Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 11:31, курс лекций
Теория организации является комплексной междисциплинарной областью знания, применяемую в организации социальных систем и систем управления, в частности.
Жизнь каждого человека протекает в обществе и сопряжена с действиями тех или иных организаций. Ее значение особенно велико для установления общественного порядка, обеспечения организованности во всех подсистемах общества. Отсюда следует, что объектами организации как процесса могут и должны быть: государство, его социальные институты и органы власти, экономика, наука, здравоохранение, образование и т.д.
Содержательная, аналитическая типология в отличие от формальной и эмпирической и начинается с поиска таких признаков, которые смогли бы стать основанием для выделения групп организаций как новых актуальных объектов исследования. И в этом основная проблема типологии, являющаяся специфическим типом исследования. Количество же таких оснований теоретически неисчерпаемо.
Организации можно разбить на следующие категории:
Организации могут быть классифицированы по их отраслевой принадлежности:
Различают организации по типу решаемых ими социальных задач:
В обществе также можно выделить следующие типы организаций:
Деловые организации (предприятия, учреждения). Создаются отдельными коллективными предпринимателями и более широкими социальными системами: государством, местной властью, акционерными обществами, партиями и т.д. Они могут быть муниципальными, частными. Участие в них, то есть выполняемая там работа, дает доход, заработную плату. Основа внутреннего регулирования - административный распорядок, принципы единоначалия, целесообразности.
Союзные (общественные) организации. Их цели вырабатываются «изнутри» и представляют собой обобщение индивидуальных участников. Регулирование обеспечивается совместно принятым уставом, принципом выборности. Членство в них дает удовлетворение политических, социальных, культурных, творческих, материальных и иных интересов.
Но в обществе возникают организационные образования и другого рода, не собственно организации, а имеющие их признаки. Это ассоциативные организации - семья, научная школа, неформальная группа. В них заметны некоторая автономия от среды, относительная стабильность состава, иерархия (главенство, лидерство), сравнительно устойчивое распределение участников (по ролям, престижу), принятие общих решений. Регулятивные функции осуществляют спонтанно складывающиеся в них коллективные нормы и ценности. Однако степень их формализации незначительна. Более важное их отличие от организаций первых двух типов содержится в особенностях целевых свойств: они строятся на взаимном удовлетворении интересов, кода не общая цель является фактором объединения, а цели каждого, то есть цель одного участника служит средством достижения цели другого. Конечно, целое и здесь нетождественно его составляющим, но общие цели совпадают с индивидуальными целями.
Сходными организационными признаками обладает и такой тип общности, как поселение. Первоначально люди селятся вместе, чтобы через соседские связи использовать деятельностные способности друг друга, подчиняясь при этом какой-то целесообразности целого (соблюдая планировку улиц, формы и размеры жилища, структуру специализации и т.д.), которая каждому в отдельности не нужна. По мере урбанизации фактор целостности возрастает, обезличивается и обособляется еще больше.
Итак, определены четыре типа организационных образований в обществе, два из которых - собственно организации, два других - пограничные формы, то есть полуорганизации, во многих своих чертах родственные первым.
Все они есть разновидности целевой общности, сопоставимые по ряду параметров, ключевым среди которых следует считать характер общей цели, соотношение ее с индивидуальными целями. Такое понимание явления организации дает новые возможности для выведения универсальных закономерностей построения и функционирования разных социальных объектов, распространения принципов организационного анализа на общественную жизнь.
Очевидно, что все эти
организационные формы
Признаки социальной организации.
Главный признак организации
– наличие цели, к достижению
которой стремятся ее члены.
Общая цель социальной
Ещё один важный
признак организации – это
ее обособленность, выражающаяся
в замкнутости внутренних
Также организация
осуществляет свою
Отличительные признаки социальной организации:
1) наличие у организации
целей является одним из
2) рационализация системы,
направленная на достижение
3) совокупность взаимодействия
людей с повышенной
4) скоординированность членов социальной организации для общего достижения результата;
5) формализация отношений в организа¬ции и нормативная регуляция поведения членов данной организации;
6) обособленность организации
характеризуется замкнутостью
7) наличие связей и
коммуникаций между ее
8) процесс саморегулирования,
предполагающий возможность
9) иерархия отношений. Существование системы власти, управления, которые подра¬зумевают подчинение работников руководству в процессе трудовой деятельности;
10) распределение функций
(полномочий и обязанностей) между
группами работников, находящихся
во взаимодействии друг с
Социальная организация как организм. Атрибутом социальной организации являются не столько неформальные, сколько формализованные и прежде всего субординационные правовластные отношения, устанавливающиеся между образующими ее элементами — индивидами и группами. Действия их как членов организации подчинены принятым в ней правилам, а также контролируются и координируются со стороны администрации, наличие которой — тоже признак социальной организации.
Благодаря этому социальная
организация обладает целостностью,
т.е. способностью функционировать
как единый организм. Представление
организованного предприятия
Подобный феномен социальной организованности, когда целое, образовавшееся из разнородных элементов, функционирует как один организм, наблюдается и в живой природе, например, в «мегаполисе» муравьев, отдельные группы которых функционально специализированы. Но в человеческой организации каждый ее элемент выполняет при этом определенную роль, понятие которой шире, чем служебная функция или должностные обязанности. Роль— это набор хранящихся в сознании человека представлений о том, как он и другие должны вести себя в определенных обстоятельствах. Она также является совокупностью действий, которые должен осуществить индивид, обладающий определенным статусом в данной социальной системе.
Под статусом понимают индивидуальную позицию, проявляющуюся в устойчивой склонности говорить и поступать в определенной ситуации вполне определенным образом и предполагающую наличие определенных обязанностей, прав и личностных притязаний. Роль подсказывает члену организации, чего следует ожидать от контактов с другими и как строить свое поведение в соответствии с ожиданиями. Вступая в организацию, индивид ожидает получить от нее интересную, социально престижную и высокооплачиваемую работу, признание и поощрение добросовестного отношения к делу, найти товарищеские взаимоотношения и поддержку коллег, защищенность и другие социальные блага. В свою очередь, организация ожидает от индивида, что он проявит себя как:
• специалист в конкретной области, обладающий определенными знаниями и квалификацией;
• член организации, способствующий успешному функционированию и развитию организации;
• человек, обладающий определенными личностными и моральными качествами;
• член коллектива, способный к коммуникации, т.е. устанавливать контакты и поддерживать хорошие отношения с коллегами;
• член организации, разделяющий ее ценности;
• работник, стремящийся
к улучшению своих
• человек, преданный организации и готовый отстаивать ее интересы и т.д.
В организациях, где нет гармонии во взаимных ожиданиях индивида, с одной стороны, и администрации организации и/или ее трудового коллектива, с другой, велика текучесть кадров. Организации типа «проходной двор» страдают от отсутствия преемственности в руководстве, «фирменной» культуры и собственных традиций. Они быстро утрачивают свои позиции. Это справедливо не только в отношении организации как предприятия или учреждения, но и в отношении всего общества. Давно подмечено, что до тех пор пока основная масса граждан общества не воспитает всех чувств и верований, гармонирующих с социальной организацией, эта организация не сможет существовать.
Как отмечают известные специалисты по менеджменту, организации являются не простой суммой индивидов, действующих переменным курсом, а комбинацией людей, имеющих сложные связи между собой и со своим окружением. Поэтому для обеспечения их эффективного функционирования требуется разработка прежде всего:
1) мотивационной основы поведения в организациях;
2) определенных принципов руководства;
3) организационных целей и условий принятия решений;
4) конфликтных ситуаций и способов их разрешения;
5) эффективности и
6) структурной оптимизации;
7) перечня организаций и их характеристик;
8) принципов взаимодействия
организации с окружающей
Конечно, значимость этих проблем для конкретной организации неодинакова. Она производна от принятой стратегии организационного развития, от складывающейся ситуации внутри организации и вне ее, от стадии жизненного цикла, которой достигла организация, и т.п.
Группы в организациях. Установлено, что 80% времени человека (исключая сон) приходится на его контакты с другими людьми. В процессе этого, когда между ними возникает общение, образуются группы, причем сколько может быть поводов для контактов, столько же может быть и разных групп. Членство в группе может быть прирожденным (семья, социальное происхождение и т.п.), приобретенным (работа в качестве штатного сотрудника, деятельность в политической партии и т.п.), и один индивид может одновременно являться членом множества социальных групп. В социальной системе группа выступает основой социального организма, состоящей из примкнувших к ней индивидов, ее членов. Отдельные индивиды, способные предложить группе цель, сформулировать решение или поддерживать ее стремление к чему-либо, становятся лидерами.
Группы бывают формальными,
неформальными и
Возможны и автономные внеорганизационные временные группы, по сути сами являющиеся мелкими организациями, хотя и не представляющие собой юридических лиц, как, например, артели, подрядившиеся выполнить договорные работы и прекратившие свою деятельность по их окончании. Неформальные группы образуются по взаимному притяжению их членов на основе общности интересов и увлечений, дружеской привязанности. Примером полуформальной группы может служить образуемая в крупных организациях для проработки оригинального проекта или разработки инновационной программы команда менеджеров или группа специалистов под командой дженералиста в организации с матричной структурой управления.
Устойчивому обществу нужна социальная организация. Положение индивидов в группе и роли, которые они в ней играют, отражают функциональное разделение труда и власти и являются элементами социальной общности. Группа цементируется принятыми в ней нормами поведения, которым следует в своих действиях индивид, ощущая потребность в стабильности, подражая в силу сходства представлений другим членам и опасаясь санкций. Давление и принуждение по отношению ко всем членам группы осуществляются неодинаково. Существуют конформисты и отклоняющиеся, но чем привлекательнее группа для индивида, чем ближе ему групповые цели, тем больше он считается с ее требованиями. В свою очередь, чем больше в группе таких индивидов, тем легче ею руководить.