекта в сети проектов данной компании;
  • формирование проектных групп, не являющихся устойчивыми образованиями, лишает работников осознания своего места в компании;
  • при использовании проектной структуры возникают трудности с перспективным использованием специалистов в данной компании;
  • наблюдается частичное дублирование функций.

Проектные структуры, как правило, используются для решения каких-либо особенно крупномасштабных задач. В  случае менее крупных проектов затраты  на дублирование уже существующих в  компании служб в проектной структуре управления становятся нерациональными. В таких относительно небольших проектах его руководитель может выступать в качестве консультанта высшего руководства фирмы. Или же кто-нибудь из высшего руководящего состава компании координирует реализацию проекта в рамках обычной линейно-функциональной структуры.

Информация о работе Лекции по "Теории организации"