Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2013 в 20:05, курс лекций
Механизм управления представляет собой систему органов управления, средств и методов, направленных на удовлетворение потребности организации в рабочей силе требуемого количества, качества и к определённому времени. Цели управления достигаются путем реализации определённых принципов и методов.
Тема 2: Научные принципы и методы управления персоналом.
Тема 3: Методология организации системы управления персоналом. Структура кадровой службы предприятия.
Тема 4: Современные требования к кадровой политике.
Тема 5. Система комплектования предприятия кадрами. Найм и отбор персонала. Профориентация и адаптация работника на предприятии
• формирование взаимоотношений между высшими управленческими кадрами;
• создание соответствующей организационной структуры служб управления персоналом;
• выработка критериев эффективного управления персоналом;
Стратегия управления персоналом организации охватывает множество направлений, в том числе:
• связь с рынком труда и с внутрифирменными трудовыми ресурсами;
• проведение мероприятий по использованию действующего персонала, а также мероприятий по подготовке и повышению квалификации кадров;
• выбор и реализация стиля управления кадрами;
• выбор систем мотивации и стимулирования труда (включая социальные услуги);
• проведение информационно-коммуникационной политики.
Стратегия управления персоналом предполагает анализ возможностей реализовать перспективные задачи и изучение возможностей персонала или его подбор для достижения глобальных целей предприятия. Стратегия создает условия для принятия решений, удовлетворяющих и руководство предприятия, и персонал организации. В то же время оперативные решения могут поддерживать противоречия между интересами работников и организации (в большей степени это касается социальных аспектов), которые устраняются в перспективе. Такие стратегические задачи имеют только качественную оценку. Поэтому выбор стратегии управления персоналом осуществляется на основе анализа всех факторов и определения наиболее перспективного варианта развития организации.
Отражением кадровой стратегии и политики являются правила и процедуры компании. Правила и процедуры компании определяют требования компании к работникам и отражают кадровую стратегию компании.
Стратегия управления персоналом влияет на поведение всего персонала от рядовых работников, до руководителей высшего звена, а также на принятие будущих решений.
ВЗАИМОСВЯЗЬ СТРАТЕГИЙ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ
Стратегия управления персоналом, как и другие функциональные стратегии, основывается на стратегии развития предприятия в целом. Конкретное содержание работы в области управления человеческими ресурсами определяется стратегией, которую руководство вырабатывает в соответствии с декларируемой миссией организации. При этом управление людьми становится одной из наиболее значимых стратегических функций управления.
В этом случае стратегия развития предприятия представляет собой процесс, с помощью которого все человеческие ресурсы объединяются в единую стратегию управления персоналом. Поэтому она является не только самостоятельным стратегическим аспектом, но и отдельной социальной функцией менеджмента предприятия. Стратегия управления персоналом как аспект общей стратегии предприятия обеспечивает интеграцию всех элементов в единую систему.
Выдержать конкурентную борьбу и эффективно развиваться сможет только то предприятие, которое сформирует стратегию управления персоналом и кадровую политику с учетом детального анализа внешней и внутренней среды.
Отправной точкой системы управления персоналом являются стратегические цели организации, установленные высшим эшелоном менеджмента предприятия.
Четко сформулированная стратегия развития организации помогает определить круг задач, которые должны быть решены в рамках стратегии управления персоналом и кадровой политики. В этом случае первоочередными становятся позиции, которые формируют организационную стратегию. Для различных предприятий эти приоритеты разнообразны в зависимости от этапа развития и имеющихся проблем.
Соответственно система управления персоналом является одной из значимых функций управления предприятием, поскольку работник, как и прежде, остается основной производительной и творческой силой производства.
Наиболее ярко
взаимосвязь развития предприятия и кадровой
политики выявляется при классификации
стратегий, учитывающей ситуационные
факторы. Согласно данному подходу, различают
несколько ситуационных стратегий, связанных
с определенными стадиями развития предприятия
(фирмы).
1. Организация нового бизнеса: приобретение
ресурсов, необходимых для перехода от
идеи к прибыльному производству, подготовка
к ожесточенной конкуренции в условиях
рынка.
Формирование кадров в этом случае должно
ответить на следующие принципиальные
вопросы: какие кадры нужны, кого набирать,
где готовить, нужна ли специальная подготовка,
ее объемы применительно к специфике производства.
Во многом влияет и сама ситуация: новый
бизнес на "пустом" месте или на базе
функционирующего (функционировавшего
ранее) предприятия.
2. Концентрация на одном направлении предпринимательской
деятельности. Здесь в основе лежит исключительная
компетентность фирмы в какой-либо одной
области, в производстве одного или нескольких
продуктов по сравнению с конкурентами.
Постоянное превосходство в компетентности
позволяет длительное время сохранять
лидерство в меняющихся условиях рынка.
Применительно
к кадровой политике эта ситуация может
проявиться по-разному. Во-первых, возможно
расширение производства одной продукции
за счет прекращения выпуска других. В
этом случае кадры либо увольняются, либо
переподготавливаются в соответствии
с целью производства. Во-вторых, в связи
с изменением запросов потребителей необходимо
быстро ввести в действие имеющиеся резервные
мощности, что требует высокоманевренной
рабочей силы.
3. Вертикальная интеграция, когда
предстоит определить, что более
выгодно - закупать компоненты
или производить их
Кадровая политика
в данном случае решает задачи по формированию
кадров как по численности, так и по профессиональной
структуре в связи с освоением (включением)
новых производств. Кроме того, из-за возможной
территориальной разобщенности производств
(предприятий, подразделений в рамках
объединения и т.п.) необходимо учитывать
ситуацию на территориальных рынках труда,
поскольку возможности перераспределения
рабочей силы из одного производства (подразделения)
в другое, находящееся в другом регионе,
ограничены.
4. Диверсификация - вторжение действующих
предприятий в новые области
производственной деятельности (относительно
сложившейся специализации) с
целью повышения экономической
устойчивости предприятия. Диверсификация возможна
в области, связанные с основной деятельностью
компании, и в совершенно самостоятельные
сферы бизнеса. При расширении компании
за счет предприятий, не связанных прямо
с ее основным профилем, корпоративное
управление будет осуществляться не на
уровне конкретных планов производственной
деятельности, а на уровне общих финансовых
показателей.
Диверсификация
есть альтернатива специализации, длительное
время считавшейся эффективным направлением
в развитии производства. При диверсификации
в близкие к основной сферы деятельности
изменяется производственная и организационная
структура предприятия.
5. Стратегия переноса капитала. Она
состоит в ужесточении
Применительно к кадровой политике реализация
данной стратегии может повлечь за собой
и экономию средств на привлечение и содержание
рабочей силы, высвобождение работников
из убыточных производств, и, наоборот,
увеличение численности рабочей силы
в прибыльных сферах деятельности. В связи
с тем, что данная стратегия реализуется
в достаточно короткие сроки, кадровые
вопросы также должны решаться в оперативном
порядке.
6. Изъятие капиталов и прекращение деятельности.
В случае неудачи какого-либо из направлений
деятельности применяются: переориентация
на новые сегменты рынка, где большая вероятность
успеха, сокращение масштабного бизнеса
и вовлечение в дело всех резервов, прекращение
деятельности - ликвидация предприятия
или продажа его.
Применительно
к кадровой политике это наиболее жесткий
вариант, так как связан с увольнением
работников, большим экономическим ущербом,
с необходимостью выплаты различного
рода пособий в рамках социальной защиты.
Анализ
функционирования отечественных предприятий
в условиях становления рыночных отношений
показывает, что на практике используются
все виды стратегий выживания и развития
предприятия.
Кадровая политика в условиях реформирования железнодорожной отрасли: сущность, основные направления и пути развития.
Основные направления кадровой политики на современном этапе:
Сегодня кадровая
политика организаций железнодорожного
транспорта может быть охарактеризована
как закрытая, реактивно-превентивная.
Это связано, с одной стороны,
с протекающим процессом
Кадровая политика в организациях железнодорожного
транспорта является элементом социальной
политики.
Реформирование
первый этап-2001-2002 годы;
второй этап-2003-2005 годы;
третий этап - 2006-2010 годы.
Решающим фактором успеха
Поставлена задача роста
- повышение отраслевой минимальной заработной
платы;
- создание механизма вознаграждения
сотрудников в строгой зависимости от
реальных результатов их труда;
- усиление мотивации
персонала в повышении
- дифференциация
уровня тарифных ставок и
-осуществление перехода от
отраслевой единой тарифной сетки к отдельным
системам оплаты труда для руководителей,
специалистов, служащих и рабочих;
- совершенствование системы аттестации
руководителей и специалистов отрасли,
повышающей объективность и точность
результатов аттестации;
- уточнение
показателей оценки
- формирование Совета по социальной политике
на железнодорожном транспорте для координации
социальной политики и, в частности, всех
элементов системы мотивации (оплата труда,
предоставление социальных льгот и т.п.).
Основная цель политики
- способна объективно оценить степень достижения результата;
- справедливо
вознаграждает и поощряет
Для лучшей адаптации к рынку
следует набирать сотрудников,
которые помимо специальных
___________-------------------
В условиях структурной
Важнейшим направлением становится предоставление работникам большего доступа к информации о хозяйственной деятельности организации и отрасли в целом. Эффективность кадровой политики будет определяться современной системой управления, согласованными действиями всех структурных подразделений на всех уровнях управления.