Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2013 в 20:05, курс лекций
Механизм управления представляет собой систему органов управления, средств и методов, направленных на удовлетворение потребности организации в рабочей силе требуемого количества, качества и к определённому времени. Цели управления достигаются путем реализации определённых принципов и методов.
Тема 2: Научные принципы и методы управления персоналом.
Тема 3: Методология организации системы управления персоналом. Структура кадровой службы предприятия.
Тема 4: Современные требования к кадровой политике.
Тема 5. Система комплектования предприятия кадрами. Найм и отбор персонала. Профориентация и адаптация работника на предприятии
В железнодорожном холдинге в общей сложности работает 979 882 человека (данные на 01.04.2010), и, по данным кадровой службы компании, РЖД испытывает умеренный дефицит персонала только по одной категории работников (топ-менеджеры), а острого дефицита не испытывает вовсе. Система управления персоналом ОАО «РЖД» функционирует согласно «Стратегии развития кадрового потенциала ОАО РЖД до 2015 года», утвержденной руководством компании в 2009 году. Среди основных задач, заложенных в этом документе, в частности, указаны непрерывное развитие персонала, совершенствование системы мотивации, жизнеобеспечение персонала во внепроизводственной среде, проведение эффективной молодежной политики и др. Кадровые службы холдинга активно работают по каждому из этих направлений. Но с началом экономической нестабильности внимание было сконцентрировано на реализации антикризисных мер – переподготовке персонала, обучении работников вторым (смежным) профессиям, повышении их квалификации. При этом идет работа и по дальнейшему развитию существующей системы подготовки кадров.
Основными принципами новой
Тема 5. Система комплектования предприятия кадрами.
Найм и отбор персонала. Профориентация и адаптация работника на предприятии
Исходный этап
в процессе управления трудовыми
отношениями - набор и отбор кадров.
От того, как проведен набор, и какие
люди отобраны для работы в организации,
зависит вся последующая
Прием на работу начинается с детального определения того, кто нужен организации. Традиционно в основе этого процесса лежит подготовка должностной инструкции, т.е. документа описывающего основные функции сотрудника, занимающего данное рабочее место.
Следующая задача
- найти человека, который будет
удовлетворять предъявляемым
Когда организации необходимо принять новых работников, возникают два вопроса: где искать потенциальных работников (источники) и как известить заявителей об имеющихся вакансиях (методы).
Источники набора. Имеются два возможных источника набора: внутренний (из работников предприятия) и внешний (из людей, до того никак не связанных с предприятием).
Внутренние источники подбора персонала
Внешние источники подбора персонала
В таблице представлены как достоинства, так и недостатки каждого из этих источников набора.
Таблица
Сравнение источников набора
Источники |
преимущества |
недостатки |
Внутренний |
Работники видят пример реализованных возможностей соседа по работе. Лучшие возможности оценки рабочей «хватки» работников. Компания знает достоинства и недостатки работника. Сокращение затрат по найму. |
Угроза накопления сложных личных взаимоотношений работников, «семейственность, приводящая к застою в проявлении новых идей и изобретательской мысли. Плохое отношение к человеку со стстороны его бывших коллег |
Внешний |
Выбор из большого числа кандидатов. Появление новых идей и приемов работы. Меньшая угроза возникновения интриг внутри предприятия. |
Долгий период привыкания. Ухудшение морального климата среди давно работающих. Рабочая «хватка» новых работников точно неизвестна. |
Методы привлечения кандидатов. Для привлечения кандидатов организация может использовать ряд методов, каждый из которых имеет свои достоинства и недостатки.
1. Поиск внутри организации.
Прежде чем
выйти на рынок труда
2. Подбор с помощью сотрудников.
Обращение к
персоналу организации с
3. Использование банка данных.
Практически любая организация получает письма, телефонные звонки и другие обращения от людей, занятых поиском работы. Не имея потребности в их труде в настоящий момент, организация не должна просто отказываться от их предложений - необходимо поддерживать базу данных на этих людей, их знания и квалификация могут пригодиться в дальнейшем.
4. Объявления
в средствах массовой
Основное преимущество данного метода подбора кандидатов - широкий охват населения при относительно низких издержках. Недостатки являются обратной стороной преимуществ - объявления в средствах массовой информации могут привести к огромному наплыву кандидатов, большинство из которых не будут обладать требуемыми характеристиками.
5. Выезд в институты и другие учебные заведения.
Этот метод является очень результативным для привлечения определенного типа кандидатов - молодых специалистов.
6. Использование банка данных государственных агентств занятости.
Правительства
большинства современных
7. Услуги частных агентств по подбору персонала.
Частные агентства имеют свою базу данных, а также осуществляют специальный поиск кандидатов в соответствии с требованиями клиента. Данный метод является довольно дорогостоящим.
Отбор сотрудников
Подбор кандидатов является основой для следующего этапа - отбора будущих сотрудников организации.
Содержание этого этапа во многом зависит от традиций, особенностей (культуры) организации, принимающей новых сотрудников, а также характера должности, на которую подбирается кандидат, однако в общем виде может быть представлено следующей схемой:
первичный отбор ® собеседование с сотрудниками отдела кадров ® справки о кандидате ® собеседование с руководителем подразделения ® испытание ® решение о найме.
Первичный отбор начинается с анализа списка кандидатов с точки зрения их соответствия требованиям организации к будущему сотруднику. Основная цель первичного отбора состоит в отсеивании кандидатов, не обладающих минимальным набором характеристик, необходимых для занятия вакантной должности. Наиболее распространенными в настоящее время методами первичного отбора являются - анализ анкетных данных, тестирование.
На следующем этапе специалист по подбору персонала проводит индивидуальные собеседования. Цель этих собеседований заключается в оценке степени соответствия кандидата портрету идеального сотрудника, его способности адаптироваться в организации и выполнять требования должностной инструкции.
Справки о кандидате собираются для того, чтобы лучше оценить профессиональные качества кандидата, для этого организации могут обратиться за информацией к людям и организациям, знающим его по совместной учебе, работе и т.д.
Собеседование
с руководителем подразделения
должно позволить оценить прежде
всего, профессиональные качества кандидата,
его способности выполнять
На основе анализа
результатов собеседования
В последнее
время все большее
Наиболее естественной в условиях рынка формой найма и увольнения работников являются заключение и расторжение трудовых договоров (контрактов), представляющих собой соглашение между работником и работодателем. Соглашение предусматривает: состав и содержание работ, функций, заданий (обязанностей), определяемых работодателем и принимаемых работником к исполнению; условия и режимы выполнения контракта; страхование и социальное обеспечение работника; условия оплаты труда и другие выплаты.
Риски при найме персонала
Признак |
Риски работодателя |
Возможности кандидата |
Возраст(солидный) |
|
|
Возраст (молодой) |
|
|
Пол (женский) |
|
|
Пол (мужской) |
|
|
Национальность |
|
|
Гражданство |
|
|
Провинциальность |
|
|