Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2013 в 20:05, курс лекций
Механизм управления представляет собой систему органов управления, средств и методов, направленных на удовлетворение потребности организации в рабочей силе требуемого количества, качества и к определённому времени. Цели управления достигаются путем реализации определённых принципов и методов.
Тема 2: Научные принципы и методы управления персоналом.
Тема 3: Методология организации системы управления персоналом. Структура кадровой службы предприятия.
Тема 4: Современные требования к кадровой политике.
Тема 5. Система комплектования предприятия кадрами. Найм и отбор персонала. Профориентация и адаптация работника на предприятии
Кадровая служба предприятия: задачи, функции, структура.
Кадровая служба предприятия - это совокупность специализированных структурных подразделений в сфере управления предприятием вместе с занятыми в них должностными лицами (руководители, специалисты, исполнители), призванными управлять персоналом в рамках избранной кадровой политики.
Главное назначение кадровой службы состоит в том, чтобы не только руководствоваться в осуществлении кадровой политики интересами предприятия, но и действовать с учетом трудового законодательства, реализации социальных программ, принятых как на федеральном, так и на территориальном уровне.
Функции, структура и задачи кадровой службы тесно связаны с характером развития экономики, пониманием руководством предприятия (организации) роли персонала в выполнении целей и задач, стоящих перед производством (организацией).
Функции отдела кадров на отечественных
предприятиях сводились в основном к найму
и увольнению рабочей силы, ведению делопроизводства.
Большая разобщенность всех этих узкоспециализированных
структурных подразделений снижала эффективность
работы с кадрами, не позволяла комплексно
решать задачи формирования и тем более
эффективного использования кадров. Большую
работу, особенно связанную с подбором,
расстановкой и использованием кадров,
выполняли линейные руководители (начальники
цехов, мастера), часто не располагая ни
необходимыми знаниями, ни временем, поскольку
их главная задача состояла в обеспечении
своевременного и качественного выполнения
производственных заданий. Их общение
с отделом кадров, отделом подготовки
кадров носило больше оперативный характер
и напоминало систему "дежурного обслуживания"
- оперативное исполнение отделом кадров
заказов конкретного производства по
набору кадров со стороны.
Кадровая служба не была наделена функциями
планирования, организации, координирования,
стимулирования, контроля, не участвовала
в выработке кадровой политики, ограничиваясь
текущей работой с кадрами. По сути дела,
на большинстве отечественных предприятий
и самой кадровой службы как совокупности
взаимосвязанных структурных подразделений,
участвующих в управлении персоналом,
не было.
Кадровая служба в современных
условиях должна быть организатором и
координатором всей работы с кадрами на
предприятии. Она призвана выполнять функцию
контроля за реализацией кадровой политики
в структурных подразделениях, осуществлять
надзор за оплатой труда, медицинским
обслуживанием работников, социально-психологическим
климатом в коллективе, социальной защитой
работников.
Характер выполняемых
функций и решаемых задач предопределяет
и требования к кадровой службе, в частности
необходимость проведения научно-исследовательских
разработок (например, опросов для выявления
факторов, причин, последствий применительно
к трудовым отношениям), установление
контактов с территориальными органами
управления трудом, со службой занятости
и профориентации, вузами и техникумами
(колледжами), с частными структурами,
специализирующимися на подборе кадров,
в связи с необходимостью изучения ситуации
на рынке труда, подбора кадров, их обучения
и повышения квалификации и т.д.
На предприятии определены
Прием на работу,ознакомление
Контакты с профсоюзными
Задачи службы управления
Эффективность
работы кадровой службы на предприятии
зависит от:
- ее структуризации и конкретизации функций
каждой структурной единицы;
- взаимосвязанной работы структурных
подразделений внутри самой службы;
- органической связи работы кадровой
службы с работой технической и экономической
службой предприятия;
- кадрового обеспечения службы.
СТРУКТУРА КАДРОВОЙ СЛУЖБЫ
Принципиальное построение кадровой службы в современных условиях не имеет общепризнанной формы. Один из ее вариантов представлен на схеме 2.1. Он ориентирован на стандартный набор работ и реализацию стратегического подхода в кадровой политике в увязке с развитием предприятия (организации).
Конкретное построение кадровой службы, распределение кадровой работы между структурными подразделениями, а внутри структурного подразделения между исполнителями; может варьировать в большом диапазоне, поскольку зависит от многих моментов. Среди них следует отметить, прежде всего, размер предприятия (численность занятого на нем персонала), объем управленческих работ каждого вида, понимание руководством задач управления персоналом: несмотря на эффективность комплексного подхода к управлению персоналом, на одних предприятиях тем не менее во главу угла ставится, например, подбор кадров, на других - планирование трудовой карьеры, на третьих - оценка результатов и оплата труда. Влияют также стиль и методы руководства администрации подчиненными и т.д.
При
проектировании структуры службы управления
персоналом и организации ее работы исходят
из того, что существование какого-либо
структурного подразделения оправданно
лишь в определенных условиях (при определенной
численности персонала, объеме управленческих
работ данного вида). В других же условиях
данная функция может быть поручена (передана)
другому структурному подразделению или
даже отдельному лицу в составе любого
структурного подразделения.
Прежде всего, объем работ должен быть
достаточным для загрузки как минимум
двух-трех человек, чтобы можно было выделить
отдельную группу (бюро) в составе отдела.
Организационно работа с кадрами продолжает
оставаться распыленной по многим функциональным
подразделениям заводоуправления. Более
того, самостоятельной кадровой службы
с единым административным и методическим
руководством вообще может не быть.
Вместе с тем намечаются положительные
тенденции, в частности преобразование
отделов кадров в отделы управления персоналом,
правда, пока с незначительной трансформацией
функций, что, естественно, существенно
не сказывается на эффективности работы
с персоналом. Другие предприятия идут
значительно дальше и подчиняют управляющему
по кадрам не только такие традиционные
управленческие структуры, как отдел кадров,
отдел подготовки кадров (или отдел технического
обучения), но и социологические подразделения
(если они имеются), отдел труда и заработной
платы (предварительно передав планирование
основных трудовых показателей в экономический
отдел), отдел (лабораторию) НОТ и др.
После определения функциональной структуры
кадровой службы, составляющих ее подразделения
(отделы, бюро), решается вопрос о перечне
задач каждого структурного подразделения,
его функциях, численном составе и должной
структуре занятых в них работников, должностных
обязанностях каждого из них, а также о
взаимоотношениях подразделений друг
с другом в рамках кадровой службы и с
другими подразделениями предприятия
в части входящей и исходящей информации,
так и в отношении методического обеспечения'
кадровой работы, реализации функции контроля
и надзора за ее проведени
В зависимости от степени развития и особенностей организации структурное местоположение кадровой службы может быть различным. Приведем несколько таких вариантов1.
Вариант 1. Структурная подчиненность кадровой службы руководителю по администрированию, то есть выполнение задач службой персонала рассматривается в рамках штабного подразделения функциональной подсистемы (администрирование).
Вариант 2. Структурное подчинение службы управления персоналом в качестве штабного отдела общему руководству организации. Такая структура приемлема в небольших организациях на начальных этапах развития, когда руководство четко не определило статус кадровой службы.
Вариант 3. Структурная подчиненность кадровой службы в качестве штабного органа высшему руководству. Данный вариант наиболее приемлем в тех случаях, когда руководитель пытается поднять статус кадровой службы.
Вариант 4. Организационное включение службы управления персоналом в руководство организацией. Этот вариант является наиболее типичным для развитых организаций. Подсистема управления персоналом является равнозначной подсистемой в ряду остальных подсистем управления.
Стратегия развития ж.д транспорта РФ до 2030 г. связывается с развитием механизмов мониторинга, анализа и принятия решений для придания планомерного и более эффективного характера деятельности по управлению человеческими ресурсами в сфере ж.д транспорта.
Тема 4: Современные требования к кадровой политике.
Концепция кадровой политики на федеральном железнодорожном транспорте.
1.Содержание и задачи кадровой политики.
2. Критерии и оценка выбора кадровой политики.
3.Взаимосвязь кадровой политики и стратегии развития предприятия.
4. Кадровая политика в условиях реформирования железнодорожной отрасли: сущность, основные направления и пути развития.
1. Для эффективного управления персоналом предприятие нуждается в целостной работе с кадрами, позволяющей управлять ими от момента приёма на работу до завершения карьеры. Цели и задачи управления персоналом достигаются через кадровую политику, которая в настоящее время полностью определяется концепцией развития предприятия.
Понятие «политика организации» включает систему правил, в соответствии с которыми ведёт себя система в целом и по которым действуют люди, входящие в эту систему. Кроме финансовой и внешнеэкономической политики по отношению к конкурентам, любая организация разрабатывает и осуществляет кадровую политику, которую можно определить как систему целей, принципов и вытекающих из них форм, методов и критериев работы с персоналом. Эта политика распространяется на все категории работников.
Кадровая политика является ключевым направлением всей работы по управлению персоналом; она характеризуется совокупностью методов, направленных на сохранение и развитие кадрового потенциала, системой основополагающих принципов, которые реализуются кадровой службой предприятия. Кадровая политика служит стратегической линией работы с персоналом. Следовательно, кадровая политика представляет собой деятельность, направленную на создание трудового коллектива, которая наилучшим образом способствует совмещению целей и приоритетов предприятия и работников.
Кадровая политика формируется в соответствии со стратегией предприятия и направлена на организацию эффективного управления персоналом для решения задач, стоящих перед всеми подразделениями предприятия.
Цель кадровой политики – обеспечить эффективную организацию с помощью оптимального баланса между процессами обновления и сохранения численного и качественного состава кадров в соответствии с потребностями организации.