Лекции по "Теории организации"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 11:31, курс лекций

Краткое описание

Теория организации является комплексной междисциплинарной областью знания, применяемую в организации социальных систем и систем управления, в частности.
Жизнь каждого человека протекает в обществе и сопряжена с действиями тех или иных организаций. Ее значение особенно велико для установления общественного порядка, обеспечения организованности во всех подсистемах общества. Отсюда следует, что объектами организации как процесса могут и должны быть: государство, его социальные институты и органы власти, экономика, наука, здравоохранение, образование и т.д.

Вложенные файлы: 1 файл

Весь материал (2).docx

— 2.21 Мб (Скачать файл)

Принцип подбора состоит в том, что всякое событие в организации может рассматриваться как сохранение или умножение одних активностей, упрочнение или усиление одних связей, устранение, уменьшение или ослабление других. Любая система стремится закрепить положительные свойства однажды найденного соединения.

Усовершенствованный механизм мотивации — пример принципа подбора.

Принцип подвижного равновесия выражается в том, что всякое сохранение форм рассматривается как их подвижное равновесие, а всякое подвижное равновесие — как практическое относительное равенство ассимиляции и дезассимиляции.

Принцип слабого звена означает, что система воспроизводима в должном качестве, если обеспечивается устойчивость относительно слабого звена. Мы говорили о самом уязвимом элементе организации — человеке, что связано с его непредсказуемостью, изменчивостью, эгоистичностью, наконец. Сила же каждого субъекта умножается силами окружающих его людей. Отсюда, при всей своей рациональности, субъект должен обеспечивать развитие самого слабого звена в организации.

Поскольку организация рассматривается  нами в статике (как упорядоченное  состояние целого), в динамике (как  процесс по упорядочиванию) и в  ее прогрессивном развитии, принципы организации можно разделить  на три группы:

• принципы организационной  статики, определяющие правила по- строения структур;

• принципы организационной  динамики как общие правила формирования организационных процессов;

• принципы рационализации как общие правила совершенствования  статики и динамики организации.

 

8 Принципы действия  статических и динамических организаций

 

Понятие статика и динамика, которые сегодня используются для  характеристики социальных организаций, заимствованы из механики.

Статистическое и динамическое состояние организации определяется этапами жизненного цикла организации, которое можно определить в две  группы – статическую и динамическую.

СТАТИКА – уравновешенное состояние организации, в котором  она находится независимо от негативных или позитивных изменений, происходящих во внешней среде. При этом все  параметры организации, отражающие ее деятельность, остаются неизменными  в течение длительного времени. Статическая организация удовлетворяется  достигнутым и стремится к спокойной жизни без проблем.

А если нет изменений, то нет и развития. Такая организация  в современное и сложное время  не сможет долго держаться «на  плаву»

ДИНАМИКА – развитие организации и ее поступательные движения вперед к новым целям под влиянием воздействий (например, 1-й закон Ньютона: изменить состояние инерции может только сила). Для динамически развивающейся организации характерно стремление постоянно наращивать темпы своего развития, осваивать новые технологии, увеличивать выпуск продукции, расширять круг решаемых задач, осваивать новые рынки для увеличения прибыли, стремясь к состоянию устойчивого равновесия.

Динамическое состояние  включает этапы рождения, роста, зрелости, старения и возрождения. Они характеризуются  решением внутренних и внешних проблем  во взаимосвязи. Статическое состояние  характеризуется нечувствительностью. К нему относится этап ликвидации (утилизации), когда организации  занимаются решением внутренних проблем, причем внутренние и внешние отношения  рассматриваются в отдельности (рис. 3).

 

Рис. 3. Состояние организации

 

 

Войти в статическое состояние  можно из любого этапа жизненного цикла двумя путями (рис. 4).

 

 

 

Рис. 4. Пути входа в статическое  состояние

 

9. Сущность принципов  и их классификация

 

В теории организации сформулированы принципы, на основе которых осуществляется построение, функционирование и развитие организаций.

Принцип – оптимальное  правило (норма), которое сформулировано людьми и носит объективный характер.

Принципы организации  являются отражением объективных закономерностей  практики управления. Они определяют требования к конкретной системе, структуре  и организации. В соответствии с  этими требованиями образуются органы управления, устанавливаются взаимоотношения  между его уровнями, между организацией и государством, применяются те или  иные методы управления.

С изменениями экономической  жизни меняются и принципы организации. Например, в начале ХХ в. применялись принципы, выработанные Ф. Тейлором и А. Файолем, в настоящее время уделяется внимание социальному аспекту.

В литературе приводится различная  классификация принципов. А.А. Беляев и Э.М. Коротков подразделяют их на общие, частные и ситуационные. Э.А. Смирнов  выделяет принципы статического и динамического  состояния, а также общие принципы организации. Объединяя эти подходы, можно подразделить все принципы на:

– Общие – для всех организаций и ситуаций;

– Частные и ситуационные – характерные только для определенной сферы или ситуации в деятельности организации;

– Динамического или статического состояния, характерные для определенной организации.

Помимо этого, в литературе принципы организации подразделяются на три группы (табл. 1).

Таблица 1 Принципы организации

 

 

Правильно сформированная организация  должна отвечать всем признакам, представленным в таблице.

 

10. Общие принципы  организации и их характеристика

 

Принцип обратной связи: социально-экономические  системы – это открытые и неравновесные  системы. Их регулирование возможно по принципу обратной связи. Любая система  управления состоит из управляющей  и управляемой подсистем. Между  ними имеются разнообразные коммуникационные связи, являющиеся каналами передачи управленческой информации, циркуляция которой позволяет  установить соотношение между информацией  на входе и выходе управляемой  системы. Сопоставление уровней  информации дает возможность оценить  состояние как управляемой подсистемы в целом, так и отдельных ее элементов. Оценка информации субъектом  управления должна быть оперативной  и достоверной, чтобы не произошла  потеря качества управления.

Принцип развития (необратимое  направленное изменение системы): движение неравновесной системы к притягателю устойчивости, которое обеспечивается благодаря отклонениям значений величин от их средних значений на любом из этапов жизненного цикла организации. Различают две формы развития: эволюционную (постепенное количественное и качественное изменение) и революционную (скачкообразный неосознанный переход от одного состояния системы, процесса управления к другому). Существует прогрессивное и регрессивное развитие, которое может вначале охватывать не всю систему, а только какой-либо ее компонент.

Принцип конкурентности: жизнеспособность организации зависит от степени соревновательных начал, которые выявляют наиболее эффективные пути развития.

Принцип дополнительности: амбивалентный подход к раскрытию  функционирования и развития организаций  – это сочетание в организации, с одной стороны, объективных, устойчивых тенденций, равновесных, организованных, прогнозируемых начал; а с другой стороны – случайных, неустойчивых, стихийных, самопроизвольных, вероятностных, непрогнозируемых начал.

Три принципа соответствия:

1) целей и ресурсов: ключевые  цели, принятые в организации,  должны своевременно обеспечиваться  ресурсами. Данному принципу соответствует  программно-целевая технология процесса  производства и разработки решений,  условия использования которой следующие: а) штат работников должен составлять 100-2000 чел.; б) время выполнения задания не должно превышать 1 год с момента его выдачи; в) доступность управленческих и производственных ресурсов должна обеспечиваться в срок; г) разделение управленческого и производственного труда должно быть ярко выраженным; д) выпуск серийной и массовой продукции должен осуществляться в течение длительного срока;

2) распорядительства и  подчинения: у каждого работника  должен быть один линейный (выполняет  административную, технологическую  или патронажную функцию) и  любое количество функциональных  руководителей при выполнении  конкретной работы;

 

3) эффективности производства  и экономичности: для каждой  организации должно быть найдено  соответствие между эффективностью  и затратами [эффект (результат)  определяется уменьшением затрат] (рис. 5).

 

Рис. 5. Принципы организации

 

 

Принцип оптимального сочетания  централизации и децентрализации  производства и управления: необходимо, чтобы было найдено наилучшее  сочетание объемов административных, технологических и патронажных  функций производства и управления. Данный принцип требует вовремя  производить объединение или  разъединение организаций или подразделений. Внешними сигналами для проведения этой работы является: снижение спроса на товары, рост затрат на управленческий аппарат, рост незапланированных увольнений персонала.

Принцип прямоточности: производственные и информационные процессы должны идти по кратчайшему пути во избежание дополнительных затрат и искажений. Например, ценная информация, проделав долгий путь, может оказаться недостоверной.

Принцип ритмичности и  синхронизации: производственные и  информационные процессы должны идти с заданным уровнем равномерности  в течение заданных временных  интервалов для обеспечения согласованности  производительности труда на различных  участках единого технологического процесса. При этом среди производственных подразделений надо выделить постоянный или временный центр синхронизации, под режим деятельности которого должны подстраиваться другие процессы или подразделения организации. Динамика рыночных отношений требует  гибкости в организации бизнес-процессов: что-то временно усилить, кого-то выделить, переориентировать на новые подразделения  или процессы.

 

11. Частные и  ситуационные принципы организации

 

Частные и ситуационные принципы организации имеют ограниченное распространение в организациях, они обусловлены складывающейся ситуацией или особым характером деятельности. Их подразделяют на следующие  группы: 1) применяемые в различных  подсистемах общества (экономической, социальной, политической, семейно-бытовой); 2) применяемые в процессе различных  видов организационной деятельности (принципы госслужбы, принципы управления персоналом); 3) управления организацией.

Например, американский исследователь  Д. Коллинз при формировании команды  рекомендует руководствоваться  следующими принципами:

– «руководство осуществляется при помощи вопросов, а не ответов»;

– «обсуждаются ошибки, а  не обвиняются работники»;

– «при неудачах руководитель смотрит в зеркало, а при удачах в окно».

Принципы статического состояния  организации (рис. 6):

Принцип приоритета цели: наивысший  приоритет имеет цель в системе  «цель-задачи-функции-структура-персонал». При создании, реструктуризации или  ликвидации организации наиболее хорошо должна быть разработана общая цель и представлена более мелкими  целями по областям деятельности (экономическими, организационными, технологическими) или по видам выпускаемой продукции (услугам, товарам, информации). Каждая цель должна быть конкретизирована в  виде задач с указанием объемов, сроков, ресурсов. Для их решения  формируются функции управления и производства с указанием сложности  и схожести. На их базе создается  оптимальная организационная структура, которая, в свою очередь, служит основанием для формирования контингента работников организации.

Принцип приоритета функции  над структурой: наивысший приоритет  имеет функция в системе «функция-структура». Руководитель сначала формирует  набор необходимых функций, затем  в соответствии с ним создает  организационную структуру.

Принцип приоритета субъекта управления над объектом: приоритет  отдается руководству относительно будущих работников. Вначале подбирается  руководитель, который сможет профессионально реализовать поставленную цель, затем он подбирает команду, которая по профессиональным и личностным качествам может работать над конкретными задачами.

 

 

Рис. 6. Принципы состояний  организации

 

 

Принципы динамического  состояния организации

Принцип приоритета персонала: наивысший приоритет имеет персонал в системе «персонал-структура-функции-задачи-цель». Любая организация создается  людьми и для людей. Глобальная цель: максимально удовлетворить потребности  личности и общества. При функционировании организации главное внимание должно уделяться персоналу, его стимулированию. Поэтому необходимо формировать структуру, функции, задачи и цели, приемлемые для него. В случае возникновения проблем с персоналом необходимо их откорректировать.

Принцип приоритета структуры  над функциями: наивысший приоритет  имеет структура в системе  «функция-структура». Руководитель либо создает уникальную для своей  организации структуру, либо полностью  копирует структуру какой-либо образцовой, на его взгляд, организации с набором  уже выполняемых функций (используя  метод бенч-маркинга). Практика показывает, что 60–80 % руководителей предпочитают копировать. Изменения, которые происходят в структуре, сопровождаются введением новых или сокращением старых функций производства или управления.

Принцип приоритета объекта  управления над субъектом: в действующей  организации при замене руководителя или реорганизации подразделений  приоритет должен отдаваться коллективу подразделения относительно будущего руководителя, т. е. он должен подбираться  под конкретные действующие структурные  подразделения с учетом его совместимости  с коллективом подчиненных, причем руководитель не должен уменьшать потенциал  коллектива или быть хуже своего предшественника.

Сравнительный анализ принципов  действия статистической и динамической организаций. Суть противоречия принципов  действия статической организации  заключается в том, что, с одной  стороны, достижение стабильного режима работы является одной из целей ее существования, с другой, неизбежны  нововведения, необходимые организации  для ее успешного развития и выживания. Эти нововведения определяют переход  организации в динамический режим  работы.

Информация о работе Лекции по "Теории организации"